| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Комплекс игр и упражнений по коррекции отклонений младших школьников
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Сербина Мария
Ейск, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………….
Игры по коррекции сенсорных нарушений………………………………………………
Игры по коррекции интеллектуального нарушения …………………………………………………………..
Игры по коррекции опорно-двигательных нарушений………………………………………………
Пояснительная записка
Эта брошюра с играми и упражнениями предназначена для коррекции сенсорных, интеллектуальных нарушений, нарушений речи, нарушением опорно-двигательного аппарата у младших школьников.
Упражнение «Метка на стекле»
Ребенок становится на расстоянии 30-35 см от оконного окна, на стекле
которого на уровне глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали
от линии взгляда, проходящей через метку, намечается какой- либо
предмет для фиксации взгляда. Поочередно переводить взгляд то на метку
на стекле, то на предмет.
«Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция:
Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Упражнение «Бабочка»
Для детей при выполнении данного упражнения можно использовать как ориентир ручку или указку
Посмотреть вверх — вправо (зафиксировать взгляд), затем по диагонали вниз — влево — 6-8 раз.
Посмотреть вверх — влево (зафиксировать взгляд), затем по диагонали вниз — вправо (зафиксировать взгляд) — 6-8 раз.
Посмотреть строго вверх (на потолок), перевести, не торопясь, взгляд вниз (на пол) — 6-8 раз.
Игры и упражнения для коррекции интеллектуального нарушения
Упражнение «Скажи слово с нужным звуком».
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;
средней степенью отсталости.
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
Упражнение «Одинаковое и разное»
Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;
Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля
Организация: игра проводится фронтально. Заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …
Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.
Игры и упражнения для коррекции нарушения речи
Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребёнком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребёнок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даём минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Всё круглое", "всё горячее", "всё мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Игра «Внимание! Розыск!»
(Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
Игры и упражнения для коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата
Упражнение «Колобок»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышц позвоночника, верхних и нижних конечностей.
Что за странный колобок
На окошке появился?
Полежал чуток,
Взял и развалился.
И.п.: лечь на спину, а затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои ступни ног.
Вот вы все и колобки!
Раз, два, три, четыре, пять —
Развалились все опять.
Вытянуть ноги и лечь на спину.
Упражнение «Лягушки» («Лягушата»)
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).
Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши'ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, .
Скачут, не жалея ножки.
Игра «Плавание на байдарках»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.
Игра «Гусеница»
Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все – гусеницы. Поползли!