СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр в коррекционной работе с детьми с рас на прогулке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. В работе представленна картотека дидактических игр  применяемых в коррекционной работе детей с РАС на прогулкепо следующим разделам: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБЩЕНИЮ СО СВЕРСТНИКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С ВЗРОСЛЫМИ; ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ; РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РУЧНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ;   РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И ТАКТИЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ; ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ОРИЕНТИРОВКА В НЁМ.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр в коррекционной работе с детьми с рас на прогулке»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая

пытливость и любознательность».

В. А. Сухомлинский.



Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками... Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей.

Процесс изучения мира ребенком с расстройствами аутистического спектра проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:

  • для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

  • аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.

  • интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками и не использует их по прямому назначению.

Проведение специально организованных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. Следует использовать положительные стороны действий ребенка с предметами и материалами.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагает ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если педагог сумел разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять взрослому и, зная, что с ним интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Проведение дидактических игр решает следующие задачи:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

– возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

– получение ребенком новой информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Играя с ребенком в такие игры, необходимо научить его радоваться и радоваться вместе с ним. Внутренний мир ребенка с аутизмом часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если педагогу удается наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге он станет видеть помощника и союзника.

Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение его различным формам взаимодействия, расширение у него представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. «Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого». А.С. Спиваковская





ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБЩЕНИЮ СО СВЕРСТНИКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С ВЗРОСЛЫМИ

Тема: «Вместе пляшем»

Цель: приобщать детей к позитивному общению друг с другом. Учить малыша кружиться за руки с партнером.

Оборудование: Мишка (или кукла).

Ход игры: взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

Maшa любит танцевать, ножкою притопывать.

Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружит¬ся вместе с ребенком.

В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»


Тема: «Найди свою пару»

Цель: закрепить умение определять различия между мальчиком и девочкой.

Ход игры:педагог делит детей по парам – мальчик и девочка. Пары насходяться и под музыкальное сопровождение свободо двигаються по площадке. По сигналу педагога, не обходимо найти свою пару.


Тема: «Мяч передавай, имя называй»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка, фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: детский мяч.

Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Тема: «Ко мне иди»

Цель: формировать эмоциональный контакт доверительного отношения ребенка к педагогу.

Оборудование: детская игрушка.


Тема: «Мыльные пузыри»

Цель: вызвать положительные эмоции от общения со взрослым.

Оборудование: для мыльных пузырей.


Тема: «Учимся танцевать»

Цель: учить малыша кружиться за руки с партне-ром.

Оборудование: Мишка (или кукла).

Ход игры: взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

Maшa любит танцевать, ножкою притопывать.

Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружит¬ся вместе с ребенком.

В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»


Тема: «Подружились, покружили, обнялись»

Цель: формировать чувство взаимного доверия между детьми, внести элемент новизны общения со сверстниками.


Тема: «Прячем мишку»

Цель: учить малыша действовать вместе со сверстником.

Оборудование: детская игрушка - мишка.


Тема: «Кто спрятался?»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се-бе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.


Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: формировать умение держать друг друга за руки, смотреть глаза в глаза и посылать улыбку.


Тема: «Любознательный мяч»

Цель: развивать умение детей запоминать и обращаться друг к другу по имени.

Оборудование: детский мяч.


Тема: «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запо-минать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции, помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.

Оборудование: шапочка с изображением паровоза

Ход игры: проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паро-возик. Главным паровозом будет сам взрослый, а ва-гончиками будут дети. Он поочередно подзывает к се-бе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их. По мере усвоения игры количество детей, прини-мающих в ней участие, может быть увеличено.


Тема: «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреб-лять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

дети сидят полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — го-ворит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети по-вторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же.


Тема: «Я - ТЫ»

Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника; учить понимать и использовать местоиме-ния «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одно-временно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, на-ходясь в стороне побуждает детей посмотреть друг на друга «Кто это? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ре-бенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя — «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я — Петя, ты — Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же процедура проводится и со вторым ребенком.


Тема «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоцио-нально-тактильным и вербальным способам взаимо-действия с партнером.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и пока-зывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улы-баюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый пригла-шает еще одного ребенка к себе и предлагает ему по-вторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказы-вая ему помощь. В конце задания взрослый подчер-кивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!»


Тема: «Бабушкин клубочек»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се-бе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: клубок ниток.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыба-ется, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»

Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одно-

временно похлопывает своей ладонью по груди ре-бенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить с группой, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!»


