СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека подвижных игр в старшей группе под редакцией ю.а.кирилловой

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КАРТОТЕКУ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ЗА ДЕКАБРЬ МЕСЯЦ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю.А.КИРИЛЛОВОЙ

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр в старшей группе под редакцией ю.а.кирилловой»

45 (5-6л.)«Звонкие ложки»

(игра малой подвижности в спортивном зале и на прогулке)

Ход игры:

На игровой площадке обозначают круг диаметром 5—6 м. По считалке выбирают водящего, педагог завязывает платок вокруг его головы, плотно закрывая глаза. Водящий становится за кругом. Остальные игроки встают внутрь круга. Одному из детей педагог дает в руки ложки. Педагог читает стихотворение.

Будем мы сейчас играть в ложки бить и убегать!

Ну-ка: Петя (имя водящего),

Раз, два, три,

Поскорее нас найди!

Ю. Кириллова

После слов педагога игрок, в руках которого находятся ложки, З раза громко стучит ими друг о друга. Водящий с завязанными глазами входит в круг, двигаясь на звук стука ложек. Руки водящего широко расставлены — он пытается поймать игрока. В это время игрок, стучавший в ложки, передает их другому ребенку, а сам тихо уходит в другую от водящего сторону. Другой ребенок также З раза стучит в ложки, затем передает их следующему игроку, который находится к нему ближе всего. Водящий в это время меняет направление поиска, ориентируясь по звуку. Он старается как можно быстрее найти и поймать игрока, в руках которого находятся ложки.

46 (5-6л.)«Воробьи и вороны»

(подвижная игра в спортивном зале)

Ход игры:

По считалке выбирают двух водящих – это «вороны», они надевают маски и становятся в стороне от детей. Остальные играющие встают за линией вдоль края зала – это «воробьи».

Скачут шустро воробьи

Их попробуй догони

Полетали, полетали.

Крошки хлеба поклевали.

«Вороны летят – беда!

Разлетайтесь кто куда!»

В это время «воробьи» «вылетают» из-за линии и бегают по всей площадке, взмахивая руками приседают. Клюют зерна. После слов «Разбегайся кто куда!», дети убегают за линию. «Вороны» стараются осалить как можно больше «воробьев». Подсчитываются пойманные «воробьи». Игра повторяется 2-3 раза.


Примечания

1.Игроки с ложками в руках должны передвигаться по игровой площадке тихо.

2.Если после 5—6 передач ложек от игрока к игроку (около 30 секунд) водящий не найдет игрока с ложками, игра останавливается, по считалке выбирают нового водящего, и игра продолжается.


Задачи: совершенствовать умение действовать по заданию педагога, развивать слуховое внимание; воспитывать выдержку.

Инвентарь: деревянные расписные ложки (длина 12—15 см) — 2 шт., платок яркой расцветки (50 х 50 см).



Задачи: совершенствовать умение действовать в соответствии с правилами; развивать ловкость, умение принять на себя роль ведущего; воспитывать дружеские отношения в детском коллективе. Инвентарь: маски воронов — 2 шт.

47 (5-6л.) «Ловлю птиц на лету»

(Русская народная подвижная игра на прогулке)

Ход игры:

По считалке выбирают «птицелова», он встает спиной к детям. Педагог делит детей на несколько подгрупп. Дети договариваются каких птиц они будут изображать. Затем группы детей по очереди подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки где наш дом?», «Мы галки где наш дом?» и т.д. «Птицелов» называет место где должны жить птицы. Например, «Сороки у вас желтый дом около березы», «Галки у вас красный дом около скамейки» и т. д.

После этого птицы занимают свои дома, встают вокруг обручей назначенного цвета. После слов «Птицелова: «Ловлю птиц на лету» птицы начинают летать в разных направлениях, весело кричат. «Птицелов их ловит,дотрагиваясь до убегающих ладонью руки. На сигнал педагога стоп игра останавливается.Из непойманных птиц по считалке выбирают нового водящего «птицелова» Птицы разбегаются по своим домикам игра повторяется.



48 (5-6л.) «Воробей»

(подвижная игра с речевым сопровождением)

Ход игры:

Дети образуют круг встают лицом в центр круга на небольшом расстоянии друг от друга.

