«У бабушки Маланьи» Цель:Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. Описание: Дети идут хороводом, приговаривая: У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей Все без бровей(останавливаются) Вот с такими ушами, Вот с такими глазами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой. Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища. Ничего не ели На нее глядели Делали вот так! Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4. Русская народная игра «Скакалка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова: Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши. Правила игры: Кто задел за скакалку, выбывает из игры. Русская народная игра «Золотые ворота» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. Заря – Заряница. Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. Атрибуты: яркая лента. Описание:Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Заря -Заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не вороньА беги, как огонь! С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого–нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется. Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук. Русская народная игра «Пирог» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он, какой высоконький, Вот он, какой мякошенький, Вот он, какой широконький. Режь его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд. Русская народная игра «Капуста» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали Волк и лисица, бобер и курица, Заяц усатый, медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый» . Русская народная игра «Лягушки на болоте» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. Русская народная игра «Дедушка Рожок» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку. По божьей росе, По поповой полосе Там шишки, орешки, Медок, сахарок Поди вон, дедушка Рожок! Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом». Дети:Ах ты, дедушка Рожок, На плече дыру прожёг! Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто! Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. Русская народная игра «Лошадки» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд. Художественное слово: Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп! Ты лети, конь, скоро-скоро Через реки, через горы! Все-таки в галоп - гоп-гоп! Трух-трух! Рысью, милый друг! Ведь сдержать-то станет силы, - Рысью-рысью, конь мой милый! Трух-трух! Не споткнись, мой друг! Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет». Русская народная игра «Мороз красный нос» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит: Я Мороз-Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места. Русская народная игра «Бабка Ёжка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка - Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу - Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много. |
Хороводная игра: «Дождик». Цель: координация речи с движениями. Капля раз, капля два. | Прыжки на носочках руки в стороны. | Очень медленно сперва. | 4 прыжка. | А потом, потом, потом | 8прыжков. | Все бегом, бегом, бегом. | | Мы зонты свои раскрыли, | Руки развести в стороны. | От дождя себя укрыли. | Руки над головой полукругом. | Хороводная игра: «Урожай». Цель: координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем». В огород пойдем, урожай соберем. | Идут по кругу, взявшись за руки. | Мы морковки натаскаем | «таскают». | И картошки накопаем. | «копают». | Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» | Круглый, сочный, очень вкусный, | Показывают круг руками – 3раза. | Щавеля нарвем немножко | «Рвут». | И вернемся по дорожке. | Идут по кругу, взявшись за руки. | Хороводная игра: «Овощи». Цель: координация слово с движением, работа над темпом и ритмом речи. Как – то вечером на грядке репа, свекла, редька, лук поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг. | Идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами. | Рассчитались четко тут же :раз, два, три. четыре, пять, | Останавливаются, крутят водящего. | Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать. | Разбегаются, приседают, водящий ищет. | Хороводная игра: «Ежик и барабан». Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. С барабаном ходит ежик, бум – бум – бум! Целый день играет ежик, бум – бум – бум. | Маршируют по кругу, изображая игру на барабане. | С барабаном за плечами, бум – бум – бум. Ежик в сад забрел случайно, бум – бум – бум. | Идут по кругу, спрятав руки за спину. | Очень яблоки любил он, бум – бум – бум. | То одной рукой, то другой подносят ко рту воображаемые яблоки. | Барабан в саду забыл он, бум – бум – бум. | Останавливаются, разводят руками. | Ночью яблоки срывались, бум – бум – бум. | Руки на поясе, прыжки на носках. | И удары раздавались, бум – бум – бум. | Прыжки. | Зайцы здорово струхнули, бум – бум – бум. Глаз до зорьки не сомкнули, бум – бум – бум. | Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят дрожат, закрывают глаза руками. | Хороводная игра: «Снежная баба». Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения. Сегодня из снежного мокрого кома мы снежную бабу слепили у дома. | Идут по кругу, катят воображаемый ком. | Стоит наша баба у самых ворот. | «Рисуют» руками три круга, начиная с маленького. | Никто не проедет, никто не пройдет. | Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой. | Знакома она всей детворе, а Жучка все лает: «Чужой во дворе!». | Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка. | Хороводная игра: «Воробей». Цель: координация речи с движением. развитие творческого воображения, подражательности. Среди белых голубей скачет серый воробей. | Дети идут по кругу изображая голубей; в центре один ребенок – он скачет, как воробей. | Воробушек – пташка, серая рубашка. Откликайся, воробей, вылетай-ка, поскорей. | Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не выпускают его. | Хороводная игра: «Домашние птицы». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности. Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря… | Идут по кругу, вперевалочку подражая походке уток. | Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га. | Идут по кругу вытянув шеи вперед и отставив руки- «крылья» назад. | Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Коко-ко | Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам. | А как Петя- петушок раним-рано поутру нам споет: ку-ка-ре-ку… | Встают лицом в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки. | Хороводная игра: Хозяюшка». Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения. Наша-то хозяюшка сметливая была, всем в избе работушку к празднику дала. | Идут по кругу, взявшись за руки. | Чашечку собачка моет язычком | Сложили ладони чашечкой. «Лижут» чашечку. | Хрюшка собирает крошки под окном. | Присели, наклоняют ритмично голову. | По столу котище лапою скребет | Встали, правой рукой делают движение к себе. | Половичку козочка веничком метет. | «Метут» пол. | Хороводная игра: «Веснянка». Цель: координация речи с движением. Солнышко, солнышко, золотое донышко. Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. | Идут по кругу, взявшись за руки. | Побежал в саду ручей, | Бегут по кругу. | Прилетело сто грачей, | «Летят» по кругу. | А сугробы тают, тают, | Медленно приседают. | А цветочки подрастают. | Тянутся на цыпочках, руки вверх. | Хороводная игра: «Зима прошла». Цель: координация речи с движением. Воробей с березы на дорогу - прыг! Больше нет мороз, чик-чирик. | Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам. | Вот журчит в канавке быстрый ручеек, | Идут по кругу, взявшись за руки. | И не зябнут лапки –скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки – чик-чирик. | Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против. | Хороводная игра: «На лужайке поутру» Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения. На лужайке поутру мы затеяли игру. Я - подснежник. Ты – вьюнок. Становитесь в наш венок. | Идут по кругу. | Раз, два. ,три, четыре, раздвигайте круг пошире, | Делают 4 шага назад, расширяют круг. | А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. | Бегут по кругу. | Прямо к озеру спешим, станет озеро большим. | Раздвигают круг. | Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть. | Смыкают и идут по кругу. | Мы - веселые лучи, | Тянутся на цыпочках, руки вверх. | Мы – резвы и горячи. идут… | Прыгают на носочках, руки на поясе. | Хороводная игра: «Козочка». Цель: развитие подражательности, творческого воображения. Я козочка Ме-ке-ке, я гуляю на лужке. | Идут по кругу. | Острые рожки, тоненькие ножки. | Показывают «рожки», прыгают на носочках. | На самой макушке бархатные ушки. | Ладошками показывают «ушки». | Язык полотняный | Показывают язык «лопатой». | Хвостик конопляный… | Показывают «хвостик». | Как прыгну - сразу забодаю. | Прыгают, «бодаются». | Хороводная игра: «Ласточки». Цель: координация речи и движений, развитие моторики. Ласточки летели, все люди глядели. | Идут по кругу, машут руками, изображая полет птиц. | Ласточки садились, все люди дивились. | Приседают, руки складывают за спиной, как бы крылья. | Сели, посидели, взвились, полетели, полетели, полетели, песенки запели. | Бегут по кругу, взмахивая руками. | Хороводная игра: «Аквариум». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности. Улитки ползут, свои домики везут. | Передвигаются в пулуприсяде, сложив руки за спиной. | Рогами шевелят, на рыбок глядят. | Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично поворачивают голову вправо-влево. | Рыбки плывут, плавниками гребут. | Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вправо-влево. | Влево, вправо поворот, а теперь наоборот. | Плавные повороты туловища вправо – влево и наоборот. | Хороводная игра: «На закате тучки тают». Цель: координация речи и движений, развитие моторики. На закате тучки тают, ходит ветер круговой. | Идут по кругу. взявшись за руки. | Чайки легкие летают над холодною Невой. | Бегут по кругу, взмахивая руками. | Хороводная игра: «На лужайке». Цель: развитие координации движений, творческого воображения, подражательности. На зеленой на лужайке заиграла балалайка. | Дети стоят лицом в круг, изображая игру на балалайке. | Заиграла дудочка, дудочка -погудочка. | Изображают игру на дудочке. | В сарафане красненьком заплясала Настенька | Пляшут. | Хороводная игра: «Речка». Цель: координация речи с движением. К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. | Дети идут к центру круга, наклоняются, трут лицо руками. | Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились. | На каждую строку 4 движения ладонями к лицу. | А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: | Хоровод. | Вместе раз, это брасс .одной, другой – это кроль. | Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу. | Вот как один плывем как дельфин. | «брасс» или «кроль». | Вышли на берег крутой и отправились домой. | Идут лицом от центра круга. | Хороводная игра: «Ягодка-малинка». Цель: координация речи с движением, развитие речевых навыков. За малинной в лес пойдем, в лес пойдем. | Хоровод. | Спелых ягод наберем, наберем. | Идут по кругу, собирая воображаемые ягоды. | Солнышко высоко, а в саду тропинка. | Лицом в круг, тянутся руками вверх, потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон. | Сладкая ты моя ягодка – малинка. | Бегут по кругу, взявшись за руки. | Хороводная игра: «Яблоня». Ст.гр. Цель: координация речи с движениями, работа над общими речевыми навыками, развитие мелкой моторики. -Яблоня, яблоня, где твои яблоки? | Хоровод, в центре - «яблоня». | Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? | Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок –яблонька отрицательно качает головой. | Куда они пропали? | Разводят руками, пожимают плечами. | - не морозил их мороз, и не ветер их унес, не спалило их огнем, рада не было с дождем, птицы их не поклевали…. | Дети загибают по одному пальцу на правой руке. | Дети оборвали! | Дети разбегаются, «яблонька» ловит. | Хороводная игра: «Помощники». Цель: координация речи с движением. Дружно помогаем маме, мы белье стираем сами. | Встают, наклонившись, руками двигают вправо, влево. | Раз, два, три, четыре. потянулись, | Тянуться, как бы вытирают правой рукой пот со лба. | Наклонились. | Снова «полощут». | Хорошо мы потрудились. | Вытирают руку о руку. | Хороводная игра: «Снеговик». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок. | Идут по кругу, изображая снеговика. | Он превратится в толстый ком, | Останавливаются, рисуют руками ком. | И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера. | Его улыбка так светла, | Показывают руками «улыбку». | Два глаза, шляпа, нос метла. | Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, показывают воображаемую метлу. | Но солнце припечет слегка – | Медленно приседают. | Увы – и нет снеговика. | Пожимают плечами, разводят руками. | Хороводная игра: «Теплоход». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков От зеленого причала оттолкнулся теплоход. | Хоровод. | Раз, два – он назад шагнул сначала, | Два шага назад | А потом шагнул вперед – раз, два - | Два шага вперед. | И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. | Руки вытянуты вперед и согнуты – это нос теплохода. Движение по кругу мелкими шагами. | Хороводная игра: «Маляры». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Маляры известку носят. | Хоровод. | Стены кистью купоросят. | Повернулись лицом в круг, движение воображаемой кистью вверх – вниз. | Не спеша разводят мел. | Наклонились, мешают кистью в ведре. | Я бы тоже так сумел. | «красят». | Хороводная игра: «Кровельщик». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. То не град, то не гром – кровельщик на крыше. | Хоровод. | Бьет он громко молотком - | Изображают удары молотком. | Вся округа слышит. | Закрывают уши руками. | Он железом кроет дом, | Изображают удары молотком. | Чтобы сухо было в нем. | Наклоняются, достают руками носки. | Хороводная игра: «Клен». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков За окном сосулька тает, | Хоровод. | Ветер тучи рвет в клочки. | Руки вверх, наклоны туловища влево – вправо. | Разжимает, разжимает клен тугие кулачки. | Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки. | Прислонился он к окошку, | 4 прыжка. | И едва растает снег, | Наклоны. | Мне зеленую ладошку клен протянет раньше всех. | Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают руки – рукопожатие. | Хороводная игра: «Грядка». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков Я давно весну ждала, у меня свои дела. | Хоровод. | Мне участок в огороде нынче мама отвела. | Идут в противоположную сторону. | Я возьму свою лопатку и пойду, вскопаю грядку. | «Копают». | Мягкой грядка быть должна - это любят семена. | Рыхлят грядку граблями. | Посажу на ней морковку и редиску, а с боков будут кустики бобов. | Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена. | Хороводная игра: «Гусеница». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения. Этот странный дом без окон у людей зовется «кокон». | Хоровод. | Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем. | Останавливаются, подкладывают ладони под щечку. | Спит без просыпа все зиму | Приседают, руки под щекой. | Но зима промчалась мимо - | Потягиваются. | Март, апрель, капель, весна.. | Медленно встают. | Просыпайся соня – сонюшка! | Маршируют. | Под весенним ярким солнышком гусенице не до сна. | Хоровод. | Стала бабочкой она. | Машут руками, как крыльями. | Хороводная игра: «Дождик». Под.гр. Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения. К нам на длинной тонкой ножке скачет дождик по дорожке. | Хоровод. | В лужице смотри – смотри, он пускает пузыри. | Лицом в круг. Ритмично приседают. | Стали мокрыми кусты, | Руки вверх, потряхивание кистями. | Стали мокрыми цветы. | Наклон, руки к полу, потряхивание кистями. | Мокрый серый воробей сушит перышки скорей. | Встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями. | Хороводная игра: «Садовник». Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов «сажать», «белить», «чинить». Мы вчера в саду гуляли, | Хоровод. | Мы смородину сажали. | Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст. | Яблоню белили мы известью, белилами. | Движение правой рукой вверх – вниз. | Починили мы забор, | Имитируют удары молотком. | Завели мы разговор: -ты скажи, садовник наш, | Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок. | Что ты нам в награду дашь? -дам в награду слив лиловых, груш медовых самых вкусных, спелых яблок, вишен целый килограмм, вот что вам в награду дам. | На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке. | Хороводная игра: «За грибами». Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов «искать», «собирать», «срывать». Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки. | Хоровод. | Белочки скакали, рыжики срывали. | Скачут вприсядку, собирают воображаемые грибы. | Лисички бежали, лисички собирали. | Бегут, собирают воображаемые грибы. | Скакали зайчатки, искали опятки. | Скачут стоя, «собирают» грибы. | Медведь приходил мухомор раздавил. | Идут вразвалочку, в конце строки топают правой ногой. | Хороводная игра: «Игра в стадо». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности. Мы вчера играли в стадо, и рычать нам было надо. | Хоровод. | Мы рычали: «р-р-р». | Остановились, сделали коготки из пальцев. | И мычали: «му!». | Сделали «рожки». | По-собачьи лаяли: «гав! Гав!». | Встали на четвереньки. | Не слыхали замечаний Анны Николаевны. А она сказала строго: -что эа шум такой у вас? Я детей видала много, таких вижу в первый раз. | Хоровод. | Мы сказали ей в ответ. -Никаких детей тут нет! | Стоят, поворачивают голову из стороны в сторону. | Мя не Пети, и не Вовы – мы собаки и коровы! | На четвереньках, делают «рожки». | А она в ответ: -да что вы? Ладно, если вы коровы! Я тогда пастух. И прошу иметь в виду. Я домой коров веду. | Хоровод. | Хороводная игра: «С Новым годом!» Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи. С новым годом! С Новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! | Кланяются. | Он из леса мимоходом елку нам уже принес. | Хоровод. | На верхушке выше веток | Лицом в круг, руки вверх. | Загорелась, как всегда, | Опускают руки. | Самым ярким, жарким светом | Снова поднимают руки. | Пятикрылая звезда. | Опускают руки. | Хороводная игра: «Старый клен». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, выразительности речи. На поляне перезвон – это пилят старый клен. Поперечная пила отхватила полствола. | Встают парами, изображая работу пилой. | Рвет кору и режет жилки, брызжут желтые опилки. | Руки вверх, медленно наклоняются. | Только крякнул старый ствол, и пошел, пошел, пошел! Грянул наземь левым боком, утонул в снегу глубоком. | Хоровод. | Хороводная игра: «Весна, весна красная». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Весна. Весна красная! Приди, весна, с радостью, с радостью, с радостью! с великой милостью! | хоровод | Со льном высоким, | Останавливаются, руки вверх, встают на носочки. | С корнем глубоким, | Приседают, руки внизу. | С хлебами обильными. | Хоровод. | | | Хороводная игра: «Береза». Цель: координация речи с движением, развитие речевого дыхания. Береза, моя березонька. | Хоровод. | Береза моя белая, береза моя кудрявая. | Меняют направления. | Стоишь ты, березонька, | Встали, подъем рук вверх, вдох. | Посредь долинушки. | Опустили руки, выдох. | На тебе, березонька, | Подъем рук, вдох. | Листья зеленые. | Опустили руки, выдох. | Под тобой, березонька, | Подъем рук вверх, вдох. | Трава шелкова. | Опустили руки, выдох. | Хороводная игра: «Солнышко». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Солнышко, колоколнышко, | Стоят в маленьком кругу, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки. | Ты пораньше взойди | Поднимают руки вверх, тянуться на носочках – вдох, | Нас пораньше разбуди. | Опускают руки – выдох. | Нам в поле бежать, нам весну встречать. | Хоровод. | Хороводная игра: «Веснянка». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания. А уж ясно солнышко припекло, припекло, | Хоровод, медленно поднимая руки вверх. | И повсюду золото разлило, разлило. | Хоровод, медленно опускают руки. | Ручейки по улице все журчат, журчат. | Бегут по кругу, руки на поясе. | Журавли курлыкают и летят, летят. | Поднимают высоко колени, руками изображают взмахи крыльев. | Хороводная игра: «Заинька с гармошкой». Цель: координация речи с движениями, развитие речевых навыков. Много зайчиков приходит, и больших и маленьких, покружиться в хороводе на лесных проталинках. | Хоровод в одну сторону, затем в другую. | Они играют на гармошке вот так, вот так! | Имитирут гармошку. | И танцуют на дорожках вот так, вот так! | Делают пружинку. | Птицы в гости прилетают, | Машут руками как крыльями. | Смотрят белки шустрые, | Смотрят из-под руки. | Как танцуют и играют зайчики пушистые. | Шевелят ушами как зайцы. | Даже сойки зайкам машут длинными иголками, | Машут кистями рук. | Хорошо зайчата пляшут на траве под елками. | Шевелят ушами, прыгают на двух ногах по кругу. | Хороводная игра: «Шапочка аиста». Цель: координация речи с движениями, развитие речевых навыков. Я над речкой гулял, здесь я шапку потерял: новенькую шапку, тепленькую шапку, красненькую шапку. | Хоровод, в центре «аист», руки сложены за спиной – «хвостик», идет по кругу, высоко поднимая ноги, за кругом девочка с шапочкой. | Я на речку пришла, здесь я шапочку нашла. Новенькую шапочку, тепленькую шапочку, красненькую шапочку. | Девочка поднимает высоко шапочку над головой, в конце песни говорит: | Ну попробуй догони, свою шапку отними. | Аист догоняет девочку. | |