Тема: «Воздушный змей»

Цель: вызвать чувство наслаждения ребенка от соучастия в совместном процессе, формировать умение объединяться.

Оборудование: детская игрушка - воздушный змей.



Тема: «Вежливые слова»

Цель: воспитывать уважительное отношение друг к другу, вызывать желание оказывать помощь сверстнику.


Тема: «Вместе пляшем»

Цель: учить детей откликаться на свое имя, под-ражать действиям взрослого.

Оборудование: разноцветные платочки.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытя-гивая перед собой руку с платочком и медленно по-махивая им в сторону, взрослый напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):

«Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!»

Затем взрослый поочередно вызывает к себе каж-дого ребенка, называя его по имени, предлагает «по-плясать» с платочком (при этом первая строчка пе-сенки поется иначе вставляется имя пляшущего ребенка).

«Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!»

В конце пляски взрослый обязательно хвалит каж-дого ребенка. В заключение игры взрослый всем де-тям раздает платочки и приглашает их вместе «по-плясать», напевая песенку:

«Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!

Аня пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре)

Весело, весело, очень даже весело!»


Тема: «Жмурки-прятки»

Цель: повысить самооценку ребенка, облегчить его взаимоотношения в коллективе.


Тема: «Смайлики»

Цель: учить детей понимать и показывать эмоциональный настрой человека (радость, грусть, злость, обида).

Оборудование: карточки-смайлики с изображением разного эмоционального состояния.


Тема: «Испечём оладушки»

Цель: развивать коммуникативные навыки, чув­ства принадлежности к группе.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладуш-ки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить задание само-стоятельно, используются совместные действия.


Тема: «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запо-минать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паро-возик. Главным паровозом будет сам взрослый, а ва-гончиками будут дети. Он поочередно подзывает к се-бе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.


Тема: «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоцио-нально-тактильным и вербальным способам взаимо-действия с партнером.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и пока-зывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улы-баюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый пригла-шает еще одного ребенка к себе и предлагает ему по-вторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказы-вая ему помощь. В конце задания взрослый подчер-кивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый по-очередно вызывает оставшихся детей и игра повторя-ется.


Тема: «А кто у нас хороший? Похлопаем в ладоши»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоцио-нально-тактильным и вербальным способам взаимо-действия с партнером.

Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, показывает поочередные хлопки ладонями, как своих рук, так и хлопки с ладонями ребенка, при этом про-износится потешка:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

А кто у нас хороший?

А кто у нас пригожий?

На коня садится,

... Подъезжает.

Добрый день,....!


Тема: «Ладонь в ладонь»

Цель: полу­чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо­язни тактильного контакта.

Тема: «Домик для друзей»

Цель: учить запоминать имена сверстников, под¬ражать эмоционально-тактильным и вербальным спо¬собам взаимодействия с партнером

Ход игры: взрослый демонстрирует детям, как сле-дует обхватить руками партнера, чтобы он оказался в «домике», приговаривает потешку:

Сашу крепко обхвачу

Никуда не отпущу,

Посмотри на дом большой,

Будем жить мы в нем с тобой.

Затем взрослый спрашивает каждого ребенка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? — Петя с то-бой будет жить в доме! Вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары детей.


Тема: «Войди в круг — выйди из круга»

Цель: развитие эмпатии, отработка способов по­ведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Тема: «Передай игрушку»

Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнером, подражать действиям взрослого.

Оборудование: игрушки (погремушка-колоколь¬чик, воздушный шарик на палочке, «салютики» на палочке, вертушка и др.).

Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый показыва-ет одну из игрушек, как ее нужно держать и переда-вать друг другу. После того как игрушка возвращает-ся к взрослому, он показывает предметно-игровое действие с ней и предлагает каждому ребенку повто-рить это действие, а затем передать игрушку другому.


Тема: «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Тема: «Старенькая бабушка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, дове­рия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Тема: «Дотронься...»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Оборудование: игрушки.


Тема: «Карусели»

Цель: помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.

Оборудование: гимнастический обруч с разноцветнымми ленточками по количеству детей.

Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за ленточки и побегать под слова потешки:

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз — два, раз — два,

Вот и кончилась игра.

Игру можно продолжить, меняя направление


Тема: «Погуляем, поиграем»

Цель: формировать эмоциональный контакт доверительного отношения ребенка к педагогу, учить малыша подражать действиям педагога.


Тема: «Зайчики и лиса»

Цель: воспитыать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: маска или шапочка лисы.

