СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека ситуативных педагогических задач с решением

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека

Просмотр содержимого документа
«Картотека ситуативных педагогических задач с решением»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»












Картотека ситуативных педагогических задач с решением





Подготовила:

студентка Ш-31 группы

Акланова Анна



Преподаватель: Орёл Инна Александровна


Ейск, 2021 г.

1 задача

Девочка Маша, ученица 4 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учитель это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учитель только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учителя.

Ситуация:

Ученица отвлекается на уроках, но материал урока знает на отлично, учитель недоволен поведением ученицы, занизил оценку при ответе за поведение.

Участники:

Ученица, одноклассники и учитель.

Проблема:

Постоянно отвлекающийся ребёнок и желание учителя определенными способами восстановить дисциплину в классе.

Причина:

1. Не заинтересованность ребёнка в учебном процессе, из-за умения быстро осваивать и запоминать материал, предлагаемый учителем.

2. Некорректная взаимосвязь оценки за ответ и за поведение ребёнка.

Педагогические задачи:

1. Восстановить дисциплину в классе.

2. Разрешить возникшую ситуацию с ученицей.

Решение:

1. Не прерывать отвечающего ребёнка, так как это может оказать на него неблагоприятное влияние, понизить его самооценку, исключить желание ученика в дальнейшем рассказывать изученный материал. Внимательно выслушать отвечающего, оценить его ответ. А уже потом спросить Машу и поставить ей отметку исключительно за качество знаний. После чего следует попросить Машу с уважением относиться к ответам отвечающих.

2. В дальнейшем, для избежания подобных ситуаций следует предоставлять Маше большее количество заданий, так как ребёнок быстро и легко усваивает, то что предлагает учитель для всего класса.

3. Провести классный час о правилах поведения на уроке, дать задание: составить правила поведения на уроке.

2 задача

Ученик 4 класса систематически не выполнял домашнее задание, даже не пытался притронутся к тетрадям. Учитель регулятивно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится еще одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»

Ситуация:

Ученик систематически не выполняет домашнее задание.

Участники:

Ученик, не выполняющий домашнее задание и классный руководитель.

Проблема:

Проблема заключается в том, что ученик не хочет выполнять домашнее задание, у ученика пропал интерес к учебе и хорошим отметкам.

Причина:

1. Ученик не вовлечен в учебный процесс, не видит смысла учебе.

2. Проблемы в семье. У ученика могут быть стрессовые ситуации, в ходе которых у него нет сил на домашнее задание, а также не присутствует помощь со стороны родителей в деятельности ученика.

3. Завышенная самооценка ученика. Ученик может возомнить себе, что он и так все знает и ему не стоит выполнять домашнее задание.

Педагогическая задача:

1. Возобновить интерес к учебе у ученика.

Решение:

1. Оставить ученика после уроков и выяснить причину поведения

2. Оставить после уроков для выполнения домашнего задания.

3. Если у ученика возникают вопросы по домашнему заданию, объяснить, что учитель всегда может помочь ему.

4. Дать дополнительное задание, чтобы исправить двойки.

5. Написать родителям письмо, где сообщаю о невыполнении домашних работ и неудовлетворительных отметках по предметам с указанием конкретных тем. В противном случае, говорю, что буду вынуждена пригласить их на Совет профилактики.

6. Если нет домашнего задания, ставлю оценку на один балл ниже (задание можно дать полегче, чтобы вызвать чувство досады от упущенной возможности). Так в тетради и пишу 4-1=3. Иногда вклеиваю на внутренней стороне обложки таблицу выполнения домашнего задания и фиксирую ежедневно. В таблице много строк и три столбца: Дата/ Да/ Нет. В соответствующей ячейке "Да" или "Нет" ставлю галочку.

3 задача

Ваня - 7-ми летний ребенок, пошел в школу. Он очень этому радовался, очень ждал первого сентября. Но после первой недели его как подменили и начались «концерты»: каждый день у него что-то болит: то живот, то голова, то нога, то вдруг страшный кашель. С родителями прошел обследование в диагностическом центре и был у врача, который сказал, что ребенок абсолютно здоров, только притворяется. Почему? Из-за чего вдруг такая перемена? И как это «вылечить»?

Участники: родители, мальчик 7-ми лет.

Проблема: это может быть вызвано проблемами адаптацией к образовательному учреждению или может быть имела место грубость со стороны учителя или же конфликты с другими детьми в школе. Кроме того, можно и подумать о том получает ли ребенок достаточно родительского внимания, интересуются ли они его школьными успехами и делами.

Причина: ребенок не смог адаптироваться в школьном коллективе, возможно конфликтовал с ребятами или учителем.

Педагогические задачи: выяснить почему ребенок не хочет посещать школу, если есть проблемы в коллективе детей - то постараться их устранить.

Решение:

1. Не следует поощрять такое поведение, чрезмерно жалеть ребенка или же сразу бежать к врачам. Если родители видят, что симптомы наиграны, то можно воспользоваться приемом «Противопоказания». Например, если болит животик, то вечером «из-за болезни» не будешь кушать десерт (остальные члены семьи будут).

