Кейс-технологии в работе педагога-психолога с педагогами.
Цель: знакомство с использованием кейс-технологий в работе педагога- психолога с педагогами ДОУ.
Задачи:
-
расширить знания о методе кейсов и их применении с целью формирования профессиональных компетенций;
-
создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;
-
повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников.
Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций, внедрение в практику работы интерактивных форм работы.
В настоящее время ОУ требуют новых подходов к работе с педагогическим коллективом при неформальном обучении последнего. Одним из методов для реализации обучения «на месте» (учебных практикумов в рамках педагогических советов и внутренних учебных семинаров в ОУ) является метод (case-study).
Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.
Так что же такое кейс-технология.
Родиной метода case-study являются США, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:
а) кейсы, обучающие анализу и оценке.
б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений.
в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение.
Конкретно в своей работе в нашем детском саду мы используем практические кейсы, среди которых выделяем следующие формы:
Кейсы-инциденты и кейсы-ситуации – это группа кейсов, представляющая уже свершившееся или готовящееся произойти событие.
Техники решения конкретных ситуаций могут быть абсолютно разные это и: прием «Гипотеза», прием «Стена», стратегия IDEAL, мозговая атака (БРЕЙНСФОРМИНГ), мозговая атака - ФИЛИПСА, стратегия Фиш-Боун, софт-анализ, SWOT-анализ и т.д.
Мы в своей работе применяем технику либо:
1. SWOT-анализа. Выделяем у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.
2. Софт-анализа. На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.
3. Мозговая атака - ФИЛИПСА.
Все участники делятся на группы. В зависимости от количества человек в группе отводится определенное время (4 человека -4 минуты), затем проводим прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для обсуждения и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации. Педагоги делятся на группы. Мы разбиваем группы по 4 участника.
Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс:
-
сюжетная часть (совокупность действий, событий);
-
информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
-
методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).
Особенности работы с кейс-технологией.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. знакомство с ситуацией, её особенностями
2. выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6.презентация решения.
7.рефлексия хода решения кейса.
Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-психолога, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.
Подведение итогов. Рефлексия. Мы используем:
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось,«тучка» - у меня ничего не получилось.
Вывод.
Можно сделать вывод: во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
Пример техники решения конкретных ситуаций:
№ 1. Прием «Гипотеза».
-
возникновение проблемной ситуации;
-
осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
-
нахождение способа решения путем догадки или предположений и обоснование гипотезы;
-
доказательство гипотезы;
-
проверка правильности решения проблем.
№ 2. Прием «Стена».
Определение иерархии способов решения проблем.
В основание этой стены закладываются самые важные, приоритетные задачи, значение каждого последующего слоя менее важно.
Данный прием позволяет организовать дискуссию на занятии, позволяющую согласовать позиции.
При работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем, задач или способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации, установить критерии их выбора.
№ 3. Прием «Лист для решения проблем».
Какую главную проблему Вы должны решить? | Какой важной информацией Вы владеете? (Укажите источники информации) |
| |
Какие дополнительные сведения Вы получили в группе? | Какие три способа вы знаете для решения проблемы? |
| |
Какой способ Вы считаете наилучшим? Почему? |
|
№ 4. Стратегия IDEAL.
I – выделите в тексте проблемы
D – опишите ее (выявите суть)
E – определить варианты подходов к решению проблемы
A – действуйте (решайте)
L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
№ 5. МОЗГОВАЯ АТАКА (БРЕЙНСФОРМИНГ).
Техника ведения обсуждения предполагает сегодня широкое использование метода, называемого «мозговая атака». Например, обсуждение озадачено поисками путей решения какой-либо проблемы. Все участники разбиваются на две группы (если группы получились большими, необходимо разделить на подгруппы по 7-9 человек).
Первая группа - «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи (в принципе для этой цели можно использовать магнитофон).
Вторая группа - «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, НЕ ДОБАВЛЯЯ НИЧЕГО НОВОГО, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.
Примечания: Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки. Группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
Во время проведения мозговой атаки руководитель обсуждения выступает в качестве заказчика и в качестве дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки. Они очень просты. Прежде всего, строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Опасение оказаться смешным, сказать что-нибудь невпопад, больше всего сковывает творческую мысль человека; не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические вещи, на чей-то взгляд, нелепые предложения - одно из основных правил брейнсформинга; предпочтение количества, а не качества идей, поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей - другое условие мозговой атаки.
