СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"картотека русских народных хороводных игр "

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека русских  народных  хороводных игр удобна в использовании в работе воспитателей, специалистов ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«"картотека русских народных хороводных игр "»






КАРТОТЕКА


РУССКИХ НАРОДНЫХ ХОРОВОДНЫХ ИГР







Выполнила: Гусева Н.В.












































«У бабушки Маланьи» 

Цель:Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. 

Описание: Дети идут хороводом, приговаривая: 

У Маланьи, у старушки 

Жили в маленькой избушке 

Семь сыновей 

Все без бровей(останавливаются) 

Вот с такими ушами, 

Вот с такими глазами, 

Вот с такой головой, 

Вот с такой бородой. 
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища. 

Ничего не ели 

На нее глядели  

Делали вот так! 

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4. 


Русская народная игра «Скакалка» 

Цель:Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. 

Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. 

Перед началом игры говорят следующие слова: 

Чтоб был долог колосок, 

Чтобы вырос лен высок, 

Прыгайте как можно выше. 

Можно прыгать выше крыши. 

Правила игры: 

Кто задел за скакалку, выбывает из игры. 



Русская народная игра

«Золотые ворота»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. 

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: 

Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. 

Мы их подняли повыше, Получилась красота! 

Получились не простые, Золотые ворота! 

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: 

Золотые ворота Пропускают не всегда. 

Первый раз прощается, Второй - запрещается. 

А на третий раз Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. 

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. 


Заря – Заряница.
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: яркая лента. 

Описание:Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: 
Заря -Заряница, красная девица, 
По полю ходила, ключи обронила. 
Ключи золотые, ленты голубые. 
Раз, два – не вороньА беги, как огонь! 
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого–нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется. 


Русская народная игра «Ручеёк» 

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. 

Описание:Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. 

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. 

Варианты: 

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук. 



Русская народная игра «Пирог» 

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. 

Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: 

Вот он, какой высоконький, 

Вот он, какой мякошенький, 

Вот он, какой широконький. 

Режь его да ешь! 

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд. 





Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. 

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: 

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. 

Мелки колышки тешу, 

Огород свой горожу, 

Чтоб капусту не украли, 

В огород не прибежали 

Волк и лисица, бобер и курица, 

Заяц усатый, медведь косолапый. 

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. 

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый» .


Русская народная игра

«Лягушки на болоте» 

Цель:Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. 

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: 

Вот с намокнувшей гнилушки 

В воду прыгают лягушки. 

Стали квакать из воды: 

Ква-ке-ке, ква-ке-ке 

Будет дождик на реке. 

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. 


Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. 

Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку. 

По божьей росе, 

По поповой полосе 

Там шишки, орешки, 

Медок, сахарок 

Поди вон, дедушка Рожок! 

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого  - у них свой «дом». 

Дети:Ах ты, дедушка Рожок, 

На плече дыру прожёг! 

Дедушка: Кто меня боится?

Дети: Никто! 

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется. 

Правила игры: игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. 


Русская народная игра «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. 

Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд. 

Художественное слово: 

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп! 

Ты лети, конь, скоро-скоро 

Через реки, через горы! 

Все-таки в галоп - гоп-гоп! 

Трух-трух! Рысью, милый друг! 

Ведь сдержать-то станет силы, - 

Рысью-рысью, конь мой милый! 

Трух-трух! Не споткнись, мой друг! 

Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет». 


Русская народная игра

«Мороз красный нос» 

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. 

Описание:На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. 

Он говорит: 

Я Мороз-Красный нос. 

Кто из вас решится 

В путь-дороженьку пуститься? 

Играющие отвечают: 

Не боимся мы угроз 

И не страшен нам мороз. 

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. 

Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места. 


Русская народная игра «Бабка Ёжка» 

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. 

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: 

Бабка Ежка  - Костяная Ножка 

С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: 

— У меня нога болит. Пошла она на улицу  - 

Раздавила курицу. Пошла на базар – 

Раздавила самовар. 

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. 

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много. 



Русская народная игра «Бубенцы» 

Цель:Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. 

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. 

