СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казачий танец - воля в каждом движении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Казачий танец - воля в каждом движении»

Казачий танец - воля в каждом движении

Казаков существовало великое множество. Донские, кубанские, терские, забайкальские, запорожские… У всех свои традиции, история и т.д. Однако главная особенность всего казачества – это воинственность. Все казаки – это в первую очередь воины. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием. Достаточно часто мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, что требует высочайшего умения и мастерства.

В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиваниями. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков.

 

Казачьи танцы можно разделить на две большие группы:

 

  1. Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских  и донских казаков.

  2. Кавказские (горские) – появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому, чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев – владение оружием, одежда, музыка.

 

Одежда

 

Костюмами для танцев служит национальная одежда казаков. Обязательным элементом служат лампасы. По их цвету и различию можно точно определить принадлежность казака к тому или иному казачьему роду. Отсутствуют лампасы только у кубанских и терских казаков. У кавказских народов казаками заимствованы бурки, папахи, черкески, чем прослеживается влияние образа жизни и территориальной близости.

Донские и кубанские казаки в качестве головного убора используют небольшую круглую шапочку. Большинство танцевальных ансамблей используют именно этот образ казаков.

 

Свобода

 

Казаки – очень свободолюбивый народ, предпочитающий независимость всем остальным благам цивилизации. Все это также отражается в их танцах. Выпрямленная спина, вращение вокруг оси, а также перемещение по танцевальной площадке по большому пространству. Очень ярко проявляется работа ног именно в казачьих танцах. Танцевальные движения вприсядку, высокие выпрыгивания вверх, шаги, притопы, удары пяткой в пол и т.д.

 

Женский казачий танец

 

В отличие от русского женского танца, который отличается большой скромностью, казачьи танцы являются более энергичными и свободными. Девушки буквально «летают» по сцене. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта – положение рук. Как правило, руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое и вольное настроение танцующих.

 

Гопак

 

Этот танец является визитной карточкой не только запорожских казаков, но и всей Украины. Множество современных украинских танцевальных коллективов исполняют гопак в разной интерпретации.

В самом начале своего зарождения гопак исполнялся исключительно мужчинами и являл в своей природе боевой танец. Все движения, используемые в этом танце, на самом деле были боевыми выпадами, подсечками и сабельными ударами. Бесконечные вращательные повороты и перекаты, также использовались в сабельном бою, в качестве уходов от атаки противника. Этот танец был своеобразным показателем ловкости, силы, мужества и тренированности воина. В нем очень часто изображались самые настоящие сцены боя.

Намного позже гопак начали танцевать и в прилегающих к Сечи городах, после чего он распространился на всю левобережную часть Украины. Здесь уже разрешалось участвовать в танце и женщинам, однако ведущая роль все также принадлежала мужчинам. Женские движения – более плавные и легкие.

Традиционно гопак танцуют пять мужчин и две женщины. Однако в настоящее время хореографы не очень часто придерживаются этого правила и вводят в танец то количество участников, которое необходимо.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!