Как можно больше предложений. Они должны катиться лавиной, безостановочно. Если наступает заминка, руководитель сам подает любое, пусть даже самое невероятное предложение. Весь поток предложений обязательно фиксируется (стенограмма, запись на магнитофоне или диктофоне). Интересны и эффективны и такие варианты мозговой атаки.
№ 6. МОЗГОВАЯ АТАКА - Д. ФИЛИПСА.
Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
№ 7. Стратегия Фиш-Боун (Дж.Белокс).
Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Работа над схемой «Фиш-Боун».
-
Инд. путь. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально и текст у всех одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуальную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске;
-
Парная и групповая работа.
а) Возможно использование разных тестов по одной проблеме, чтение индивидуальное, составление схему в группах (на этих схемах оставлено место для добавления верхних и нижних отростков, происходит обмен информацией в группе, в результате составляет общая схема «Фиш-Боун»).
б) Каждому участнику внутри группы раздается свой текст. Чтение индивидуальное, после чтения в группе участники обмениваются индивидуальной информацией, на основе которой составляется общая схема «Фиш-Боун», группы рассказывают о проделанной рабе, дополняют друг друга.
3. Возможна, такая постановка и систематизация целого круга (поля) проблем.
На верхней косточке – формулировка проблемы. На нижней – факты, подтверждающие, что данная проблема существует.
Работа (исследование) может проводиться индивидуально и по группам. важным этапом работы станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.
№ 8. Софт-анализ. На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.
№ 9. SWOT-анализ.
Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы |
№11. Техника «Цветок Лотоса».
Заполняя данную таблицу необходимо помнить, что следует найти все 8 способов решения проблемы, какими бы невероятными они не казались.
Способ решения | Способ решения | Способ решения |
Способ решения | проблема | Способ решения |
Способ решения | Способ решения | Способ решения |
№ 12. Прием “Как?”
№ 13. Прием «Дерево предсказаний».
Данный прием может быть использован для группового и индивидуального обсуждения проблемы.
В начале – «на стволе дерева» записывается тема. А затем «на ветвях» аргументы в защиту или против данной темы. «Листьями данного дерева» являются обоснования приводимых аргументов.
№ 14. Схема «Карта проблемы» (Описано В.И. Гамом и А.А. Филимоновым).
Данная схема используется при анализе дискуссионных материалов кейсов.
Алгоритм построения карты проблемы в рабочей группе:
-
на листе бумаги в центральной рамке обозначьте название рассматриваемой проблемы;
-
под этой надписью напишите или наклейте на клейких цветных листочках бумаги (Sticky Notes), выделенные из текста причины данной проблемы;
-
подумайте и запишите, какие еще возможны причины данной проблемы, которые не указаны в тексте;
-
ранжируйте полученный набор причин по степени значимости, т.е. по уровню значимости каждой причины;
-
презентуйте между группами, полученные вами выводы;
-
выявите самостоятельно или найдите в тексте (в процессе групповой или индивидуальной работы) следствия, порождаемые данной проблемой;
-
ранжируйте набор следствий проблемы по степени значимости;
-
презентуйте между группами, полученные вами выводы;
-
установите причинно-следственные связи в полученном наборе причин и следствий, соединив их стрелочками;
-
выстроить список причин под каждым из последствий по степени их важности;
-
уточните причины, следствия и связи;
-
на основании результатов работы постройте карту проблем;
-
презентуйте между группами, полученные вами выводы.
Рекомендации.
Запись причин и следствий на клейких листочках бумаги позволяет перемещать их при операциях ранжирования и установления и причинно-следственных связей.
Все названия должны быть краткими понятными и требовать пояснений.
Список использованных источников
-
Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1.
-
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
-
105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учеб. пособие / В.А. Бейзеров. М.: Флинта, 2014.
-
http://fb.ru/article/190068/keys-tehnologiya-v-obrazovanii-keys-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii
-
https://znanio.ru/resources/files/medianar/kejs_tekhnologiya/kejs_tekhnologiya.
pdf
-
https://studme.org/194440/psihologiya/analiz_konkretnyh_situatsiy_metod_case_study