Все дети говорят: 

Трынцы-брынцы, бубенцы, 

Раззвонились удальцы: 

Диги-диги-диги-дон, 

Отгадай, откуда звон! 

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока. 

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. 

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод. 


Русская народная игра «Два Мороза» 

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. 

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос. 

говорят: 

Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые 

Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос, 

Кто из вас решится 

В путь-дороженьку пуститься? 

Играющие отвечают: 

Не боимся мы угроз 

И не страшен нам мороз. 

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. 

Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места. 


Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!» 

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. 

Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего: 

«Хлоп, хлоп, убегай, 

Тебя кони стопчут» 

несколько игроков 

произносят: 

«А я коней не боюсь, 

По дороге прокачусь!» 

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу. 

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры. 


Русская народная игра «В ногу» 

Цель:Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании. 

Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. 

Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли. 



Русская народная игра «Цепи кованные» 

Цель:Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге. 

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: 

- Цепи, цепи, разбейте нас! 

Кем из нас? – отвечает другая 

- Стёпой!  -  отвечает первая 

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков. 


Русская народная игра

«Малечина-Калечина» 

Цель:Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества. 

Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят: 

Малечина-калечина, 

Сколько часов 

Осталось до вечера, 

До летнего? 

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. 

Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. 

Варианты:Палку можно держать по-разному: 

1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове. 

2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии. 

3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове. 

Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя. 


Русская народная игра «Салки» 

Цель:Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе. 

Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» 

Игра повторяется. 

Правила игры: 

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. 

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. 

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге. 


Русская народная игра «Ткачиха» 

Цель:Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. 

Описание:Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив: 

Я весёлая ткачиха, 

Ткать умею лихо, лихо. 

Ай, лю-ли, ай, лю-ли, 

Ткать умею лихо, лихо! 

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то «заткали ниточку» (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу. 

Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.



Русская народная игра «Горелочки с платочком» 

Цель:Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. 

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. 

Все хором: 

Гори, гори ясно, 

Чтобы не погасло. 

Посмотри на небо, 

Птички летят, 

Колокольчики звенят! 

Раз, два, три! 

Последняя пара беги! 

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. 



Русская народная игра «Хромая лиса» 

Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. 

Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления. 

Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге. 



Русская народная игра «Жмурки» 

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. 

Описание:Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих. 

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой». 

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"! 

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу. 



























Хороводная игра «Как мы поили телят». 

Цель: учить детей ходить хороводом, взявшись за руки, и ходить друг за другом по кругу, выполнять прыжки, бегать на четвереньках. Развивать координацию движения, ловкость, терпение. 

Стало жарко, словно в печке, замолчали птицы. 

Дети идут по кругу. 

Мы телят погнали к речке – надо им напиться. 

Идут по кругу друг за другом, взмахивая, воображаемой хворостиной. 

Шарик пестрый -  пес дворовый, 

Приседают. 

Как на встречу бросится… 

Прыжок в круг. 

Разогнал телят пугливых, скачет, лает ,носится. 

Бегут по кругу на четвереньках. 

Уж ходили мы,  бродили по полям за стадом, 

Идут по кругу. 

Уж мы Шарика бранили так, что был не рад он. 

Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем. 


Хороводная игра: «Дроздок». 

Цель: координация речи с движениями, развитие речевых навыков. 

Скок, скок, поскок, молодой дроздок. 

Дети стоят по кругу, сложив лодошки за спиной, имитируя хвостик, продвигаются вперед прыжками. 

По водичку пошел, молодичку нашел. 

Идут по кругу мягким пружинным шагом. 

Молодичка-невеличка 

Сужают круг. 

Сама с вершок, 

Присаживаются. 

Голова с горок. 

Расширяют круг. 

 



Хороводная игра «На водопой». 

Цель: Учить детей подражать животным. Развивать театральные способности, прививать любовь к животным. 

Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой. 

Дети спокойно идут по кругу друг задругом. 

За мамой – лосихой топол лосенок. 

Идут громко топая. 

За мамой – лисицей крался лисенок. 

Крадутся на носочках. 

За мамой – ежихой катился ежонок. 

Приседают, медленно двигаются вперед. 

За мамой – медведицей шел медвежонок. 

Идут вперевалку. 