1, 2, 3, 4, 5 –

Вышли зайчики гулять.

Тут лисичка выбегает,

Зайку серого хватает!


Тема: «Горная тропинка»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, развивать чувство ответственности за другого человека.

Оборудование: скакалка или канат.


Тема: «Звери на болоте»

Цель: развивать умение детей контролировать свои движения, умение работать по вербальной инструкции воспитателя.

Оборудование: маски или шапочки диких животных


Тема: «Вместе играем»

Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнером, учить вежливому обращению друг с дру-гом.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машинка-кубики).

Ход игры: взрослый раздает детям игрушки, рас-ставляет детей парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей — катали шарик, Дима играл с Васей — возили паровозик, Петя играл с Леной — нагружали и возили кубики в машине».





ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема: «Возьми игрушку»

Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, запо-минать названия игрушек, учить действовать в соот-ветствии с их функциональным назначением.

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Ход игры: взрослый достает из яркой красивой ко-робки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает». Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.


Тема: «Мойвесёлый, звонкий мяч»

Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.

Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.


Тема: «Мы - садовники»
Цель:
знакомить с названиями фруктов, объяснить, что они растут на дереве, замечать внешний вид плодов.
Оборудование: муляжи фруктов

Тема: «Что растет на огороде»
Цель: распространять представление о том, что растет на огороде, замечать внешний вид овощей.
Оборудование:
муляжи овощей.

Тема: «Что сажают в огороде»
Цель: учить классифицировать предметы по месту их происхождения.
Оборудование:
муляжи овощей.

Тема: «В саду ли в огороде»
Цель:
распространять представление о растениях, что растут на огороде и в саду; называть отдельные группы обобщающими словами «овощи», «фрукты».
Оборудование:
две корзины, муляжи овощей и фруктов.


Тема: «Вершки или корешки»
Цель:
распространять представление о растениях, что растут на огороде - над землей или под землей.
Оборудование: две корзины, муляжи овощей

Тема: «Найди дерево»
Цель:
учить детей находить деревья, действуя по вербальной инструкции педагога.

Тема:
«Зеленые друзья»
Цель:
закреплять и обогащать представления о деревья и кусты, их части (корень, ствол, ветки, листья).

Тема:
«Мы - цветочки»
Цель:
формировать представления детей о цветах; учить различать цветущие растения по внешним признакам.


Тема: «Домашние животные»
Цель:
учить классифицировать домашних животных.
Оборудование: шапочки с изображением домашних животных.

Тема: «Кто живёт в лесу»
Цель:
учить классифицировать диких животных.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных.


Тема: «Кто, где живет»

Цель: обогащать представления малышей о домашних и диких животных, их бреде обитания.

Оборудование: шапочки с изображением домашних и диких животных.


Тема: «Кто чей?»

Цель: учить малышей правильно называть детей домашних и диких животных.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных.


Тема: «Найди и покажи птичку»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц.


Тема: «Птичьи голоса»

Цель: учить детей подражать голосам птиц.

Оборудование: карточки с изображением птиц.


Тема: «Найди листочек, который я покажу»

Цель: учить находить и называть листья из знакомых деревьев; вспомнить названия деревьев.

Оборудование:листочки с деревьев.


Тема: «А мы в лес пришли»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о лесе, его обитателях, лесных растениях.

Оборудование: шапочки с изображением диких животных, муляжи ягод, грибов.


Тема: «Найди и покажи птичку»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц.

Оборудование: карточки с изображением животных и птиц, шапочки птичек.


Тема: «День - ночь»

Цель: закреплять и расширять знания детей о частях суток, действия людей.

Оборудование: карточки с изображением частей суток, действиями ребенка.


Тема: «Что за чем идёт»

Цель: развивать умение различать и правильно называть части суток.

Оборудование: карточки с изображением частей суток.


Тема: «Когда это бывает»

Цель: учить детей узнавать времена года по их отдельным признакам.

Оборудование: игровое поле и карточки с изображением времён года.


Тема: «Зимние развлечения малышей»

Цель: формировать знания детей о зимних развлечениях малышей и взрослых.

Оборудование: сюжетне картинки.


Тема: «Осень к нам пришла»

Цель: закреплять представления детей о признаках осени.


Тема: «Что нам осень принесла?»

Цель: распространять представление детей о признаках осени и ее дарах, закрепить обобщающие слова «овощи», «фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.


