«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая
пытливость и любознательность».
В. А. Сухомлинский.
Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками... Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей.
Процесс изучения мира ребенком с расстройствами аутистического спектра проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:
для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.
аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.
интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками и не использует их по прямому назначению.
Проведение специально организованных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. Следует использовать положительные стороны действий ребенка с предметами и материалами.
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагает ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если педагог сумел разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять взрослому и, зная, что с ним интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.
Проведение дидактических игр решает следующие задачи:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
– возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
– получение ребенком новой информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Играя с ребенком в такие игры, необходимо научить его радоваться и радоваться вместе с ним. Внутренний мир ребенка с аутизмом часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если педагогу удается наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге он станет видеть помощника и союзника.
Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение его различным формам взаимодействия, расширение у него представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. «Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого». А.С. Спиваковская
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБЩЕНИЮ СО СВЕРСТНИКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С ВЗРОСЛЫМИ
Тема: «Вместе пляшем»
Цель: приобщать детей к позитивному общению друг с другом. Учить малыша кружиться за руки с партнером.
Оборудование: Мишка (или кукла).
Ход игры: взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:
Maшa любит танцевать, ножкою притопывать.
Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.
Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,
Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.
Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружит¬ся вместе с ребенком.
В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»
Тема: «Найди свою пару»
Цель: закрепить умение определять различия между мальчиком и девочкой.
Ход игры:педагог делит детей по парам – мальчик и девочка. Пары насходяться и под музыкальное сопровождение свободо двигаються по площадке. По сигналу педагога, не обходимо найти свою пару.
Тема: «Мяч передавай, имя называй»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка, фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: детский мяч.
Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Тема: «Ко мне иди»
Цель: формировать эмоциональный контакт доверительного отношения ребенка к педагогу.
Оборудование: детская игрушка.
Тема: «Мыльные пузыри»
Цель: вызвать положительные эмоции от общения со взрослым.
Оборудование: для мыльных пузырей.
Тема: «Учимся танцевать»
Цель: учить малыша кружиться за руки с партне-ром.
Оборудование: Мишка (или кукла).
Ход игры: взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:
Maшa любит танцевать, ножкою притопывать.
Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.
Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,
Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.
Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружит¬ся вместе с ребенком.
В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»
Тема: «Подружились, покружили, обнялись»
Цель: формировать чувство взаимного доверия между детьми, внести элемент новизны общения со сверстниками.
Тема: «Прячем мишку»
Цель: учить малыша действовать вместе со сверстником.
Оборудование: детская игрушка - мишка.
Тема: «Кто спрятался?»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се-бе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Тема: «Дружба начинается с улыбки»
Цель: формировать умение держать друг друга за руки, смотреть глаза в глаза и посылать улыбку.
Тема: «Любознательный мяч»
Цель: развивать умение детей запоминать и обращаться друг к другу по имени.
Оборудование: детский мяч.
Тема: «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запо-минать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции, помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.
Оборудование: шапочка с изображением паровоза
Ход игры: проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паро-возик. Главным паровозом будет сам взрослый, а ва-гончиками будут дети. Он поочередно подзывает к се-бе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их. По мере усвоения игры количество детей, прини-мающих в ней участие, может быть увеличено.
Тема: «Вот Я!»
Цель: продолжать учить выделять себя, употреб-лять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.
дети сидят полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — го-ворит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети по-вторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же.
Тема: «Я - ТЫ»
Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника; учить понимать и использовать местоиме-ния «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.
Ход игры: игра проводится с двумя детьми одно-временно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, на-ходясь в стороне побуждает детей посмотреть друг на друга «Кто это? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ре-бенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя — «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я — Петя, ты — Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же процедура проводится и со вторым ребенком.
Тема «Ласковый ребенок»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоцио-нально-тактильным и вербальным способам взаимо-действия с партнером.
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и пока-зывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улы-баюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый пригла-шает еще одного ребенка к себе и предлагает ему по-вторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказы-вая ему помощь. В конце задания взрослый подчер-кивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!»
Тема: «Бабушкин клубочек»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се-бе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыба-ется, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»
Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одно-
временно похлопывает своей ладонью по груди ре-бенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить с группой, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!»
Тема: «Воздушный змей»
Цель: вызвать чувство наслаждения ребенка от соучастия в совместном процессе, формировать умение объединяться.
Оборудование: детская игрушка - воздушный змей.
