СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]

Просмотр содержимого документа
«Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]»

[Л] - [Л`] - 1


Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.


ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ

ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



[Л] - [Л`] - 2


Упражнение № 2. Произносить (читать) слова парами.


лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля

Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги

игла – земля метла – петля кулачок – светлячок

гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля

кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят

ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка

ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 3


Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.


лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт

болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт

уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт

клок – клён плот – плётка слон – силён

солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик

лапки – липки латунь – летун ласты – листы

лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 4


Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.


лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква

блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв

клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка

кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть

Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо

лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин

слыть – слить клык – клик орлы – Орли


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 5


Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.


плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком

пыл – пыль гол – голь кол – коль

кил – киль тол – толь мол – моль

мел – мель ролл – роль угол – уголь

стол – столь ел – ель дал – даль

цел – цель стал – сталь был – быль

ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 6


Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.


башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать

мелком – мельком волны – вольный галка – галька

колка – Колька полка – полька булка – Булька

волна – вольна лак – ляг лог – лёг

лук – люк лыс – лис уголок – уголёк

цел – цель был – быль гол - голь


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 7


Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания


лисья голова галка на гальке

ландыши в лесу поляна за лугом

полотно из льна длина волос

плеск волны кольцо из золота

лепесток лотоса соль в солонке

масло в маслёнке половинка лимона

жёлтая листва колючие иголки


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 8


Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.

лента из шёлка сильный голос

налитой колос зелёное одеяло

железный лом голубая плитка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 9


Упражнение № 9. Произносить (читать) предложения.


Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 10


Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.


Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 11


Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.


Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



[Л] - [Л`] - 12


Упражнение № 12. Выучить загадку.


Я землю копала,

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 13


Упражнение № 13. Выучить загадку.


Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт –

Белого найдёт.

(Заяц и лиса)


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



[Л] - [Л`] - 14


Упражнение № 14. Выучить загадку.


Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась

(Самолёт)


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



[Л] - [Л`] - 15


Упражнение № 15. Выучить загадку.


Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик)


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 16


Упражнение № 16. Произносить (читать) скороговорки.


Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.


Убежало, убежало, убежало молоко.

Я трудом его поймала.

Быть хозяйкой не легко

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 17


Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.


1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,

Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.

Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,

Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.

Удивительная штука:

Слезы капают у внука.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 18


Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.


1.Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке

В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки

Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки

- Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.

- Не сержусь - сказала Мила,

- Я выплакиваю мыло.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 19


Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Злаки.

Все злаки на поле,

Все злаки на воле,

Довольны все злаки,

Что дали им волю.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



[Л] - [Л`] - 20


Упражнение № 20. Выучить стихотворение.


Люблю землянику,

Люблю голубику,

Люблю и малину,

Люблю и клубнику.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.




[Л] - [Л`] - 21


Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.


На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,

А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.


Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,

У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.

У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 22


Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

У осла – ослёнок,

У козла – козлёнок,

У лисы – лисёнок,

У кого телёнок?


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.


Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



[Л] - [Л`] - 23


Упражнение № 23. Выучить стихотворение.


Ехал на олене,

Ехал на осле,

Ехал на лошадке,

Но не на козле.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.




[Л] - [Л`] - 24


Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.


Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 25


Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.


Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы.  Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий.  Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов. 
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 26


Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.


Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца. 
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.



[Л] - [Л`] - 27


Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.


Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя. 
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело. 
Голодная кума лиса залезла в сад. 
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях. 


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 28


Упражнение № 28. Произносить (читать) пословицы.


Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик. 
Дело в шляпе. Лиха беда -начало.  Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет.  У плохих людей язык злодей. 
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей.  Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит. Не хвались началом, хвались концом. 


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 29


Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы


Не все то золото, что блестит.  Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.  Маленькая ложь за собою большую ведёт. 
Откладывай безделье, но не откладывай дела. 
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой. 
Золото и сквозь пыль блестит.  Поскользнулся - ещё не упал. 
Палец слаб, а кулак силён.  Кончил дело - гуляй смело. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 30


Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.


Отольются волку овечьи слёзки.  В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.  Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула.  Своя лепёшка лучше чужого плова. 
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.


[Л] - [Л`] - 31


Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.

Была в лесу белка.


Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л.Толстому


Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!