СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категория состояния как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовать работу по изучению темы: "Категория состояния как часть речи". Развивать умения находить слова категории состояния в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Категория состояния как часть речи»

Тема: «Категория состояния как часть речи»

Учитель: Сундупова Т.Ц.

Место работы: МОБУ Черняевская СОШ

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 7

Базовый учебник: «Русский язык 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С. Г. Бархударова, Москва, «Просвещение», 2020 год.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Категория состояния как часть речи»; создать условия для формирования умений определять слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий и от прилагательных в краткой форме; развитию логического мышления учащихся и способности  переключать внимание.

Задачи:

1.Обучающие: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий и кратких прилагательных.

2.Развивающие: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез), развивать пунктуационную и орфографическую зоркость, умение оценивать учебную деятельность;

3.Воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей, воспитывать интерес к морфологии русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять значения части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль, находить слова категории состояния в тексте, употреблять их в речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по сложности заданиями.

Личностные: умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.  

Тип: изучения нового материала.

Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: ЭОР, мультимедиа.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, технология здоровьесбережения.

Методы:

- коммуникативный;

- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, написание синквейнов на этапе рефлексии);

- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск текстов со словами категории состояния);

- проектная деятельность (презентация, домашнее задание – создание дидактического материала).
Раздаточный материал: 1) раздаточный материал (листы для самоконтроля); 2) карточки-вопросы на этапе рефлексии.



Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Подведение к теме урока (орфографическая пятиминутка). Работа со стихотворением К.Р. «Растворил я окно – стало скучно невмочь…»

  3. Определение темы и цели урока.

  4. Составление сравнительной таблицы разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.

  5. Составление кластера (приём метода критического мышления)

  6. Лингвистическая разминка (толкование слова категория)

  7. Работа по теме урока

- Самостоятельная работа учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

- Работа учащихся с предложениями.

- Самостоятельная работа на карточках

- Творческое задание (составление синквейна)

8. Итоги. Рефлексия. Оценки.

9. Домашнее задание (на выбор).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент (1 мин)

Цель: создать условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность.

Вступительное слово учителя. 1 мин.

-Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- На уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.

Взаимодействуют с учителем (слушают учителя, участвуют в диалоге).

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала.

3 мин.

1. «Повторяем то, что знали, вспоминаем, что забыли».

на доске:

Его лицо грустно.

Он грустно улыбнулся.

Сегодня ему грустно.

- Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении?

От какого слова задаем вопрос?

На какой вопрос отвечает?

Каким членом предложения является?

- Какой частью речи является слово грустно во втором предложении?


- В третьем предложении?




Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?

- Что обозначает слово грустно в третьем предложении?

- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние?

- Определите тему нашего урока.








кратким прилагательным

от существительного лицо

Отвечает на вопрос каково?

В предложении является сказуемым.

Во втором – наречие, так как обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.

Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.

  1. Это неизменяемая часть речи.

  2. Употребляется в предложении без подлежащего. Является сказуемым.


Состояние человека

Это слова категории состояния.

«Категория состояния как часть речи».

III.Формулировка темы, целеполагание.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору

3 мин

Запишите в тетрадях дату, тему урока (Слайд №1).




Какова цель нашего сегодняшнего урока?


Не заглядывая в учебник, вы можете сказать, какие слова можно отнести к словам категории состояния, а также, что обозначают слова категории состояния?

(Слайд 2)



В последнем предложении слово «грустно» выражает состояние человека и является сказуемым. Это самостоятельная часть речи, которая получила название категории состояния. Впервые эта часть речи была выделена академиком Л.В. Щербой в статье «О частях речи в русском языке» в 1928 году, затем она упоминается В.В. Виноградовым в книге «Русский язык (грамматическое учение о слове)» в 1947 году. (Слайд № 3)

Ученый описал все свойства данной части речи и отличия от наречий. Слова категории состояния так же, как и наречия, не изменяются. Но в отличие от них категория состояния в предложении синтаксически независима и может сочетаться только с глаголами: быть, становиться, делаться или употребляется без них: Утром холодно. Днем было жарко. Мне стало стыдно. Ему сделалось грустно. (Слайд № 4)

Состояние может быть выражено не только в положительной, но в сравнительной степени. Например: Вчера ему нездоровилось, а сегодня стало лучше. В комнате становилось всё холоднее.

(Слайд № 5)

Слова категории состояния могут образовываться от существительных. К ним обычно примыкают глаголы неопределенной формы: грех жаловаться, пора вставать, охота спать. (Слайд № 6)

Тринадцатое февраля.

Классная работа.

Тема урока: «Категория состояния как часть речи».


Цели: провести исследование и узнать:

1) какие слова относятся к категории состояния,

2) как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи,

3) какие значения они имеют.























