СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека пальчиковых игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр»




КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР





ВОСПИТАТЕЛИ:

Дьячкова О.В.

Мун Е.О.








ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

«КАПУСТА»

Мы капусту рубим, рубим 

(ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём 

(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим 

(солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём 

(пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.


«ФРУКТЫ»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок.

(Загибают пальчики по одному,

начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ

(Опять «варят» и «мешают»)

«ЧЕРВЯЧКИ»

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Головой она кивает. Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь, а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

«ШАЛУН»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила. 
(чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала,

(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 
(со словами последней строчки

пальцами другой руки брать мизинчик

и слегка покачивать)


«БЕЛОЧКА»

(по мотивам народной песенки) 
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому. 
(поочерёдно разгибать все пальцы,

начиная с большого)

«ДЕТКИ»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой)

руки вверх, широко

раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише, не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)


«ПО ГРИБЫ»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы,

начиная с мизинца)

«ПАЛЬЧИКИ»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)


«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять,  

(загибать пальцы, начиная с большого) 
Будем листья собирать. 

 (сжимать и разжимать кулачки) 
Листья берёзы, листья рябины, 

 (загибать пальчики, начиная с большого) 
Листья тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:  

(хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня, 
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал. Подъёмный кран.  

(загибать поочерёдно пальчики)

«ПАСТУШОК»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 
Потерял пастух дуду.  (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

А я дудочку нашла, 
Пастушку я отдала.  (хлопки в ладоши) 
Ну-ка, милый пастушок, 
Ты спеши-ка на лужок, 
Там Бурёнка лежит,
На теляток глядит. А домой не идёт, 
Молочка не несёт. Надо кашу варить,

Деток (можно произносить

имя вашего малыша) 
Кашей кормить.  

(указательным пальцем одной

руки круговые движения

по ладошке другой руки)

«ДОМИК»

Я гуляю во дворе 

(хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные

хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь 

(раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук!

 (поочередно стучать кулачком одной руки

в ладошку другой)


«ЗАМОК»

На двери висит замок 

(руки в замке)
Кто его открыть бы смог? 

(пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)


«ЖУК»

(пальчики сжаты в кулачок,

указательный палец и мизинец

разведены в стороны, ребенок

шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.


«ОЧКИ»

(большой палец правой и левой руки

вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) 
Бабушка очки надела, 
И внучонка разглядела.

«СТУЛ»

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять

положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

«СТОЛ»

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

«ЛОДКА»

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 
Лодочка плывёт по речке, 
Оставляя на воде колечки.


«ПАРОХОД»

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.


«КОЗА»

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и

охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.


«КОМАР»

Летит муха вокруг уха, жжж 

(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс 

(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз 

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! 

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«ТАБУНОК»

Это помощники мои, 

(руки находятся на столе, ладони внизу).

Их как ты хочешь, поверни. 

(поворачиваем ладони в разные стороны)

По дороге серой, гладкой

(проводим руками по столу)

Скачут пальцы, как лошадки.

Скок-скок-скок, скок-скок-скок,

Скачет наш табунок. 

(продвижение вперед левой, а потом правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук).


«КОТИК»

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

«ПТИЧКИ»

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения: вверх - вниз)

«В ГОСТИ»

К Жоре гости прибежали 

(пальчики рук «бегут» по столу)

Все друг другу ручки жали. 

(делаем несколько рукопожатий)

Здравствуй, Миша! 

(большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца)

Здравствуй, Вера!

 (Соединяем подушечки средних

и больших пальцев)

Рад, Гриша! 

(соединяем безымянные и большие пальчики)

Рад, Лера!

 (здороваются большие пальцы и мизинчики)

Хотите пирожок?

(ладошки соединяем в виде пирожка)

А может, коржик? 

(показываем раскрытые ладошки)

Или же рожок? 

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Вот горох вам на дорожку. 

(ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним,

как будто сыпется горох)

Вы берите понемножку! (ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)

С ручек все встряхните крошки. 

(трясем кистями рук и хлопаем в ладошки)

«ЖУЧОК»

Этот маленький жучок по земле гуляет, 

(Перебираем пальцами по ступням.)
Листик сладенький найдёт и его кусает. 

 (Щипаем ступни.)
Чтоб ещё листочек съесть, 
Хочет он повыше влезть.

(Перебираем пальчиками по ногам

(со ступней до коленей)).
Этот маленький жучок по траве гуляет...

