Пальчиковая гимнастика
Сентябрь
До свидания, лето!
1 Что нам лето подарило? День знаний.
2 Детский сад. Игрушки.
3 Моя семья.
4 Человек. Части тела. В здоровом теле - здоровый дух.
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с
Этот пальчик – бабушка, большого)
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
«Моя семья»
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши на счет)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши на счет)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, (поочередное поглаживание пальчиков)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! (массаж всех десяти пальчиков)
«Детский сад»
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать (руки сложить "замком" перед собой)
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
(указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
(средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони)
Это пёс,
(ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс,
(правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки)
Это книжки-раскладушки,
Вот и все мои игрушки.
(руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть)
«Юла»
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
(большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот, выполнять как правой, так и левой рукой)
Октябрь
Осень- затейница.
1 Осень в городе. Признаки осени.
2 Овощи. Огород.
3 Сад. Фрукты. Ягоды.
4 Хлеб всему голова.
5 Осень в лесу. Грибы.
«Дождик»
Сколько знаю я дождей
сосчитайте поскорей: (поочередное загибание
Дождик с ветром,
дождь грибной, пальчиков начиная с
Дождик с радугой-дугой, большого)
Дождик с солнцем,
дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом,
Дождь со снегом,
дождь с грозой,
Дождь холодный, проливной!
«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! («шагают» пальчиками по столу)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, ( загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца)
Этот резал,
Этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
«Осень»
Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый (загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (спокойно уложить ладони на стол)
«Дождик»
Дождик, дождик веселей (имитация капель дождя)
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи, (указательные пальчики вытянуть)
Зря в окошко не стучи! (указательные пальчики согнуть)
Капли в поле- пуще (имитация дождя)
Станет трава - гуще! (скрестить пальцы обеих рук пальчиками
вверх)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем ( пальчики «шагают» по столу)
«Салат»
Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений)
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
«Месим тесто»
Мы тесто месили, мы тесто месили, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Ноябрь
Наша Родина.
1 Мой город. Моя Родина- Донбасс.
2 Наш дом. Мебель.
3 Домашние птицы.
4 Растительный мир родного края. Деревья.
«Клён»
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки. ( «рвать» клочки)
Разжимает, разжимает (разжимать кулачки)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. (ладони вместе прижать к щеке)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку (протянуть ладошки вперед)
Клён протянет раньше всех. (сжимать и разжимать кулачки)
Ветер дует нам в лицо («машут» кистями рук к себе)
И качает деревцо. (руки подняты, кисти качаются вправо – влево)
Ветерок все тише, тише. (плавные движения кистями вверх-вниз)
Деревцо все выше, выше (руки поднять вверх, потянуться)
«Мы по городу шагаем»
Мы по городу шагаем (шагать большими и указательными пальцами)
Все что видим называем.
Светофоры и машины, (загибаем пальчики)
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты (правая рука)
И деревья и кусты. (левая рука)
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого) Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики, начиная с большого)
А в сервант поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть- чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и Много мебели в квартире. стучат кулачками)
«Мебель»
Это стул - на нем сидят, (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол -за ним сидят, (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать -на ней лежат, (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
«Дом»
На поляне дом стоит, (ладони вверх под углом)
Ну а к дому путь лежит. (пальцы вместе)
Мы ворота открываем, (ладони рядом)
В этот домик приглашаем. (развести ладони)
«Домик»
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
Декабрь
Зимняя сказка.
1 Подготовка животных к зиме.
2 Домашние животные.
3 Зимний пейзаж. Признаки зимы.
4 Дед Мороз всех зовет встретить Новый год!
"Зима"
Мы ладошки выставляем)
Ловить снежинки начинаем! (дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки»
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы, (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь пойдем работать.
