СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека наблюдений(средняя группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека наблюдений (средняя группа). Материалы для занятий. ... Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цели:формировать представления об изменениях в природе;учить различать и характеризовать приметы ранней осени/

Просмотр содержимого документа
«Картотека наблюдений(средняя группа)»





1. «И капает дождик опять»

Цель:

• Формирование умения определять солнечный или пасмурный день.

• Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в неживой природе.

• Активизация словаря детей: дождь, осень, тучи.

• Воспитание любви к природе.

Оборудование: календарь погоды, игрушка – медвежонок.

Ход наблюдения.

Дети наблюдают за дождем:

- Почему мы гуляем на веранде?

- Какая погода?

- Как вы одеты?

- Что вы видите на небе?

- Как называется серое облако?

- Откуда льется дождь?

Сегодня пасмурная, хмурая, дождливая погода, без солнца, холодно.

Начинается осень.

В пасмурный, осенний, холодный день грустно и животным, и птиц не слышно, насекомые не летают.

Если муравьи спрятались, их не видно на дорожках в обычных уголках участка – жди дождя.

Элементы трудовой деятельности: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитание интереса к труду.

Оборудование: ведерки, метелки.











2. «День сияет»

Цель:

• Развитие у детей умения называть изменения погоды: солнечная, сухая, теплая погода.

• Активизация словаря детей: солнце.

Оборудование: маленькое зеркало.

Ход наблюдения.

Воспитатель запускает солнечного зайчика, а дети его ловят.

Песня солнечного луча

Луч вбил в ставню, через щелку

Золотистую иголку

И запрыгал на полу,

- Эй, проснись, лентяй – мальчишка…

Встали утки, встала мышка,

Кошка моется в углу…

День сияет, сад сверкает.

Перед дверью Жучка лает –

Ну, вставай же, егоза!

С. Черный

- Какое на небе солнце?- Теплое ли солнце, греет ваши лица и ладошки?

-Какими словами можно сказать про такую погоду: ясная или пасмурная? Сухая или мокрая, сырая? Теплая или холодная?Началась осень, погода меняется: то пасмурно, то ясно. В начале осени, в сентябре солнце еще теплое, яркое, заставляет вас зажмуриться и улыбнуться.

Таким дням радуются животные, птицы, насекомые. Муравьи к солнечной, ясной погоде высоко залезают на ветви кустарников, стволы деревьев. Найдите паутинку. Паук плетет ее – к ясной погоде

Элементы трудовой деятельности: Сбор семян цветов.

Цель: формирование умения различать зрелые семена от незрелых.

Оборудование: коробочки.





3. «Стая туч»

Цель:

• Формирование умения различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворении.

• Воспитание любви к природе.

• Активизация словаря детей: тучи, осень, хмурые.

Ход наблюдения.

- Какое сейчас время года?

Давайте будем следопытами: узнаем – какая погода осенью?

Дети смотрят в « подзорную трубу» ( имитация).

Всё внимание на небо, что вы видите: солнце, облака, тучи?- Облака белые пушистые, а тучи?-Видно ли солнце?- Что несут нам облака?- Какое небо: хмурое или светлое, голубое?- А погода: пасмурная или ясная? Холодно или тепло?- Как догадались, что холодно?

Я предлагаю в календаре погоды отметить карточкой погоду.

- А хотите узнать – будет дождь или нет?

Понаблюдайте за воронами – летают стаей высоко, громко каркают – к дождю. (Воспитатель выслушивает мнения детей о том, будет дождь или нет).

Первый месяц осени сентябрь называли «хмурень» за пасмурную погоду, низкое серое небо, дождь.

Перед дождем

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет

Глухо шепчет темный лес.

И. Некрасов

-Вам понравилось быть исследователями?

Элементы трудовой деятельности: Коллективный труд по сбору урожая овощей.

Цель: формирование умения собирать урожай, действовать сообща.Оборудование: ведерки, лопата.





4. «Дождь летний, дождь осенний»

Цель:

• Развитие у детей умения наблюдать за сезонными явлениями (летние и осенние дожди) и их изменениями.

• Формирование умения понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

• Активизация словаря детей: дождь, грязь, сыро.

Оборудование: цветные мелки

Ход наблюдения.

-Мы гуляем на веранде, а дождь гуляет на лужайке. Послушайте стихотворение о дожде: (закройте глаза и представьте себе этот дождь)

Первый гром прогремел,

Туча пронеслась.