(Перебираем пальцами по коленям).

Этот маленький жучок по кустам гуляет... 

(Перебираем пальцами по животу).

Этот маленький жучок выше залезает, 

(Перебираем пальцами по груди).
Вот он ямочку нашёл, 

("Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.)
Лёг и отдыхает. 

(Пальчики сжимаем в кулаки.) 
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать. 

(Опускаем голову вниз, глаза закрываем.)


«РЕПКА»

Мы репку сажали, 

(пальцами как будто роем ямку на ладошке)

Репку поливали. 

(имитируем, как из лейки льется вода)

Выросла репка 

(выпрямляем все пальчики рук)

Хороша и крепка!

 (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)

А вытянуть не можем!

Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! 

(расцепляем руки, трясем кистями).

«ОЛАДУШКИ»

Когда мама месит тесто, Всем так интересно

(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем

движения, словно месим)

Ладушки, ладушки!

(дружно хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки.

(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто)

Раз – оладушек для папы.

(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)

Два – оладушек для мамы. Три - ….Четыре - ….

(называем разные имена людей,

которые знает ребенок)

А Миша-дружок получает пирожок!

(сцепляем кисти рук)

Очень вкусно!

«ХОЗЯЙСТВО»

Наши уточки с двора:

Кря-кря-кря. 

(пальцы слаживаем как раскрытый клюв)

Наши гуси у пруда: Га- га- га. 

(как будто открываем, закрываем клюв)

Наши гуленьки в саду: Гу- гу-гу. 

(руки поднимаем вверх, машем кистями)

Наши курочки в окно: Ко-ко-ко. 

(стучим указательным пальчиком)

А вот Петя-петушок рано-рано поутру 

(спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)

Нам споет: Ку-ка-ре-ку! 

(машем руками как крыльями и кукарекаем)

«МАЛЬЧИКИ»

Этот мальчик хочет спать. 

(малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой загибает мизинчик

на этой руке)

Этот мальчик лег в кровать. 

(загибаем безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул.

 (загибаем средний палец)

Этот сразу же уснул. 

(загибаем указательный палец)

Этот очень крепко спит и тихонечко сопит. 

(загибаем большой палец)

Будут птички щебетать,

(пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его)

Будут мальчики вставать! 

(пальцы второй руки распрямляем)

«МОИ ПАЛЬЧИКИ»

Мои пальчики расскажут, 

(хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)

Что умеют – нам покажут. 

(пальцы рук прикасаются к друг

к другу 4 раза)

Их 5 на каждой руке. 

(показываем растопыренные пальцы)

Сделать все смогут, всегда помогут. 

(хлопаем в ладоши)

Они на дудке играют, 

(далее все движения

соответствуют тексту)

Вещи стирают, везде подметают,

Щиплют, ласкают, мячик кидают-

Пять и пять моих быстрых пальчиков. 

(показываем пальцы обеих рук)

«ПИРОГ»

Тесто ручками помнем, 

(сжимаем и разжимаем пальчики)

Пирог сладкий испечем. 

(слаживаем ладони обоих рук в виде пирога)

Серединку смажем джемом, 

(гладим пальчиками ладонь одной руки)

А верхушку вкусным кремом. 

(приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)

И кокосовой крошкой

Присыпаем пирог немножко,

 ( имитируем посыпание крошки

пальчиками обеих рук)

А потом и чай заварим, 

(как будто помешиваем чай)

Пирогами вас одарим. 

(слаживаем пальцы в кулачки)

«КОТЯТА»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят, 

(Покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых,

И самых красивых. 

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«ЛАДОНЬ-КУЛАК»

Хочешь? Тоже делай так: 
То ладонь, а то - кулак. 
(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция "кулак"- "кулак"; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу, позиция "рука" - "кулак"; для усложнения увеличить темп движения)


СРЕДНЯЯ ГРУППА

«МОИ ВЕЩИ»

Вот это - мой зонтик, Я в дождь хожу с ним.
(поднимаем правую руку над головой,

сгибаем её (зонтик)
Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

("Барабаним" пальцами левой

руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
(Прижимаем ладони друг к другу,

локти согнуты)
Могу почитать,
(Раскрываем ладони "книжечкой")
Могу вам картиночки в ней показать.
(Руки вытягиваем, ладони открыты)

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной.
(Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки)
Его я бросаю над головой.
("Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь

партнёра по игре).
А вот мой котёнок, я глажу его,
Мурлычет он так для меня одного.
(Поочерёдно гладим одну руку другой)

«ПАУЧОК»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки

"бегут" по предплечью, а затем

по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу или коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же,

как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

«КОТ И МЫШИ»

Динь-динь-бом. Динь-динь-бом 

(«позвенеть» у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали. 