Тема: «Что сначала - что потом »

Цель: закрепить знания детей о временах года.


Тема: «Мяч передавай, зимнее (весеннее, летнее, осеннее) слово называй»

Цель: распространять представление детей о времени года, активизировать словарный запас малышей.


Тема: «Что лишнее - ладошками хлопай»

Цель: учить детей диференцировать предметы, находить лишний.


Тема: «Соберем игрушки в корзину»

Цель: уточнить обобщающее понятие «игрушки».

Оборудование: корзина для игрушек, игрушки разные по размеру, другие предметы.


Тема: «Что это и для чего»

Цель: учить узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение.

Оборудование: мячи разные по размеру, скакалка, веревка, канат и другие предметы.


Тема: «Что мы одеваем, а что обуваем»

Цель: учить детей употреблять в своей речи слова-обобщения (одежда, обувь); классифицировать одежду и обувь.

Оборудование:карточки с изображением предметов одежды и обуви.


Тема: «Один - много»

Цель: учить детей согласовывать числительное с существительным.


Тема: «Принеси предметы»

Цель: улучшать визуальну внимание и способность отличать предметы друг от друга.

Оборудование: 3 коробки средней величины, 3 пары предметов.


Тема: «Как ходит и поет петушок, как бегает и лает собачка»

Цель: учить малышей овладевать предметно игровой деятельности, развивать кругозор и образное мышление, речи и звукоподражание детей.

Оборудование: грушки - собачка, петушок.


Тема: «Кто летает?»

Цель: закрепить умение детей классифицировать насекомых по способу их передвижения; обогатить знания о характерных особенностях насекомых.

Оборудование: карточки с изображением различных насекомых.


Тема: «Кто где живет и что ест?»

Цель: закрепить знания о животных, их образ поведения, питания; вызвать желание заботиться о них.

Оборудование: игрушки животных.


Тема: «Мои друзья»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных, их внешние признаки, чем питаются; формировать гуманное отношение к ним.

Оборудование: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных и маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.


Тема: «Угадай, что где растет?»

Цель: уточнить знания о названиях растений и место их роста, развивать внимание, сообразительность, память, бережное отношение к растениям.


Тема: «Листочки, цветы, плоды»

Цель: учить детей активно использовать знания о растениях; воспитывать такие качества, как взаимопомощь, доброжелательность, выдержку (чтобы не срывали незрелые плоды).


Тема: «Живое - не живое»

Цель: научить различать объекты и явления живой и неживой природы.


Тема: «Летает, ходит, ползает, плавает»

Цель: закрепить знания об образе жизни объектов живой природы.


Тема: «В лесу, в поле, в саду, на огороде»
Цель: закрепить знания о растениях леса, сада, огорода, луга, используя имеющиеся объекты, учить группировать растения по месту их распространения.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод.

Тема: «Бывает - не бывает»
Цель: выявить уровень усвоения естественнонаучных знаний детьми и их умение ориентироваться в явлениях природы.

Оборудование: мяч.

Тема: «Найди и принеси»
Цель: учить детей соотносить названия с реальными предметами.
Оборудование: набор мелких предметов, мешочек.

Тема: «Принеси и назови»
Цель: учить детей соотносить названия с реальными предметами.
Материал: разные мелкие предметы, мешочек.

Тема: «Покажи и расскажи»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Оборудование: предметы, хорошо знакомые детям, мешочек.

Тема: «Отгадай и назови»
Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь по характерным признакам;
активизировать в речи слова - названия предметов и действий с ними.

Оборудование: предметы бытового назначения, хорошо знакомые детям, мешочек.

Тема: «Куда что положить»
Цель: учить детей группировать предметы по общему признаку (назначению): посуда и одежда; активизировать словарь детей названиями отдельных предметов посуды и одежды; познакомить с обобщающими словами «посуда», «одежда», «мебель».
Оборудование: коробка с игрушечными предметами посуды и одежды, а также игрушечный шкаф, поднос.


РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ


Тема: «Кати в ворота»

Цель: учить детей прокатывать мяч в нужном на-правлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развитие координации движений рук.

Оборудование: мяч средней величины, ворота.

Ход игры: взрослый показывает, как нужно прока-тить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает ребенка сделать так же, эмоцио-нально одобряет его действия.

Аналогично организуется игра «Сбей кегли».


Тема: «Лови мяч»

Цель: учить ловить мячи разной величины, раз-вивать координацию движений рук и быстроту реак-ции.

Оборудование: мячи разной величины.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.

