СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Казачья горница. Домашняя утварь и предметы быта казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представления детей о жизни и укладе казачьей семьи, воспитывать у детей любовь к малой  Родине, развивать патриотические чувства

Просмотр содержимого документа
«" Казачья горница. Домашняя утварь и предметы быта казаков"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 34 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 34 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Тема

«Казачья горница. Домашняя утварь и предметы быта казаков».

Цель:

Расширить представления детей о жизни и укладе казачьей семьи, воспитывать у детей любовь к малой Родине, развивать патриотические чувства.

Задачи:

Образовательные: приобщить воспитанников к истокам казачьей народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей ( «глэчик»,   «коромысло» «Рубель», «макитра»); учить переносить новые знания в игру; - обогащение речи детей пословицами.

Воспитательные:

- воспитывать чувство уважения к традициям кубанского казачества, обычаям казаков, интерес к истории предков.

- воспитывать любовь к Родине, развивать патриотические чувства.

Развивающие:

- развивать память, внимание, связную речь, наблюдательность, логическое мышление.

Возрастная категория

Продолжительность занятия

Дети подготовительной группы, компенсирующей направленности.

30 минут

Место проведения

Городской краеведческий музей

Методы

Словесный, наглядный, игровой, познавательный

Ключевые слова

Кубанская горница, казаки, быт, домашняя утварь

Тематическое направление

Приобщение к культурному наследию

Ход: Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не в кругосветное, а в путешествие во времени. Хотите? Дети……. Воспитатель: Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко. Вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.( детки протягивают ручки и улыбаются друг другу) А теперь закрывайте глазки, и мы вместе начинаем отчёт: Дети: 5,4,3, 2,1. (звучит тихая загадочная музыка) Воспитатель: Звучит песня «Кубань моя «Тынды – рынды – Кубань моя» Вот и прибыли мы в гости к нашим предкам – казакам, посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт, какой домашней утварью пользовались. Занятие мы проведем в городском краеведческом музее, здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет, и совершим путешествие по казачьей горнице. Милости прошу в нашу горницу! Воспитатель: Я думаю, вам будет интересно  узнать о житье - бытье казаков.

Ход:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не в кругосветное, а в путешествие во времени. Хотите?

Дети…….

Воспитатель:

Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

Вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.( детки протягивают ручки и улыбаются друг другу)

А теперь закрывайте глазки, и мы вместе начинаем отчёт:

Дети: 5,4,3, 2,1. (звучит тихая загадочная музыка)

Воспитатель:

Звучит песня «Кубань моя «Тынды – рынды – Кубань моя»

Вот и прибыли мы в гости к нашим предкам – казакам, посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт, какой домашней утварью пользовались.

Занятие мы проведем в городском краеведческом музее, здесь собраны подлинные

предметы быта далёких лет, и совершим путешествие по казачьей горнице.

Милости прошу в нашу горницу!

Воспитатель:

Я думаю, вам будет интересно

узнать о житье - бытье казаков.

Звучит песня «Мы с тобой казаки». Слова А.Хализова, музыка В.Захарченко..  Воспитатель: А вы знаете кто такие казаки? Дети … (ответы детей) Воспитатель: О казачестве спроси – Слава ходит на Руси. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На плечах своих несет. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое, главное, – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой красивый костюм носили казаки (воспитатель показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове его папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя еще надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи надевал - теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. ( воспитатель показывает)

Звучит песня «Мы с тобой казаки». Слова А.Хализова, музыка В.Захарченко..

Воспитатель:

А вы знаете кто такие казаки?

Дети … (ответы детей)

Воспитатель:

О казачестве спроси –

Слава ходит на Руси.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На плечах своих несет.

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи,

а самое, главное, – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой красивый костюм носили казаки (воспитатель показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове его папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя еще надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи надевал - теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

( воспитатель показывает)

 Его жена, казачка, занималась по хозяйству. С утра ей нужно было сходить к колодцу, принести воды на коромысле ( воспитатель показывает), чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах). А бельё гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывали мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получалось гладким и пахучим. (Предлагаю детям попробовать погладить таким образом мягкое полотенце, уточняю у детей название «утюга» - рубель).

Его жена, казачка, занималась по хозяйству. С утра ей нужно было сходить к колодцу, принести воды на коромысле ( воспитатель показывает), чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах). А бельё гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывали мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получалось гладким и пахучим. (Предлагаю детям попробовать погладить таким образом мягкое полотенце, уточняю у детей название «утюга» - рубель).

Физкультминутка Воспитатель. А сейчас мы поиграем. Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения: копать, нести коромысло, класть хлеб в печь, месить тесто, класть яблоки в корзину, гладить, прясть. Воспитатель: Много талантливых мастеров было в те времена. Умели и половики ткать на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице. (прялке) Особое слово хочется сказать о рушниках. Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой? Молодцы! (подвожу детей к столу).

