МБДОУ детский сад №61 г.Новочеркасска
«Казачество. Возрождение традиций»
Чубенко О.В., воспитатель
2023-2024 уч. год
Актуальность
На современном этапе с ведением в действие ФГОС ДО возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста
Дошкольное образование рассматривается как система , в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребёнка
Одной из эффективных форм работы такого взаимодействия являются проведение тематических недель , которые проводятся с целью систематизации, углубления и обобщения знаний воспитанников
Мероприятия, организуемые в рамках тематической недели, позволяют интегрировать всевозможные виды детской деятельности, способствуют творческому взаимодействию детей разных возрастных групп, педагогов, специалистов ДОО и родителей воспитанников
Условия проведения
Категория воспитанников все возрастные дошкольные группы
Время и место- ДОУ, игры дома с родителями
И дея – воспитание патриотизма и гражданственности
ЦЕЛЬ - Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества
Содержание
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
Анализ
(анкетирование родителей, мониторинг воспитанников)
План проведения
Изюминка – технология сценирования
Результат
- ребенок узнает историю своего края, у него будет сформировано чувство любви к своей маленькой родине с ее далеким прошлым; он приобретет умение бережно обращаться с животными и растениями; ребенок познакомится с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями казачества, укрепятся детско-родительские отношения
«Люблю тебя, мой край родной»
План проведения
Перспективный план тематической недели по казачеству «Мы с тобой казаки!» (26.06.-30.06.2023г.)
Тема недели
Организационная деятельность с детьми
«Люблю тебя, мой край родной ».
Совместная деятельность с детьми
Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.
Взаимодействие с семьей
Просмотр видео презентации «Богатство нашего родного края», фильма – презентации «Мой родной казачий край».
Выставка рисунков на тему: «Моя малая Родина».
-Рассматривание альбома о родном крае
-Разучивание казачьих игр «Утица», «Три бабки»
-Рисование «Мой край»
-Аппликация «Край будущего»
Привлечь родителей к созданию лепбука «Донской край».
-Коллективная работа «Родина»
-Дидактическая игра «Собери флаг области», «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
«Кто такие казаки»
План проведения
«Кто такие казаки»
Задачи: Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
-Посещение мини музея «Традиции Донских казаков»
-Рассматривание символов казачества
Подбор пословиц, поговорок о казаках.
-Беседа «Казачьи заповеди и поговорки»
-Видео ролик «История казачества»
Совместная работа над пополнением развивающей среды группы атрибутами казачества.
-Встреча с атаманом станицы Донская
Пополнение и оснащение в группе казачьего уголка новыми экспонатами.
-Слушание казачьих песен
-Подвижные игры: «Как у дядюшки у Трифона», «Иголка, нитка, узелок».
-Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках
-Рисование «Украшаем праздничные костюмы казака и казачки»
-Лепка «Конь для казака»
«Мы родом из казачьей семьи»
План проведения
«Мы родом из казачьей семьи»
Задачи: Знакомить детей с жизнью казаков, чем занимался казак, и чем занималась казачка. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
-Сюжетно- ролевая игра «Казаки»
-Посещение библиотеки
Привлечь родителей к созданию альбома «История казачества».
-Беседа «Воспитание детей – казачат»
Фото - выставка «Казаки в моей семье».
-Чтение художественной литературы Ю.Жуков «Мифы и сказки о казаках»
-Просмотр мультфильма «Как казак счастье искал»
-Дидактическая игра «Детям о казаках»
-Рисование «Каравай румяный»
-Лепка из соленого теста «Казаки»
-Подвижные казачьи игры «Волки во рву», «Заря»
«В казачьем курене»
План проведения
«В казачьей курене».
Задачи: Формировать представления детей о жизни, традициях и обычаях казаков.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук). Развивать эстетические чувства, любознательность. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
-Беседа «Труд казака и казачки», «Казачья кухня»
-Дидактическая игра «Что нужно казаку и казачке для труда»
-Рассматривание альбомов «Предметы быта казаков»
-Экскурсия в мини музей «Традиции Донских казаков» на территории детского сада
Участие в виртуальной выставке «Любимые казачьи блюда моей семьи».
-Рассматривание репродукцию картины С. И. Васильковский «Казачий двор»
-Подвижная казачья игра «Конники»
-Рисование «Раскрашивание казачьего куреня»
-Лепка из соленого теста «Посуда казака ( кувшин , ложка)»
-Просмотр мультфильма «Как казаки» серии «Как казаки кулеш варили» , «Как казаки соль покупали»
«Традиции и обычаи казаков»
План проведения
«Традиции и обычаи казаков»
Задачи: Познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией казаков. Воспитывать интерес к истории жизни наших предков.
-Беседа «Игры и забавы казаков», «Как песня родится»
Привлечь родителей к поиску старинных фотографий (у знакомых, родных)
-Просмотр мультфильма «Как казаки на свадьбе гуляли»
-Рассматривание альбома «Обычаи и традиции казаков»
-Подвижные казачьи игры «Пятнашки», «Калачи»
-Пословицы и поговорки казаков
-Разучивание песен «Мы с тобой казаки», «Ой, вы тучки – строевая»
-Частушки на казачью тему
-Декоративное рисование «Расшиваем платок узорчатый»
«Казачьи праздники»
План проведения
Казачьи праздники
Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширять представления о правительстве в казачестве. Закрепить представления обрядов и обычаев казаков. Знакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов, способами ведения боя и организацией военных походов.
Развивать ловкость, смекалку, и смелость.
Встреча наставников и ветеранов казачьего движения.
Музыкально-досуговое мероприятие, приуроченное к празднику «День казака» «Верстание в казаки»
Участие в выставке совместного творчества «Мы с тобой казаки!».
Познакомить детей с казачьей символикой, расширять представления о значении сочетания цветных полос на флаге
- Экскурсия в музей «Традиции Донских казаков»
-Народная казачья игра «Городок»
- Рассматривание портретов и иллюстраций казаков – героев
- Чтение рассказов о героях – казаках ( Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, Семен Дежнев, Кондратий Булавин)
- Рассматривание картинок из серии «Казачье снаряжение»
- Беседа «Казачий круг»
- Беседа «Степные рыцари»
-Сюжетно – ролевая игра «Проводы на службу»
-Рассматривание репродукцию картины «Казак в дозоре»
- Подвижные игры- эстафеты «Скачки наперегонки», «Перетяни канат»
- Просмотр мультфильма «Казак Ель»
- Аппликация «Флаг Всевеликого Войска казачества»
Анализ анкет для родителей «Региональный компонент в детском саду»
Диагностика
сформированности правильных представлений о родном крае
Стендаль:
«Имя казака для французов гремело ужасом, а после парижского знакомства они открылись для них героями из древних мифов. Они были чисты, как дети и велики, как боги».
Спасибо за внимание!