Чистой влагою дождя

Травка налилась.

Охватила всю даль

Радуга дугою,

Брызнул солнечный луч

Ярко над землею.

С. Дрожжин

- Скажите, это стихотворение подходит к сегодняшнему дождю? Почему?

В этом стихотворении описывается летний дождь.- Вспомните летний дождь?

Сильный , капли крупные, теплый, с радугой, лужи быстро сохнут.- А какой дождь сегодня, крупный или мелкий?-Быстрый, короткий или продолжительный, длинный?

-Холодный или теплый.Закройте глаза и мысленно представьте осенний дождь.

Осенний дождь отличается от летнего, так как осенью солнце мало светит, мало греет, дуют сильные ветры, холодно.Сентябрь – хмурень, холодень.

Элементы трудовой деятельности: Подметание дорожек на участке.

Цель: Воспитание трудолюбия, желание помогать взрослым.Оборудование: метелки





5. «Ветер подул»

Цель:

• Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер.

• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.

• Активизация словаря детей: ветер.

Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены.

Ход наблюдения.

- Сравните две картинки:

Чем они отличаются? -Почему ветви у дерева наклонены?

- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).

Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.

-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)

- Что заставляет тучи мчаться? - Какая погода? Ветрено? - Покажите карточку из календаря.

Ветер подул

Хлопнул ветер дверью сильный

Ветер громкий, ветер сильный,

Он с деревьев листья рвет,

Пыль несет он в огород.

Деревце в окно стучится

Может всякое случиться.

С. Егоров

-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?Какой осенний ветер?

Элементы трудовой деятельности: Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: Формирование умения доводить начатое дело до конца.Оборудование: грабли.





6. «Солнце по небу гуляет»

Цель:

• Формирование представлений детей, что солнце совершает на небосклоне определенный путь.

• Развитие любознательности.

• Активизация словаря детей: солнце, светло, солнышко.

Оборудование: кукла.

Ход наблюдения.

- Покажите нашей кукле солнце? - Где оно светит? - Какое солнце? - Какая погода: солнечная или пасмурная? -Теплая или холодная? Сухая или мокрая?-Назовите солнце ласковыми словами.

Солнышко

Солнышко ясное, нарядись,

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень,

Подари нам красный день.

А. Прокофьев

-Давайте предложим кукле поиграть на солнечных уголках участка.

( Воспитатель обращает внимание, что солнечные лучи освещают клумбу, песочницу, окна младшей группы).

Где солнечные лучи не освещают – там темно - тень. -Вот тень от веранды, вот тень от березы.

Вечером дети отмечают: тень на клумбе, а солнце на веранде, песочница в тени, а у березы солнечно. Воспитатель обращает внимание, что утром солнце светило с одной стороны, а вечером с другой..Дети отмечают положение солнца относительно высокостоящих предметов.

-Солнце светит: над лесом? Над крышей детского сада? Над березой?

После многократных наблюдений делается вывод: солнце на небе совершает определенный путь.-Когда солнечные лучи светят в окно группы: утром или вечером?

Элементы трудовой деятельности: Сбор семян цветов.

Цель: формирование умения определять зрелость семян, различие семян гвоздики и календулы.

Оборудование: коробочки для семян.





7. «Наступила осень – листья пожелтели»

Цель:• Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.

• Развитие внимания.

• Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.

Ход наблюдения.

Дети наблюдают за кленом.- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.

Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова.

… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит. Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:

- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?...

Пролетела мимо сорока, затараторила;

- Откуда здесь такое яркое деревце?

И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются. И тут молоденький клен понял: это наступила осень.

Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.

Отгадайте загадку:

Висят на ветке золотые монетки. (осенние листья)

В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.

Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

Элементы трудовой деятельности: Сбор осенних листьев.

Цель: Развитие наблюдательности.





8. «Все цветы разные!»

Цель:

• Привлечение внимания детей к цветущим растениям участка, вызвать эстетические переживания.

• Знакомство с названием растений, обратить особое внимание на цвет, как главный признак.

• Активизация словаря детей: цветы, клумба.

• Обогащение словаря: космея, бархатцы, астры, флокс

Оборудование: "Чудесная коробка" с разноцветными бумажными бабочками на ленточке.

Ход наблюдения.

- Это бабочки. Они приглашают с ними поиграть. Где можно увидеть бабочек? Полетели бабочки к клумбе (дети наблюдают за клумбой).