Физкультминутка

Воспитатель.

А сейчас мы поиграем. Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения: копать, нести коромысло, класть хлеб

в печь, месить тесто, класть яблоки в корзину, гладить, прясть.

Воспитатель:

Много талантливых мастеров было в те времена. Умели и половики ткать на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице. (прялке)

Особое слово хочется сказать о рушниках. Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы

Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой?

Молодцы! (подвожу детей к столу).

Воспитатель: Послушайте загадку и постарайтесь отгадать: Толстая Федора наедается не скоро, Но зато, когда сыта, от Федоры теплота. (печь) Правильно, ребята, это печь. Казаки называли ее группкой. Казачка всегда содержала групп- ку в чистоте и подбеливала ее после каждого приготовления пищи. Для приготовления еды использовали вот такие чугунки. Они какие? (воспитатель предлагает потрогать) Дети….. (тяжелые, чугунные). Каша в таком чугунке вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранилось в глиняной посуде, которая называется глэчик. В нем молоко долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре - большом глиняном горшке.

Воспитатель:

Послушайте загадку и постарайтесь отгадать: Толстая Федора наедается

не скоро, Но зато, когда сыта, от Федоры теплота. (печь)

Правильно, ребята, это печь.

Казаки называли ее группкой.

Казачка всегда содержала групп-

ку в чистоте и подбеливала ее

после каждого приготовления

пищи.

Для приготовления еды использовали вот такие чугунки.

Они какие? (воспитатель предлагает потрогать)

Дети….. (тяжелые, чугунные).

Каша в таком чугунке вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранилось в глиняной посуде, которая называется глэчик. В нем молоко долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре - большом глиняном горшке.

Воспитатель: Ну а чаем, угощали, конечно, из чего? Дети. Из самовара. Воспитатель: Своим горячим чаем в зимние вечера согревал самовар души и тело домочадцев, собирал всех вместе за столом.

Воспитатель:

Ну а чаем, угощали, конечно, из чего?

Дети. Из самовара.

Воспитатель:

Своим горячим чаем в зимние вечера согревал самовар души и тело домочадцев, собирал всех вместе за столом.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов и старинных вещей вы узнали! Давайте поиграем в игру «Чем было — чем стало». (Воспитатель называет предмет старины, а дети называют предмет, заменивший его в настоящее время. Хата — дом. Глэчик — банка. Рубель — утюг Колодец, ведра, коромысло — водопровод. Чугунок — кастрюля. Самовар — чайник. Печь — газовая плита. Молодцы! Воспитатель: Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно. Воспитатель: А вы знаете самую главную Кубанскую традицию? Дети: Встречать гостей с хлебом - солью Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что наши предки гордились бы вами.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов и старинных вещей вы узнали!

Давайте поиграем в игру «Чем было — чем стало».

(Воспитатель называет предмет старины, а дети называют предмет, заменивший его в настоящее

время.

Хата — дом.

Глэчик — банка.

Рубель — утюг

Колодец, ведра, коромысло —

водопровод.

Чугунок — кастрюля.

Самовар — чайник.

Печь — газовая плита.

Молодцы!

Воспитатель:

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет

имел своё назначение, к нему относились бережно.

Воспитатель:

А вы знаете самую главную Кубанскую традицию?

Дети: Встречать гостей с хлебом - солью

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Я знаю, что наши

предки гордились бы вами.

(Бьют часы с кукушкой). Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись в казачьей горнице, пора и честь знать. Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи! Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Воспитатель: Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко. Друг на друга посмотрите и улыбку подарите. Воспитатель: Нас ожидает клубочек знаний Что же мы ему расскажем? (Дети по кругу передают клубочек и рассказывают, где были, что нового узнали, что понравилось, чем были удивлены, что обрадовало или огорчило. Воспитатель: Я надеюсь, что наша экскурсия - путешествие прошло для вас интересно и познавательно и вы узнали много нового.

(Бьют часы с кукушкой).

Воспитатель:

Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись в казачьей горнице, пора и честь знать.

Воспитатель:

Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи! Наше путешествие в прошлое подошло к концу.

Воспитатель:

Протяните мне ладошки,

я поглажу их немножко.

Друг на друга посмотрите

и улыбку подарите.

Воспитатель:

Нас ожидает клубочек знаний Что же мы ему расскажем?

(Дети по кругу передают клубочек и рассказывают, где были, что нового узнали, что понравилось, чем были удивлены, что обрадовало или огорчило.

Воспитатель:

Я надеюсь, что наша экскурсия - путешествие прошло для вас интересно и познавательно и вы узнали много нового.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!