(руку к левому уху) 
Динь-бом, динь-бом. Быстро в норку убежали

(бежать пальцами по столу) 
Динь-бом, динь-бом. Затворили крепко дверь (спрятать руки под стол)
Динь-бом, динь-бом. Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком)
Динь-бом, динь-бом.

«ШЛА КУКУШКА»

(Идём по столу на прямых указательном и среднем пальцах, остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке,

правая её обхватывает)
Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят
Эта долька - для утят. Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

«ДОМ»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, 

(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

«РЫБКИ»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

«ГОСТИ»

К Кате гости прибежали, 

(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, 

(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок?

 ( ладошки складываем вместе)
Может коржик 

(показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки,
И захлопали в ладошки!

«ГОРШОК»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики: 

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. 

(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз, два, три, четыре, пять 

(разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать 

(тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки, 

(загибать пальчики, начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

«КУРОЧКА»

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки 

(идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! 

(грозим пальчиком)
Лапками гребите 

(загребаем ручками),
Зёрнышки ищите 

(клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём)

«КИСКА»

- Киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)
- И клубочки продавала. (вытянуть обе ладони вперед)
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня!
(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони).

«ЦВЕТОК»

Набухай скорей, бутон, 
Распусти цветок - пион! 
(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый "цветок")

«ЁЖИК»

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

 (малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки 

(катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!! 

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

«ДОЖДИК»

Тихий, тихий, тихий дождик
Дождик, дождик кап-кап-кап. 

(“капаем” пальчиком по ладошке)
А потом сильнее дождик
Дождик, дождик кап-кап-кап. 

(“капаем” быстрее)
Сильный, сильный, сильный ливень, 

(стучим ручками по полу)
Гром, гром, гром, гром, 

(хлопаем в ладоши)
В небе молния кругом. 

(ручки над головой поднимаем)

«КОТЁНОК»

Шёл один я по дорожке, 

(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, 

(показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, 

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, 

(показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, 

(царапаем ноготками поверхность

того, что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять,

 (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! 

(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

«САМОМАССАЖ РУК»

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

(растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и

выкручивающими движениями

дойти до ногтей своей фаланги)

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. 

(моют руки, пальцы в замок)

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики 

(расцепить пальцы, перебирать ими)



«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, пять, 

(Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок слепили. (Дети “лепят”).
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. 

(Грозят пальчиком). 
Раз - подбросим, (“Подбрасывают”). 
Два - поймаем, (“Ловят”).
Три - уроним (“Роняют”).
И… сломаем. (Топают).

«РАДУГА»

Гляньте: радуга над нами,  

(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)).
Над деревьями, 

 (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами, 

(Руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной, 

(Нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной. 

(Дотронуться до головы).

«ГРОЗА»

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и,

перебирая ими, показать,

как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми

пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами,

сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми

пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы

обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные

пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем

похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с

разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

«СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ»

Как- то серенький козёл

В огород поесть зашёл. 

(Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд).

Посмотрел по сторонам –

Есть еда и здесь и там. 

(Поворачиваемся то в одну, то

в другую сторону).

Под копытами - трава, 

(Опускаем подбородок).

А над головой - листва. 

(Подбородок вверх).

Наклонись - капусту кушай, 

(Наклоняемся вниз).

А вверху - большие груши. 

(Встаём на носочки, тянемся вверх).

Сзади огурцы растут, 

(Поворачиваемся назад).

Впереди кусты цветут, 

(Возвращаемся обратно).

Слева - молодой лучок,

Справа - вкусный кабачок. 

(Полуобороты вправо-влево).

Здесь - сто ягодок, там - двести, 

(Наклоны вправо-влево).

Козлик крутится на месте. 

(Крутимся.)

И, пока он выбирал,

Пёс его в сарай прогнал.

 (Наклонив голову, убегаем от "пса").


«ЗДРАВСТВУЙ»

Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, вольный ветерок! 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю - 
Всех я вас приветствую! 
(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)


«ЧЕРЕПАШКА»

(Рука сжата в кулак. Большой палец сверху)
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони

(или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне, 
(Волнообразные движение кулаком в воздухе)
По полу ползёт.
("Черепашка" ползёт по другой руке

(своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
(Руки возвращаются в исходное положение)
Она не захочет меня укусить
(Отрицательный жест головой)

«КРОЛИК»

Маленький кролик с большими ушами, (Кисти прижать к голове, как ушки).

Розовым носом,  (Указательными пальцами дотронуться до носа).

Смешными усами (Указательные пальцы прижаты к губам).

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле. 

(Роем норку (колени)

Чистит он шёрстку себе 

("Чистим шёрстку").

Или спит. 

(Руки складываем, кладём под щёку).

Кролик ушами всегда шевелит. 

(Шевелим "ушами").

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов 

(Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.)

«ПЧЁЛКИ»

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!


«ЗМЕЙКА»

(Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка")

Посмотрите-ка, друзья,

У меня живёт змея!

(Медленно вращаем кистью руки)

По дивану, по коврам

Может ползать тут и там.

(Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом)

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот

За лягушками ползёт.

(Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь)
Нет у этой змейки глаз

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз,

(Волнообразные движения рукой)

А ребёночка за нос.

("Змея" хватает за нос партнёра по игре)


«В КОМНАТЕ»

Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком,

(Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев)

Мышка подбирает крошки под столом.

(Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой)

Кошка коготками лавочку скребёт,

(Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки)

Курочка рябая пол крылом метёт.

(Скользящее движение ребром ладони

одной руки по другой)

Катя варит кашу для зверят своих

(Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки)

Кашки наварила, с ложки кормит их

("Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят)


«ГВОЗДИ»

(Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу)

Бом, бом, бом, бом

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

(Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их)

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

«ДВА КОЗЛЁНКА»

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально,

сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки

соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить,
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).

«ПЯТЬ УТЯТ»

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные

движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев

соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут... Трое утят плывут...

Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

«ЧАСЫ»

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки )

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!", 

(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. 

(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

 (Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" 

(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.

«ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ»

Улетела птица-мать малышам жучков искать. 
Ждут малютки-птицы  Мамины гостинцы. 
(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

«КРЮЧОЧКИ»

Крепко держатся дружочки, 
Не разжать нам их крючочки. 
(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)


«У ЖИРАФОВ»

У жирафов пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих

частей тела.
У слонов есть складки, складки,

складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки,

складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

«ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу или коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

«ПЕРЧАТКИ»

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).



«ПОРОСЯТА»

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам

каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).


«РАЗМИНКА»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
Головами покиваем,
Плечиками мы покрутим,...


«УЛИТКА»

Улитка в домике одна сидит, рожки

высунув, молчит.
(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Вот улиточка ползёт
("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).
Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).
На цветочек заползёт,
("Улитка" заползает на "цветочек").
Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рожки в голову втянула,
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне")



«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре 

 (дети сжимают и разжимают кулачки) 
Мы посуду перемыли.  

(трут одной ладошкой о другую) 
Чайник, чашку, ковшик, ложку 
И большую поварёшку.  

(загибают пальчики, начиная

с большого пальчика) 
Мы посуду перемыли,  

(опять трут одной ладошкой о другую) 
Только чашку мы разбили, 

(загибают пальчики, начиная с мизинца) 
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился, 
Ложку мы чуть-чуть сломали. 
Так мы маме помогали.  

(сжимают и разжимают кулачки)


«МИЗИНЧИК»

Маленький мизинчик 
Плачет, плачет, плачет. 
Безымянный не поймет: 
Что всё это значит? 
Средний пальчик очень важный, 
Не желает слушать. 
Указательный спросил: 
- Может, хочешь кушать? 
А большой бежит за рисом, 
Тащит рису ложку, 
Говорит: - Не надо плакать, 
На, поешь немножко! 
(кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)


«ВЕСНА»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми,

пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки
(Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок...
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«ЗАЙЦЫ»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!"
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать "Бах"?"
"Бах" - выстрелил охотник, 

(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, 

(Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике 
(дети сжимают и разжимают кулачки) 
Маленькие гномики: 
Токи, Пики, Лики, 
Чикки, Микки. 
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) 
Стали гномики стирать 
(трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки, 
Пики - платочки, 
Лики - штанишки, 
Чикки - носочки, 
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) 
Микки умница был, 
Всем водичку носил.