Тема: «Вежливые слова»
Цель: воспитывать уважительное отношение друг к другу, вызывать желание оказывать помощь сверстнику.
Тема: «Вместе пляшем»
Цель: учить детей откликаться на свое имя, под-ражать действиям взрослого.
Оборудование: разноцветные платочки.
Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытя-гивая перед собой руку с платочком и медленно по-махивая им в сторону, взрослый напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):
«Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!
Весело, весело, очень даже весело!»
Затем взрослый поочередно вызывает к себе каж-дого ребенка, называя его по имени, предлагает «по-плясать» с платочком (при этом первая строчка пе-сенки поется иначе вставляется имя пляшущего ребенка).
«Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!
Весело, весело, очень даже весело!»
В конце пляски взрослый обязательно хвалит каж-дого ребенка. В заключение игры взрослый всем де-тям раздает платочки и приглашает их вместе «по-плясать», напевая песенку:
«Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!
Аня пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре)
Весело, весело, очень даже весело!»
Тема: «Жмурки-прятки»
Цель: повысить самооценку ребенка, облегчить его взаимоотношения в коллективе.
Тема: «Смайлики»
Цель: учить детей понимать и показывать эмоциональный настрой человека (радость, грусть, злость, обида).
Оборудование: карточки-смайлики с изображением разного эмоционального состояния.
Тема: «Испечём оладушки»
Цель: развивать коммуникативные навыки, чувства принадлежности к группе.
Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладуш-ки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Если ребенок не может выполнить задание само-стоятельно, используются совместные действия.
Тема: «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запо-минать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры: проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паро-возик. Главным паровозом будет сам взрослый, а ва-гончиками будут дети. Он поочередно подзывает к се-бе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
Тема: «Ласковый ребенок»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоцио-нально-тактильным и вербальным способам взаимо-действия с партнером.
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и пока-зывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улы-баюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый пригла-шает еще одного ребенка к себе и предлагает ему по-вторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказы-вая ему помощь. В конце задания взрослый подчер-кивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый по-очередно вызывает оставшихся детей и игра повторя-ется.
Тема: «А кто у нас хороший? Похлопаем в ладоши»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоцио-нально-тактильным и вербальным способам взаимо-действия с партнером.
Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, показывает поочередные хлопки ладонями, как своих рук, так и хлопки с ладонями ребенка, при этом про-износится потешка:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
А кто у нас хороший?
А кто у нас пригожий?
На коня садится,
... Подъезжает.
Добрый день,....!
Тема: «Ладонь в ладонь»
Цель: получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Тема: «Домик для друзей»
Цель: учить запоминать имена сверстников, под¬ражать эмоционально-тактильным и вербальным спо¬собам взаимодействия с партнером
Ход игры: взрослый демонстрирует детям, как сле-дует обхватить руками партнера, чтобы он оказался в «домике», приговаривает потешку:
Сашу крепко обхвачу
Никуда не отпущу,
Посмотри на дом большой,
Будем жить мы в нем с тобой.
Затем взрослый спрашивает каждого ребенка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? — Петя с то-бой будет жить в доме! Вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары детей.
Тема: «Войди в круг — выйди из круга»
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Тема: «Передай игрушку»
Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнером, подражать действиям взрослого.
Оборудование: игрушки (погремушка-колоколь¬чик, воздушный шарик на палочке, «салютики» на палочке, вертушка и др.).
Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый показыва-ет одну из игрушек, как ее нужно держать и переда-вать друг другу. После того как игрушка возвращает-ся к взрослому, он показывает предметно-игровое действие с ней и предлагает каждому ребенку повто-рить это действие, а затем передать игрушку другому.
Тема: «Зоопарк»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Тема: «Старенькая бабушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Тема: «Дотронься...»
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Оборудование: игрушки.
Тема: «Карусели»
Цель: помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.
Оборудование: гимнастический обруч с разноцветнымми ленточками по количеству детей.
Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за ленточки и побегать под слова потешки:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз — два, раз — два,
Вот и кончилась игра.
Игру можно продолжить, меняя направление
Тема: «Погуляем, поиграем»
Цель: формировать эмоциональный контакт доверительного отношения ребенка к педагогу, учить малыша подражать действиям педагога.
Тема: «Зайчики и лиса»
Цель: воспитыать доверительное отношение друг к другу.
Оборудование: маска или шапочка лисы.