На ветке сжался он в комок от лютой стужи весь промок

(ноги слегка расставлены руками обнимают себя за плечи, выполняют наклон вперед руки вперед в стороны)

Прыг- скок (4 раза)

(выполняют два прыжка к центру круга руки на поясе, два прыжка в обратную сторону руки на поясе)

Сидит на ветке воробей ты пожалей его скорей

(выполняют пружинку руки на поясе)

Прыг- скок (4 раза)

(выполняют два прыжка к центру круга руки на поясе, два прыжка в обратную сторону руки на поясе)

Пока нет мух и мошек насыпь ты хлеба крошек

(выполняют руками скользящие движения ладонью и ладонь вверх-вниз.)

Прыг- скок (4 раза)

(выполняют два прыжка к центру круга руки на поясе, два прыжка в обратную сторону руки на поясе)



Примечание:

  1. Прицелов не оборачивается, когда называет место где должны жить птицы, птицы вылетают из домика только после окончания слов птицелова «Ловлю птиц на лету»

  2. Каждая группа птиц занимает только свой дом.

  3. Пойманные птицы выходят из игры, не дожидаясь ее окончания отходят к месту, заранее указанному педагогом.

Задачи: воспитывать интерес к русским народным играм развивать слуховое и зрительное внимание творческие способности, умение действовать подгруппами.

Инвентарь: флажки красного цвета 8 штук, 3 малых обруча разных цветов.


Наш воробей повеселел на землю с веточки слетел

(гладят себя ладонями по животу)

Прыг- скок (4 раза)

(выполняют два прыжка к центру круга руки на поясе, два прыжка в обратную сторону руки на поясе)

Наелся воробей он сыт спасибо детям говорит

(выполняют наклон вперед руки вперед в стороны)

Чирик-чик чик 2 раза

(хлопают в ладоши)

Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах в разных направлениях; продолжать воспитывать умеренный темп речи; развивать эмоциональную отзывчивость детей.

49 (5-6л.) «Найди и промолчи»

(игра малой подвижности в спортивном зале)

Ход игры:

Дети встают по одному краю площадки. Педагог читает стихотворение.

У нас зимует много птичек воробьев, сорок, синичек

Зимуют птицы в городе в стуже и на холоде

Мы о них не забываем утром крошки им бросаем

А воробей не прилетел утром крошек не поел

Нужно нам его найти не замерз ли он в пути

Затем педагог предлагает детям закрыть глаза. Педагог быстро прячет на площадке игрушку. По команде «Ищите! «дети встают и начинают искать воробья. Кто из игроков найдет его первым тот спокойно подходит к педагогу и сообщает ему где находится игрушка. Игра продолжается до тех пор, пока большинство играющих не обнаружит воробья. Отмечается самый внимательный и сообразительный игрок который первым нашел игрушку. Он становится новым водящим и самостоятельно прячет игрушку

50(5-6л.) «Кот и мыши»

(подвижная игра в спортивном зале)

Ход игры:

Играющие «мыши» становятся в круг, выбранный водящий «кот» становится в центр круга» засыпает». Педагог читает стихотворение.

На заборе кот сидит хитро на мышей глядит

Спать не собирается ловко притворяется

Раз, два не зевай от кота ты убегай

Во время чтения педагогом текста играющие идут по кругу взявшись за руки. После слов «от кота ты убегай!» дети врассыпную разбегаются по залу. «кот» старается осалить не одного, а нескольких игроков. Игра повторяется 2-3 раза.



Примечание:

  1. Игрок первым нашедший игрушку не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух где она спрятана. Он должен сообщить о своей находке педагогу так чтобы остальные игроки этого не услышали.

  2. Если большинство играющих через 30 – 50 сек. Не могут обнаружить игрушку то педагог останавливает игру и предлагает ребенку, первым нашедшему воробья показать место на игровой площадке где она спрятана

Задачи:продолжать формировать умения действовать по заданию педагога. Развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость.

Инвентарь: резиновая игрушка воробей.


Задачи: Продолжать формировать умения действовать в соответствии с правилами, развивать координацию движений, умение увертываться, воспитывать коммуникативные качества.

Инвентарь: маска шапочка кота.


51 (5-6л.) «Коза и волк»

(подвижная игра на прогулке)

Ход игры:

Перед началом игры по считалке выбирают «козу» и «волка». Остальные дети» пастухи» они берутся за руки и образуют круг. Внутри круга «луг» где пасется «коза». Играющие движутся по кругу повторяя текст стихотворения.

Коза пасется на лугу свою козу я берегу

Коза дает нам молоко – Коза не бегай далеко.