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают, мёдом угощают.

(цветы)

- Какой цветок вам понравился?

Дети показывают понравившийся цветок, а воспитатель знакомит детей с их названиями: астра, флокс, космея, бархатцы.

- Пусть бабочки сядут на высокие цветы, а сейчас на низкие.- Пусть бабочки выбирают цветок такого же цвета: белая бабочка – белая астра, белая космея, белый флокс (воспитатель называет цветы).- Бабочки полетали и сели на маленький цветок (дети рассматривают цветы флокса). Вот он – флокс: розовый, малиновый, белый.- А сейчас полетели и сели бабочки на крупный цветок: вот она астра, бархатцы? Космея.

У детей есть имена, а у цветов названия. Цветы разного цвета, яркие, красивые. Цветы живые: растут, цветут, дышат воздухом, пьют воду. Попрощаемся с цветами: "До свидания!"

Цветы не люди, они не могут говорить. Это мы с ними прощаемся.

Элементы трудовой деятельности: Полив клумбы.

Цель: формирование умения детей поливать почву вокруг растений, не размывать ее. Воспитание интереса ухаживать за садовыми цветами.

Оборудование: лейка.









9. «Осенний урожай»

Цель:

• Закрепление знаний детей об овощах и травах (внешний вид, где растут, как использует человек).

• Активизация словаря детей: помидор, капуста, свекла, картофель, петрушка.

Оборудование: корзина.

Ход наблюдения.

Дети рассматривают внешний вид огорода

- Что такое огород?- Где растут овощи?

- Какие овощи выросли в этом огороде?

- Овощи – живые.

Они растут, нуждаются в почве, воде, солнечном свете и тепле, в воздухе.- Как люди выращивают овощи?

Дети слушают 1-2 рассказа из личного опыта по выращиванию овощей.

- У нас в детском саду на обед – борщ. Соберем овощи для супа.

- Какая часть съедобна у свеклы, картофеля, моркови: вершки или корешки?

- Когда люди собирают овощи: летом или осенью?

Про осень говорят так:

«Осень дождлива, до сыта».

Элементы трудовой деятельности: Сбор семян укропа.

Цель: формирование представлений детей о семенах, воспитание трудолюбия.

Оборудование: коробочка с наклеенной картинкой: «Укроп».





10. «Порхающие цветы»

Цель:

• Формирование представлений детей об осенних изменениях в жизни насекомых.

• Развитие у детей интереса к исследовательской поисковой деятельности.

• Активизация словаря детей: бабочка, жук, муравей, гусеница.

Оборудование: игрушка на палочке – птица.

Ход наблюдения.

Дети наблюдают за птицей: перелетает с места на место, с ветки на ветку.

- Что ищет птица?

- Чем питаются птицы?

- Какое время года?

Осенью идут дожди, холодно. Редко выдаются солнечные теплые деньки без ветра. Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, гусеницы, мухи, комары стараются спрятаться от холода в щели домов, под кору пня или дерева, под опавшую листву.

- Назовите самое красивое насекомое?- На что похожа бабочка?(Дети наблюдают за бабочкой, мотыльком).- Чем питаются бабочки?- Много ли еще цветов цветет осенью?- Что есть у бабочки?

- Как она передвигается?

Игровое упражнение: «Порхающие цветы»

Осенью холодно, трудно найти корм: зеленую траву, листья, нектар. Насекомые готовятся к спячке: прячутся под комки земли, под опавшим листком, залезают в щели; мухи, комары пролетают в дом, муравьи прикрывают входы в муравейники.

Мы будем исследователями: узнаем, где еще встречаются насекомые, чем эти насекомые питаются.Вывод: Насекомые к холодам прячутся, их меньше, поэтому и птицам трудно найти корм.- Вспомните, как много насекомых было летом.



Элементы трудовой деятельности: Сгребание опавших листьев к кустарникам и стволам.

Цель: формирование интереса помогать деревьям, умения действовать в коллективе.

Оборудование: грабли.







11. «Желтый наряд березки»

Цель:

• Расширение представлений детей о березе (сезонные изменения, внешний вид, выделение признаков живого).

• Воспитание бережного отношения к дереву.

• Активизация словаря детей: береза, ствол, ветви, листья.

Оборудование: карточки из календаря природы: дерево с пожелтевшей листвой, дерево с зеленой листвой.