За мамой – белкой скакали бельчата. 

Скачут впресядку. 

За мамой – зайчихой – косые зайчата. 

Скачут на прямых ногах. 

Волчица вела за собою волчат. 

Идут на четвереньках. 

Все мамы и дети напиться хотят. 

Лицом вкруг, делают движения языком – «лакают». 


Хороводная игра «Листья».

Цель: координация речи с движениями. 

Листья осенние тихо кружатся, 

Кружатся на цыпочках, руки в стороны.  

Листья нам под ноги тихо ложаться 

Приседают. 

И под ногами шуршат, шелестят, 

Движение руками вправо – влево. 

Будто опять закружиься хотят. 

Поднимаются, кружаться. 


 

Хороводная игра: «Дождик». 

Цель: координация речи с движениями. 

Капля раз, капля два. 

Прыжки на носочках руки в стороны. 

Очень медленно сперва. 

4 прыжка. 

А потом, потом, потом 

8прыжков. 

Все бегом, бегом, бегом. 

 

Мы зонты свои раскрыли, 

Руки развести в стороны. 

От дождя себя укрыли. 

Руки над головой полукругом. 

 

 

Хороводная игра: «Урожай». 

Целькоординация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем». 

В огород пойдем, урожай соберем. 

Идут по кругу, взявшись за руки. 

Мы морковки натаскаем 

«таскают». 

И картошки накопаем. 

«копают». 

Срежем мы кочан капусты,  

«Срезают» 

Круглый, сочный, очень вкусный, 

Показывают круг руками – 3раза. 

Щавеля нарвем немножко 

«Рвут». 

И вернемся по дорожке. 

Идут по кругу, взявшись за руки. 

 

Хороводная игра: «Овощи».

Цель: координация слово с движением, работа над темпом и ритмом речи. 

Как – то вечером на грядке репа, свекла, редька, лук поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг. 

Идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами. 

Рассчитались четко тут же :раз, два, три. четыре, пять, 

Останавливаются, крутят водящего. 

Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать. 

Разбегаются, приседают, водящий ищет. 

 

 

 Хороводная игра: «Ежик и барабан». 

Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. 

С барабаном ходит ежик, бум – бум – бум! 

 Целый день играет ежик, бум – бум – бум. 

Маршируют по кругу, изображая игру на барабане. 

С барабаном за плечами, бум – бум – бум. 

 Ежик в сад забрел случайно, бум – бум – бум. 

Идут по кругу, спрятав руки за спину.  

Очень яблоки любил он, бум – бум – бум. 

То одной рукой, то другой подносят ко рту воображаемые яблоки. 

Барабан в саду забыл он, бум – бум – бум. 

Останавливаются, разводят руками. 

Ночью яблоки срывались, бум – бум – бум. 

Руки на поясе, прыжки на носках. 

И удары раздавались, бум – бум – бум. 

Прыжки. 

Зайцы здорово струхнули, бум – бум – бум. 

 Глаз до зорьки не сомкнули, бум – бум – бум. 

Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят дрожат, закрывают глаза руками. 

 

 

Хороводная игра: «Снежная баба». 

Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения. 

Сегодня из снежного мокрого кома мы снежную бабу слепили у дома. 

Идут по кругу, катят воображаемый ком. 

Стоит наша баба у самых ворот. 

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького. 

Никто не проедет, никто не пройдет. 

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой. 

Знакома она всей детворе, а Жучка все лает: «Чужой во дворе!». 

Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка. 

  

Хороводная игра: «Воробей». 

Цель: координация речи с движением. развитие творческого воображения, подражательности. 

Среди белых голубей скачет серый воробей. 

Дети идут по кругу изображая голубей; в центре один ребенок – он скачет, как воробей. 

Воробушек – пташка, серая рубашка. Откликайся, воробей, вылетай-ка, поскорей. 

Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не выпускают его. 

  

Хороводная игра: «Домашние птицы». 

Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности. 

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря…

Идут по кругу, вперевалочку подражая походке уток. 

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га. 

Идут по кругу вытянув шеи вперед и отставив руки- «крылья» назад. 

Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Коко-ко 

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам. 