1, 2, 3, 4, 5 –
Вышли зайчики гулять.
Тут лисичка выбегает,
Зайку серого хватает!
Тема: «Горная тропинка»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, развивать чувство ответственности за другого человека.
Оборудование: скакалка или канат.
Тема: «Звери на болоте»
Цель: развивать умение детей контролировать свои движения, умение работать по вербальной инструкции воспитателя.
Оборудование: маски или шапочки диких животных
Тема: «Вместе играем»
Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнером, учить вежливому обращению друг с дру-гом.
Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машинка-кубики).
Ход игры: взрослый раздает детям игрушки, рас-ставляет детей парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей — катали шарик, Дима играл с Васей — возили паровозик, Петя играл с Леной — нагружали и возили кубики в машине».
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема: «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, запо-минать названия игрушек, учить действовать в соот-ветствии с их функциональным назначением.
Оборудование: игрушки по количеству детей.
Ход игры: взрослый достает из яркой красивой ко-робки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает». Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
Тема: «Мойвесёлый, звонкий мяч»
Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.
Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.
Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.
Тема: «Мы - садовники»
Цель: знакомить с названиями фруктов, объяснить, что они растут на дереве, замечать внешний вид плодов.
Оборудование: муляжи фруктов
Тема: «Что растет на огороде»
Цель: распространять представление о том, что растет на огороде, замечать внешний вид овощей.
Оборудование: муляжи овощей.
Тема: «Что сажают в огороде»
Цель: учить классифицировать предметы по месту их происхождения.
Оборудование: муляжи овощей.
Тема: «В саду ли в огороде»
Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде и в саду; называть отдельные группы обобщающими словами «овощи», «фрукты».
Оборудование: две корзины, муляжи овощей и фруктов.
Тема: «Вершки или корешки»
Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде - над землей или под землей.
Оборудование: две корзины, муляжи овощей
Тема: «Найди дерево»
Цель: учить детей находить деревья, действуя по вербальной инструкции педагога.
Тема: «Зеленые друзья»
Цель: закреплять и обогащать представления о деревья и кусты, их части (корень, ствол, ветки, листья).
Тема: «Мы - цветочки»
Цель: формировать представления детей о цветах; учить различать цветущие растения по внешним признакам.
Тема: «Домашние животные»
Цель: учить классифицировать домашних животных.
Оборудование: шапочки с изображением домашних животных.
Тема: «Кто живёт в лесу»
Цель: учить классифицировать диких животных.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных.
Тема: «Кто, где живет»
Цель: обогащать представления малышей о домашних и диких животных, их бреде обитания.
Оборудование: шапочки с изображением домашних и диких животных.
Тема: «Кто чей?»
Цель: учить малышей правильно называть детей домашних и диких животных.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных.
Тема: «Найди и покажи птичку»
Цель: учить детей узнавать и называть птиц.
Тема: «Птичьи голоса»
Цель: учить детей подражать голосам птиц.
Оборудование: карточки с изображением птиц.
Тема: «Найди листочек, который я покажу»
Цель: учить находить и называть листья из знакомых деревьев; вспомнить названия деревьев.
Оборудование:листочки с деревьев.
Тема: «А мы в лес пришли»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о лесе, его обитателях, лесных растениях.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных, муляжи ягод, грибов.
Тема: «Найди и покажи птичку»
Цель: учить детей узнавать и называть птиц.
Оборудование: карточки с изображением животных и птиц, шапочки птичек.
Тема: «День - ночь»
Цель: закреплять и расширять знания детей о частях суток, действия людей.
Оборудование: карточки с изображением частей суток, действиями ребенка.
Тема: «Что за чем идёт»
Цель: развивать умение различать и правильно называть части суток.
Оборудование: карточки с изображением частей суток.
Тема: «Когда это бывает»
Цель: учить детей узнавать времена года по их отдельным признакам.
Оборудование: игровое поле и карточки с изображением времён года.
Тема: «Зимние развлечения малышей»
Цель: формировать знания детей о зимних развлечениях малышей и взрослых.
Оборудование: сюжетне картинки.
Тема: «Осень к нам пришла»
Цель: закреплять представления детей о признаках осени.
Тема: «Что нам осень принесла?»
Цель: распространять представление детей о признаках осени и ее дарах, закрепить обобщающие слова «овощи», «фрукты».
Оборудование: муляжи овощей и фруктов.