В лесу живет сердитый волк зубами серый щелк да щелк

Задумал волк козу поймать козу мы будем охранять

По окончании текста «волк» начинает ловить «козу». Для этого ему необходимо попасть внутрь круга. Но попасть в круг он может только через «ворота» (двое детей движутся с поднятыми руками у остальной руки опущены), а коза может выбегать из круга и вбегать в него в любом направлении кроме ворот. Когда «волк» поймает «козу» по считалке выбирают новых водящих игра повторяется.




52 (5-6л.) «Коровушки»

(подвижная игра с речевым сопровождением)

Ход игры:

Дети образуют круг встают на небольшом расстоянии друг от друга лицом в центр круга и выполняют движения по тексту.

Рано, рано, утречком пастушок, пастушок,

заиграет весело во рожок, во рожок

(дети идут по кругу взявшись за руки)

Вы мои коровушки туру-ру, туру-ру

(идут, держась за руки в центр круга)

Выходите на лужок по утру, по утру

(идут в обратную сторону держась за руки)

На лужочке травушка

(приседают, держась за руки руки вниз)

Хороша, хороша

(встают руки поднимают вверх)



Примечание: «волк» ловит «козу» только на лугу это внутри круга. «коза» не должна бегать долгое время за кругом она выбегает из круга только тогда, когда ей грозит опасность.

Задачи: совершенствовать умения действовать в соответствии с сюжетом развивать умения взаимодействия умения принять на себя роль водящего.

Инвентарь: маски шапочки козы и волка.


Жуйте травку милые

(приседают, держась за руки руки вниз)

Не спеша, не спеша

(встают руки поднимают вверх)

Будет малым детушкам молоко, молоко

(выполняют два наклона вперед держась за руки, руки отводят назад)

Не ходите милые далеко, далеко

(выполняют пружинку покачивая руками вперед, назад)

Там в лесу под ёлками серый волк, серый волк

Он зубами острыми щелк да щелк, щелк да щелк

(выполняют поскоки с ноги на ногу руки на поясе)

Село ясно солнышко за рекой под горой

Вам пора коровушки всем домой, всем домой

Задачи: Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами (пастушрк, коровушки, детушки, солнышко), развивать интонационную выразительность речи, координацию движений с речью.

53 (5-6л.) «Шаловливые котята»

(игра малой подвижности в спортивном зале)

Ход игры:

Педагог делит детей на две команды «котята» и «ребята». Игроки команды «ребята» становятся в шеренгу в вытянутых в стороны обеих руках они держат по обручу таким образом из игроков с обручами образуется цепочка. Команда «котята» встают в колонну по два (по парам), в начале команды «ребята». У одного из игроков первой команды «котята» в руках находится мяч.

Шаловливые котята словно малые ребята

Любят в мячики играть мячик лапами кидать

Ну-ка дети начинайте мяч ловите и бросайте

Как котята в мяч играйте, да ловить не забывайте

По окончании текста первая пара игроков из команды «котята» проходит вдоль шеренги команды «ребята» (один игрок с правой стороны другой игрок с левой) Игроки первой пары перебрасывают друг другу мяч сквозь каждый обруч. Дойдя до конца шеренги передают мяч игрокам третьей пары.


54 (5-6л.) «Заяц без домика»

(подвижная игра в спортивном зале)

Ход игры:

По кругу раскладываются обручи «домики зайцев» за которые становятся играющие педагог читает:

Зайцы любят все играть прыгать, бегать и скакать

Раз, два. три дом свой найди.

В это время дети бегают в разных направлениях по залу. По окончании текста игроки занимают любой обруч. Кто не успел тот «бездомный заяц». Игра повторяется 2-3 раза.

Примечание: педагог может убрать еще 1-2 обруча тогда количество «бездомных зайцев увеличивается)


Задачи: упражнять в перебрасывании мяча друг другу в парах и сквозь обруч, развивать коммуникативные навыки.

Инвентарь: яркие резиновые или пластиковые мячи, обручи любого цвета.


Задачи:продолжать формировать умения соблюдать правила, развивать навык пространственной ориентировки, мыслительные способности детей, воспитывать умения сдерживать себя.

Инвентарь: обручи на один меньше чем игроков.

55 (5-6л.) «Хитрая лиса»

(подвижная игра на прогулке)

Ход игры:

 Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.


56 (5-6л.) «По лужайке скачут зайки»

(подвижная игра с речевым сопровождением)

Ход игры:

На противоположных сторонах игровой площадки обозначают две линии. Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга за одной из линий. Половина группы детей одевает маски-медали с изображением серых зайцев другая половина с изображением белых зайцев.