СТАРШАЯ ГРУППА


«ЗАМОК»

На двери висит замок -

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны)

Покрутили

(Волнообразные движения)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок,

дети стучат ладонями)

И открыли!

(Пальцы расцепились)


«ПОМОЩНИКИ»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения)



«ПОМИРИМСЯ»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом)


«УДИВИТЕЛЬНО»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак

и сильно сжимают)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают

руки и слегка трясут ими)


«БЕЛКА»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение - кисти рук

сжаты в кулак)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец)

Синичке,

(Разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец)

Вот так!

(Раскрыть кисть - пальцы в стороны и в исходное положение)

«МАГАЗИН»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки,

сцепив их перед собой)

Мы купили торт - один,

(Показывают 1 палец)

Плюшек - две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и

показывают 2 пальца)

Ватрушек - три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и

показывают 3 пальца)

А киви купили - сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца)


«ПРОГУЛКА»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в

быстром темпе)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных

пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то

левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - «ложку»)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами,

как ресницами)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев)

«ПРИГОТОВИЛИ ОБЕД»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки)

«ПОДАРКИ»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения

соответственно тексту)


«КОЛЮЧИЙ КЛУБОК»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

«СМЕЛЫЙ КАПИТАН»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль»)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль»)


«В ГОСТИ»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их)

«ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

Этот пальчик большой -

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз)



«У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принес вам гостинец.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

«ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО,

СКОРО В ШКОЛУ»

Скоро в школу мы пойдем

(«шагают» пальцами по столу)

И портфель с собой возьмем.

(загибают пальцы по одному)

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш.

(соединяют и разъединяют пальцы)

Будем мы читать, писать,

(хлопают в ладоши)

И учиться все на «пять»!

(показывают пять пальцев)

В школу осенью пойду.

(«шагают» пальцами по столу)

Там друзей себе найду,

(загибают пальцы по одному)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду,

(сжимают и разжимают кулачки)

Но свой садик на забуду!

«МЫ ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются

ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих

руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

«МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом - строгий наш отец.

(разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться

(разогнуть мизинец)

«БЫТОВАЯ ТЕХНИКА»

Привет, я – чайник

(показываем руками толщину)

Большой и толстый, вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик

(другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть,

(хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь,

(наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь.

(наклон в строну, где рука-носик)

«МОЯ РОДИНА РОССИЯ»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

«МЫ НЕМНОГО ПОДРОСЛИ»

Вот и лето наступает,

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх)

Всех на отдых приглашает.

(Соединяют одноименные пальчики рук,

начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе,

пальчики врозь – «солнышко»)

И на даче отдыхать.

(Показывают «домик»)

« КРАСКИ ОСЕНИ»

Пошли пальчики гулять Стали листья собирать: красный листик, желтый листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? Пять!

С листьями осенними будем мы играть.

(«Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям. Поочередно прикасаются

подушечками пальцев, начиная

с указательного, к большому. Поочередно загибают пальцы на одной руке. Протягивают вперед ладошки. Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы)

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот березки золотой, вот последний лист осинки ветер бросил на тропинку.

(Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают пальчики на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол)

Если листья пожелтели, дождь холодный моросит, птицы к югу полетели, значит, осень к нам спешит.

(Сжимаем и разжимаем кулачки, стучим пальцем, изображаем крылья,

хлопаем в ладоши)

Ветер северный подул: «С-с-с-с»,

Все листочки с веток сдул...

Полетели, закружились и на землю опустились. Дождик стал по ним стучать

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил, одеялом их накрыл.

(дуем)

(пошевелить пальчиками и подуть на них)

(помахать ручками в воздухе)

(постучать пальцами правой руки

по ладошке левой руки)

(щепотью правой руки постучать

по левой ладошке)

(постучать кулачком правой руки

по левой ладошке)

(плавные движения кистями

рук вперёд-назад)

(положить правую ладонь на левую)



«В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

Дети в лес грибной пошли

(дети «идут» указательным и средним

пальцами обеих рук по столу)

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они

сделали с грибами)

На полянке возле кочки

Мы увидели грибочки:

Две горькушки,

Две серушки,

Две волнушки,

Две свинушки.

А два беленьких грибочка

Мы увидели на кочке.

(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки,

перечисляя грибы)

Мы съедобные грибы

Долго собирали,

А потом своим друзьям

Вот что рассказали:

(дети, называя грибы, загибают по

очереди пальцы на руке)

В бору вырос боровик,

А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята –

Очень дружные ребята.

Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

Крупный подберезовик –

Под белою березою.

Если с нами в лес пойдете,

(«идут» пальчиками по столу)

Много вы грибов найдете.

(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)




«МОЙ ГОРОД»

Город – это улицы, проспекты и дома,

(Руки вытянуть вперед, широко

раздвинуть ноги, соединить

руки над головой)

Площади, музеи, парков тишина,

(Сделать руками круг, поднять сцепленные

руки вверх, развести в стороны)

Блеск огромных стекол,

(Руки поднять над головой,

шевелить всеми пальцами)

Праздничных витрин,

Быстрое движенье прохожих

(Быстро маршировать на месте)

И машин.

(Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и бежать по кругу)

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики,

начиная с большого)


«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. РОЖДЕСТВО»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют

большой палец с остальными)

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой

палец с остальными)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики»)


«МЫ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Дорожных правил очень много.

(«грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!

(загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три - смотри дорожный знак,

А четыре - «переход».

Правила все надо знать

(хлопки руками)

И всегда их выполнять.

(показывают «класс!» большим пальцем)




«ЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ САДА И ОГОРОДА»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто

раскрывается бутон)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной

стороной прижимают друг к дружке,

пальчики разводят)



«БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ»

Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать

(Загнуть большой палец)

Этот пальчик лег в кровать

(Загнуть указательный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загнуть средний палец)

Этот пальчик уж уснул

(Загнуть безымянный палец)

Этот крепко-крепко спит

(Загнуть мизинец)

Тише, тише, не шумите…

(Погрозить пальцем)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

(Разогнуть кулачек)

«ВСТРЕЧА НОВОГО ГОДА»

Мы на елке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились,

(Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

(«Шагают» по столу средним и указательным)

Нам подарки преподнес.

(пальцами обеих рук)

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг)

В них же - вкусные предметы:

(Ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

(Загибают пальчики на руках,

начиная с больших)

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

Я зимой кормлю всех птиц:

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей -

(загибают и разгибают пальцы,

перечисляя птиц)

Вот кормушка у дверей.

(показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

(загибают и разгибают пальцы,

перечисляя корм)

Пусть клюет его она.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА»

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы. И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги. В Москве ложатся спать сейчас, луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.


«ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА»

Много есть профессий знатных,

(Соединяем пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных.

(Соединяем пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель, (Последовательно соединяем)

Продавец, шахтёр, строитель…

(пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю,

(Сжимаем и разжимаем кулаки)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх)

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Аты - баты, аты - баты! На войну идут солдаты.

(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони) Важно, чтобы пальцы «маршировали»

синхронно, в ногу)

Знамя красное несут,

(Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть

руки в локтях (знамя)

Пушки грозные везут.

(Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы

изображают стволы пушек)

«ДЕНЬ 8 МАРТА»

Огромный букет нарисую я маме.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших)

И с праздником женским поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком»)

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе,

пальчики врозь – «солнце»)

И радостно птицы поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены –

«птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения)

«ВЕСНА ПРИШЛА»

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

(Сжимают и разжимают кулачки)

Забралось в сосульки

(Стучат пальчиками по столу)

Весеннее солнце.

(Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…

(Сжимают и разжимают кулачки)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

(Стучат пальчиками по столу)

«РОДИНА ДЕДА МОРОЗА»

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух

(крутим ручками, словно мельница),

И на землю стелется

Белый-белый пух

(встряхиваем ладошки).

Закрывайте окна. Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).

Закрывайте уши (закрываем ушки),

Закрывайте нос (закрываем нос).

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз

(ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки дед Мороз

(щипаем названные части тела)

«КОСМОС И ДАЛЕКИЕ ЗВЕЗДЫ»

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук,

начиная с мизинчиков)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе,

поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют

с большими, образуя «бинокль»)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук,

начиная с больших)

«ЖИВОТНЫЕ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»

Жил да был один дельфин,

(перед грудью, плавные движения

влево – вправо)

Два конька дружили с ним.

(ладони развернуты вертикально,

поочередные движения вверх – вниз)

Приплывали к ним киты,

(руки сложены накрест, взмахи ладонями)

И акула и моржи. Те учили их считать:

(сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого)


«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!