А как Петя- петушок раним-рано поутру нам споет: ку-ка-ре-ку… 

Встают лицом в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки. 


Хороводная игра: Хозяюшка». 

Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения. 

Наша-то хозяюшка сметливая была, всем в избе работушку к празднику дала. 

Идут по кругу, взявшись за руки. 

Чашечку собачка моет язычком 

Сложили ладони чашечкой. «Лижут» чашечку. 

Хрюшка собирает крошки под окном. 

Присели, наклоняют ритмично голову. 

По столу котище лапою скребет 

Встали, правой рукой делают движение к себе. 

Половичку козочка веничком метет. 

«Метут» пол. 

 

Хороводная игра: «Веснянка». 

Цель: координация речи с движением. 

Солнышко, солнышко, золотое донышко. Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. 

Идут по кругу, взявшись за руки. 

Побежал в саду ручей, 

Бегут по кругу. 

Прилетело сто грачей, 

«Летят» по кругу. 

А сугробы тают, тают, 

Медленно приседают. 

А цветочки подрастают. 

Тянутся на цыпочках, руки вверх. 


Хороводная игра: «Зима прошла». 

Цель: координация речи с движением. 

Воробей с березы на дорогу - прыг! Больше нет мороз, чик-чирик. 

Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам. 

Вот журчит в канавке быстрый ручеек, 

Идут по кругу, взявшись за руки. 

И не зябнут лапки –скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки – чик-чирик. 

Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против. 

Хороводная игра: «На лужайке поутру»

Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения. 

На лужайке поутру мы затеяли игру. Я -  подснежник. Ты – вьюнок. Становитесь в наш венок. 

Идут по кругу. 

Раз, два. ,три, четыре, раздвигайте круг пошире, 

Делают 4 шага назад, расширяют круг. 

А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. 

Бегут по кругу. 

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим. 

Раздвигают круг. 

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть. 

Смыкают и идут по кругу. 

Мы -  веселые лучи, 

Тянутся на цыпочках, руки вверх. 

Мы – резвы и горячи. идут…

Прыгают на носочках, руки на поясе. 


Хороводная игра: «Козочка». 

Цель: развитие подражательности, творческого воображения. 

Я козочка Ме-ке-ке, я гуляю на лужке. 

Идут по кругу. 

Острые рожки, тоненькие ножки. 

Показывают «рожки», прыгают на носочках. 

На самой макушке бархатные ушки. 

Ладошками показывают «ушки». 

Язык полотняный 

Показывают язык «лопатой». 

Хвостик конопляный… 

Показывают «хвостик». 

Как прыгну - сразу забодаю. 

Прыгают, «бодаются». 

 

Хороводная игра: «Ласточки». 

Цель: координация речи и движений, развитие моторики. 

Ласточки летели, все люди глядели. 

Идут по кругу, машут руками, изображая полет птиц. 

Ласточки садились, все люди дивились. 

Приседают, руки складывают за спиной, как бы крылья. 

Сели, посидели, взвились, полетели, полетели, полетели, песенки запели. 

Бегут по кругу, взмахивая руками. 


 

Хороводная игра: «Аквариум». 

 Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности. 

Улитки ползут, свои домики везут. 

Передвигаются в пулуприсяде, сложив руки за спиной. 

Рогами шевелят, на рыбок глядят. 

Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично поворачивают голову вправо-влево. 

Рыбки плывут, плавниками гребут. 

Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вправо-влево. 

Влево, вправо поворот, а теперь наоборот. 

Плавные повороты туловища вправо – влево и наоборот. 

 


Хороводная игра: «На закате тучки тают». 

Цель: координация речи и движений, развитие моторики. 

На закате тучки тают, ходит ветер круговой. 

Идут по кругу. взявшись за руки. 

Чайки легкие летают над холодною Невой. 

Бегут по кругу, взмахивая руками. 

 

 Хороводная игра: «На лужайке». 

Цель: развитие координации движений, творческого воображения, подражательности. 

На зеленой на лужайке заиграла балалайка. 

Дети стоят лицом в круг, изображая игру на балалайке. 

Заиграла дудочка, дудочка -погудочка. 

