СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Катативные фигуры в практике школьного психолога»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование катативных фигур в практике школьного психолога. Структурирование коллекции и практические упражнения с фигурами.

Просмотр содержимого документа
««Катативные фигуры в практике школьного психолога»»

Выступление на городском методическом объединении

педагогов-психологов общеобразовательных учреждений

города Снежное

2021-2022 учебный год

Заседание №2. Психологическое сопровождение особах категорий детей детей льготных категорий, детей в общеобразовательных учреждениях



ТЕМА «Катативные фигуры в практике школьного психолога»

I Теоретическая составляющая. Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежном возрасте. Почему именно с игрой, куклами мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, развитию мышления, к избавлению от страхов и к умению общаться.



Через игру в психологии есть возможность понаблюдать за работой своего разума, поразмышлять над тем, что думают другие. В игре присутствует свой неповторимый веселый и легкий настрой, который дает возможность любому ощутить и насладиться миром сознания.

Игры делают процесс самопознания и развития интересным и забавным.

Через игру преодолеваются непонимание между друзьями, участники сближаются, лучше понимают друг друга.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью,

Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты.

Сначала взгляды М.Кляйн определялись фрейдовским интересом к детской игре: «…в игре дети повторяют то, что в жизни произвело на них большое впечатление, и этим отреагируют силу впечатления и, так сказать, делают себя хозяевами положения. Искусствовед и психоаналитик М.Кляйн в игре разрешала ребенку выражать его эмоции и фантазии так, как они возникают без воспитательного и морального влияния и даже сообщала ему, что происходит в его бессознательной фантазии (кратко и ясно в выражениях самого ребенка). Мелани считала, что не подавлять детские агрессивные фантазии во время его игры с игрушками и ждать появления чувства вины за агрессию, а это и изменяет его отношение к враждебному для него, конкретному лицу. Кляйн рассматривала свободную игру детей как интерпретацию бессознательного ребенка без вмешательств, которые в то время пропагандировала Анна Фрейд. М.Кляйн обнаружила, что интерпретация модифицирует тревогу детей, затрагивает негативизм ребенка, потому что в объяснении фантазий ребенка располагается точка максимальной тревоги происходит сдвиг в позитивном направлении.

В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности.

Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление.

Во-вторых, игра с правилами учит общаться.

Отличительной особенностью детской психики является трудность в

вербализации для выражения эмоций. Дети естественным путем развивают свой эмоциональный мир и выражают его в зависимости от возраста в активной, частично вербальной форме — игре(Sandler, Kennedy& Tyson, 1980). Поэтому игровая деятельность ребенка выступает в качестве проективного материала, поскольку даже в не большом «кусочке» детской игры можно увидеть « глубинные процессы и скрытые мотивы поведения» (З. Фрейд, 2015). Анализ игровой деятельности ребенка позволяет обнаружить проблемы в аффективной сфере, в межличностных отношениях, особенности его «Я- концепции». При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем,

часто даже не прибегая к вербальному толкованию.

Цели игровой терапии:

научение адекватному выражению эмоций (развитие эмоционального интеллекта);разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов; научение адаптивному поведению, развитие социального интеллекта.


Показания к игровой терапии:

•эмоциональные состояния после развода родителей;

•наличие тревоги у детей;

•соматические и психосоматические заболевания;

•агрессивное поведения;

•плохая успеваемостьв учебе;

•эмоциональное состояние детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и т.п.

Этапы организации игровой психотерапии:

I этап: установление контактов и свободная игра с ребенком, знакомство с игровой комнатой.

II этап: введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает лечебным эффектом).

III этап: продолжение свободной игры ребенка. Ведущему игровой терапии следует заранее составить предполагаемый план игры с учетом возраста и особенностей эмоционального состояния ребенка, а также конечной цели игровой терапии. Метод игровой терапии предполагает как индивидуальную игру ребенка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей.


II Структурирование коллекции. С опытом практический психолог уже может структурировать свою коллекцию и выделить основные категории.

Я рекомендую собирать коллекции по следующим категориям:

1. Люди: Семья (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), люди различных профессий, принцесса и принц.