Тема: «Что сначала - что потом »
Цель: закрепить знания детей о временах года.
Тема: «Мяч передавай, зимнее (весеннее, летнее, осеннее) слово называй»
Цель: распространять представление детей о времени года, активизировать словарный запас малышей.
Тема: «Что лишнее - ладошками хлопай»
Цель: учить детей диференцировать предметы, находить лишний.
Тема: «Соберем игрушки в корзину»
Цель: уточнить обобщающее понятие «игрушки».
Оборудование: корзина для игрушек, игрушки разные по размеру, другие предметы.
Тема: «Что это и для чего»
Цель: учить узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение.
Оборудование: мячи разные по размеру, скакалка, веревка, канат и другие предметы.
Тема: «Что мы одеваем, а что обуваем»
Цель: учить детей употреблять в своей речи слова-обобщения (одежда, обувь); классифицировать одежду и обувь.
Оборудование:карточки с изображением предметов одежды и обуви.
Тема: «Один - много»
Цель: учить детей согласовывать числительное с существительным.
Тема: «Принеси предметы»
Цель: улучшать визуальну внимание и способность отличать предметы друг от друга.
Оборудование: 3 коробки средней величины, 3 пары предметов.
Тема: «Как ходит и поет петушок, как бегает и лает собачка»
Цель: учить малышей овладевать предметно игровой деятельности, развивать кругозор и образное мышление, речи и звукоподражание детей.
Оборудование: грушки - собачка, петушок.
Тема: «Кто летает?»
Цель: закрепить умение детей классифицировать насекомых по способу их передвижения; обогатить знания о характерных особенностях насекомых.
Оборудование: карточки с изображением различных насекомых.
Тема: «Кто где живет и что ест?»
Цель: закрепить знания о животных, их образ поведения, питания; вызвать желание заботиться о них.
Оборудование: игрушки животных.
Тема: «Мои друзья»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных, их внешние признаки, чем питаются; формировать гуманное отношение к ним.
Оборудование: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных и маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.
Тема: «Угадай, что где растет?»
Цель: уточнить знания о названиях растений и место их роста, развивать внимание, сообразительность, память, бережное отношение к растениям.
Тема: «Листочки, цветы, плоды»
Цель: учить детей активно использовать знания о растениях; воспитывать такие качества, как взаимопомощь, доброжелательность, выдержку (чтобы не срывали незрелые плоды).
Тема: «Живое - не живое»
Цель: научить различать объекты и явления живой и неживой природы.
Тема: «Летает, ходит, ползает, плавает»
Цель: закрепить знания об образе жизни объектов живой природы.
Тема: «В лесу, в поле, в саду, на огороде»
Цель: закрепить знания о растениях леса, сада, огорода, луга, используя имеющиеся объекты, учить группировать растения по месту их распространения.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод.
Тема: «Бывает - не бывает»
Цель: выявить уровень усвоения естественнонаучных знаний детьми и их умение ориентироваться в явлениях природы.
Оборудование: мяч.
Тема: «Найди и принеси»
Цель: учить детей соотносить названия с реальными предметами.
Оборудование: набор мелких предметов, мешочек.
Тема: «Принеси и назови»
Цель: учить детей соотносить названия с реальными предметами.
Материал: разные мелкие предметы, мешочек.
Тема: «Покажи и расскажи»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Оборудование: предметы, хорошо знакомые детям, мешочек.
Тема: «Отгадай и назови»
Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь по характерным признакам;
активизировать в речи слова - названия предметов и действий с ними.
Оборудование: предметы бытового назначения, хорошо знакомые детям, мешочек.
Тема: «Куда что положить»
Цель: учить детей группировать предметы по общему признаку (назначению): посуда и одежда; активизировать словарь детей названиями отдельных предметов посуды и одежды; познакомить с обобщающими словами «посуда», «одежда», «мебель».
Оборудование: коробка с игрушечными предметами посуды и одежды, а также игрушечный шкаф, поднос.
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
Тема: «Кати в ворота»
Цель: учить детей прокатывать мяч в нужном на-правлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развитие координации движений рук.
Оборудование: мяч средней величины, ворота.
Ход игры: взрослый показывает, как нужно прока-тить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает ребенка сделать так же, эмоцио-нально одобряет его действия.
Аналогично организуется игра «Сбей кегли».
Тема: «Лови мяч»
Цель: учить ловить мячи разной величины, раз-вивать координацию движений рук и быстроту реак-ции.
