СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация."Казачий лексикон - уходящая самобытность нашей семьи". Исследовательская работа Кравцова Владислава.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследовательской работе в рамках филологического фестиваля "Народное слово в песне, сказке и в быту".

Просмотр содержимого документа
«Презентация."Казачий лексикон - уходящая самобытность нашей семьи". Исследовательская работа Кравцова Владислава.»

Филологический фестиваль  «Народное слово в песне, в сказке и в быту»  Место проведения: МКОУ «Преображенская СШ»  дата: 11 марта 2016 года      Место проведения:  МКОУ «Преображенская СШ»

Филологический фестиваль «Народное слово в песне, в сказке и в быту» Место проведения: МКОУ «Преображенская СШ» дата: 11 марта 2016 года Место проведения: МКОУ «Преображенская СШ»

«Казачий лексикон – уходящая самобытность нашей семьи» Исследовательская работа обучающегося 10 класса МКОУ «Дубровская СШ» Кравцова Владислава  Владимировича

«Казачий лексикон – уходящая самобытность нашей семьи»

Исследовательская работа

обучающегося 10 класса

МКОУ «Дубровская СШ»

Кравцова Владислава

Владимировича

Вставка рисунка Цель работы: отобрать слова из лексикона диалектоносителя из казачьей среды с особенно интересным лексическим значением, редко употребляемые и мало рассмотренные в научной литературе.

Вставка рисунка

Цель работы: отобрать слова из лексикона диалектоносителя из казачьей среды с особенно интересным лексическим значением, редко употребляемые и мало рассмотренные в научной литературе.

Задачи: Вставка рисунка - составить словарик из слов казачьего лексикона моей бабушки; - изучить лексическое значение слов по различным словарям; -установить наиболее редкие по толкованию и употреблению слова, используемые в речи моей семьей; - Познакомить с результатами исследования участников фестиваля.

Задачи:

Вставка рисунка

- составить словарик из слов казачьего лексикона моей бабушки;

- изучить лексическое значение слов по различным словарям;

-установить наиболее редкие по толкованию и употреблению слова, используемые в речи моей семьей;

- Познакомить с результатами исследования участников фестиваля.

Вставка рисунка Казаки – народ, зародившийся на берегах Дона – за долгие годы своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Говор донских казаков весьма колоритен.

Вставка рисунка

Казаки – народ, зародившийся на берегах Дона – за долгие годы своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык.

Говор донских казаков весьма колоритен.

Вставка рисунка Донские говоры складывались в результате заселения степных районов бассейна Дона выходцами из различных мест России, преимущественно из южных губерний. Началом переселения русских в район ареала Донской группы говоров считают ХV век, но массовое освоение Дона происходило позднее – во второй половине ХVII века.

Вставка рисунка

Донские говоры складывались в результате заселения степных районов бассейна Дона выходцами из различных мест России, преимущественно из южных губерний. Началом переселения русских в район ареала Донской группы говоров считают ХV век, но массовое освоение Дона происходило позднее – во второй половине ХVII века.

Словари – источники информации о казачьей лексике

Словари – источники информации о казачьей лексике

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль.  «Современный толковый словарь» Т.Ф.Ефремова.  «Казачий словарь – справочник» Г.В.Губарев. « Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Большой толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушаков.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль. «Современный толковый словарь» Т.Ф.Ефремова. «Казачий словарь – справочник» Г.В.Губарев.

« Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

«Большой толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушаков.

Результаты исследования  (изучено 105 слов):   1.Слова, совпадающие по значению:  алахарь, булгачить,вятютень, осмыгнуться… (всего:76 слов)   2. слова,не совпадающие по значению:  лабуниться, накастробошить, прядать…  (Всего: 13 слов)   3. Слова, значение которых «по запросу не найдено»: Амором, ащеульный, маквочка, опритужить, скончубиться, скудолчить, с развязкой, утлеватый, шоболить… (всего: 16 слов)

Результаты исследования (изучено 105 слов): 1.Слова, совпадающие по значению: алахарь, булгачить,вятютень, осмыгнуться… (всего:76 слов) 2. слова,не совпадающие по значению: лабуниться, накастробошить, прядать… (Всего: 13 слов)

3. Слова, значение которых

«по запросу не найдено»:

Амором, ащеульный, маквочка, опритужить, скончубиться, скудолчить, с развязкой, утлеватый, шоболить… (всего: 16 слов)

Из «Бабушкиного словарика» Амором – очень быстро Подтебенить – присвоить чужие вещи, предметы Пешки - пешком Скончубиться – сильно заболеть, умереть Скудолчить – смять С развязкой – быстрый, шустрый Утлеватый – медлительный Цоп – хвать Шоболить – суетиться, вести себя беспокойно (о детях) Ащеульный – брезгливый Дайчика – недавно Ишто – еще Коняшиться – выяснять отношения, разводиться и снова жениться Маквочка – голова Обыденкой – за один день (уехать и вернуться) Опритужить – сильно ударить

Из «Бабушкиного словарика»

Амором – очень быстро

Подтебенить – присвоить чужие вещи, предметы

  • Пешки - пешком
  • Скончубиться – сильно заболеть, умереть
  • Скудолчить – смять
  • С развязкой – быстрый, шустрый
  • Утлеватый – медлительный
  • Цоп – хвать
  • Шоболить – суетиться, вести себя беспокойно (о детях)
  • Ащеульный – брезгливый
  • Дайчика – недавно
  • Ишто – еще
  • Коняшиться – выяснять отношения, разводиться и снова жениться
  • Маквочка – голова
  • Обыденкой – за один день (уехать и вернуться)
  • Опритужить – сильно ударить
Использование казачьей лексики  в моей семье Расчеты сделаны из общего количества учтенных слов «Бабушкиного словарика»: 105 слов.  Вывод: Таким образом, казачий лексикон является уходящей самобытностью нашей семьи. Пока бабушка употребляет в своей речи слова, которые активно используются донскими казаками, мы можем судить о том, что как-то связаны с казачьей культурой, как выяснилось, не привитой в нашей семье. Мама (только в разговоре с бабушкой) – около 20 % слов Папа (не является выходцем из казачьей среды) – около 5 % Я и мои братья (с детства ориентированы на литературные нормы) – около 1 %

Использование казачьей лексики в моей семье

Расчеты сделаны из общего количества учтенных слов «Бабушкиного словарика»: 105 слов.

Вывод:

  • Таким образом, казачий лексикон является уходящей самобытностью нашей семьи. Пока бабушка употребляет в своей речи слова, которые активно используются донскими казаками, мы можем судить о том, что как-то связаны с казачьей культурой, как выяснилось, не привитой в нашей семье.
  • Мама (только в разговоре с бабушкой) – около 20 % слов
  • Папа (не является выходцем из казачьей среды) – около 5 %
  • Я и мои братья (с детства ориентированы на литературные нормы) – около 1 %
Заключение   Вставка рисунка Начальный этап овладения культурой речи – преодоление диалектного влияния, но не искоренение. Диалектные особенности языка – драгоценный материал для исследования.

Заключение

Вставка рисунка

Начальный этап овладения культурой речи – преодоление диалектного влияния, но не искоренение.

Диалектные особенности языка – драгоценный материал для исследования.

Спасибо  за  внимание!  Руководитель:  Кравцова Ольга Ивановна

Спасибо за внимание! Руководитель: Кравцова Ольга Ивановна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!