2. Животные: Домашние: собака, кошка, корова, свинья, лошадь. Дикие: волк, лиса, лев/тигр, заяц, слон. Земноводные и рептилии: черепаха, лягушка, змея, крокодил Ископаемые: динозавры Мифологические: драконы, пега. Птицы: Сова, Голубь, Сорока, Животных по возможности приобретать с детенышами.

3. Жилища и здания: Замок, избушка/хижина, деревенский дом, современный дом или строительный материал, например лего, мельница, маяк

4. Транспорт: Карета, автомобиль, грузовик, автобус, поезд, пароход, самолет, ракета

5. Растения: Деревья, цветы, кустарники

6. Еда Хлеб, овощи, фрукты

7. Инструменты: Топор, молоток, ножницы, иголка

8. Музыкальные инструменты Колокольчик, свисток, дудочка, скрипка, пианино

9. Особые предметы: Часы, песочные часы, зеркальце, весы правосудия, наручники, мост и тоннель, туфелька, свечи.

10. Любовь: Сердце, фигуры жениха с невестой, "священний брак", кольца.

11. Персонажи мультфильмов и сказок: Чебурашка, Крокодил Гена, Три поросенка, Буратино, Щенячий патруль



По большому счёту, фигурки могут быть любыми. Важны только критерии для выбора фигур:

  1. терапевту должно быть удобно с ними работать;

  2. они должны быть максимально безличные, чтобы клиент мог на них спроецировать как можно больше своего эмоционально-образного материала, чтобы его ничто не отвлекало;

  3. в некоторых настольных расстановках полезно различать на уровне фигурок мужчин и женщин, взрослых и детей.

Конечно, важно помнить, что родиной настольных расстановок с фигурками является классическая семейная расстановка с заместителями. Чтобы эффективно использовать расстановочные интервенции на столе с фигурками, терапевт должен иметь опыт групповых работы.

Когда приходит к терапевту клиент и заявляет проблему (здоровье плохое, деньги не идут, отношения страдают, что делать— не знаю), психолог выбирает наиболее подходящие инструменты для оказания помощи.

  • Если человеку нужно просто подсказать готовые решения, осознать и отпустить ограничивающие убеждения— это происходит в режиме психологической консультации.

  • Если человеку надо проработать биографические травмы— это работа с травмированной (раненой) и выживающей (оборонительной) частями личности, это насыщение ресурсами и отреагирования сильных негативных эмоций, это восстановление целостности. Это работа для психотерапевтов.

  • При малейшем подозрении на суицид и острый психоз— сразу направляет клиента к психиатрам (медикаменты помогают снять остроту приступа).

Как всё происходит в настольной расстановке с фигурками

Для начала в предварительном интервью необходимо установить хороший доверительный контакт с клиентом (раппорт), собрать информацию о важнейших событиях в семье, о которых помнит клиент. Кроме подробного инструктажа о процедуре сессии, психолог может рассказать клиенту несколько историй о том, как это происходило у других клиентов. Заодно проверяются эмоциональный и невербальные реакции клиента, уточняются первоначальные гипотезы, проясняется основная тема запроса.



Психологу важно быть открытым, создавать и поддерживать безопасное пространство несуждения и всепринятия в отношении истории клиента и его семейной системы. И тогда семейная система сможет провести через него столько содержательной информации, столько "сока", сколько нужно для прогресса клиента. Открытый всепринимающий психолог получает образ "системной динамики" семьи, осложняющей жизнь клиенту, затем получает подсказки относительно правильного решения, и даже конкретные разрешающие фраз, которые ведут клиента к освобождению из плена негативных связей.

Очень интересен сам процесс выставления фигурок. Клиент копошится в ящике с фигурками и по каким-то своим критериям выбирает те или иные для обозначения на пространстве стола персонажей своей семейной системы. По сути, этот процесс копошения— один из способов погрузиться в достаточно глубокий транс. Клиент проецирует на фигурки свои представления о каждом персонаже. Важно, чтобы он делал это молча, сосредоточенно, ничего не объясняя, не привязывая образ ситуации к какой-то конкретной дате или эпизоду, не из головы, а исходя из внутренних ощущений.

Объективная картина показана на столе или субъективная? Для нас это просто исходный материал, образ, который отражает внутреннюю реальность клиента на данный момент. До сего момента эта реальность приводила к негативным последствиям, и психологу нужно преобразовать, трансформировать её так, чтобы облегчить ситуацию клиента.