Оборудование: мячи разной величины.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.
В конце игры предлагает ребенку выполнить дей-ствия самостоятельно, эмоционально одобряет его.
Тема: «Целься и кидай»
Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в круп-ных и мелких мышечных группах.
Оборудование: доска, обтянутая ворсистым мате-риалом, и маленькие мячики-липучки.
Ход игры: детям предлагается по подражанию дей-ствиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; когда кончаются все шари-ки, дети подходят к доске, отрывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз.
Аналогично организуются игры: «Попади в корзи-ну», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.
Тема: «Попади в цель»
Цель: учить малыша захватывать предмет всей ла-донью, бросать в цель, удерживая равновесие.
Оборудование: пластмассовая корзина, ватные ша-ры (диаметр 5—7 см), детское баскетбольное кольцо.
Ход игры: 1. Взрослый показывает ребенку пласт-массовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Ша-рами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзи-ну. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь в корзину.
2. После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: «Та-нюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо». По-сле каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: «Какая Танюша молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!».
В конце игры все шары собираются в корзину.
Тема: «Самолетик—самолет»
Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.
Ход игры: взрослый показывает, как играть в «самолёт»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сто-рону. Произнося «ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опус-тив руки, — пауза и т.д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:
Самолетик-самолет
Отправляется в полет
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну.
Разводит руки в стороны ладонями вверх, делает повороты вправо,
влево и выдох. Встает прямо, опустив руки.
Тема: «Шумит лес»
Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.
Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20— 30 см).
Ход игры: взрослый предлагает малышу посмот-реть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышатся от ветра веточки.
Обращается к ребенку: «Возьми палочки с ленточ ками — это наши листочки, а твои ручки — это ве-точки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся — вот так, как деревья за окном».
Взрослый читает стишок:
Дует ветер, задувает, наши веточки качает,
Вот как, вот как наши веточки качает.
Дует ветер, задувает! У-У! У-У!
Тема: «Покатаем кукол на машине»
Цель: учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе.
Оборудование: машина (большая), две куклы.
Ход игры: взрослый предлагает малышу прокатить кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирают кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу вложить ве-ревочку в руку со словами: «Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет: би-би-би!»
Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:
Куклы едут на машине: би-би-би, би-би-би, Им понравится кататься: би-би-би, би-би-би! Я веревочку держу, кукол я катаю, На машине им кататься нравится, я знаю! Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также вкладывая веревочку попе-ременно в разные руки ребенка.
В конце игры взрослый должен похвалить малыша: «Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!»
Тема: «Упирайся как бычок»
Цель: учить малыша крепко стоять на ногах, удерживаясь обеими руками за обруч.
Оборудование: обруч.
Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ре-бенка, помогает ему взяться руками за обруч, осторожно подтягивая его на себя. При этом проговарива-ется потешка:
Упирайся как бычок и не падай на бочок!
Крепче ручками держись!
Ты за обруч ухватись!
В конце игры хвалит малыша: «Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!»
Тема: «Клубок для котенка»
Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматы¬вать нитку на клубок.
Оборудование: клубок, игрушка — котенок (на конце нитки привязана игрушка).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиг-рать с котенком, распускает нитки, просит наматы¬вать нитку на клубок. При этом взрослый обра-щает внимание ребенка на приближающуюся иг-рушку. При затруднениях используются совместные действия.
Тема: «Посади цветочки на лужок»
Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты кнопки разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответствующими тем, которые на полотне.
Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке.
После того, как все цветы «посажены», взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показы-вает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:
Мы в корзинку соберем яркие цветы:
Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы!
Аналогичную игру можно проводить с липучками и пуговицами.
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Тема: «Бабушкины очки»
Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела И внученьку (Машеньку) рассмотрела. Затем предлагается ребенку выполнить упражне-ние по подражанию действиям взрослого.
Тема: «Вышел пальчик погулять»
Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия.
Оборудование: лист бумаги с на-рисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, де-монстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку по-вторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка:
Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ,
Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ.
Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ,
А четвертый только раз — топ,
Вот большой спешит по кочкам,
Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ.
Повторяем наш рассказ!
Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно по-вторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».
Тема: «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук.
Оборудование: лист чистой бумаги, карандаши.
Ход игры: 1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здо-роваться, начиная с мизинчика, при этом проговари-вается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы по-здороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки.