На лужайке скачут зайки прыг с3ок, прыг скок

(прыгают с ноги на ногу двигаясь по кругу в правую сторону)

По лужайке за кусток прыг скок, прыг скок

(тоже в левую сторону)

По лужайке поскакали вот так, вот так

(прыгают на двух ногах продвигаясь в центр руки на поясе)

Поскакали и устали — вот так, вот так

(тоже в обратную сторону)

Посидели отдохнули вот так, вот так

(приседают на корточки)

Встали к солнцу потянулись вот так, вот так

(поднимаются на носочки руки вверх в стороны)


Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет: «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.


«ПЗадачи: совершенствовать умения двигаться в определенном направлении одновременно всей группой, действовать в соответствии с сюжетом, развивать активность, лёгкость и непринуждённость передвижения, положительные взаимоотношения в коллективе.

Инвентарь: мел или кегли.


Дружно сделали зарядку

(выполняют круговые движения локтями руки на плечи)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

(хлопают в ладоши)

Все движенья по порядку

(выполняют круговые движения локтями руки на плечи)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

(хлопают в ладоши)

Снова начали скакать прыг скок, прыг скок

(прыгают на двух ногах продвигаясь в центр руки на поясе)

И друг друга догонять прыг скок, прыг скок.

(тоже в обратную сторону)

Затем педагог подает команду «серые зайцы» после которой «серые зайцы» догоняют «белых зайцев». И наоборот.

Задачи: воспитывать правильный умеренный темп речи, развивать координацию движений с речью, мелкую моторику, совершенствовать умения действовать подгруппами по сигналу.

57 (5-6л.) «Грустный зайка»

(игра малой подвижности)

Ход игры:

Дети образуют круг берутся за руки. С помощью считалки выбирают водящего «грустного зайку» он проходит в центр круга присаживается на корточки. Играющие ходят вокруг него хороводом и напевают песенку.

Грустный заинька сидит плачет зайка и молчит

Зайка прыг, зайка скок(3раза)

Зайка скок поскок.

При словах скок поскок, водящий прыгает на двух ногах на месте. Одновременно со словами «зайка скок-поскок» он, подпрыгивая на двух ногах приближается к одному из игроков берет его за руку, и они оба прыжками возвращаются в центр круга где теперь уже вдвоем присаживаются на корточки. Игра повторяется вновь, но уже с двумя грустными зайцами песенка звучит немного по-другому (те же слова в множественном числе). После окончания песенки каждый из водящих забирает из круга еще по одному участнику. Игра продолжается. С каждого повторения игры в зависимости от количества игроков число «грустных заек» увеличивается после последнего повторения игры педагог сам поет песенку.

58 (5-6л.) «Попади в обруч»

(подвижная игра в спортивном зале)

Ход игры:

Дети с мячами руках становятся в две колонны по одному за линиями старта. Напротив, каждой команды на расстоянии 2 метра кладут обручи. Педагог говорит:

Любим в Новый год играть

Метко в обруч мяч бросать

Раз, два, три, четыре, пять

В цель старайся попадать

После слов педагога дети по очереди бросают мячи в обручи. Количество попаданий каждой из команд подсчитывается. Определяется победитель игра повторяется 2-3 раза.


Примечание.

  1. Дети могут не ходить хороводом вокруг зайки, а стоять на месте лицом в центр круга и выполнять движения по тексту.

Зайки грустные сидят (хлопают в ладоши)

Плачут зайки и молчат (держатся за щеки и покачивают головой)

На последующие слова выполняют пружинку руки на поясе.

  1. При повторении игры педагог напоминает детям, что зайки должны передвигаться только прыжками, а не шагом и не бегом.


Задачи: продолжать формировать умение действовать в соответствии с правилами, развивать интонационную выразительность, воспитывать доброжелательное отношение между детьми.


Задачи: совершенствовать умения бросать мяч в горизонтальную цель из-за головы, стремлению к правильному выполнению действий, развивать согласованность действий в подгруппах, воспитывать дружеское отношение в коллективе.

Инвентарь: мячи резиновые (диаметри8=20см) по количеству детей. Обручи 2 шт.