В конце игры предлагает ребенку выполнить дей-ствия самостоятельно, эмоционально одобряет его.


Тема: «Целься и кидай»

Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в круп-ных и мелких мышечных группах.

Оборудование: доска, обтянутая ворсистым мате-риалом, и маленькие мячики-липучки.

Ход игры: детям предлагается по подражанию дей-ствиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; когда кончаются все шари-ки, дети подходят к доске, отрывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз.

Аналогично организуются игры: «Попади в корзи-ну», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.


Тема: «Попади в цель»

Цель: учить малыша захватывать предмет всей ла-донью, бросать в цель, удерживая равновесие.

Оборудование: пластмассовая корзина, ватные ша-ры (диаметр 5—7 см), детское баскетбольное кольцо.

Ход игры: 1. Взрослый показывает ребенку пласт-массовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Ша-рами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзи-ну. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь в корзину.

2. После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: «Та-нюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо». По-сле каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: «Какая Танюша молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!».

В конце игры все шары собираются в корзину.


Тема: «Самолетик—самолет»

Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.

Ход игры: взрослый показывает, как играть в «самолёт»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сто-рону. Произнося «ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опус-тив руки, — пауза и т.д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:

Самолетик-самолет

Отправляется в полет

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

Постою и отдохну.

Разводит руки в стороны ладонями вверх, делает повороты вправо,

влево и выдох. Встает прямо, опустив руки.


Тема: «Шумит лес»

Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.

Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20— 30 см).

Ход игры: взрослый предлагает малышу посмот-реть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышатся от ветра веточки.

Обращается к ребенку: «Возьми палочки с ленточ ками — это наши листочки, а твои ручки — это ве-точки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся — вот так, как деревья за окном».

Взрослый читает стишок:

Дует ветер, задувает, наши веточки качает,

Вот как, вот как наши веточки качает.

Дует ветер, задувает! У-У! У-У!



Тема: «Покатаем кукол на машине»

Цель: учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе.

Оборудование: машина (большая), две куклы.

Ход игры: взрослый предлагает малышу прокатить кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирают кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу вложить ве-ревочку в руку со словами: «Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет: би-би-би!»

Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:

Куклы едут на машине: би-би-би, би-би-би, Им понравится кататься: би-би-би, би-би-би! Я веревочку держу, кукол я катаю, На машине им кататься нравится, я знаю! Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также вкладывая веревочку попе-ременно в разные руки ребенка.

В конце игры взрослый должен похвалить малыша: «Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!»


Тема: «Упирайся как бычок»

Цель: учить малыша крепко стоять на ногах, удерживаясь обеими руками за обруч.

Оборудование: обруч.

Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ре-бенка, помогает ему взяться руками за обруч, осторожно подтягивая его на себя. При этом проговарива-ется потешка:

Упирайся как бычок и не падай на бочок!

Крепче ручками держись!

Ты за обруч ухватись!

В конце игры хвалит малыша: «Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!»


Тема: «Клубок для котенка»

Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматы¬вать нитку на клубок.

Оборудование: клубок, игрушка — котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиг-рать с котенком, распускает нитки, просит наматы¬вать нитку на клубок. При этом взрослый обра-щает внимание ребенка на приближающуюся иг-рушку. При затруднениях используются совместные действия.


Тема: «Посади цветочки на лужок»

Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты кнопки разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответствующими тем, которые на полотне.

Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке.

После того, как все цветы «посажены», взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показы-вает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:

Мы в корзинку соберем яркие цветы:

Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы!

Аналогичную игру можно проводить с липучками и пуговицами.



РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ


Тема: «Бабушкины очки»

Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела И внученьку (Машеньку) рассмотрела. Затем предлагается ребенку выполнить упражне-ние по подражанию действиям взрослого.


Тема: «Вышел пальчик погулять»

Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия.

Оборудование: лист бумаги с на-рисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, де-монстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку по-вторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка:

Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ,

Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ.

Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ,

А четвертый только раз — топ,

Вот большой спешит по кочкам,

Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ.

Повторяем наш рассказ!

Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно по-вторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».


Тема: «Здравствуй, пальчик»

Цель: учить соединять пальцы обеих рук.

Оборудование: лист чистой бумаги, карандаши.

Ход игры: 1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здо-роваться, начиная с мизинчика, при этом проговари-вается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы по-здороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки.


Тема: «Зайчики—пальчики»

Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а боль¬шим пальцем придерживать в согнутой позиции бе-зымянный палец и мизинец.