Тема: «Зайчики—пальчики»
Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а боль¬шим пальцем придерживать в согнутой позиции бе-зымянный палец и мизинец.
Ход игры: взрослый сидит рядом с ребенком. Ло-коть руки взрослого расположен на столе. Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: «Вот и у тебя получился Зайка. Здрав-ствуй, Зайка!» (наклоняет кисть руки в сторону ре-бенка). В конце игры взрослый спрашивает малыша, по-нравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца.
Тема: «Ворона»
Цель: учить развивать содружественные движения пальчиков (по два), соединять и разъединять большой палец и указательный палец. Средний палец, безы-мянный палец и мизинец должны находится в сомк-нутом состоянии.
Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с ма-лышом. Показывает смыкающиеся и размыкающиеся движения большого и указательного пальцев, при этом читает потешку (три остальных пальца держатся в кулаке):
Прилетел птенец вороны,
Просит у Антоши пить,
Дай, Антоша, мне водички,
Буду я тебя любить!
Ка-ар, ка-ар!
Игру можно повторять с чередованием рук. В кон-це игры педагог хвалит малыша за умение работать пальчиками.
Тема: «Пошумим»
Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.
Оборудование: камешки или грецкие орехи, жес-тяная банка среднего размера.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать ка-мушки по одному и бросать в банку, радоваться шуму.
Тема: «Силачи»
Цель: учить удерживать палец в согнутом положе-нии (крючок).
Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Будем играть с пальчиками». Показывает ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было «мерятся силой». Взрослый сгибает свой указа-тельный палец и старается «зацепить» указательный палец ребенка, при этом делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указа-тельный палец взрослого согнут, а большой придер-живает палец ребенка). После того, как удалось «за-цепиться, педагог старается потянуть пальцами руку ребенка. Малыш должен почувствовать тянущую его силу и попытаться тянуть свою руку на себя. Прого-варивается потешка:
Пальчик сильный у Антоши, в
Вот какой, вот какой!
Будет мериться он силой
И с зайчишкой, и со мной!
Тема: «Перчатки»
Цель: учить противопоставлять и выделять паль-цы, формировать способность согласованного дейст-вия пальцами обеих рук.
Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками на концах пальцев (зайчик, лягушка, ли-сичка).
Ход игры: взрослый одевает ребенку перчатки, рассматривает с ребенком мордочки, предлагает паль-чикам на одной руке поздороваться с пальчиками другой руки: «Здравствуй пальчик, здравствуй паль-чик!» (можно соединять пальчики одной руки).
Тема: «Сделаем бусы»
Цель: формировать согласованность движений обе¬их рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.
Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нуж-но нанизывать бусы на шнурок. В конце игры связать бусы, надеть на ребенка, по-любоваться в зеркало.
Тема: «Поиграем, потанцуем»
Цель: закрепить умение выделять каждый палец руки.
Оборудование: детское пианино, кукла.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть на пианино: ребенка учат нажимать одним пальцем, затем каждым пальцем поочередно.
При звучании инструмента взрослый показывает, как кукла пляшет под музыку.
Тема: «Надень шапочки»
Цель: учить действовать целенаправленно, выпол-нять соотносящие действия.
Оборудование: цветные наперстки (шапочки). Игра проводится на пальцах рук.
Ход игры: взрослый показывает ребенку прозрач¬ную коробочку с цветными наперстками, демонстри¬рует, как надо надевать шапочки на пальцы. Затем предлагает ребенку поочередно надевать наперстки на каждый палец своей руки. Произносится потешка:
Пальчики гуляют, шапки надевают,
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальцы погулять!
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Тема: «Подбери по цвету»
Цель: развивать умение детей находить и определять по цвету окружающие предметы, действовать по вербальной инструкции педагога.
Тема: «Такое, как и солнышко»
Цель: закреплять знания детей о солнце, его форму, цвет. Формировать умение находить вокруг предметы по образцу педагога.
Тема: «Воздушные шарики»
Цель: упражнять в уменши подбирать по образцу педагога, основных цветов спектра.
Оборудование: разноцветные воздушные шары.
Тема: «Украшаем елку»
Цель: формировать умение подбирать шары нужного цвета, действуя по вербальной инструкции педагога.
Оборудование: пластиковые ёлочные шары разного цвета.
Тема: «Подбери игрушки одного цвета»
Цель: упражнять в умении подбирать и группировать игрушки по определенным цветом.
