СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-технология на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применеие кейс-технологии на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Кейс-технология на уроках физики»

   Применение кейс-метода на уроках физики

Применение кейс-метода на уроках физики

В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы .

В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы .

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) —  техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Кейс – технология

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций)

— техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию,

разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале,

или же приближены к реальной ситуации.

Кейс – технология

Достоинства кейс- метода:    Метод предназначен для ситуаций, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку. Результатом применения метода являются не только знания, но и способы деятельности. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс компетентностей, необходимых для формирования. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей школьников, профессиональных позиций, жизненных установок. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Достоинства кейс- метода:

  • Метод предназначен для ситуаций, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
  • Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
  • Результатом применения метода являются не только знания, но и способы деятельности.
  • Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс компетентностей, необходимых для формирования.
  • Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей школьников, профессиональных позиций, жизненных установок.
  • В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Работа ученика с кейсом  этапы  цели Знакомство с конкретным случаем Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения Поиск и анализ информации для принятия решения Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы Обсуждение возможностей альтернативных решений Развивать альтернативное мышление Резолюция – принятие решения в группах Сопоставить и оценить предложенные варианты решения Диспут – защита своих решений отдельными группами Аргументировано защищать решения Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Работа ученика с кейсом

этапы

цели

Знакомство с конкретным случаем

Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения

Поиск и анализ информации для принятия решения

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы

Обсуждение возможностей альтернативных решений

Развивать альтернативное мышление

Резолюция – принятие решения в группах

Сопоставить и оценить предложенные варианты решения

Диспут – защита своих решений отдельными группами

Аргументировано защищать решения

Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:  1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; 3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой .

Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией

3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:

1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой .

Источники кейсов Реальная жизнь; Средства массовой информации; Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература; Интернет.

Источники кейсов

  • Реальная жизнь;
  • Средства массовой информации;
  • Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература;
  • Интернет.

КЕЙС №1 Однажды, совершенно незнакомые друг другу люди, ехавшие в 7 вагоне поезда «Оренбург – Москва» оживлённо разговаривали и спорили о науке физике. Молодая девушка Олечка рассказала, что она студентка педагогического института, и что она - будущий учитель физики. - Почему ты выбрала именно этот предмет, ведь он такой сложный? – спросила Марина Леонидовна, которая была экономистом со стажем. - Да вы знаете, какая это интересная и важная наука! Физика – это всё то, что окружает нас в жизни, в природе, в быту! Физика - она вокруг нас! - Как это верно! - вступил в разговор врач Егор Семёнович, - без достижений физики сегодняшняя медицина была бы «без глаз» и «без рук», ведь основа современной медицинской диагностики базируется на достижениях физики, а как с помощью физики продвинулась на немыслимые высоты хирургия и терапия! - Верно! - сказал семиклассник Сергей, - я читал в интернете, что теперь можно излечить от слепоты даже людей незрячих от рождения. В зрачки вживляют видеокамеру, которая видеосигнал по припаянным к ней лазером нервным окончаниям, передаёт в мозг и у человека формируется изображение! Представляете! - Вот именно! – обрадовано сказала Ольга, - вот какой замечательной наукой я занимаюсь! - Всё это от Лукавого! – убеждённым и ровным голосом сказал, молчавший до этого, Николай Фомич, - нельзя вмешиваться в созданное природой! Нельзя! Я против этого, а значит и против физики!  

Вопросы к кейсу:  1. Попробуйте продолжить кейс, отстаивая позицию либо «за» либо «против» науки физики. Для этого выберите себе роль и аргументируйте свою точку зрения.  2. Можно ли почерпнуть новые знания из данного кейса? Все ли факты можно назвать научными?  3. Возникли ли у вас вопросы по кейсу, на которые вы бы хотели найти ответы?  4. Поставьте, опираясь на кейс, для себя задачу к следующему уроку.  5.

Вопросы к кейсу: 1. Попробуйте продолжить кейс, отстаивая позицию либо «за» либо «против» науки физики. Для этого выберите себе роль и аргументируйте свою точку зрения. 2. Можно ли почерпнуть новые знания из данного кейса? Все ли факты можно назвать научными? 3. Возникли ли у вас вопросы по кейсу, на которые вы бы хотели найти ответы? 4. Поставьте, опираясь на кейс, для себя задачу к следующему уроку. 5.

КЕЙС №2 (демонстрируется видеофрагмент старта космического корабля) Вопросы к кейсу: Какое событие представлено в видеокейсе? Известно ли вам физическое явление, которое лежит в основе данного события? Какие особенности события вы заметили при просмотре видеокейса? Сформулируйте для себя задание на дом (на урок), опираясь на данный кейс
  • КЕЙС №2 (демонстрируется видеофрагмент старта космического корабля)
  • Вопросы к кейсу:
  • Какое событие представлено в видеокейсе? Известно ли вам физическое явление, которое лежит в основе данного события?
  • Какие особенности события вы заметили при просмотре видеокейса?
  • Сформулируйте для себя задание на дом (на урок), опираясь на данный кейс
КЕЙС №3  Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.   Вопросы к кейсу:  1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?  2. Прав ли был механик автоколонны?  3. Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин? Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации?  4. Всё ли вам известно, чтоб верно разобраться в поставленных вопросах. Сформулируйте для себя задание по данному кейсу, которое вы выполните к следующему уроку ( на следующем этапе урока).

КЕЙС №3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: 1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? 2. Прав ли был механик автоколонны? 3. Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин? Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации? 4. Всё ли вам известно, чтоб верно разобраться в поставленных вопросах. Сформулируйте для себя задание по данному кейсу, которое вы выполните к следующему уроку ( на следующем этапе урока).

Кейс по теме «Давление» Проблема Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим  явлением как давление?

Кейс по теме «Давление»

Проблема

Может ли современное

общество развиваться вне связи

с таким физическим

явлением как давление?

Кейс по теме «Давление» Проблема Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим  явлением как давление? Вопросы к кейсу:

Кейс по теме «Давление»

Проблема

Может ли современное

общество развиваться вне связи

с таким физическим

явлением как давление?

Вопросы к кейсу:

Кейс по теме «Давление» Проблема Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим  явлением как давление? Вопросы к кейсу:

Кейс по теме «Давление»

Проблема

Может ли современное

общество развиваться вне связи

с таким физическим

явлением как давление?

Вопросы к кейсу:

Кейс по теме «Давление» Проблема Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим  явлением как давление? Вопросы к кейсу:

Кейс по теме «Давление»

Проблема

Может ли современное

общество развиваться вне связи

с таким физическим

явлением как давление?

Вопросы к кейсу:

Вывод Преимущества кейс-технологий: •  использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует меха­низм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргу­ментировать своё мнение; •  получение навыков работы в команде; •  выработка навыков простейших обобщений; •  выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Вывод

Преимущества кейс-технологий:

•  использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует меха­низм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргу­ментировать своё мнение;

•  получение навыков работы в команде;

•  выработка навыков простейших обобщений;

•  выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!