СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЦНЕЛЬСОН Л. И. Урок "Художественное совершенство пушкинской поэзии. «Сожжённое письмо» РЯиЛ 2018-11

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КАЦНЕЛЬСОН Л. И. Урок "Художественное совершенство пушкинской поэзии. «Сожжённое письмо» РЯиЛ 2018-11»

Л. И. Кацнельсон, учитель русского языка и литературы средней школы № 34 г. Витебска

Художественное совершенство пушкинской поэзии. «Сожжённое письмо»

Цель урока: показать учащимся высокую духовность лирики А. С. Пушкина; формировать навык лингвистического анализа поэтического текста; способствовать воспитанию вдумчивого читателя.

Ход урока

  1. Актуализация знаний учащихся (задания выведены на экран).

  1. Перечислите вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина.

  2. В каком году поэт был отправлен в первую ссылку и куда?

  3. С кем едет Пушкин на Кавказские Воды?

  4. В Молдавии у поэта появляются друзья. Назовите их.

  5. Сформулируйте определение понятия «лирический герой».

  1. Работа над темой урока.

На экранепортрет А. С. Пушкина.

  • Как вы думаете, если мы хотим лучше понять того или иного поэта, что нам следует делать? (Ответы учащихся.)

  • Правильно, обязательно читать его стихи, потому что они — это откровение, через них поэт выражает свои чувства, мысли. Поэзия — тайна, волшебство. Она спасает от душевной глухоты. Поэзия — нескончаемое путешествие в мир мудрости и красоты. Поэтическое слово чутко и трепетно. С ним нельзя обращаться пренебрежительно.

Сегодня на уроке я предлагаю внимательно вчитаться в пушкинские строки, чтобы приподнять завесу тайны, скрытой от тех, кто читает торопливо и не успевает за авторской мыслью.

Исследователи утверждают, что если читать пушкинские стихи в хронологическом порядке, то перед читателями пройдёт вся жизнь поэта с её радостями и тревогами. За каждым стихотворением Пушкина стоит какое-то жизненное переживание, глубоко задевшее его. Исключительной искренностью и правдивостью веет от его поэтических произведений.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение «Сожжённое письмо».

  • У этого стихотворения есть предыстория.

На экране демонстрируется портрет Е. К. Воронцовой и зарисовки А. С. Пушкина.

Сообщения учащихся

Ученик 1. Осенью 1823 года Пушкин познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой — женой генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семёновича Воронцова. Современники говорили о ней как о женщине умной, тонкой, образованной, обходительной.

Ученик 2. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться», — писал русский писатель Владимир Александрович Соллогуб. «Не нахожу слов, которыми мог бы описать прелесть её, ум, очаровательную приятность в обращении», — отмечал государственный деятель, современник Пушкина Николай Сергеевич Всеволожский.

Ученик 3. Чувство к Елизавете Ксаве- рьевне оставило глубокий след в душе поэта. Он выразил его в прекрасных лирических стихотворениях: «Ангел», «Талисман», «Сожжённое письмо» и других. Уезжая из Одессы в ссылку в Псковскую губернию, Пушкин получил от Воронцовой в подарок перстень- талисман, которым он очень дорожил и с которым никогда не расставался.

  • Перечитайте стихотворение ещё раз. О чём, по-вашему, это поэтическое произведение? (О любви, о глубоком и трепетном чувстве.)

  • Какая мелодия слышится вам в стихотворении? (Грустная, печальная, есть в ней что-то трагическое.)

  • Перед нами элегия. Что же такое элегия?

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Элегия (от греч. elegeia) — стихотворение эмоционального содержания (обычно печального), наполненного скорбными размышлениями.

  • В русской поэзии элегия появляется в XVIII веке. Расцвет переживает в творчестве Жуковского, Батюшкова, Баратынского, Языкова, Пушкина.

Перечитаем ещё раз элегию Пушкина «Сожжённое письмо», для того чтобы глубже проникнуть в смысл этого стихотворения.

Учитель выразительно читает произведение, а учащиеся следят за ним по тексту.

  • Какие чувства испытывает лирический герой? (Он очень взволнован; ему горько; он испытывает душевные страдания.)

  • За каким занятием мы его застаём? (Он пребывает в раздумье; прощается с «письмом любви»; ему нужно принять важное решение.)

  • Обратите внимание на поэтические строки «медлил я», «долго не хотела рука предать огню...», где глаголы создают ощущение тягостного, мучительно тянущегося времени. Лирический герой колеблется, испытывает муки, терзания сердца. Почему письмо вызывает такую бурю чувств? (Это не обычное письмо, а «письмо любви».)

  • Письмо в данном случае воплощает всю любовь лирического героя: «все радости мои». Поэт использует такое выразительное средство, как синекдоха, т. е. называет часть вместо целого. Лирический герой любит пылко и страстно, поэтому, наверное, так трогательно и трепетно звучит первая строка:

Прощай, письмо любви, прощай!