Оборудование: пластиковые лотки желтого, зеленого, красного цвета, набор мелких разноцветных игрушек.
Тема: «Красный, желтый, зеленый»
Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие цвета.
Оборудование: карточки красного, зеленого, и желтого цвета.
Тема: «Найди осенние и летние листочки»
Цель: способствовать формированию мирового восприятия листьями деревьев детей.
Оборудование: карточки с изображением летнего и осеннего дерева, листья зеленого, желтого, красного, оранжевого цвета.
Тема: «Найди цветок для бабочки»
Цель: развивать умение детей соотносить цвета, способствовать закреплению знаний названий цветов.
Оборудование: карточки с изображением цветка и бабочки желтого, красного, синего цветов.
Тема: «У кого какой флажок?»
Цель: учить детей выделять предметы по слову, означающий цвет, действовать по вербальной инструкции педагога.
Оборудование:флажки желтого, зеленого, красного, синего цветов.
Тема: «Найди одинаковые цветы»
Цель: развивать умение детей соотносить цвета, способствовать закреплению знаний названий цветов, действовать, подражая действиям педагога.
Оборудование:флажки желтого, зеленого, красного, синего цветов.
Тема: «Какой шарик полетел?»
Цель: способствовать развитию умения сравнивать предметы по цвету.
Оборудование: флажки и воздушные шарики желтого, красного, зеленого, синего цвета.
Тема: «Какого цвета одежда»
Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, закреплять название цветного спектра.
Тема: «Подбери пару»
Цель: приучать детей подбирать овощи по цвету, давать название овощам.
Оборудование: муляжи овощей разные по размеру.
Тема: «Зеленый мир»
Цель: учить детей находить зеленый цвет среди окружающего растительного мира.
Тема: «Светофор-моргайчик»
Цель: знакомить детей с цветными сигналами светофора.
Оборудование: макет светофора, карточки красного, желтого, зеленого цветов.
Тема: «Найди предмет такого же цвета»
Цель: учить детей отделять цвет как признаки предмета, соотносить предметы по цвету.
Оборудование: ведерко красного цвета, мелкие игрушки разных цветов.
Тема: «Дай такой же»
Цель: формировать умение отделять предметы определенного цвета, соотносить их с образцом цвета.
Оборудование: пары одинаковых по цвету шариков, кубиков.
Тема: «Краски природы»
Цель: раскрыть детям разнообразие растительного мира природы; учить эстетически, воспринимать окружающий мир.
Оборудование: объекты природы (на выбор воспитателя).
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И ТАКТИЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Тема: «Запомни и положи»
Цель: развивать зрительную память детей, умение запоминать последовательность расположения игрушек.
Оборудование: 4 игрушки одинакового размера.
Тема: «Чего не стало?»
Цель: формировать умение детей запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 игрушки.
Тема: «Кто за кем стоит»
Цель: формировать умение детей запоминать место нахождения детей.
Тема: «Кто добавился»
Цель: формировать умение детей запоминать место нахождения детей, замечать нарушения построение.
Тема: «Найди свой домик»
Цель: учить детей запоминать название геометрических фигур, действовать по вербальной инструкции педагога.
Оборудование: карточки с изображением круга, треугольника, квадрата.
Тема: «Найди свою пару»
Цель: учить детей запоминать название геометрических фигур, действовать по визуальной инструкции педагога.
Оборудование: карточки с изображением круга, треугольника, квадрата на каждого ребенка.
Тема: «Назови, из чего сделано»
Цель: различать на ощупь предметы сделаны из разного материала, называть словом эти материалы.
Оборудование: мелкие игрушки, сделанные из разных материалов
Тема: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей выбирать предметы по образцу педагога на ощупь.
Оборудование: кукла Лесовичок, мешочек, мелкие предметы из металла, бумаги, пластика, ткани.
Тема: «Большой, маленький мяч»
Цель: учить находить большие и маленькие предметы на ощупь.
Оборудование: большой, маленький мячи, салфетка.
Тема: «Найди куклу»
Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы в руках, ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.
Оборудование:мешочек, мелкие игрушки.
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ОРИЕНТИРОВКА В НЁМ
Тема: «Найди свое место»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по вербальной инструкции педагога.
Тема: «Где зажегся фонарик?»
Цель: продолжать учиться детей ориентироваться в пространстве, действовать совместно спедагогом.
Оборудование: фонарик.
