СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека народных игр для подготовительной к школе группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. И хотя в наш информационный, технологический век  народные игры для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо. Дома, на ближайшей детской площадке, во дворе. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств народного языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой того или иного народа, формирует принадлежность к нему.

Просмотр содержимого документа
«Картотека народных игр для подготовительной к школе группы»













КАРТОТЕКА

НАРОДНЫХ ИГР

для подготовительной к школе группы





Воспитатель: Дацено Ю.И.







Адыгские народные игры


1. «Идём на рыбалку» ПЦЭЖЪЫЯШЭ ТЕЖЬАГЪ

Подготовка: В игре участвуют мальчики и девочки. Они делятся на две команды. Игра проводится в воде, на неглубоком месте. Одна команда – это «рыбки» (пцэжьые, вторая команда – это «рыбаки» (пцэжьыяще).

Описание игры: «Рыбаки» по трое или четверо, взявшись за руки, образуют «невод» (хъытыу). По команде главного (водящего) игры «невод» пропускает воду и пытается поймать «рыбок».

Правила игры: «Рыбка» считается пойманной, если руки «рыбаков» замкнули «невод». Нельзя нырять и уходить из «невода». Пойманная «рыбка» выходит из игры.


2. «Всадник» ШЫУ

Подготовка: В игре участвуют четыре и больше игроков. Они распределяются по парам. Отмечается линия старта, а на расстоянии 20 метров от неё проводится линия финиша.

Описание игры: Первый игрок – «конь» - вытягивает руки назад-вниз, а второй – «наездник» - берёт его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой.

Правила игры: Побеждает пара, которая ни разу не проиграла забег.


3. «Меткий стрелок» ШЭКIО ЩЭРЫУ

Подготовка: В игре участвуют пять и более детей. Чертится круг диаметром около двух метров за прямоугольником длиной сторон примерно по три на пять метра. Выбираются два охотника (шакIо). В руках у них по мячу. Охотники становятся в круг.

Описание игры: Охотники, находясь в своём домике (круге, должны мячом попасть в игроков, перебегающих коридор (прямоугольник). Выбитый игрок занимает место охотника, а тот который его выбил, занимает место в коридоре.


4. «Метание снежков» ОСIАШКI

Подготовка: На стене мелом отмечаются круги диаметром 25-30 см по количеству команд. Игроки делятся на команды по 3-5 человек в каждой и становятся за общей линией старта в 5 метрах. Заранее заготавливаются снежки.

Описание игры: По команде все участники одновременно стараются попасть снежками в мишень.

Правила игры: нельзя наступать или переступать за линию старта. Выигрывает команда, которая быстрее залепит свою мишень.


5. «Скакание на одной ноге» ХЬАМЛЪАЩЭ

Подготовка: Игра проводится на ровной площадке. Участвуют два человека. На земле чертится круг диаметром 3 метра.

Описание: Не выходя из круга, один игрок делает скачки на одной ноге и стремится догнать другого игрока. Если ему это удаётся, то игроки меняются местами.

Правила игры: Игроку, за которым ведётся преследование, не разрешается покидать пределы круга. Не разрешается игроку нападения делать смену ног во время соперничества.


6. «Скачки» ШЫГЪАЧЪЭ

Подготовка: В игре участвуют мальчики. Для игры каждый должен иметь палку (хворостину) длиной 1,5-2 метра. Участники выстраиваются на линии старта. В 20-30 метрах отмечается линия финиша.

Описание игры: Игроки пропускают между ног «коня» (палку, придерживая его левой рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть и прибежать назад, пересечь линию старта (финиш).

Правила игры: Выигрывает тот, кто первым пересечёт линию финиша. Если во время бега палка окажется в другом положении, игроку засчитывается поражение.


7. «Прыжок лягушки» ХIАНТIЭРКЪО ПКIЭН

Подготовка: Играют два и больше мальчиков. Отмечают линию старта.

Описание игры: Игрок подходит к линии старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног). Затем последовательно прыгает три раза. Последнее место приземления отмечается. Далее то же самое выполняют следующие по очереди.

Правила игры: Нельзя переступать через линию старта и отрывать ладони от пола до начала прыжка. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше всех.


8. «Отбирание головных уборов» ЧЭРМЭЧЭЦI

Подготовка: Игра проходит на большой площадке. Количество игроков от 6 до 25. Выбираются два игрока избирателя – тхьаматэ. Участники по очереди называют имена тех, кого они хотели бы иметь в качестве игрока своей команды. Получаются две команды. Каждая команда на своей стороне чертит круг, чтобы в нём поместились все игроки.

Описание игры: Игра начинается с наступления одной команды с целью отбирания у другой головных уборов. Наступление совершается поочерёдно.

Правила игры: Игрок считается побеждённым тогда, когда с него была снята шапка. Отнимать назад шапку запрещено. Тот, у кого отняли шапку, выбывает из игры.


9. «Бегать» ЧЪЭН

Подготовка: На длинной площадке выстраиваются желание играть. В конце площадки обозначается место, до которого должен дотронуться играющий.

Описание игры: По команде каждый игрок старается быстрее добежать и дотронуться до обозначенного места. Во время бега можно задерживать впереди бегущего соперника захватами рук.

Правила игры: Выигрывает тот, кому удалось прибежать первым. Нельзя толкать в спину или в бок соперника. За это игрок выбывает.


10. «Лебеди и просо» КЪРУ – МЭЩ

Подготовка: Количество игроков не ограничено. Выделяются два участника, которые будут главными в команде. Далее определяются игроки каждой команды. Чертится штрафная линия. Необходимо наличие жерди длиной 2-2,5 метра.

Описание игры: В каждой команде берутся за пояс друг друга все составляющие её участники, а впереди находящиеся держатся за концы жерди. По команде игроки начинают перетягивать друг друга за штрафную линию.

Правила игры: Выигрывает та команда, которая заставит своих соперников перейти за штрафную линию.



11. «Скачки»

Цель игры: развитие быстроты, умения ориентиро­ваться, укрепление мышц ног.

Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на рас­стоянии 20—30 м).

Игроки садятся на «коня», то есть пропускают меж­ду ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть­ся и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).

Правила игры:

  • выигрывает тот, кто первый пересечет линию фи­ниша;

  • если хворостина во время бега окажется в дру­гом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.


12. «Гонщик бурдюка»

Цель игры: тренировка дыхательной и сердечно-со­судистой системы, развитие быстроты, выносливости.

Для проведения игры у каждого участника должен быть накачанный воздухом бурдюк (бурдюк можно за­менить резиновой игрушкой). В игре принимают участие двое и более детей.

Участники игры заходят в воду по пояс, по команде ложатся животом на бурдюк и гребут вдоль берега до установленной линии (20—25 м).

Правила игры:

  • выигрывает тот, кто быстрее доберется до уста­новленной линии;

  • потерявший бурдюк может взять его снова, при­нять исходное положение и продолжать движе­ние.


13. «Прыжок лягушки»

Цель игры: укрепление костно-мышечного аппара­та ног, туловища.

На игровой площадке отмечается линия старта. Пра­во первым начать игру определяется жребием. Игрок, по­лучивший право на выполнение задания, выходит на ли­нию старта и принимает позу лягушки (становится на чет­вереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыга­ет вперед три раза. Последнее место приземления отмеча­ется. Затем то же самое выполняют следующие игроки.

Правила игры:

  • нельзя переступать через линию старта и отры­вать ладошки от земли до начала прыжка. Нару­шивший правило проигрывает;

  • выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.

Вариант игры: прыжки выполняются спиной вперед.


14. «Журавли-журавушки»

Цель игры: развитие внимание, координации дви­жений, укрепление мышц туловища, спины, живота.

Для игры выбирается водящий-матка — «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит матка. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выс­траивается в клиновидную фигуру.

Если говорит о ля­гушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д.

Правила игры:

  • проигравшим считается тот, кто не смог выпол­нить задание и разорвал круг;

  • проигравший игрок становится на самый конец колонны;

  • матка-«журавль» меняется по договоренности.


15. «Ягненок»

Цель игры: развитие трудовых навыков, ловкости, сообразительности, имитационных движений.

В игре принимают участие 6 и более детей. Свою верхнюю одежду, которую иногда заменяют листьями, складывают в одно место (куча шерсти). Для игры выби­рается «пастух» и «ягненок».

Пастух приглашает к себе других участников игры — стригалей на кош. Они имитируют работу стригалей друг на друге. Хозяин вместе с ягненком ходит и следит за качеством работы, иногда давая советы, делая замеча­ния. И вот стригалям надоедает ягненок. Они его уводят и прячут в «куче шерсти». Пастух сначала не замечает пропажи, а потом начинает поиски ягненка. Когда он его находит, то помогает ему подняться и бросается ловить стригалей. Кого поймает, тот становится пастухом.

Правила игры:

  • «ягненок» не оказывает сопротивления, когда его уводят, и не встает сам, пока его не поднимет «пастух»;

  • пойманным или раненным считается тот, кого пастух хлопнет по спине или по плечу.


16. «Перетягивание веревки»

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, ук­репление мышц туловища, рук, ног.

На игровой площадке чертится круг диаметром 3— 4 м. Играющие заходят в круг и надевают веревку так, чтобы она прошла под руками (веревка завязывается так, чтобы с обеих сторон были кольца диаметром 1,5 — 2 м). Подав корпусом немного вперед, игроки натягивают ве­ревку. По команде каждый играющий стремится выйти из круга.

Правила игры:

  • выигрывает тот, кто первым выйдет из круга двумя ногами;

  • нельзя дотрагиваться до пола руками.

Вариант игры: — можно игру завершить после пе­ретягивания противника из круга.


17. «Драчливый баран»

Цель игры: развитие выносливости, укрепление мышц туловища.

На игровой площадке очерчивается круг диаметром . 1,5—3,5 м (в зависимости от возраста детей).

Два игрока становятся на четвереньки друг перед дру­гом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.

Правила игры:

  • по договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остано­вил встречу.

Проигравшим считается тот, кто:

  • коснется какой-нибудь частью тела земли за очер­ченным участком;

  • упадет или перейдет в другое положение, чем на четвереньках.


18. «Кто быстрее»

Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепле­ние мышц ног.

На игровой площадке выстраиваются желающие иг­рать. На расстоянии 50—60 м от начала игровой площад­ки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задер­живать впереди бегущего захватами рук.

Правила игры:

  • выигрывает тот, кто первый добежит до услов­ленного места;

  • нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков.

Варианты игры:

  • то же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед;

  • участники делятся на две команды. Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым — 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка. Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков.


19. «Снимать сыр»

Цель игры: укрепление мышц рук и ног, ловкости.

На игровой площадке вкапывается гладко обструган­ный длинный шест, на конце которого прибивают неболь­шую корзинку, в которую кладут разные игрушки, сла­дости. Принимающий участие в игре подходит к шесту и, обхватив его руками и ногами, залазит наверх и берет все, что может взять в одну руку. Затем спускается.

Правила игры:

  • нельзя сбрасывать лежащие в корзине предметы;

  • предметы, выпавшие из рук игрока при спуске, могут принадлежать любому из стоящих внизу;

  • чтобы руки не скользили, их можно натереть пес­ком или золой.


20. «Всадник»

Цель игры: развитие внимания, умения ориентиро­ваться в пространстве, согласованности в движениях.

Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки на­зад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По коман­де в таком положении пары должны добежать до фини­ша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.


21. «Сильные ноги»

Цель игры: развитие силы, укрепление мышц туло­вища, стоп.

В игре участвуют два мальчика. Они ложатся на спи­ну и упираются стопами согнутых в коленях ног. По сиг­налу судьи игроки должны выпрямить ноги.

Правила игры:

  • выигрывает тот, кто передвинет или заставит со­гнуть ноги противника;

  • при выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.


22. «Пешие всадники»

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, ук­репление мышц туловища, нижних конечностей, коор­динации движений.

Играющие выбирают себе пары, а внутри каждой пары определяют, кто будет «всадником», а кто «лоша­дью». «Всадник» садится на спину «лошади» и плотно зах­ватывает его туловище ногами. Нижний партнер также помогает «всаднику» руками удержаться в «седле». Затем «лошади» сходятся, а «всадники» стараются сбросить сво­его противника с «коня».

Правила игры:

  • побеждает та пара, которая удержалась на ногах и не упала;

  • пара выбывает из игры в том случае, если кто-либо из партнеров упадет на землю;

  • «лошадь» в непосредственную борьбу не вступает.

Варианты игры:

  • можно играть командами. Членам одной коман­ды, не выбывшим из игры, разрешается помо­гать друг другу;

  • возможно увеличение физической нагрузки за счет того, что «всадники» будут сидеть не на спи­не, а на плечах.


23. «Захват противника»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты, внимания.

Описание игры: на игровой площадке на расстоя­нии 60—70 м друг от друга вбивается два колышка. В игре принимают участие 6 и более человек. Играющие делятся на две группы, каждая из которых выстраивает­ся возле своего колышка. Группа, которой по жребию выпало начинать игру, выделяет одного человека, кото­рый должен добежать до колышка противоположной сто­роны площадки и дотронуться до него. Ему помогают защитники своей команды. «Противники» в свою очередь пытаются задержать нападающего.

Правила игры:

Если нападающий дотронулся до колышка, то ему дается возможность нападать еще раз. В противном случае нападает противоположная команда.

Команда получает одно очко, если нападающий кос­нулся колышка.

Команда, большее количество раз дотронувшаяся до колышка, считается победительницей.

Можно задерживать противника захватом за плечи, за руки, за туловище движений, ловкость, мускулатуру ног.


24 «Прятки» (КЪАК КЪАНГЪЭБЫЛЬ)

Цель игры. Развитие произвольного внимания, ловкости, быстроты реакции.

Подготовка. Игра проводится на открытом воздухе. Количество играющих не ограничено. Игроки берут длинную палку, и каждый быстро хватается за нее одной рукой: чья рука окажется сверху, тот и водит. Определяется предел счета.

Описание игры. Водящий подходит к дереву или забору, закрывает глаза и громко считает в среднем темпе до указанной цифры. После чего так же громко объявляет: «Иду». Затем он ищет спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, ведущий должен догнать его и хлопнуть по плечу или спине. В случае, если водящий догнал несколько человек, водит тот, кого осалили последним. Цель спрятавшегося игрока - добежать и дотронуться до того места, где стоял водящий.

движений, ловкость, мускулатуру ног.


25. «Слепой медведь» (МЫШЪЭ НЭШЪУ)

Цель игры. Развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции.

Подготовка. Играющие свободно размещаются на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с рубцами.

Описание игры. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Остальные водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь осалит, становится водящим.

Правила игры.

Водящий не должен подглядывать.

Игрокам не разрешается убегать за линию площадки.

Если медведь долгое время не может никого осалить, надо его заменить.


26. «Под буркой»

Цель игры. Развитие интуиции, мышления.

Подготовка. Играющие делятся на две команды по пять-восемь человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка (национальный вид одежды). Старший тамада садится на землю, укрывшись буркой, а игроки команды располагаются вокруг, охраняя его.

Описание игры. Другая команда, водящая, отходит от них на 20 метров. По указанию тамады от водящих к соперникам идут два игрока. Увидев их, охрана спрашивает: «Кто идет?» Если идущие не отвечают, то вопрос задают повторно. Не доходя двух-трех метров до бурки, ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости - проходите. Добро пожаловать!» - говорит тамада под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, не снимая бурки, пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы обманщики! Медведь - это... (имя игрока), а волк., (имя)». Если пришедших узнали, они сразу убегают, а охрана их догоняет. Тот, кого охрана осалит, становится пленником тамады. Когда тамада ошибается, пришедшие спокойно забирают двух игроков из его охраны и возвращаются к своим.







Русские народные игры

1. «Пчелки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Играющие дети – «пчелки» – сидят на корточках. «Ласточка» – в своем «гнезде».

Пчелки (сидят на поляне и напевают).

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум

Ласточка. Ласточка летает,

Пчелок поймает!

«Вылетает» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».


2. «Капуста»

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры. Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.



3. «Мячик кверху»

Цель: развивать умение попадать в мишень.

Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч, говоря: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.


4 . «Волк»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. Все играющие – «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!

«Волк» бежит по поляне и ловит «овец», пойманный становится «волком», игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, «овцы» должны расходиться по всей поляне.



5. «Блуждающий мяч»

Цель: развивать внимание, ловкость движения.

Ход игры. Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя передавать мяч через одного, можно только рядом стоящему игроку. Игрок, уронивший мяч, становится водящим.


6.«Ключи»

Цель: развивать внимание, быстроту.

Ход игры. Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?», тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет его занять, то может крикнуть: «Нашел ключи». Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.


7. «Стадо»

Цель: развивать память, внимание.

Ход игры. Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные – «овцы». Дом «волка» в саду, а у «овец» два «дома» на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок.

Травка мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погуляй на воле.

«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «пастуха» «Волк!» все «овцы» бегут в дом на противоположную сторону площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает стадо. Все, кого поймал «волк», выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки «овцам» нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. «Волк» «овец» не ловит, а дотрагивается до них рукой. «Пастух» может только заслонять «овец» от волка, но не должен задерживать его руками.




8. «Снежная баба»

Цель: развивать двигательный аппарат, ловкость.

Ход игры. Выбирается «снежная баба». Она садится на кор-точки в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.

Баба снежная стоит,

Ночью дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой».


9. «Бубенцы»        

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Д иги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока

Двое детей зелеными ветками или гирляндой и образуют ворота.


 10. «Ляпка»

Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого- то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.

Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

 










Белорусские народные игры


  1. «Ванюша и лебеди»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м. Это лес, а в середине квадратик – это дом лесовика. В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные – «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» – поймать «лебедей» рукой. «Лебедь», которому удается вывести из леса Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом «лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.


  1. «Прела-горела»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры. Ведущий вместе с водящим прячут в разных местах игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела за море летела,

А как прилетела, там где-то и села,

Кто первый найдет, тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.


  1. «Колечко»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры. Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (Это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Руки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга.


  1. «Заяц-месяц»

Цель: развивать быстроту движений.

Ход игры. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

– Заяц-месяц, где был? – Куда клал?

– В лесу. – Под колоду.

– Что делал? – Кто украл?

– Сено косил. – Чур.

На кого попадет слово «чур», тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается игрок, которого коснулся тот, кто ловит.


  1. «Ленок»

На земле рисуют кружки - гнезда, которых по количеству на одно меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает различные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен!» игроки занимают гнезда, тот, кто не успел занять гнездо, считается «посаженным»: его «сажают» в гнездо до конца игры. Затем на земле убирают одно гнездо, и игра продолжается. Победит тот, кто займет последнее свободное место.

 

  1. «Котятки» (Кацянятки)

Описание. На земле (полу) чертят линию - «улицу», метрах в шесги-восьми перед ней - круг («дом»).

После этого выбирается «кошка». Она заходит в «дом», играющие - «котятки» - подходят к ней на 2 шага, и «кошка» спрашивает: «Котятки-ребятки, вы где были?»

Последующий разговор может проходить, например, так: «Котята»:-Всаду!

«Кошка»:-А что там делали?

«Котята»:- Цветы рвали!

«Кошка»:- А где же эти цветы?

Количество вопросов и ответов зависит от фантазии и сообразительности играющих. «Котята» могут давать несколько ответов, но «кошка» выбирает один и в зависимости от его содержания задает новый вопрос. Как только «котята» при ответе допустят паузу, «кошка» кричит: «Ах вы обманщики!» - и старается поймать кого-либо из них. Чтобы спастись, «котята» должны убежать на улицу, т. е. стать на линию, взявшись за руки. Того, кого «кошка» поймает, она уводит в «дом». Спустя некоторое время к «дому» подходят остальные «котята», и все начинается сначала.

 

  1. «Просо» (Проса)

Описание. По жребию или просто по желанию выбирают «хозяина» (или «хозяйку») и становятся в одну шеренгу, взявшись за руки. «Хозяин» проходит вдоль шеренги, останавливается возле кого-либо и говорит:

- Приходи ко мне просо полоть.

- Не хочу!

- А кашу есть?

- Хоть сейчас!

- Ах ты, лодырь! - восклицает «хозяин» и бежит к любому концу шеренги.

«Лодырь» тоже бежит к этому концу шеренги, но за спинами играющих. Кто из них первый схватит за руку крайнего в шеренге, тот становится с ним рядом, а оставшийся меняется ролью с «хозяином».