«Сидит белка»
Сидит белка на тележке, ( дети при помощи левой руки
Продает она орешки: по очереди загибают
Лисичке-сестричке, пальцы правой руки,
Воробью-синичке, начиная с большого пальца)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
«Медведь в берлоге»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимой: бурундук,
Колючий еж и барсук (загибаем пальчики)
Только заиньке не спится (делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков! (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!
«Вышли мышки»
Вышли мышки как- то раз (идут пальчиками по столу)
Посмотреть который час.
1, 2, 3, 4 (поочередно загибают пальчики)
Мышки дернули за гири
Вдруг раздался страшный звон, (сжимают и разжимают кулачки)
Убежали мышки вон! (бегут пальчиками по столу)
«Поросенок»
Этот толстый поросенок (пальцы рук растопырены)
Целый день хвостом вилял, (поочередно идем по столу)
Этот толстый поросенок (мизинцы)
Спинку об забор чесал
Этот толстый поросенок (безымянные)
Носом землю ковырял,
Этот толстый поросенок (средние)
Что-то сам нарисовал.
Этот толстый поросенок- (указательные)
Лежебока и нахал
Захотел спать в середине (большие)
И всех братьев растолкал! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Январь
Зимушка- зима.
1 Зимние чудеса. Прощание с елкой.
2 Зимние забавы. Рождество.
3 Навстречу Олимпиаде. Зимние виды спорта.
4 Животные Арктики и Антарктики.
5 Животные жарких стран.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Но совсем-совсем не сладкий
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. ("ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)
«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катают ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормят птичек ")
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)
Суп поели ("едят суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
«На елке»
Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились. (ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз («шагают» средним и указательным)
Нам подарки преподнёс. (пальцами обеих рук по столу
Дал большущие пакеты, «рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы: (делают ритмичные хлопки)
Конфеты в бумажках синих, (загибают на обеих руках пальчики, начиная с Орешки рядом с ними, большого)
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок (хлопки)
Кати по снегу свой снежок - (показать руками, как лепим снежок)
Он превратится в толстый ком (сомкнуть и округлить кисти рук)
И станет ком снеговиком. (обвести руками в воздухе две окружности)
Его улыбка так светла! (хлопки)
Два глаза… шляпа…нос…метла… (показывать по тексту)
Но солнце припечет слегка - (ладонь правой руки приложить к левой,
пальцы растопырить «солнце»)
Увы! – и нет снеговика. (развести руками)
"Накорми зверей"
Смотрите, милые друзья, (развести руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя - медвежонок, (загибать пальчики, начиная с большого)
У тюленя - телененок,
У пингвина - пингвинёнок,
У оленя - олененок.
А теперь кормить их будем
Травку дам оленю,
Пингвину и тюленю рыбы дам,
Мишке белому - медко,
А моржу дам молоко.
Февраль
Защитники Отечества.
1 Одежда. Обувь. Головные уборы.
2 Книга в жизни человека.
3 День Защитника Отечества. Военные профессии.
4 Профессии. Инструменты.
«Пекарь»
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки. (выполняем круговые движения ладонями)
Две сушки — Ванюшке, (имитируем скатывание колобка)
Две баранки – Танюшке, (поочередно соединяем большие пальцы
Два бублика – Мишке, обеих рук с остальными пальцами)
Два калача – Маришке. (упражнение «колечки»)
«Пекарь»
Бублик, (соединить большие и указательные пальчики)
Баранку, (соединить большие и средние пальчики)
Батон и (соединить большие и безымянные пальчики)
Буханку (соединить большие пальчики и мизинчики)
Пекарь из теста
Испек спозаранку. (имитация выпечки)
«На параде»
Как солдаты на параде, (сжимаем, разжимаем кулачки)
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз, (хлопки в ладоши)
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«Пограничник»
Пограничником я буду, (сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках)
Чтоб границы защищать, (соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших)
И страна могла спокойно (разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев)
Крепким сном ночами спать. (соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим)
«Шоферы»
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы в даль.