2. Провести диагностику и выявить количество учащихся, адаптированных к школе. Проводить классные часы, беседы для устранения проблемы неадаптированных детей.

4 задача

Звенит звонок на урок. Учительница заходит в свой 1 класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг неё столпились одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» - дети наперебой рассказывают, что Таня не хочет угостить их виноградом.

Педагогическая ситуация:

Ученица не хочет делиться продуктами с одноклассниками. Дети пытаются отобрать еду у девочки.

Участники:

Девочка Оля, одноклассники.

Проблема:

Нарушение взаимоотношений учащихся в классном коллективе.

Причина:

Возрастные особенности учащихся;

Недостаточная сформированность коллектива – проблемы в коммуникации;

Особенность семейного воспитания детей;

Обеспеченность семьи девочки;

Сложность в социализации;

Невоспитанность детей;

Педагогическая задача:

1. Восстановить рабочую атмосферу в классе, успокоить детей.

2. Продолжить формирование детского коллектива, то есть сформировать коммуникативные и коллективные нравственные качества личности.

3. Провести профилактическую работу по предотвращению повторения подобной негативной обстановки в классе.

4. Упомянуть на родительском собрании о нецелесообразности продуктов питания в классе.

5. Выяснить у родителей причины нежелания девочки делиться, после чего применять меры.

Решение:

1. Проигнорировать ситуацию и продолжить урок.

2. Театрально выразить свою разочарованность подобным поведением, после чего рассказать поучительную историю из своей жизни и выходе из подобной ситуации на примере других людей.

3. Провести короткую беседу в классе, попытаться выяснить, что же произошло по мнению сторон и найти компромисс, предварительно упомянув о правилах поведения в классе.

5 задача

В одном из классов был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной из учительниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учительница сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Как поступить учителю?

Ситуация:

Ученик мешает вести урок.

Участники:

Ученик, мешающий вести урок, одноклассники, учитель.

Проблема:

Проблема заключается в том, что ученик не уважает учителя, пытается проверить учителя на прочность, сорвать урок.

Причина:

1. У ученика нет уважения к учителю, одноклассникам и самому предмету.

2. Ученик потерял интерес в учебе.

3. Ученик пытается обратить на себя внимание.

Педагогические задачи:

1. Успокоить учащихся.

2. Вернуть рабочую обстановку в классе.

3. Узнать причину такого поведения ученика.

Решение:

1. Не отвлекаться на ученика, продолжить вести урок.

2. Провести индив. Беседу с мальчиком, с целью выяснить причину такого поведения.

3. Проведение бесед с родителями о поведении ученика. Для это задала бы след. Вопросы:

Почему у тебя такое поведение?

К чему это может привести?

А ты знаешь последствия такого поведения?

4. Если ходе беседы выявляется, что в семье не принято соблюдать хорошее поведение, тогда я бы провела беседу индив. с родителями ребенка отдельно. После проведения индив. беседы с родителями. Провожу ближайшее род собрание по теме «нарушение школьных правил» С целью ознакомления правил поведения школьников в школе.

5. Если мотивом является гиперактивность ребенка, то провожу тренинг с ребенком, организовав доверительные беседы с психологом школы.

6 задача

Ребенку 6 лет, он постоянно грызет одежду - ворот рубахи, рукавицы, воротник куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает хорошо и через минуту все повторяется.

Проблема: Такое поведение может говорить о возникшей тревожности. Но важно знать ее причины. Главное не заострять внимание ребенка на этой проблеме. Можно просто отвести руку ребенка, подержать его немного за руку, отвлечь, понять что именно произошло, в каких случаях ребенок начинает такую своеобразную стимуляцию.

Причина: возможно ребенок нервничает и переживает из-за чего-то и поэтому грызет одежду, думая что это поможет справится ему с проблемой.

Педагогические задачи: выяснить почему ребенок так делает, постараться устраить эту проблему.

Решение:

1. Ситуацию нужно исправлять. Отучать ребенка от вредной привычки - грызть что-то, когда нервничаешь и переживаешь;

2. Провести диагностику состояния эмоциональной сферы ребенка, диагностически исследовать взаимоотношения между детьми группы; 3. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов.

7 задача

Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

Ситуация:

Ученик мешает одноклассникам, суфлируя их роли.

Участники:

Мальчик-суфлер, одноклассники недовольные мальчиком, учитель.

Проблема:

Развитость мальчика мешает детям участвовать в мероприятии.

Причина:

1. У мальчика хорошо развита память, выучив свою роль, он выучил роли одноклассников. Выучив роли одноклассников мальчик их суфлирует.

2. Данное задание для мальчика легкое, учитывая его индивидуальные возможности.

Педагогические задачи:

1. Возобновить ход праздника.

2. Заинтересовать мальчика другим делом.

Решение:

1. Дать ребенку роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.

2. Провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».

3. Есть возможность заинтересовать ребенка чем-то другим (кружковая работа). Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др. Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!