Ход наблюдения.

Дети рассматривают карточки, сравнивают, определяют, где осеннее и летнее дерево.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Стоят столбы белые, на них шапки зеленые,

Летом мохнатые, осенью желтоватые(береза)

Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева.

- Что произошло с листьями березы?

- Какого они цвета?

- Много или мало листьев на березе?

- Когда дует ветер, что происходит с березой?

Давайте соберем букетики из опавших листьев. (Дети рассматривают друг у друга эти букеты, сравнивают окрас листьев, замечают, нет ли среди них листьев тополя, клена).

- Как можно назвать букет из березовых листьев? (Березовый)

- Листья желтые живые?- Что происходит с желтым листом?

Он темнеет, чернеет. Листья не живые. Они лежат на земле, закрывают корни, утепляют от мороза.- А береза живая?- Что в земле? Какие части дерева вы видите?

Хоровод «Во поле березка стояла…»

Элементы трудовой деятельности: Сбор опавших листьев для уголка по изодеятельности.

Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к осенним явлениям.





12. «Улетели сегодня стрижи»

Цель:

• Формирование представлений детей о перелетных птицах, выявление причины отлета (отсутствие насекомых).

• Воспитание интереса к птицам.

• Активизация словаря: ласточка, стрижи.

Оборудование: карточки из календаря погоды: перелетные птицы, ласточка, стриж.

Ход наблюдения.

Посмотрите на картинки: это стриж, а это ласточка. Эти птицы готовятся к отлету в теплые страны.

Дети наблюдают за стаями перелетных птиц.

- Какое сейчас время года?- Что происходит с насекомыми осенью?

Ласточка и стриж – это птицы. Они питаются насекомыми. Если нет питания – птицам надо улетать в другие края, где всегда тепло, всегда есть насекомые. Ласточка и стриж – маленькие птицы, но быстро летают. Много насекомых надо словить. Они не клюют ни зерен, ни семян.

- Птицы вернутся к нам весной, когда будет тепло?

Стрижи и ласточки считают наши края своей родиной. Они прилетают весной, чтобы свить здесь гнездо и вырастить птенцов.



Элементы трудовой деятельности: Подметание дорожек.

Цель: воспитание аккуратности, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование: метелки.





13. «Красный, желтый, зеленый листок»

Цель:

• Формирование представлений детей об отличительных особенностях деревьев и кустарников: листья желтые, красные, в сентябре зеленые листья сирени не опадают.

• Развитие любознательности.

• Активизация словаря детей: рябина, тополь, береза, клен.

• Обогащение словаря детей: сирень

Оборудование: кукла в осенней одежде, букет из осенних листьев.

Ход наблюдения.

Дети встречают на дорожке куклу с букетом, рассматривают его.- Какого цвета листья?- Покажите лист березы, тополя, клена, рябины.

- В какое время года на деревьях желтеют и краснеют листья?

Дети идут по дорожкам с куклой, разглядывая и называя деревья, рассматривают и сравнивают: на каком дереве меньше листьев, а где больше; отмечают окрас листьев, узоры: желто-зеленые разводы, зеленые точки на желтом листе, оттенки желтого: где светлее, где темнее.

- Я приглашаю вас к кусту сирени. Посмотрите, у куста лист зеленый, их много.

Дети рассматривают куст, собирают листья для коллекции.

Одни деревья рано сбрасывают лист, а другие позже.

Игровое упражнение «Осенний салют»

Элементы трудовой деятельности: Окапывание деревьев и кустов (совместная деятельность с воспитателем).

Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к деревьям.

Оборудование: лопаты, грабли.





14 «Где же солнышко?»

Цель:

• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).

• Развитие внимания, речи.

• Активизация словаря детей: солнце, холодно.

Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения.

К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.

Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.

- Какая погода осенью: холодная или теплая?- Когда бывает тепло?- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?- Протяните ладони: тепло ли вам?

Солнце не блестит, не яркое.Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.- Узнаем, теплое ли солнце?

На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).

Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.

ОКТЯБРЬ – грязник.

Почему его так называют?

Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым количеством лучей).

Элементы трудовой деятельности: Сбор природного материала.

Цель: формирование умения самостоятельно выполнять трудовые поручения.

Оборудование: корзинки, ведерки.







Картотека наблюдений









Подготовила

воспитатель

Жданова И.В.









Станица Егорлыкская










































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!