Подвижные игры с дидактической направленностью
Основное назначение предлагаемых игр — усиление образовательной направленности в обучении детей движениям. Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.
Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.
С помощью подвижных игр с дидактической направленностью организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Подвижные игры с дидактической направленностью рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр — 7—10 минут, количество игроков — 6—10 человек.
Представленные ниже подвижные игры с дидактической направленностью способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
— развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
— развитию зрительного и слухового внимания;
— формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
— формированию общей и мелкой моторики рук.
В подвижные игры с дидактической направленностью следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений. Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят. Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать. Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру. Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил. Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр. После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению.
Картотека подвижных игр с дидактической направленностью
Игра « Не скажу»
Цель: практическое овладение знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза.
Содержание. Игра проводится без разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят: «Не скажу». 4, «Не скажу»,6 и т.д. Кто ошибся, выбывает из игры.
Игра «С листком календаря»
Цель: закрепить отношения «раньше», «позже», «было», «стало».
Содержание. Всем детям прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Листки подбираются так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов и т.п. – числа значения не имеют).
Собрать команду, состоящую из семи дней недели (число, месяц значения не имеют).
Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает пара, которая нашлась первая.
Собраться так, чтобы образовался год 2020.
Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30 и т.д).
Игра «Собери листочки»
Цель: формировать умения классифицировать, навык самоконтроля.
Содержание. Игроки делятся на команды. По группе разбросаны «листочки» (карточки с цифрами, примерами и т.д.)
Команды собирают примеры с ответами: 7, 8, 9 и другие.
Игра «Быстро занять места!»
Цель: закрепить знание последовательности, формировать умения классифицировать, навык самоконтроля, закрепить полученные знания.
Содержание. Дети разбегаются врассыпную, собирают на полу карточки (жетоны) с числами. Педагог произносит команду: «Быстро занять места!», спешат занять свои места, согласно тем числам, которые у них на карточках (жетонах), по порядку (по возрастанию, по убыванию; и т.д.)
Игра «Делим слова»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Содержание. Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Игра «Волшебный кубик»
Цель развивать речь, фантазию, Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Содержание. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит с имитировать гул самолёта и т.д.
Игра «Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Содержание. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например: \у\, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения
Игра «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Содержание. Вариант 1. Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова - мычит
Тигр - рычит
Змея - шипит
Комар - пищит
Собака - лает
Волк - воет
Утка - крякает
Свинья – хрюкает…
Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Содержание. Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?..
Игра «Узнай по голосу».
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.
Содержание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».
По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка».
Игра «Противоположности»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Содержание. Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Педагог: - Дети:
Горячий - холодный
Хороший - плохой
Умный - глупый
Весёлый - грустный
Острый - тупой
Гладкий - шероховатый
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Содержание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».
Игра «Что происходит?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Содержание. Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог :-Дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги…
Игра «Кого назвали, тот и лови!»
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: большой мяч.
Содержание. Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время.