Урок литературы для 8 класса с элементами кейс-технологий
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Цели урока:
Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; пополнять активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения; обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.
Содержательная: углубить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, обучить целостному анализу поэмы; создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста
Оборудование урока: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах),.
Формулирование темы и цели урока учащимися.
(Формируются регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).
Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.
Краткое сообщение учеников
1) Об истории создания поэмы «Мцыри».
2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.
(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание)
Слово учителя:
– Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.
Работа в группах.
На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.
Задания для I группы.
К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
Определите тему произведения. Докажите.
Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?
Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».
Примерный ответ группы:
Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.
Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично.
Из «Философского словаря», 2003 г.:
С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений.
Понятие «воля» имеет более широкое значение, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу
Примерный кейс-ответ:
1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".
Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы ( а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа
4Задания для II группы.
Примерный ответ группы:
В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.
Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.
В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.
Примерный ответ на кейс-задание:
1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.
2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.
Задания для III группы.
А сейчас кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом.
Примерный ответ группы:
Тропы поэтической речи
Тропы поэтической речи | Примеры |
Сравнения | Она, как червь, во мне жила.. Где люди вольны, как орлы... Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок... Я вырос в сумрачных стенах... Я сам, как зверь, был чужд людей... И полз и прятался, как змей... |
Метафоры | В тени рассыпанный аул.. Но страх не сжал души моей... |
Олицетворение | Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит... Я видел груды тёмных скал, Когда поток их разделял. И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! |
Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.
Примерный анализ кейс-ситуации:
1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.
2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.
Коллективная работа.
- Какое впечатление произвело на вас произведение?
- Какое настроение оно вызывает?
- Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?
- Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.
Как, по-вашему, следует его читать?
Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.
Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.
Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).
Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией.
Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.
- Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?
Рефлексия по методике незаконченных предложений.
(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).
На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…
Теперь я могу…
Было трудно…
Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Литература
1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.
2. «Антология российской литературы», №4, аудиозапись.
3. Интернет-ресурс / lermontov.info›Мцыри
4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.
5. Шагалов А.А. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Автор-составитель Г.С. Меркин.
7. Маугли и Мцыри: две колонизации. Часть 5. Открытый урок с Дмитрием Быковым / YouTube youtube.com