IV.Этап осмысления.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование навыка определять слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий и от прилагательных в краткой форме.


-Теперь обратимся к статье учебника стр.14, 15. Осуществляем чтение с помощью приема чтение с пометками («˅» - знаю, «+» - новый материал, «-» - не знал, «?» - не понял). 


Предложения на слайде №7.

1. Утро солнечно и радостно.

2. Глаза светились радостно.

3. На душе у ребят было радостно.

Сравните предложения. Одинаковы ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы что определить?

Рассмотрим первое предложение. В первом предложении слово «радостно» что обозначает?

Какой частью речи является?

От чего задаем вопрос?

На какой вопрос отвечает?

Каким членом предложения является? 

Изменяется как?


Во втором предложении «радостно» что обозначает?




От чего задаем вопрос?

На какой вопрос отвечает?

Каким членом предложения является? 

Изменяется или нет?


В третьем предложении «радостно» что обозначает?

От чего задаем вопрос?

На какой вопрос отвечает?

Каким членом предложения является? 

Изменяется как?

Заполнение таблицы (У каждого ученика таблица).

Составьте сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи, используя материал учебника с. 16-17. Слайд №8.

Части речи

Наречие

Краткое прилагательное

Категория состояния

Вопросы




Грамматическое значение




Изменяется или нет?




От какого слова зависит?




Синтаксическая роль




Проверка по эталону Слайд №9.

По таблице учащиеся должны сделать вывод о том, что категория состояния обладает собственными признаками, не относящимися ни к прилагательному, ни к наречию.

Чем отличается наречие от СКС?



Чем наречие отличается от краткого прилагательного?

Для того чтобы научиться отличать слова категории состояния от наречий, я вам предлагаю алгоритм последовательности действий при анализе слов. 
Алгоритм уже лежит на ваших партах, это своего рода шпаргалка, которой вы должны пользоваться, определяя, где наречие, а где слово категории состояния.  

АЛГОРИТМ

1. Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2. Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

Наречие

Слово категории состояния

  1. Зависит от глагола.

  2. Обозначает признак действия.

  3. Задается вопрос обстоятельства.

  4. В предложении – обстоятельство.

  1. Независимое слово.

  2. Обозначает состояние природы или живых существ.

  3. Задается вопрос краткого прилагательного.

  4. В предложении –сказуемое.



Обращаются к учебнику (прием ИНСЕРТ).

Проводят коллективное исследование, делают выводы, составляют алгоритм действий при определении слов категории состояния.



В каждом предложении есть одно общее слово радостно.

Нет.


Определить какие слова можно отнести к категории состояния.

Обозначает признак предмета, изменяется по числам и родам.

- кратким прилагательным

- от существительного утро.

- отвечает на вопрос каково?

- в предложении является сказуемым

- Изменяется по числам, родам. Дни каковы? радостны. Она какова? радостна.

Обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно слово «радостно» - наречие.

- от глагола.

- светились как? радостно, 

- в предложении является обстоятельством.

- Нет.


Обозначает состояние человека, является сказуемым в предложении, где нет подлежащего. Значит слово «радостно» - категория состояния.


Заполняют таблицу.

Части речи

Наречие

Краткое прилагательное

Категория состояния

Вопросы

Как? Каким образом?

Каков?

Каково?

Грамматическое значение

Признак действия

Признак предмета

Состояние природы или живых существ

Изменяется или нет?

Нет

Да

Нет

От какого слова зависит?

От глагола

От сущ. (мест.)

_______

Синтаксическая роль

Обстоятельство

Сказуемое

Сказуемое в односоставном безлич-ном предло-жении

Проверяют по эталону Слайд №9. Самопроверка.

Вывод: Слова категории состояния отличаются от наре­чия тем, что, во-первых, употребляются только в без­личном предложении (в предложении без подлежаще­го); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством. 

СКС отличается от краткого прилагательного тем, что, употребляются только в без­личном предложении (в предложении без подлежаще­го), а кр.прил. в полном двусоставном предложении.




V.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.

Работа по алгоритму.

1. Спишите предложения, используя алгоритм, проанализируйте слово «красиво». (Слайд №10)

  • Девушка красиво танцевала.

  • Дерево весной красиво.

  • Вокруг так красиво!

(У доски работает ученик, проговаривая)

Проверка по эталону.


2. Коллективная работа учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова

Ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Задание: найдите в данном тексте слова категории состояния. Докажите. (Слайд №11) М.Ю. Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Осуществляют работу по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух.

  • Девушка красиво танцевала. (обстоятельство, выраженное наречием)

  • Дерево весной красиво. (именная часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прил.)