Дворники считают капли
Вправо, влево- чистота
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы- хоть куда!
«Маша варежку надела….»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (разогнуть большой палец)
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Одежда»
Раз, два, три. четыре, пять (последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки,
Шарф и шапку не забудем
Их стирать мы тоже будем,
«Бойцы- молодцы»
Пальцы эти все бойцы, (показать раскрытые ладони)
Удалые молодцы.
Два-больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два-гвардейца-храбреца,
Два-сметливых молодца.
Два героя безымянных, (сжать пальцы в кулаки и поочередно
Но в работе очень рьяных! разжимать пальцы на обеих руках
Два –мизинца-коротышки- одновременно, начиная с больших)
Очень славные мальчишки!
«Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём.
( Вращать кисти рук).
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
(поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки)
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибают пальчики)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки0
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по Шесть щеглов и голубей, одному пальчику)
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (опять сжимают и разжимают кулачки)
Март
Мамины помощники.
1 Женский праздник.
2 Посуда.
3 Продукты питания.
4 Электроприборы.
«Пылесос»
Пылесос, пылесос, (ритмичное сгибание пальцев обеих рук)
Ты, куда суёшь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу)
Я жужжу, я жужжу, (соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу.
«Кухня»
Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)
Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)
Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)
Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)
Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)
Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)
Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)
Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)
Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)
Жить без них нам было б худо. (пожимание плечами)
«Помощники»
Этот пальчик - самый маленький, (показать поочередно с мизинчика
Этот пальчик - самый слабенький, до большого пальчика)
Этот пальчик - самый длинный,
Этот пальчик - самый сильный,
Этот пальчик – толстячек
А все вместе – кулачек! (зажать кулачек)
«Пальчики»
1, 2, 3, 4, 5, (поочередно сгибаем пальчики
Будем пальчики считать, начиная с мизинчика)
Крепкие и дружные, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Все такие нужные.
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк , Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, (поочередно загибают пальчики на правой руке)
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. (сжимают кулачки)
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши)
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, (дети вытягивают большие пальцы)
Из земли большую репку. (указательные)
К ним пришла тут внучка, (средние)
Подбежала Жучка, (безымянные)
Кошка тоже потянула. (мизинцы)
Хоть держалась крепко, (берут репку)
Вытянута репка! (поднимают руки вместе с репкой)
«Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (сжать ручки в кулачки «яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды)
И будем мы от репки
здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
«Репка»
Репку мы сажали, («роете» пальчиками в детской ладошке лунку)
Репку поливали, (показываете пальчиками, как льется вода из лейки)
Вырастала (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)
Тянем-потянем, (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем, (потрясли кистями рук)
Кто же нам поможет? (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
Вытянули репку.
«Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок. (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой)
Он не низок не высок, не высок. (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок (Руки сомкнуты ладонями и пальцами)
Кто его открыть бы смог? (Поднимают плечи вверх, опускают)
Слева зайка, справа мышка, (Дети занимают свои места около теремка)
Отодвиньте-ка задвижку. (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»)
А лягушка, и медведь (Занимают свои места около теремка)
Тоже терем хотят отпереть. (Сильно сжимают пальцы)
А лисичка и волчок открывают теремок! (Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны)
«Колобок»
Жили-были дед да баба
На поляне у реки. (стучим кулачком о кулачок)
И любили очень-очень
На сметане колобки. (сжимаем, разжимаем кулачки)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. (встряхиваем кисти рук)
Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках. (трем ладошки)
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий. (гладим поочередно руки)
Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно. (хлопаем в ладоши)
« Помощники»
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, (загибают пальчики по одному, начиная с ложку, большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (опять трут ладошкой ладошку)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали. (сжимают и разжимают кулачки)
Апрель
Весна- чудесная пора.
1 Природа весной. Птицы прилетели.
2 Этот загадочный Космос.
3 Весенние цветы.
4 Транспорт. Азбука безопасности.
5 Удивительный мир насекомых.
«С юга птицы прилетели!»
Прилетел к нам скворушка- (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко,
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- (снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют»)
«Десять птичек - стайка»
Десять птичек - стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: (спокойные взмахи расслабленными ладонями)
Эта птичка -соловей, (загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка - воробей, левой руки)
Эта птичка - совушка,
сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка -коростель,
Эта птичка - скворушка,
серенькое перышко. (загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Это-зяблик, это -стриж, правой руки)
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам (обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)
«Птицы прилетают»
С наступлением весны, (пальцы расставлены, ладони перекрещены)
Птицы прилетают. (большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. (пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются)
А грачи у лужицы (ладони раскрыты, соединены чашечкой)
Шумной стайкой кружатся. (круговые движения кистями рук)
Журавли летят, торопятся, (пальцы расставлены, ладони перекрещены)
А малиновка и дрозд, (большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Занялись устройством гнезд. (пальцы рук в замок ладони открыты)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки
(руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)
Паучков на землю смыл
(хлопок ладонями по коленям или по столу)
Солнце стало пригревать
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки
(действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают по голове)
«Пчела»
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелёк (на каждое название насекомого загибают пальчик)
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
«Пчелиный дом»
Домик маленький на елке (одна рука- елка,
Дом для пчел, другая рука- улей)
А где же пчелки? (заглядываем в улей)
Надо в дом постучать (стучим кулачками, чередуя руки)
1, 2, 3, 4, 5
Я стучу, стучу по елке (разводим руками)
Где же, где же эти пчелки? (растопыриваем пальцы)
Стали вдруг вылетать (шевелим ими)
1, 2, 3, 4, 5 (поочередно загибаем)
«Бабочки»
Над лесной полянкой (машут ладошками обеих рук)
Бабочки кружат.
На ветру у бабочек (имитация движений)
Крылышки дрожат.
На лесной полянке
Расцвели ромашки. (показать ладошками распускающийся
Желтые макушки цветок)
Белые кудряшки.
На макушках этих
Капельки- слезинки (показать указательными пальчиками
Их туман оставил на щеках точечки)
И исчез в низинке. (развести ладошки в стороны)
«Бабочка»
Видишь, бабочка летает (машут руками- крылышками)
На лугу цветы считает. (поочередно загибают пальчики)
1, 2, 3, 4, 5,
Ох , считать не сосчитать. (сжимают и разжимают кулачки)
За день, за два и за месяц
6, 7, 8, 9, 10, (загибают пальчики на другой руке)
Даже мудрая пчела (машут руками- крылышками)
Сосчитать бы не смогла. (машут указательными пальчиками)
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть:
(сжимать и разжимать пальчики)
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт.
(поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(сжать пальцы в кулачок, начиная с большого)
Наши алые цветки
Распускают лепестки, (плавно разжимают кулаки)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (машут перед собой руками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (плавно сжимают руки в кулаки)
Тихо засыпают, (кладут руки под щеку)
Головой качают. (качают головой)
Май
Славим Великую Победу!
1 День Победы.
2 Обитатели подводного мира.
3 Народная культура и традиции.
4 Скоро лето. Летние дары.
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети Рыбке весело играть. изображают как плывёт рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывёт рыбка)
Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
«Какие бывают рыбы?»
Мы в подводном мире, друг,
(выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)
Рыбы плавают вокруг:
(делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)
Рыба-меч, рыба-пила,
(поочерёдно соединяют пальцы обеих рук начиная с мизинца)
Рыба-удильщик и рыба-игла.
«Дельфин»
Жил да был один дельфин, (ладони перед грудью вместе)
Два конька дружили с ним. (развернуть ладони вверх)
Проплывали с ним киты (руки сложены накрест)
И акула и моржи (взмахи руками)
Те учили их считать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять. (сгибаем пальчики начиная с большого)