Ход игры: взрослый сидит рядом с ребенком. Ло-коть руки взрослого расположен на столе. Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: «Вот и у тебя получился Зайка. Здрав-ствуй, Зайка!» (наклоняет кисть руки в сторону ре-бенка). В конце игры взрослый спрашивает малыша, по-нравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца.


Тема: «Ворона»

Цель: учить развивать содружественные движения пальчиков (по два), соединять и разъединять большой палец и указательный палец. Средний палец, безы-мянный палец и мизинец должны находится в сомк-нутом состоянии.

Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с ма-лышом. Показывает смыкающиеся и размыкающиеся движения большого и указательного пальцев, при этом читает потешку (три остальных пальца держатся в кулаке):

Прилетел птенец вороны,

Просит у Антоши пить,

Дай, Антоша, мне водички,

Буду я тебя любить!

Ка-ар, ка-ар!

Игру можно повторять с чередованием рук. В кон-це игры педагог хвалит малыша за умение работать пальчиками.


Тема: «Пошумим»

Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.

Оборудование: камешки или грецкие орехи, жес-тяная банка среднего размера.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать ка-мушки по одному и бросать в банку, радоваться шуму.


Тема: «Силачи»

Цель: учить удерживать палец в согнутом положе-нии (крючок).

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Будем играть с пальчиками». Показывает ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было «мерятся силой». Взрослый сгибает свой указа-тельный палец и старается «зацепить» указательный палец ребенка, при этом делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указа-тельный палец взрослого согнут, а большой придер-живает палец ребенка). После того, как удалось «за-цепиться, педагог старается потянуть пальцами руку ребенка. Малыш должен почувствовать тянущую его силу и попытаться тянуть свою руку на себя. Прого-варивается потешка:

Пальчик сильный у Антоши, в

Вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой

И с зайчишкой, и со мной!


Тема: «Перчатки»

Цель: учить противопоставлять и выделять паль-цы, формировать способность согласованного дейст-вия пальцами обеих рук.

Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками на концах пальцев (зайчик, лягушка, ли-сичка).

Ход игры: взрослый одевает ребенку перчатки, рассматривает с ребенком мордочки, предлагает паль-чикам на одной руке поздороваться с пальчиками другой руки: «Здравствуй пальчик, здравствуй паль-чик!» (можно соединять пальчики одной руки).


Тема: «Сделаем бусы»

Цель: формировать согласованность движений обе¬их рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.

Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нуж-но нанизывать бусы на шнурок. В конце игры связать бусы, надеть на ребенка, по-любоваться в зеркало.


Тема: «Поиграем, потанцуем»

Цель: закрепить умение выделять каждый палец руки.

Оборудование: детское пианино, кукла.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть на пианино: ребенка учат нажимать одним пальцем, затем каждым пальцем поочередно.

При звучании инструмента взрослый показывает, как кукла пляшет под музыку.


Тема: «Надень шапочки»

Цель: учить действовать целенаправленно, выпол-нять соотносящие действия.

Оборудование: цветные наперстки (шапочки). Игра проводится на пальцах рук.

Ход игры: взрослый показывает ребенку прозрач¬ную коробочку с цветными наперстками, демонстри¬рует, как надо надевать шапочки на пальцы. Затем предлагает ребенку поочередно надевать наперстки на каждый палец своей руки. Произносится потешка:

Пальчики гуляют, шапки надевают,

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальцы погулять!




ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Тема: «Подбери по цвету»

Цель: развивать умение детей находить и определять по цвету окружающие предметы, действовать по вербальной инструкции педагога.


Тема: «Такое, как и солнышко»

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форму, цвет. Формировать умение находить вокруг предметы по образцу педагога.



Тема: «Воздушные шарики»

Цель: упражнять в уменши подбирать по образцу педагога, основных цветов спектра.

Оборудование: разноцветные воздушные шары.


Тема: «Украшаем елку»

Цель: формировать умение подбирать шары нужного цвета, действуя по вербальной инструкции педагога.

Оборудование: пластиковые ёлочные шары разного цвета.


Тема: «Подбери игрушки одного цвета»

Цель: упражнять в умении подбирать и группировать игрушки по определенным цветом.

Оборудование: пластиковые лотки желтого, зеленого, красного цвета, набор мелких разноцветных игрушек.


Тема: «Красный, желтый, зеленый»

Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие цвета.

Оборудование: карточки красного, зеленого, и желтого цвета.