Тема: «Найди игрушку»
Цель: продолжать учиться детей ориентироваться в пространстве, действовать по вербальной инструкции педагога.
Оборудование: детская игрушка.
Тема: «Мой весёлый, звонкий мяч»
Цель: формировать умение выполнять действия с вербальной инструкции педагога, воспроизводить пространственное расположение предмета.
Оборудование: детский мяч.
Тема: «Что где находится»
Цель: формировать представление о пространственном расположении предметов по отношению друг другу.
Оборудование: 4 детские игрушки.
Тема: «Где спрятался мишка»
Цель: формировать пространственные отношения, умение воспроизводить по подражанию действиям взрослого.
Оборудование: игрушка – медвежонок, небольшой мяч.
Тема: «Покажи правильно»
Цель: формировать правильные представления детей о пространственные расположения предметов.
Оборудование: игровое оборудование детской площадки.
Тема: «1-2-3 к дереву беги»
Цель: формировать умение выполнять действия с вербальной инструкции педагога, воспроизводить пространственное расположение предмета.
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ
Тема: «Кто как кричит»
Цель: развивать умение детей звуконаследовать голосам домашних животных.
Оборудование: шапочки с изображением домашних животных.
Тема: «Звени колокольчик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).
Оборудование: колокольчик (у взрослого и у ре-бенка), две коробочки.
Ход игры: взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (показывая другую коро-бочку) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять се-бе колокольчик и, подражая действиям взрослого, по-звенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Далее ребенку предлагается попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).
Тема: «Беги в свой домик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).
Оборудование: бубен, детский стульчик.
Ход игры: взрослый показывает бубен, как он зву-чит и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты бе¬ги к стульчику, в свой домик». Игра проводится не-сколько раз и обращается внимание на звучание буб¬на и отсутствие звука.
Тема: «Поиграем на дудочке»
Цель: развивать ориентировку на звуки окру-жающей среды (музыкальные), учить детей вызы¬вать звук из музыкального инструмента — свирель, дудочка.
Оборудование: свирель (дудочка).
Ход игры: взрослый показывает музыкальный ин-струмент ребенку и говорит: «Я дую, получается му-зыка». Показывает действие и предлагает ребенку по-дуть в свою свирель (дудочку). «Получилось, играет дудочка».
Тема: «Спой песенку»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).
Оборудование: металлофон, две палочки.
Ход игры: взрослый показывает ребенку музы-кальный инструмент и ударяет палочкой по металло-фону, извлекая звук. «Слышишь, какая музыка по-лучилась. А теперь ты попробуй».
Тема: «Поймай меня»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружаю-щей среды (музыкальные).
Оборудование: платок, колокольчик.
Ход игры: взрослый показывает ребенку колоколь-чик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ребенку звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. «Где ко-локольчик, где малыш?» Поймав, взрослый говорит: «Вот малыш. Я услышала колокольчик и поймала те-бя». Далее завязывают глаза ребенку и просят поймать взрослого.
Тема: «Угадай, кто в домике живет?»
Цель: учить дифференцировать звукоподражания.
Оборудование: два домика, собачка и кошечка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так — гав-гав. Она живет в этом домике, — сажает собачку в один из домиков. А это — кошечка. Она умеет мяу-кать — мяу-мяу. Она живет в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый произ-носит одно из звукоподражаний, после ответа пока-зывает игрушку: «Правильно, ты угадал. Это собачка так лает».
Тема: «Отгадай, что звучит»
Цель: учить прислушиваться к неречевых звуков; довести до детей, что звуки могут о чем-то сообщать.
Оборудование: погремушки, металлический колокольчик, звуковая игрушка.
Тема: «Голоса птиц»
Цель: формировать умение малышей воспроизводить соответствующие звукоподражания - голоса птиц.
Оборудование: шапочки с изображением птиц, кошки.
Тема: «Отгадай, кто позвал»
Цель: активизировать слуховое внимание и память детей.
Тема: «Звуки природы»
Цель: научить детей прислушиваться к звукам природы, познавать и различать голоса птиц, других явлений; развивать фонематический слух.
Оборудование: записи различных звуков, которые слышны в природе.
Тема: «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»
Цель: развивать коммуникативные навыки детей, слуховое внимане.
Тема: «Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
При поступлении в специальные учреждения Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то умственно отсталых надо научить этому. Нами выделен особый раздел дидактических игр, который ранее в сборниках дидактических игр не выделялся,— игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослым.