СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности

Просмотр содержимого документа
«"Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности"»

Упражнение №1 «Снежная королева»

Цель: учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла.

Описание: участники садятся на стулья, образуя круг. Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева». Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в плохое и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Педагог говорит:

-У этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, через которые, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Детям предлагается представить, что волшебные очки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания детей.

По окончании игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали, что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.

Упражнение№2 «Через стекло»

Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.

Описание: участники разбиваются на пары. Педагог говорит: -Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.

Пример сообщений: (Я тебе позвоню, когда приеду; напиши мне письмо и т.д.). Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

Упражнение№3 «Что в сундучке?»

Цель: способствовать развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи.

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание:

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.

С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.







Упражнение№4 «Интервью»

Цель: развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости.

Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

Описание:

Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».

Педагог говорит:

-Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой теме, например, «Город, в котором я живу». Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?»

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.







Упражнение№5 «Игры – ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Описание: детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

  1. Две девочки поссорились –помири их.

  2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

  3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

  4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

  5. Ребёнок плачет – успокой его.

  6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

  7. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

  8. Ребёнок плачет – успокой его.

  9. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

  10. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

  11. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

  12. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Упражнение №6 «Позвони другу»

Цель: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

  • Позвони мне, позвони, и что хочешь мне скажи.

  • Может быль, а может сказку, можешь слово, можешь два –

  • Только, чтобы без подсказки понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.





Упражнение№7 «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Описание:

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1 – старт!».

(Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).













Упражнение №8 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Описание:

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Учитель даёт задания:

-Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

-Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

-Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.











Упражнение№9 «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Описание:

Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.

  2. Проползти под столом.

  3. Обогнуть “широкое озеро”.

  4. Пробраться через “дремучий лес”.

  5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.



Упражнение№10 «Угадай, кто я?»

Описание:

Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, писателя, художника, животного и, придя в класс на урок, двигаться и изъясняться от его имени.

Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и Серый волк). Остальные учащиеся должны догадаться, в кого превратился их одноклассник.

Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма, декорации.

После окончания упражнения, анализируя результаты её проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!