Правила.

1. После слов «ах ты, лодырь» «хозяин» имеет право сделать несколько обманных движений и только после этого бежать к какому-либо концу шеренги. Соревнующийся с ним игрок должен бежать непременно к тому же концу.

2. Если бегущие схватят за руку крайнего игрока одновременно, то водить продолжает прежний «хозяин».

 

  1. «Лес, Болото, Озеро» (Лес, Балота, Возера)

 

Описание. Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга примерно на равном расстоянии от первого (при проведении игры в зале это могут быть три противоположных его угла, ограниченные линиями). В первый круг (или угол) становятся играющие, а остальные круги получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу, рыбу или любое другое животное (можно договориться называть и растения) и быстро считает до условленного числа. Все бегут, и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания, названного животного или птицы и т. я (например, в круг, означающий лес, если назван волк, в круг, означающий озеро, если названа щука). Слово «лягушка» позволяет стать в любой круг, поскольку лягушки живут и в озере, и в болоте, и в лесу. Побеждают те, кто ни разу не ошибся за определенное число конов.

 

  1. «Гончая» (Хорт)

Описание. На земле рисуют «клетку» - круг диаметром 3*5 м. Вокруг нее становятся дети - «зайцы», которые по уговору выбирают «заячьего короля». Он входит в середину «клетки» и говорит, указывая при каждом слове по очереди на каждого играющего:

-              Заяц, заяц, где ты был?

-              В болоте.

-              Что делал?

-              Траву жал.

-              Где спрятал?

-              Под колодой.

-              Кто унес?

-              Заяц.

-              Кто ловит?

-              Хорт!

При последнем слове все игроки разбегаются, а тот. на кого выпало слово «хорт», начинает их ловить и отводит пойманных в «клетку», где они должны находиться до конца игры. Так продолжается до тех пор. пока не будут переловлены все «зайцы».

Правила.

1. «Зайцы» не имеют права выбегать за пределы «поля».

2. «Заяц» считается пойманным, если «хорт» схватит его за руку или коснется плеча.


Татарские народные игры


1. «Угадай и догони».

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, ловкость.

Ход игры. Играющие садятся на скамейку или траву в один ряд. Впереди садится водящий с закрытыми глазами. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и шепотом называет по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.

Правила игры. В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить имя еще раз. Поймав игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.


2. «Хлопушки»

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20–30 метров. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп! – Сигнал такой.

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут наперегонки к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснется чьей-нибудь ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.


3. «Перехватчики»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине, лицом к детям, находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В концы игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.


4. «Лисички и курочки»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. На одном конце площадки находятся «в курятнике куры и петухи». На противоположном – стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.

Правила игры. Если не удается запятнать кого-либо из игроков, то «лисичка» снова водит.


 5. «Серый волк» (Сары буре)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

— Вы, друзья, куда спешите?

— В лес дремучий мы идем

— Что вы делать там хотитеЭ

— Там малины наберем

— Вам зачем малина, дети?

— Мы варенье приготовим

— Если волк в лесу вас встретит?

—Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

— Соберу я ягоды, и сварю варенье,

— Милой моей бабушке будет угошенье

— Здесь малины много, всю и не собрать,

—А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать.

Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

 

6. «Продаем горшки» (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок

— хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

—Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

 

7. «Скок-перескок» (Кучтем-куч)

 На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

 

8. «Хлопушки» (Абакле)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

 

9.«Займи место» (Буш урьш)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу- Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.


Кавказская народная игра «Перетягивание»

Цель: развивать силу, ловкость.

Ход игры. На площадке чертится большой круг. Он делится пополам чертой. По обе стороны от нее, спинами друг к другу, становятся два участника игры. На них надевается стальной обруч. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать тянуть следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног.


Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Цель: развивать ловкость и быстроту движения.

Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, становятся «пеньками».

Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с места.


Удмуртская народная игра «Водяной»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Очерчивают круг. Это пруд или озеро. Выбирается водящий («водяной»). Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу («озеру») и ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. «Водяной» ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают «водяному».


Мордовская народная игра «Круговой»

Цель: развивать меткость, быстроту реакций.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, чертят большой круг и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается им попасть в любого другого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если нет, то он выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, пойманный от земли не считается. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Если в него попадут, он остается в кругу, так как у него есть запасное очко.