59 (5-6л.) «В зимнем парке карусели»

(подвижная игра на прогулке)

Ход игры:

Дети образуют круг, берутся правой рукой за шнур встают друг от друга на расстоянии 40 см. В соответствии с текстом произносимым педагогом выполняют следующие движения: медленно идут по кругу друг за другом, затем идут по кругу быстрым шагом, потом переходят на бег.

В зимнем парке карусели закружились еле-еле

А потом быстрей по кругу завертелись словно вьюга

Карусель по кругу мчится как летящая жар птица

После того как дети пробегут 2-3 круга они вновь переходят на быстрый, а затем медленный шаг в соответствии со словами педагога.

Чуть потише карусели не спешите в самом деле

Мы немного отдохнем и кружиться вновь начнем

Дети постепенно замедляют шаг после слов «И кружиться вновь пойдем» останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по игровой площадке. После непродолжительного отдыха 30-40 сек. Игра повторяется.



60 (5-6л.) «К нам приходит Новый год»

(подвижная игра с речевым сопровождением)

Ход игры:

Дети встают по кругу друг за другом на небольшом расстоянии

Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год

(движутся на носочках по кругу друг за другом взмахивая руками вперед- назад)

Зажигает нашу ёлку (останавливаются поднимают руки вверх)

И заводят хоровод (кружатся на месте руки к плечам)

Ну-ка шире шире круг (отходят назад от центра круга на 4 шага)

Выходи смелее друг (идут к центру круга 4 шага)

Веселей в ладоши хлопай не жалей сегодня рук (хлопают в ладоши)

Мы под елочкой плясать можем целых три часа

(прыгают на месте на двух ногах руки на поясе)

И несколько не устанем вот какие чудеса (шагают на месте)

Если танца будет мало (выполняют пружинку руки на поясе)

Есть у танца поворот (выполняют повороты руки на поясе)

Мы станцуем все сначала, а потом наоборот. (хлопают в ладоши)



Примечание:

  1. При повторении игры дети движутся по кругу в противоположную сторону

  2. В качестве усложнения игры и повышения интереса к игровой деятельности можно использовать два шнура более короткой длины и строить детей в два круга внешний и внутренний тогда дети во время произнесения педагогом текста будут двигаться в кругах противоходом т.е. навстречу друг другу.

Задачи: формировать умения ходить и бегать всей группой по кругу с изменением темпа, в прямом и обратном направлении, воспитывать организованность и инициативность.

Инвентарь: шнур или лента, связанный на конце в круг.


Задачи: воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию педагогу), развивать интонационную выразительность речи, координацию движений с речью.

61 (5-6л.) «Что висит на ёлке»

Игра малой подвижности в спортивном зале)

Ход игры:

Дети образуют круг. В центре круга встает педагог. Он объясняет детям правила игры: «Сейчас я буду перечислять названия украшений для новогодней ёлки и названия других предметов. Будьте внимательны, если названные предметы вешают на ёлку вы говорите «да» и хлопаете в ладоши, а если не вешают вы говорите «нет» и приседаете.

Что висит на ёлке детские футболки

Шарики, игрушки, мягкие подушки,

Снеговик из ваты, грабли и лопаты,

Орехи, мандарины, старые корзины,

Бусы и фонарики, чипсы и сухарики

Мишура и шишки, рваные шианишки,

Блестящие снежинки, лыжные ботинки,

Звонкие хлопушки, хлебные горбушки.


62 (5-6л.) «Бег по кругу»

(подвижная игра в спортивном зале)

Ход игры:

Дети становятся в круг берутся за руки. За кругом становится педагог у него палочка со снежинкой Педагог читает стихотворение дети движутся по кругу.

С неба падает снежок на полянку на лужок

По полянке я пойду и снежинку там найду.

Затем играющие останавливаются. Педагог отдает палочку со снежинкой рядом стоящему с ним ребенком и произносит: Раз, два, три беги!» После команды педагога играющие, стоящие по обе стороны игрока с палочкой бегут вдоль круга в противоположные стороны. Победа присуждается тому игроку кто первым заберет палочку со снежинкой. Игра повторяется 2-3 раза.


Примечание:

  1. По мере освоения детьми правил игры на роль ведущего назначают одного из детей.

Задачи: развивать диалогическую речь, эмоциональность, умение действовать всей группой по заданию педагога, воспитывать дружелюбие.


Задачи: продолжать формировать умения бегать в парах по кругу навстречу друг другу в быстром темпе, поддерживать интерес к соревновательной деятельности, развивать инициативность и сообразительность.

Инвентарь: деревянная палочка со снежинкой из картона.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!