Сложность настольной расстановки состоит в том, что фигурки молчат. Психолог сам пропускает через себя ощущения каждого персонажа композиции (иногда это происходит довольно бурно!). Но помимо задачи прочувствовать каждого персонажа, нужно увидеть и общую картину "с балкона".

Психолог озвучивает всё важное, что открылось в первоначальном образе настолько расстановки, соотнося всю полученную информацию с информацией извлечённой из первоначального интервью с клиентом.

  • Фигурки стоят тесно, одной кучей— это одно. Фигурки разбросаны по разным концам пространства— совершенно другое.

  • Смотрят друг на друга или не смотрят.

  • Фигурка стоит или фигурка лежит.

  • Один против всех или один вдали от всех.

  • Все фигурки смотрят в одно пустующее место и т.д.

Если наблюдения и замечания психолога попадают в цель, отражают что-то действительно важное в семейной системе клиента, клиента это "цепляет". Порой довольно бурные процессы отреагирования клиента разворачиваются сразу после взгляда на первоначальный образ, который у него получился.

На тапе трансформации образа в настольной расстановке происходит примерно то же самое, что и в обычной расстановке.

  • Можно переставить фигурки в правильном порядке (старшие за спинами младших, мужчины в парах справа, женщины слева).

  • Можно произнести разрешающие фразы, обращаясь к той или иной фигурке (важно в этот момент держать в воображении образ реального персонажа семьи).

Настольная расстановка прерывается либо с получением итогового образа и состояния, которое воспринимается клиентом как ясность и облегчение. Или когда из образа расстановки уходит энергия (момент, когда образ ситуации не "цепляет" ни клиента, ни терапевта).

Преимущество настольной расстановки:

  • Личные истории заместителей не влияют на клиента и образ расстановки.

  • Хорошо воспринимается интровертами и социофобами.

  • Более управляемый и предсказуемый процесс.

Недостаток настольной расстановки:

  • Нересурсное состояние клиента (находится в детской позиции, ожидает, что всё сделают за него другие);

  • Шаблонный подход расстановщика может помешать увидеть уникальность образа расстановки в данном конкретном случае;

  • Психолог может иметь свои "слепые" пятна, а других заместителей способных это компенсировать рядом нет.

  • Клиент может сильнее перетягивать психолога на свою точку зрения.

Кстати уже упомянутый выше недостаток— фигурки молчат— может быть вполне компенсирован тем, что при необходимости расстановщик может специально попросить клиента назначить его тем или иным персонажем и побыть в его роли несколько минут для получения дополнительной информации через телесные ощущения.

Суть процесса изменений

Настольная расстановка с фигурками может быть просто прекрасной проективной методикой для диагностики ситуации клиента. Но кроме этого на столе создаётся пространство исследования и трансформации, в котором вся семейная система входит в резонанс с клиентом и психологом (Это порой очень ярко проявляется на уровне телесных ощущений как волны колебаний). Именно за счёт такой мощной и глубокой вовлеченности клиента и психолога в "знающее поле семьи" работа с фигурками оказывает мощнейшее трансформирующее воздействие на клиента.

Чтение пьесы может увлечь, но участие в театральной постановке охватывает вас целиком и создаёт внутри намного более глубокое впечатление.

Так и в расстановке с фигурками клиент вместе с психологом открываются чему-то очень важному, очень глубокому, очень мощному в семейной системе, извлекают из этого важную информацию, трансформируют ситуацию в сторону облегчения, оздоровления, правильного порядка.

Основные вопросы психолога к ребенку.

Когда процесс создания завершен, можно узнать у автора:

• Какое название можно дать картине?

• Каковы впечатления, ощущения от процесса создания картины?

• Что является особенно важным или полезным в этой картине?

• Как сюжет или герои композиции могут помочь вам в жизни?

• Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное

наблюдение: если это так, холи бы вы об этом рассказать?

Психолог присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который

позволяет внутренней проблеме принять зримые очертания в построенной картине. Ключом к пониманию картины станут образы и символы, которые расскажут о внутреннем мире ребенка.


III Упражнения из опыта работы.

Автопортретные изображения для игры Л. Джин Лей и Джин Хаузи (L. Jean Ley and Jean Howze).

Предлагаемую технику можно использовать в работе с детьми и

взрослыми, семьями, а также в группах. Можно дополнить игру фигуркой, изготовленной из фотографии клиента, Можно изготовить фигурки других членов семьи ребенка. Можно предложить ребенку изготовить из небольшой коробки свой «дом», в котором фигурка сможет жить между занятиями. Наличие «дома» дает ребенку ощущение защищенности, что особенно важно в работе с детьми, подвергавшимися насилию, и детьми из семей, нарушающих границы «Я» ребенка. Данную технику можно использовать в самых разных ситуациях. Использование автопортретных изображений помогает решать целый комплекс вопросов о взаимоотношениях ребенка с близкими людьми и зависимости от них, а также о проблемах самоопределения. В случае пережитой

тяжелой психической травмы применение таких изображений поначалу бывает затруднительно, однако со временем может стать важным фактором укрепления его психической устойчивости и самостоятельности.

При работе с чувством утраты изображение клиента может быть использовано для построения диалогов между ним и ушедшим человеком. Подобные изображения могут использоваться в работе с людьми, склонными к ауто- деструктивным действиям. Они получают возможность «выплеснуть» агрессивные переживания на свое изображение, не причиняя себе ущерба.

В работе с клиентами, пережившими психическую травму в

результате насилия, при их достаточной готовности можно использовать изображение насильника. Если его фотография отсутствует, человек может вырезать из журнала фотографию похожего на него человека. Затем клиент может совершить «акт возмездия» и обрести внутреннюю устойчивость, не подвергая себя и других реальной опасности.

Предлагаемая техника может с успехом применяться с детьми.

Техника “Движущиеся истории» предложена терапевтом-супервизором Сюзанной Даффи.

Суть техники состоит в переложении терапевтических историй, созданных

терапевтом специально для ребенка или уже готовых, на песочный лад, т.е.

с использованием песочницы и миниатюр. В отличие от других техник, С.

Даффи предлагает иметь подготовленные наборы миниатюр и необходимых

"аксессуаров" для создания сцены истории.


Этапы сессии:

1. Подбор или написание истории

2. Предложение ребенку набора или нескольких и разыгрывание истории на

песке; причем миниатюры расставляются по ходу рассказа и так, как это

видится ребенку.

3. По завершению истории терапевт задает ненавязчивые вопросы "а как ты

думаешь?", которые углубляют переживание ребенком истории, его

понимания разыгранного

4. Игра-продолжение истории.

Игра «Внимательный охотник»(Доронина Е.В.).

Цель: развитие внимания и волевых качеств.

Перед ребенком расположены животные. Психолог указывает на одно из животных и называет его. Он может указать на любого из животных, независимо от произнесенного названия. Задача ребенка – указать соответствующее животное. По мере включения ребенка в игру, темп можно увеличить.

Игра «Смелые поступки»(Доронина Е.В.).

Цель: развитие воображения, фантазии, помощь в преодолении страхов.

Ребенку необходимо выбрать 2-х героев. Одного – в роли которого

будет выступать сам, другого – в роли друга, к которому нужно добраться.

Выбрать фигуры отрицателных героев - «плохишей». Отрицательные герои

постараются помешать главному герою встретиться с другом. Ребенку

необходимо придумать, какой смелый поступок должен совершить герой,

чтобы преодолеть трудности. После игры ребенку можно предложить совершить смелый поступок, чтобы преодолеть страх (но не настаивать на его исполнении).

Упражнение «Круг».

На листе бумаги нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри

поменьше, еще меньше ― и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не

образуется точка. Теперь пусть ребенок украшает круги разными предметами: камешками, монетами, пуговицами, ракушками. Обязательно в конце занятия малыш должен дать название своему кругу и рассказать о нем свою историю.

Упражнение « Победитель злости»(Кирова Н.Н.).

«Победитель злости» может научить ребенка справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение .

«Сегодня мы поговорим о настроении. Каким оно бывает у тебя? Что

происходит с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают

взрослые, когда ты сердишься? (Ответ ребёнка).Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются учителя или родители. А после того, как злость прошла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого.

Упражнение Разговор с руками”(Кирова Н.Н.).

Цель: научение навыкам самоконтроля.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаге силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их

хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!