  • Вокруг так красиво! (сказуемое в безличном предложении, выраженное словом категории состоянии)



ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»


Находят в тексте слова категории состояния.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах (каково?) торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне (каково?) так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?


VI.Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

Немного отдохнем. В сети Интернет многие часто пользуются так называемыми «смайликами», которые выражают чувства и состояние человека. Задание: я показываю вам слова, а вы показываете «смайлик» на лице: чувство или состояние человека и подберите нужное выражение лица для его выражения.

Весело, грустно, горько, больно, радостно, страшно, тоскливо, смешно.

подбирают нужное выражение на лице и показывают.

VII. Закрепление материала. Познавательная деятельность. 

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

1. Работа в парах.

Задание: Что обозначает эта часть речи? Для того чтобы ответить на этот вопрос, постарайтесь объединить по смыслу выделенные слова.

Мне душно в жаре смолистого воздуха. Можно зайти в класс? На улице холодно. Тихо уж очень, и собаки не лают. Мне больноЗимним утром морозно. Нельзя курить. Мне удобно сидеть на стуле. Надо выучить правила. В избе было тепло. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. В городе спокойно. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание. На душе тепло.



Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий




- Что интересного заметили?

Вывод: Слова разных разрядов могут переходить из одного разряда в другой в зависимости от контекста. Например: состояние окружающей среды (В избе было тепло.). психическое состояние (На душе тепло.).


2. Познавательная деятельность. Значение слов категории состояния.

Задание: найти слова категории состояния в предложениях, определить их синтаксическую роль, найти соответствие значения. (на карточках)


ответ

Примеры

Значение


а) Тепло ему стало.

1) состояние окружающей среды


б) Чудесно на берегу Амура.

2) физическое состояние человека и животных


в) Довольно того, что ты не выполнил задание.

3) психическое или душевное состояние человека


г) Опять тревожно, больно сердцу стало.

4) состояние временных и пространственных отношений


д) А нечистым трубочистам – стыд и срам!

5) состояние, характеризуемое зрительным и слуховым восприятием


е) В комнате было тихо.

6) слова, обозначающие модальную оценку состояния


ж) Нельзя читать чужие письма.

7) слова, обозначающие оценку состояния с морально-этической или психической стороны


з) Мне было далеко до дому.

8) слова, обозначающие оценку состояния с точки зрения количества, меры


Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из проделанной работы?

Работают в парах, объединяя по смыслу выделенные слова.


Проверка по эталону (Слайд №12)

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

душно, больно, удобно, скучно, досадно, стыдно, тепло.

холодно, тихо, морозно, тепло, сухо, темно, спокойно.

можно, нельзя, надо, лень, нужно, невозможно, не трудно



Вывод: Слова категории состояния обозначают:

1) душевное и физическое состояние человека. 

2) состояние природы и окружающей среды. 

3) оценку действий.




Слово «тепло» перешло из одного разряда в другой в зависимости от контекста.





Находят слова категории состояния, определяют их синтаксическую роль (подчеркивают), находят соответствие значения.

ответ

Примеры

Значение

3

а) Тепло ему стало.

1) состояние окружающей среды

1

б) Чудесно на берегу Амура.

2) физическое состояние человека и животных

8

в) Довольно того, что ты не выполнил задание.

3) психическое или душевное состояние человека

2

г) Опять тревожно, больно сердцу стало.

4) состояние временных и пространственных отношений

7

д) А нечистым трубочистам – стыд и срам!

5) состояние, характеризуемое зрительным и слуховым восприятием

5

е) В комнате было тихо.

6) слова, обозначающие модальную оценку состояния

6

ж) Нельзя читать чужие письма.

7) слова, обозначающие оценку состояния с морально-этической или психической стороны

4

з) Мне было далеко до дому.

8) слова, обозначающие оценку состояния с точки зрения количества, меры



на доске ответы: 3, 1, 8, 2, 7, 5, 6, 4




Вывод о многообразии значений слов категории состояния.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление изученного, включение нового способа действий в систему знаний.

- Ребята, какие же задачи мы сегодня поставили перед собой в начале урока?







- Повторим как отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных?


Отвечают на предложенные учителем вопросы.

провести исследование и узнать:

1) какие слова относятся к категории состояния,

2) как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи,

3) какие значения они имеют.


Восстанавливают звенья алгоритма.

АЛГОРИТМ

1. Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2. Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

IX.Рефлексия

Цель: оценить результаты собственной деятельности


- Над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?

- Что учились делать?

- А сейчас покажите «смайликами», ответы на вопросы:


1. Задания были интересны, мне понравилось с ними работать

2.Во время урока у меня было хорошее настроение

- За урок я ставлю себе отметку ...


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.












проговаривают

XI.Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Повторить §49 на стр.14-17. Выполнить упр.327 или упр.328.

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!