Это напоминает прощание с любимым человеком. «Письмо любви» — ниточка, которая связывает два любящих сердца. Почему так трудно принять решение? (Письмо дорого, так как оно от возлюбленной; оно напоминает о счастье; может быть, в нём скрыта какая-то тайна.)

  • Мог ли лирический герой утаить письмо? Почему? (Ответы учащихся.)

  • Утаить письмо было бы нетрудно. Но, вы верно заметили, здесь главными являются слова «она велела...». В пушкинскую эпоху этого было достаточно. Воля возлюбленной для человека чести, для человека любящего — закон. Лирический герой готов выполнить просьбу любимой женщины, но для него это серьёзное испытание, миг

отчаяния. Обратите внимание на количество многоточий, встречающихся в тексте (приём умолчания), что помогает читателю почувствовать горькое переживание, сильное волнение. В душе героя идёт борьба. Пушкин использовал в элегии такой приём, как эффект присутствия. Найдите в стихотворении строки, подтверждающие это.

(Учащиеся делают пометки в тетрадях.)

Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!., вспыхнули! пылаютлёгкий дым
Биясь, теряется с молением моим.

  • Поэт как будто нарочно задерживает внимание читателя на мучительном для лирического героя процессе сожжения письма, хранящего на сургучной печати оттиск перстня возлюбленной. Проследим за развитием действия:

пламя «приемлет» листы ► они

вспыхнули ► «пылают» ►вьётся «лёгкий дым» ► «растопленный сургуч

кипит» ►листы «свернулись» ► пепел.

Эмоциональный накал в душе героя нарастает. И читатель вовлечён в этот процесс. Можно предположить, какое страстное, любящее сердце бьётся в груди лирического героя. Перед ним вереницей проходят воспоминания. Он погружён в мир своих чувств и переживаний: «...ничему душа моя не внемлет».

В стихотворении автор использует инверсию — обратный порядок слов. Приведите примеры. («Пламя жадное», «с молением моим».)

  • В первом случае поэт делает акцент на существительном пламя. Давайте подумаем, в чём заключён потаённый смысл? (Огонь безжалостен, ненасытен, а судьба к лирическому герою беспощадна.)

  • Во втором случае поэт выделяет слово моление. Предположите, о чём молит лирический герой. (Может быть, он повторяет имя любимой; просит за неё Бога.)

  • Что помогает читателю почувствовать трепетное отношение лирического героя к возлюбленной? (Эпитеты «перстня верного», «заветные черты», «пепел милый» — всё дорого любящему сердцу, всё напоминает о любимой женщине.)

  • Как вы понимаете поэтическую строку «грудь моя стеснилась»? Понятно ли вам лексическое значение глагола?

Словарная работа

Стесниться — переполниться чувствами, мыслями.

  • В данном случае чувства переполняют душу лирического героя. Воля возлюбленной выполнена, однако волнение не ушло. Письмо превратилось в пепел. И теперь никто не сумеет проникнуть в тайну двух влюблённых сердец. Пепел, оставшийся от «письма любви», — святыня. У лирического героя рождается желание не расставаться с ним.

Обратимся к заключительным строкам, которые, как мне кажется, напоминают заклинание:

...Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься навсегда на горестной груди...

  • Какой фонетический приём использует поэт в последней строке? (Аллитерацию на [р].

  • Проговорите про себя несколько раз: «...на горестной груди». Какая ассоциация рождается у вас? (Напоминает стон, рвущийся из груди страдающего человека, звук прерывистого дыхания.)

  • Несмотря на горечь расставания, сердечные муки, внимательный читатель услышит нотку надежды в поэтических строках. Озвучьте её. (Любовь будет жить в душе лирического героя; «пепел милый» — это напоминание о любви, счастье, возлюбленной.)

  • Взаимная любовь была счастьем, поэтому не только память, но и живое чувство сохранилось в душе лирического героя.

  1. Подведение итогов урока.

  • Вот и подошло к концу наше недолгое путешествие в тайны поэтического слова. Что вы приобрели в результате этого путешествия? (Стал понятен смысл стихотворения; родилось чувство сопереживания; появилось понимание, что в лирическом стихотворении всё важно, всё имеет смысл; любовьсерьёзное чувство, так как мы в ответе за любимого человека.)

  • Внимательное прочтение стихотворения помогает лучше понять личность поэта, его нравственный опыт, его понимание любви, его идеал духовной близости двух любящих людей. Пережитое реальное чувство вылилось в высокую поэзию.

Хочу закончить урок словами Николая Васильевича Гоголя о совершенстве лирики Пушкина: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!»

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Сожжённое письмо» наизусть.

Список использованных источников

  1. Благой, Д. Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина / Д. Д. Благой. — М. : Советский писатель. — 1979. — 542 с.

  2. Непомнящий, В. С. Лирика Пушкина как духовная биография / В. С. Непомнящий. — М. : Изд-во МГУ. — 2011. — 240 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс