СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-метод в преподавании экономических дисциплин

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу нужны специалисты, способные осуществлять поиск решений проблем, умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для этого нужны новые подходы к обучению, одним из которых является кейс-метод. Цель статьи – показать эффективность использования кейс-метода в процессе преподавания экономических дисциплин. Задачи: проанализировать возможности кейс-метода, изучить ограничения и преимущества кейс-метода, представить типологию кейсов, исследовать отношение студентов колледжа к использованию кейс-метода на уроках экономического цикла, показать результативность использования метода.

Просмотр содержимого документа
«Кейс-метод в преподавании экономических дисциплин»

Носкова Екатерина Ивановна,

преподаватель, ГАПОУ МО

«Полярнозоринский энергетический колледж»

E-mail: [email protected]


КЕЙС-МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


АННОТАЦИЯ

Современному обществу нужны специалисты, способные осуществлять поиск решений проблем, умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для этого нужны новые подходы к обучению, одним из которых является кейс-метод. Цель статьи – показать эффективность использования кейс-метода в процессе преподавания экономических дисциплин. Задачи: проанализировать возможности кейс-метода, изучить ограничения и преимущества кейс-метода, представить типологию кейсов, исследовать отношение студентов колледжа к использованию кейс-метода на уроках экономического цикла, показать результативность использования метода.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Кейс, кейс-метод, кейс-технология, экономические дисциплины, достоинства, эффективность, результативность.


В наши дни показателем профессиональной подготовки специалиста является умение перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность. Использование кейс-метода в профессиональном обучении дает возможность обеспечить высокий уровень подготовки такого специалиста. Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена еще и тем, что через ситуативность студенты легко подключают новые знания к уже имеющимся.

Кейс-метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XХ века. В Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситуацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы [2, с. 3].

В России интерес к кейс-технологии пришел в 90-ые годы, когда во всех сферах стали востребованы специалисты, умеющие работать в команде, способные генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющие склонность к инновациям, умеющие критично и оперативно работать с огромными объемами информации различных видов.

Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Студенты получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1, с. 4].

Какие возможности дает метод студенту:

- видеть проблемы;

- понимать и использовать концепции;

- анализировать профессиональные ситуации;

- оценивать альтернативы возможных решений;

- выбирать оптимальный вариант решения;

- составлять план его осуществления;

- развивать мотивацию;

- развивать коммуникационные навыки и умения [6, с. 5].

Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин экономического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности.

Разработка и преподавание кейсов - довольно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции. Суть кейс-метода («case study») в том, что студентам предлагают реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [5, c. 113].

Материалами для создания «кейса» являются проблемные реальные ситуации или литературные источники. При разработке текста кейса для своего урока преподаватель может использовать статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета и пр.

Объем может быть различным - от нескольких предложений на одной странице до нескольких страниц. Однако, следует помнить, что большие «кейсы» вызывают затруднения у студентов, особенно при работе впервые. Использование кейс-метода позволяет предоставить студентам наибольшую меру самостоятельного и творческого поиска. Кейс-метод можно успешно использовать по всем учебным дисциплинам экономического цикла, в том числе по таким, как анализ финансово-хозяйственной деятельности, менеджмент, антикризисное управление, маркетинг. Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Студенты имеют возможность высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию, выстроить доказательную базу [3, c. 169].

Сценарий организации занятия строится следующим образом:

- на подготовительном этапе педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место занятия в системе дисциплины, задачи занятия;

- на ознакомительном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации: введение в ситуацию, описание ситуации, раздача информационного материала;

- на основном (аналитическом) этапе: вступительное слово преподавателя, распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой), организация работы групп;

- на итоговом этапе: заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы), обобщающее выступление учителя – анализ ситуации, оценивание преподавателем студентов» [2, с. 6].

Ограничения на использование кейс-технологии:

- кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных;

- в начале учебного процесса, когда у студентов нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения студентов.

Кейс-технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Цель кейс-метода – совместными усилиями группы студентов проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них [6, с. 2].

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы студентов. Например, организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

- позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;

- помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

- принципиально отличается от традиционных методик: студент равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;

- акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием;

- преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов;

- студенты получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью;

- у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде [4, c. 169].

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у преподавателя и студентов. Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» ученика проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.

Кейс должен:

- быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

- отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;

- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

- содержать необходимое и достаточное количество информации [3, c. 58].

Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей: дискуссия, опрос, зачет, экзамен.

Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами.

С целью выявить интерес студентов колледжа к использованию на уроках кейс-метода, было проведено исследование, где предлагалось выбрать предпочтительный тип урока: традиционный урок или урок с использованием кейс-метода. Опрос проводился среди студентов 1,2,4 курсов обучения, изучающих дисциплину «Менеджмент». Исследование показало, что большинство студентов предпочитают кейс-метод традиционному уроку.

Рисунок 1. Предпочтительный тип урока среди студентов колледжа, изучающих дисциплину «Менеджмент»

Эффективность использования кейс-метода на уроках подтверждает и результативность обучения предмету «Менеджмент» за последние годы. Успеваемость по предмету 100%, качество знаний стабильно высокое и растёт год от года.

Рисунок 2. Успеваемость и качество знаний студентов специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по «Менеджменту»

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Кейс-технологии – это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.


Список литературы:

1. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. [Электронный ресурс]./ Энциклопедия маркетинга. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/

2. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература.- М.: Гардарики, 2011. - 502 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И., Зобов А.М. Российский менеджмент: Учебное пособие для вузов. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту. М.: ГАУ, 2013. -286 с.

4. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов/ Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2015. Вып.2.- 282 с.

5. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса/ Маркетинг. 2012.- 189 с.

6. Нуркенова А.С. Case-study как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]./ Школа талантливого учителя ЦРТ Мега-талант. Режим доступа: https://mega-talant.com/school/webinar/vebinar-case-study-kak-uslovie-produktivnogo-obucheniya-v-usloviyah-realizacii-fgos



Е. И. Носкова, 2019


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!