Игра народов Севера «Перетяни»

Цель: развивать силу, быстроту движений.

Ход игры. На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 метров одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и с согласия товарищей с криком «Перетяну!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается. Теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.


Кавказская народная игра «Жмурки-носильщики»

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры. В одном конце площадки ставится небольшой столик, на нем раскладывают 10 мелких игрушек. На другом конце площадки, шагах в 10–15 от столика, – два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул 5 предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно, по сигналу. Переносить можно только по 1 предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.


Игра народов Севера «Ловля оленей»

Цель: развивать меткость, быстроту движений.

Ход игры. Среди играющих выбирают двух «пастухов», а остальные – «олени», которые становятся внутри очерченного круга. «Пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», а те убегают. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных «оленей».

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч надо только в ноги играющим. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.


Игра народов Севера «Я есть»

Цель: развивать двигательные навыки.

Ход игры. Дети делятся на две одинаковые команды. В середине площадки, на расстоянии 2–3 метров, обозначаются две линии, за которыми строятся две друг против друга шеренги. Игроки убегающей команды дружно хлопают в ладоши, поворачиваются и быстро бегут к своему краю площадки. Водящая команда бежит за ними, стараясь поймать хоть одного из убегающих, прежде чем они пересекут линию, очерчивающую площадку. Тот игрок, до кого дотронулись, должен громко крикнуть: «Я есть!» После этого он и вся его команда поворачиваются и ловят игроков водящей команды, которые стремятся убежать за черту на конце своей площадки.

Правила игры. Ловить можно любого игрока. Пойманный должен обязательно крикнуть: «Я есть!» Не разрешается убегать за боковую линию площадки.


Дагестанская народная игра «Подними игрушку»

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры. Игроки становятся в круг, в центре его кладут любую крупную игрушку. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры старается первым поднять игрушку.

Правила игры. Нельзя тянуть за игрушку и выходить из круга раньше, чем перестанет звучать бубен.


Казахская народная игра «Платок с узелком»

Цель: развивать ловкость и координацию движений.

Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком


Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок»

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры. Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали за «иголкой» из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

«Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать выпускать из круга и сразу же закрывать его.


Грузинская народная игра «День и ночь»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь» мальчики ловят девочек, по команде «День» девочки ловят мальчиков. Тот, кого поймали, переходит в команду противников.


Бурятская народная игра «Волк и ягнята»

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Один игрок – «волк», другой – «овца», остальные – «ягнята». «Волк» сидит на дороге, по которой движется «овца» с «ягнятами». Она впереди, за нею друг за другом гуськом идут «ягнята». Подходят к «волку». «Овца» спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», – говорит «волк». «А зачем нас ждешь?» «Чтобы всех вас съесть!» – с этими словами он бросается на «ягнят», а «овца» загораживает их. «Ягнята» держатся друг за друга и за «овцу».

Правила игры. «Волк» может ловить только последнего «ягненка». «Ягнята» должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями «овцы». «Волку» нельзя отталкивать «овцу».


Дагестанская народная игра «Надень шапку»

Цель: развивать внимание, координацию.

Ход игры. Мальчик сидит на стуле. На 8–10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика. Остальные игроки считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на эти роли назначают других детей.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.


Грузинская народная игра «Дети и петух»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Один из игроков изображает петуха. «Петух» выходит из своего домика, ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки в ответ: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что так рано встаешь, детям спать не даешь?»

После этого «петух» опять кукарекает, хлопает «крыльями» и начинает ловить детей, которые, выйдя из своих домиков, бегают по площадке.

Правила игры. Ловить детей в домике нельзя.



Игра народов Севера «Пятнашка на санках»

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого на санках. Выбирается пара водящих. Водящие стремятся догнать любую другую пару и запятнать одного из них. Ловит игрок, сидящий на санках, он делает это только прикосновением руки. Если в паре один игрок осален, эта пара становится водящей.

Правила игры. Играть надо в пределах определенной площадки. Пара, заехавшая за пределы площадки, становится водящей, и игра продолжается. Нельзя ловить игроков той пары, которая только что была водящей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!