СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека подвижных игр дидактической направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр дидактической направленности»

Подвижные игры с дидактической направленностью



Основное назначение предлагаемых игр — усиление образовательной направленности в обучении детей движениям. Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

С помощью подвижных игр с дидактической направленностью организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Подвижные игры с дидактической направленностью рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр — 7—10 минут, количество игроков — 6—10 человек.

Представленные ниже подвижные игры с дидактической направленностью способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:

— развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;

— развитию зрительного и слухового внимания;

— формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;

— формированию общей и мелкой моторики рук.

В подвижные игры с дидактической направленностью следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.

Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений. Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят. Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать. Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру. Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил. Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр. После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению.









Картотека подвижных игр с дидактической направленностью

Игра « Не скажу»


Цель: практическое овладение знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза.


Содержание. Игра проводится без разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят: «Не скажу». 4, «Не скажу»,6 и т.д. Кто ошибся, выбывает из игры.


Игра «С листком календаря»


Цель: закрепить отношения «раньше», «позже», «было», «стало».


Содержание. Всем детям прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Листки подбираются так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов и т.п. – числа значения не имеют).

Собрать команду, состоящую из семи дней недели (число, месяц значения не имеют).

Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает пара, которая нашлась первая.

Собраться так, чтобы образовался год 2020.

Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30 и т.д).


Игра «Собери листочки»


Цель: формировать умения классифицировать, навык самоконтроля.

Содержание. Игроки делятся на команды. По группе разбросаны «листочки» (карточки с цифрами, примерами и т.д.)

Команды собирают примеры с ответами: 7, 8, 9 и другие.


Игра «Быстро занять места!»


Цель: закрепить знание последовательности, формировать умения классифицировать, навык самоконтроля, закрепить полученные знания.


Содержание. Дети разбегаются врассыпную, собирают на полу карточки (жетоны) с числами. Педагог произносит команду: «Быстро занять места!», спешат занять свои места, согласно тем числам, которые у них на карточках (жетонах), по порядку (по возрастанию, по убыванию; и т.д.)


Игра «Делим слова»


Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Содержание. Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .


Игра «Волшебный кубик»


Цель развивать речь, фантазию, Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Содержание. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит с имитировать гул самолёта и т.д.


Игра «Ветерок»


Цель. Развитие фонематического слуха.

Содержание. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например: \у\, поднимите руки и медленно покружитесь.


Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения


Игра «Кто как разговаривает?»


Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.


Содержание. Вариант 1. Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:


Корова - мычит

Тигр - рычит

Змея - шипит

Комар - пищит

Собака - лает

Волк - воет

Утка - крякает

Свинья – хрюкает…


Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.


Игра «Подскажи словечко»


Цель: развитие мышления, быстроты реакции.


Содержание. Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:


– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?..


Игра «Узнай по голосу».


Цель: развитие слухового внимания.


Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.


Содержание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка».


Игра «Противоположности»


Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.


Содержание. Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.


Педагог: - Дети:

Горячий - холодный

Хороший - плохой

Умный - глупый

Весёлый - грустный

Острый - тупой

Гладкий - шероховатый


Игра «Четыре стихии»


Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.


Содержание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».


Игра «Что происходит?»


Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.


Содержание. Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.


Игру желательно проводить по темам.


Пример: Тема «Весна»


Педагог :-Дети:


Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? - Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги…


Игра «Кого назвали, тот и лови!»


Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.


Оборудование: большой мяч.


Содержание. Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!