Применение кейс-метода на уроках физики
В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы .
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций)
— техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию,
разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале,
или же приближены к реальной ситуации.
Кейс – технология
Достоинства кейс- метода:
- Метод предназначен для ситуаций, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
- Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
- Результатом применения метода являются не только знания, но и способы деятельности.
- Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс компетентностей, необходимых для формирования.
- Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей школьников, профессиональных позиций, жизненных установок.
- В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Работа ученика с кейсом
этапы
цели
Знакомство с конкретным случаем
Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения
Поиск и анализ информации для принятия решения
Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы
Обсуждение возможностей альтернативных решений
Развивать альтернативное мышление
Резолюция – принятие решения в группах
Сопоставить и оценить предложенные варианты решения
Диспут – защита своих решений отдельными группами
Аргументировано защищать решения
Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности
Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией
3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:
1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой .
Источники кейсов
- Реальная жизнь;
- Средства массовой информации;
- Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература;
- Интернет.
КЕЙС №1 Однажды, совершенно незнакомые друг другу люди, ехавшие в 7 вагоне поезда «Оренбург – Москва» оживлённо разговаривали и спорили о науке физике. Молодая девушка Олечка рассказала, что она студентка педагогического института, и что она - будущий учитель физики. - Почему ты выбрала именно этот предмет, ведь он такой сложный? – спросила Марина Леонидовна, которая была экономистом со стажем. - Да вы знаете, какая это интересная и важная наука! Физика – это всё то, что окружает нас в жизни, в природе, в быту! Физика - она вокруг нас! - Как это верно! - вступил в разговор врач Егор Семёнович, - без достижений физики сегодняшняя медицина была бы «без глаз» и «без рук», ведь основа современной медицинской диагностики базируется на достижениях физики, а как с помощью физики продвинулась на немыслимые высоты хирургия и терапия! - Верно! - сказал семиклассник Сергей, - я читал в интернете, что теперь можно излечить от слепоты даже людей незрячих от рождения. В зрачки вживляют видеокамеру, которая видеосигнал по припаянным к ней лазером нервным окончаниям, передаёт в мозг и у человека формируется изображение! Представляете! - Вот именно! – обрадовано сказала Ольга, - вот какой замечательной наукой я занимаюсь! - Всё это от Лукавого! – убеждённым и ровным голосом сказал, молчавший до этого, Николай Фомич, - нельзя вмешиваться в созданное природой! Нельзя! Я против этого, а значит и против физики!
Вопросы к кейсу: 1. Попробуйте продолжить кейс, отстаивая позицию либо «за» либо «против» науки физики. Для этого выберите себе роль и аргументируйте свою точку зрения. 2. Можно ли почерпнуть новые знания из данного кейса? Все ли факты можно назвать научными? 3. Возникли ли у вас вопросы по кейсу, на которые вы бы хотели найти ответы? 4. Поставьте, опираясь на кейс, для себя задачу к следующему уроку. 5.
- КЕЙС №2 (демонстрируется видеофрагмент старта космического корабля)
- Вопросы к кейсу:
- Какое событие представлено в видеокейсе? Известно ли вам физическое явление, которое лежит в основе данного события?
- Какие особенности события вы заметили при просмотре видеокейса?
- Сформулируйте для себя задание на дом (на урок), опираясь на данный кейс
КЕЙС №3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: 1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? 2. Прав ли был механик автоколонны? 3. Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин? Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации? 4. Всё ли вам известно, чтоб верно разобраться в поставленных вопросах. Сформулируйте для себя задание по данному кейсу, которое вы выполните к следующему уроку ( на следующем этапе урока).
Кейс по теме «Давление»
Проблема
Может ли современное
общество развиваться вне связи
с таким физическим
явлением как давление?
Кейс по теме «Давление»
Проблема
Может ли современное
общество развиваться вне связи
с таким физическим
явлением как давление?
Вопросы к кейсу:
Кейс по теме «Давление»
Проблема
Может ли современное
общество развиваться вне связи
с таким физическим
явлением как давление?
Вопросы к кейсу:
Кейс по теме «Давление»
Проблема
Может ли современное
общество развиваться вне связи
с таким физическим
явлением как давление?
Вопросы к кейсу:
Вывод
Преимущества кейс-технологий:
• использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;
• получение навыков работы в команде;
• выработка навыков простейших обобщений;
• выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.