Тема: «Найди осенние и летние листочки»

Цель: способствовать формированию мирового восприятия листьями деревьев детей.

Оборудование: карточки с изображением летнего и осеннего дерева, листья зеленого, желтого, красного, оранжевого цвета.


Тема: «Найди цветок для бабочки»

Цель: развивать умение детей соотносить цвета, способствовать закреплению знаний названий цветов.

Оборудование: карточки с изображением цветка и бабочки желтого, красного, синего цветов.


Тема: «У кого какой флажок?»

Цель: учить детей выделять предметы по слову, означающий цвет, действовать по вербальной инструкции педагога.

Оборудование:флажки желтого, зеленого, красного, синего цветов.


Тема: «Найди одинаковые цветы»
Цель: развивать умение детей соотносить цвета, способствовать закреплению знаний названий цветов, действовать, подражая действиям педагога.

Оборудование:флажки желтого, зеленого, красного, синего цветов.


Тема: «Какой шарик полетел?»
Цель: способствовать развитию умения сравнивать предметы по цвету.
Оборудование: флажки и воздушные шарики желтого, красного, зеленого, синего цвета.

Тема: «Какого цвета одежда»
Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, закреплять название цветного спектра.

Тема: «Подбери пару»
Цель: приучать детей подбирать овощи по цвету, давать название овощам.
Оборудование: муляжи овощей разные по размеру.


Тема: «Зеленый мир»
Цель: учить детей находить зеленый цвет среди окружающего растительного мира.

Тема: «Светофор-моргайчик»
Цель: знакомить детей с цветными сигналами светофора.
Оборудование: макет светофора, карточки красного, желтого, зеленого цветов.

Тема: «Найди предмет такого же цвета»
Цель: учить детей отделять цвет как признаки предмета, соотносить предметы по цвету.
Оборудование: ведерко красного цвета, мелкие игрушки разных цветов.

Тема: «Дай такой же»
Цель: формировать умение отделять предметы определенного цвета, соотносить их с образцом цвета.
Оборудование: пары одинаковых по цвету шариков, кубиков.

Тема: «Краски природы»
Цель: раскрыть детям разнообразие растительного мира природы; учить эстетически, воспринимать окружающий мир.

Оборудование: объекты природы (на выбор воспитателя).


РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И ТАКТИЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Тема: «Запомни и положи»

Цель: развивать зрительную память детей, умение запоминать последовательность расположения игрушек.

Оборудование: 4 игрушки одинакового размера.



Тема: «Чего не стало?»

Цель: формировать умение детей запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 игрушки.


Тема: «Кто за кем стоит»

Цель: формировать умение детей запоминать место нахождения детей.


Тема: «Кто добавился»

Цель: формировать умение детей запоминать место нахождения детей, замечать нарушения построение.


Тема: «Найди свой домик»

Цель: учить детей запоминать название геометрических фигур, действовать по вербальной инструкции педагога.

Оборудование: карточки с изображением круга, треугольника, квадрата.


Тема: «Найди свою пару»

Цель: учить детей запоминать название геометрических фигур, действовать по визуальной инструкции педагога.

Оборудование: карточки с изображением круга, треугольника, квадрата на каждого ребенка.


Тема: «Назови, из чего сделано»

Цель: различать на ощупь предметы сделаны из разного материала, называть словом эти материалы.

Оборудование: мелкие игрушки, сделанные из разных материалов


Тема: «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей выбирать предметы по образцу педагога на ощупь.

Оборудование: кукла Лесовичок, мешочек, мелкие предметы из металла, бумаги, пластика, ткани.


Тема: «Большой, маленький мяч»

Цель: учить находить большие и маленькие предметы на ощупь.

Оборудование: большой, маленький мячи, салфетка.


Тема: «Найди куклу»

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы в руках, ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование:мешочек, мелкие игрушки.




ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ОРИЕНТИРОВКА В НЁМ


Тема: «Найди свое место»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по вербальной инструкции педагога.


Тема: «Где зажегся фонарик?»

Цель: продолжать учиться детей ориентироваться в пространстве, действовать совместно спедагогом.

Оборудование: фонарик.


Тема: «Найди игрушку»
Цель:
продолжать учиться детей ориентироваться в пространстве, действовать по вербальной инструкции педагога.
Оборудование
: детская игрушка.

Тема: «Мой весёлый, звонкий мяч»
Цель: формировать умение выполнять действия с вербальной инструкции педагога, воспроизводить пространственное расположение предмета.
Оборудование: детский мяч.