Изображают игру на дудочке. 

В сарафане красненьком заплясала Настенька 

Пляшут. 

 

 

Хороводная игра: «Речка». 

Цель: координация речи с движением. 

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. 

Дети идут к центру круга, наклоняются, трут лицо руками. 

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились. 

На каждую строку 4 движения ладонями к лицу. 

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: 

Хоровод. 

Вместе раз, это брасс .одной, другой – это кроль. 

Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу. 

Вот как один плывем как дельфин. 

«брасс» или «кроль». 

Вышли на берег крутой и отправились домой. 

Идут лицом от центра круга. 

 








Хороводная игра: «Ягодка-малинка». 

Цель: координация речи с движением, развитие речевых навыков. 

За малинной в лес пойдем, в лес пойдем. 

Хоровод. 

Спелых ягод наберем, наберем. 

Идут по кругу, собирая воображаемые ягоды. 

Солнышко высоко, а в саду тропинка. 

Лицом в круг, тянутся руками вверх, потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон. 

Сладкая ты моя ягодка – малинка. 

Бегут по кругу, взявшись за руки. 

Хороводная игра: «Яблоня».                 Ст.гр.

Цель: координация речи с движениями, работа над общими речевыми навыками, развитие мелкой моторики. 

-Яблоня, яблоня, где твои яблоки? 

Хоровод, в центре - «яблоня». 

Заморозил их мороз? 

Или ветер их унес? 

Или молния спалила? 

Или градом их побило? 

Или птицы поклевали? 

Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок –яблонька отрицательно качает головой. 

Куда они пропали? 

Разводят руками, пожимают плечами. 

- не морозил их мороз, и не ветер их унес, не спалило их огнем, рада не было с дождем, птицы их не поклевали…. 

Дети загибают по одному пальцу на правой руке. 

Дети оборвали! 

Дети разбегаются, «яблонька» ловит. 

 

Хороводная игра: «Помощники». 

Цель: координация речи с движением. 

Дружно помогаем маме, мы белье стираем сами. 

Встают, наклонившись, руками двигают вправо, влево. 

Раз, два, три, четыре. потянулись, 

Тянуться, как бы вытирают правой рукой пот со лба. 

Наклонились. 

Снова «полощут». 

Хорошо мы потрудились. 

Вытирают руку о руку. 

 

Хороводная игра: «Снеговик». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. 

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок. 

Идут по кругу, изображая снеговика. 

Он превратится в толстый ком, 

Останавливаются, рисуют руками ком. 

И станет ком снеговиком. 

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера. 

Его улыбка так светла,  

Показывают руками «улыбку». 

Два глаза, шляпа, нос метла. 

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, показывают воображаемую метлу. 

Но солнце припечет слегка –  

Медленно приседают. 

Увы – и нет снеговика. 

Пожимают плечами, разводят руками. 

 

Хороводная игра: «Теплоход». 

 Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков 

От зеленого причала оттолкнулся теплоход. 

Хоровод. 

Раз, два – он назад шагнул сначала, 

Два шага назад 

А потом шагнул вперед – раз, два -  

Два шага вперед. 

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. 

Руки вытянуты вперед и согнуты – это нос теплохода. Движение по кругу мелкими шагами. 

 











Хороводная игра: «Маляры». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. 

Маляры известку носят. 

Хоровод. 

Стены кистью купоросят. 

Повернулись лицом в круг, движение воображаемой кистью вверх – вниз. 

Не спеша разводят мел. 

Наклонились, мешают кистью в ведре. 

Я бы тоже так сумел. 

«красят». 

 

 

Хороводная игра: «Кровельщик». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. 

То не град, то не гром – кровельщик на крыше. 

Хоровод. 

Бьет он громко молотком -  

Изображают удары молотком. 

Вся округа слышит. 

Закрывают уши руками. 

Он железом кроет дом, 

Изображают удары молотком. 

Чтобы сухо было в нем. 

Наклоняются, достают руками носки. 

 

 

Хороводная игра: «Клен». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков 

За окном сосулька тает, 

Хоровод. 

Ветер тучи рвет в клочки. 

Руки вверх, наклоны туловища влево – вправо. 

Разжимает, разжимает клен тугие кулачки. 

Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки. 

Прислонился он к окошку, 

4 прыжка. 

И едва растает снег, 

Наклоны. 

Мне зеленую ладошку клен протянет раньше всех. 

Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают руки – рукопожатие. 

 


Хороводная игра: «Грядка». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков 

Я давно весну ждала, у меня свои дела. 

Хоровод. 

Мне участок в огороде нынче мама отвела. 

Идут в противоположную сторону. 

Я возьму свою лопатку и пойду, вскопаю грядку. 

«Копают». 

Мягкой грядка быть должна -  это любят семена. 

Рыхлят грядку граблями. 

Посажу на ней морковку и редиску, а с боков будут кустики бобов. 

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена. 


Хороводная игра: «Гусеница». 

Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения. 

Этот странный дом без окон у людей зовется «кокон». 

Хоровод. 

Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем. 

Останавливаются, подкладывают ладони под щечку. 

Спит без просыпа все зиму 

Приседают, руки под щекой. 

Но зима промчалась мимо -  

Потягиваются. 

Март, апрель, капель, весна.. 

Медленно встают. 

Просыпайся соня – сонюшка! 

Маршируют. 

Под весенним ярким солнышком гусенице не до сна. 

Хоровод. 

Стала бабочкой она. 

Машут руками, как крыльями. 












Хороводная игра: «Дождик».      Под.гр

Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения. 

К нам на длинной тонкой ножке скачет дождик по дорожке. 

Хоровод. 

В лужице смотри – смотри, он пускает пузыри. 

Лицом в круг. Ритмично приседают. 

Стали мокрыми кусты, 

Руки вверх, потряхивание кистями. 

Стали мокрыми цветы. 

Наклон, руки к полу, потряхивание кистями. 

Мокрый серый воробей сушит перышки скорей. 

Встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями. 

 


 Хороводная игра: «Садовник». 

Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов «сажать», «белить», «чинить».  

Мы вчера в саду гуляли,  

Хоровод. 

Мы смородину сажали. 

Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст. 

Яблоню белили мы известью, белилами. 

Движение правой рукой вверх – вниз. 

Починили мы забор, 

Имитируют удары молотком. 

Завели мы разговор: 

-ты скажи, садовник наш, 

Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок. 

Что ты нам в награду дашь? 

-дам в награду слив лиловых, груш медовых самых вкусных, спелых яблок, вишен целый килограмм, вот что вам в награду дам. 

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке. 

  






Хороводная игра: «За грибами». 

Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов «искать», «собирать», «срывать».  

Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки. 

Хоровод. 

Белочки скакали, рыжики срывали. 

Скачут вприсядку, собирают воображаемые грибы. 

Лисички бежали, лисички собирали. 

Бегут, собирают воображаемые грибы. 

Скакали зайчатки, искали опятки. 

Скачут стоя, «собирают» грибы. 

Медведь приходил мухомор раздавил. 

Идут вразвалочку, в конце строки топают правой ногой. 


Хороводная игра: «Игра в стадо». 

Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности. 

Мы вчера играли в стадо, и рычать нам было надо. 

Хоровод. 

Мы рычали: «р-р-р». 

Остановились, сделали коготки из пальцев. 

И мычали: «му!». 

Сделали «рожки». 

По-собачьи лаяли: «гав! Гав!». 

Встали на четвереньки. 

Не слыхали замечаний Анны Николаевны. А она сказала строго: 

-что эа шум такой у вас? Я детей видала много, таких вижу в первый раз. 

Хоровод. 

Мы сказали ей в ответ. 

-Никаких детей тут нет! 

Стоят, поворачивают голову из стороны в сторону. 

Мя не Пети, и не Вовы – мы собаки и коровы! 

На четвереньках, делают «рожки». 

А она в ответ: 

-да что вы? Ладно, если вы коровы! Я тогда пастух. И прошу иметь в виду. Я домой коров веду. 

Хоровод. 

 


Хороводная игра: «С Новым годом!» 

Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи. 

С новым годом! С Новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! 

Кланяются. 