Тема: «Что где находится»
Цель:
формировать представление о пространственном расположении предметов по отношению друг другу.
Оборудование: 4 детские игрушки.

Тема: «Где спрятался мишка»
Цель:
формировать пространственные отношения, умение воспроизводить по подражанию действиям взрослого.
Оборудование: игрушка – медвежонок, небольшой мяч.

Тема: «Покажи правильно»
Цель:
формировать правильные представления детей о пространственные расположения предметов.
Оборудование: игровое оборудование детской площадки.

Тема: «1-2-3 к дереву беги»
Цель:
формировать умение выполнять действия с вербальной инструкции педагога, воспроизводить пространственное расположение предмета.



РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ


Тема: «Кто как кричит»

Цель: развивать умение детей звуконаследовать голосам домашних животных.

Оборудование: шапочки с изображением домашних животных.


Тема: «Звени колокольчик»

Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).

Оборудование: колокольчик (у взрослого и у ре-бенка), две коробочки.

Ход игры: взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (показывая другую коро-бочку) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять се-бе колокольчик и, подражая действиям взрослого, по-звенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Далее ребенку предлагается попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).


Тема: «Беги в свой домик»

Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).

Оборудование: бубен, детский стульчик.

Ход игры: взрослый показывает бубен, как он зву-чит и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты бе¬ги к стульчику, в свой домик». Игра проводится не-сколько раз и обращается внимание на звучание буб¬на и отсутствие звука.


Тема: «Поиграем на дудочке»

Цель: развивать ориентировку на звуки окру-жающей среды (музыкальные), учить детей вызы¬вать звук из музыкального инструмента — свирель, дудочка.

Оборудование: свирель (дудочка).

Ход игры: взрослый показывает музыкальный ин-струмент ребенку и говорит: «Я дую, получается му-зыка». Показывает действие и предлагает ребенку по-дуть в свою свирель (дудочку). «Получилось, играет дудочка».


Тема: «Спой песенку»

Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).

Оборудование: металлофон, две палочки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку музы-кальный инструмент и ударяет палочкой по металло-фону, извлекая звук. «Слышишь, какая музыка по-лучилась. А теперь ты попробуй».


Тема: «Поймай меня»

Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).

Оборудование: платок, колокольчик.

Ход игры: взрослый показывает ребенку колоколь-чик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ребенку звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. «Где ко-локольчик, где малыш?» Поймав, взрослый говорит: «Вот малыш. Я услышала колокольчик и поймала те-бя». Далее завязывают глаза ребенку и просят поймать взрослого.


Тема: «Угадай, кто в домике живет?»

Цель: учить дифференцировать звукоподражания.

Оборудование: два домика, собачка и кошечка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так — гав-гав. Она живет в этом домике, — сажает собачку в один из домиков. А это — кошечка. Она умеет мяу-кать — мяу-мяу. Она живет в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый произ-носит одно из звукоподражаний, после ответа пока-зывает игрушку: «Правильно, ты угадал. Это собачка так лает».


Тема: «Отгадай, что звучит»

Цель: учить прислушиваться к неречевых звуков; довести до детей, что звуки могут о чем-то сообщать.

Оборудование: погремушки, металлический колокольчик, звуковая игрушка.


Тема: «Голоса птиц»

Цель: формировать умение малышей воспроизводить соответствующие звукоподражания - голоса птиц.

Оборудование: шапочки с изображением птиц, кошки.


Тема: «Отгадай, кто позвал»

Цель: активизировать слуховое внимание и память детей.


Тема: «Звуки природы»

Цель: научить детей прислушиваться к звукам природы, познавать и различать голоса птиц, других явлений; развивать фонематический слух.

Оборудование: записи различных звуков, которые слышны в природе.


Тема: «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Цель: развивать коммуникативные навыки детей, слуховое внимане.


Тема: «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.




























 

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

Усвоение программного материала зависит от правильного вы­бора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умст­венно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необ­ходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно созда­вать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагае­мой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид дея­тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение про­граммного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каж­дый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приоб­ретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особен­но важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориенти­ровки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия тре­буется гораздо больше повторений, чем нормально развиваю­щемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмо­ционально положительного отношения к заданию.

При поступлении в специальные учреждения Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то умственно отсталых надо научить этому. Нами вы­делен особый раздел дидактических игр, который ранее в сборниках дидактических игр не выделялся,— игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослым.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!