Он из леса мимоходом елку нам уже принес. 

Хоровод. 

На верхушке выше веток 

Лицом в круг, руки вверх. 

Загорелась, как всегда, 

Опускают руки. 

Самым ярким, жарким светом 

Снова поднимают руки. 

Пятикрылая звезда. 

Опускают руки. 

 


Хороводная игра: «Старый клен». 

Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения,  выразительности речи. 

На поляне перезвон – это пилят старый клен. Поперечная пила отхватила полствола. 

Встают парами, изображая работу пилой. 

Рвет кору и режет жилки, брызжут желтые опилки. 

Руки вверх, медленно наклоняются. 

Только крякнул старый ствол, и пошел, пошел, пошел! Грянул наземь левым боком, утонул в снегу глубоком. 

Хоровод. 

 

Хороводная игра: «Весна, весна красная». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. 

Весна. Весна красная! Приди, весна, с радостью, с радостью, с радостью! с великой милостью! 

хоровод 

Со льном высоким,  

Останавливаются, руки вверх, встают на носочки. 

С корнем глубоким, 

Приседают, руки внизу. 

С хлебами обильными. 

Хоровод. 

 

 

 

Хороводная игра: «Береза». 

Цель: координация речи с движением, развитие речевого дыхания. 

Береза, моя березонька. 

Хоровод. 

Береза моя белая, береза моя кудрявая. 

Меняют направления. 

Стоишь ты, березонька, 

Встали, подъем рук вверх, вдох. 

Посредь долинушки. 

Опустили руки, выдох. 

На тебе, березонька, 

Подъем рук, вдох. 

Листья зеленые. 

Опустили руки, выдох. 

Под тобой, березонька, 

Подъем рук вверх, вдох. 

Трава шелкова. 

Опустили руки, выдох. 


Хороводная игра: «Солнышко». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. 

Солнышко, колоколнышко, 

Стоят в маленьком кругу, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки. 

Ты пораньше взойди 

Поднимают руки вверх, тянуться на носочках – вдох, 

Нас пораньше разбуди. 

Опускают руки – выдох. 

Нам в поле бежать, нам весну встречать. 

Хоровод. 


Хороводная игра: «Веснянка». 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания. 

А уж ясно солнышко припекло, припекло, 

Хоровод, медленно поднимая руки вверх. 

И повсюду золото разлило, разлило. 

Хоровод, медленно опускают руки. 

Ручейки по улице все журчат, журчат. 

Бегут по кругу, руки на поясе. 

Журавли курлыкают и летят, летят. 

Поднимают высоко колени, руками изображают взмахи крыльев. 

 

Хороводная игра: «Заинька с гармошкой». 

Цель: координация речи с движениями, развитие речевых навыков. 

Много зайчиков приходит, и больших и маленьких, покружиться в хороводе на лесных проталинках. 

Хоровод в одну сторону, затем в другую. 

Они играют на гармошке вот так, вот так! 

Имитирут гармошку. 

И танцуют на дорожках вот так, вот так! 

Делают пружинку. 

Птицы в гости прилетают,  

Машут руками как крыльями. 

Смотрят белки шустрые, 

Смотрят из-под руки. 

Как танцуют и играют зайчики пушистые. 

Шевелят ушами как зайцы. 

Даже сойки зайкам машут длинными иголками,  

 Машут кистями рук. 

Хорошо зайчата пляшут на траве под елками. 

Шевелят ушами, прыгают на двух ногах по кругу. 

 



Хороводная игра: «Шапочка аиста». 

Цель: координация речи с движениями, развитие речевых навыков. 

Я над речкой гулял, здесь я шапку потерял: новенькую шапку, тепленькую шапку, красненькую шапку. 

Хоровод, в центре «аист», руки сложены за спиной – «хвостик», идет по кругу, высоко поднимая ноги, за кругом девочка с шапочкой. 

Я на речку пришла, здесь я шапочку нашла. Новенькую шапочку, тепленькую шапочку, красненькую шапочку. 

Девочка поднимает высоко шапочку над головой, в конце песни говорит: 

Ну попробуй догони, свою шапку отними. 

Аист догоняет девочку. 

  

 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!