СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс «Вода». Анализ качества воды.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество воды – это характеристика ее состава и свойств, которая определяет ее пригодность для конкретных видов водопользования. Качество питьевой воды определяется гигиеническими нормативами, которые включают разные группы показателей: микробиологические, токсикологические, органолептические и др. Они гарантируют, что такая вода безопасна для ежедневного неограниченного потребления человеком и другими живыми существами.

Просмотр содержимого документа
«Кейс «Вода». Анализ качества воды.»

Кейс «Вода».

Монооксид дигидрогена – это одно из научных названий воды. Он имеет формулу Н2О, в которой O — «монооксид» (кислород), а H2 «дигидроген» — двойной водород (англ. hydrogen — водород).

Популярный вариант шутки про монооксид дигидрогена придумали студенты Калифорнийского университета в Санта-Крузе Эрик Лехнер, Ларс Норпчен и Мэтью Кауфман в 1990 году, распространив в кампусе листовки, предупреждавшие о загрязнении воды опасным веществом — монооксидом дигидрогена. Мысль возникла у Мэтью по аналогии с предупреждением о «гидроксиде водорода», опубликованном в мичиганской газете «Дюранд Экспресс», после чего трое приятелей решили придумать термин, который «звучал бы ещё опаснее». Эрик напечатал предупреждение на компьютере, после чего листовка была размножена на копировальном аппарате.

В 1994 году Крейг Джексон создал веб - страницу «Объединения за запрещение DHMO».

В 1997 году Натан Зонер, 14-летний ученик школы Игл - Рок в городе Айдахо - Фолс, штат Айдахо, собрал 43 голоса за запрещение химиката, опросив 50 одноклассников. За своё исследование, озаглавленное «Насколько мы легковерны?», Зонер получил первую премию на научной ярмарке Айдахо - Фолс. В знак признания его эксперимента журналист Джеймс К. Глассман придумал термин «зонеризм», что означает «использование факта, которое приводит к ложным выводам публику, не сведущую в науке и математике».

1 апреля 1998 года член австралийского парламента объявил о начале кампании по запрещению дигидрогена монооксида на международном уровне. Первое упоминание на веб - страницах было приписано «Pittsburgh Post-Gazette» «Объединению по запрещению дигидрогена монооксида— вымышленной организации, придуманной Крэйгом Джексоном. Предупреждение (в котором все утверждения соответствуют действительности) выглядело так:

Недавно исследователи открыли факт загрязнения наших водопроводных систем опасным химикатом. Этот химикат бесцветный, безвкусный и не имеет запаха. Он убивает бесчисленное множество людей каждый год. Правительство не предприняло никаких попыток регулирования этого опасного заражения. Данный химикат называется «дигидрогена монооксид» (Dihydrogen monoxide).

Химикат используется для следующих целей:

В производстве как растворитель и охладитель

В ядерных реакторах

В производстве пенопласта

В огнетушителях

В химических и биологических лабораториях

В производстве пестицидов

В искусственных пищевых добавках

Химикат является основной составляющей кислотных дождей

Способствует эрозии почвы

Ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов

Длительный контакт с химикатом в его твёрдой форме приводит к серьёзным повреждениям кожи человека

Контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам

Вдыхание даже небольшого количества химиката грозит смертельным исходом

Химикат обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих болезненных изменениях тела

Химикат развивает наркозависимость; жертвам при воздержании от потребления химиката грозит смерть в течение 168 часов

Ни один известный очиститель не способен полностью очистить воду от этого химиката

Несмотря на эти опасности, химикат активно и безнаказанно используется в индустрии. Многие корпорации ежедневно получают тонны химиката через специально проложенные подземные трубопроводы. Люди, работающие с химикатом, как правило, не получают спецодежды и инструктажа. Отработанный химикат тоннами выливается в реки и моря.

Мы призываем население проявить сознательность и протестовать против дальнейшего использования этого опасного химиката.

Задания:

  • Что является источником пресной воды?

  • Каков качественный и количественный состав молекул воды?

  • Почему в природе нет чистой воды?

  • В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?

  • Какими физическими свойствами обладает вода?

  • Каковы основные источники загрязнения воды?

  • Каковы методы очистки воды?

  • Каковы способы получения чистой воды в лаборатории, в промышленности?

  • При каких условиях протекают химические реакции получения воды в лаборатории, в промышленности?

  • Почему вода является универсальным растворителем?

  • С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите полученные вещества.

Анализ качества воды. Как очистить воду?

Качество воды – это характеристика ее состава и свойств, которая определяет ее пригодность для конкретных видов водопользования. Качество питьевой воды определяется гигиеническими нормативами, которые включают разные группы показателей: микробиологические, токсикологические, органолептические и др. Они гарантируют, что такая вода безопасна для ежедневного неограниченного потребления человеком и другими живыми существами.

Основные показатели качества воды: мутность и прозрачность; цветность; вкус и привкус; запах; водородный показатель pH; кислотность; жесткость; щелочность; содержание соединений металлов, сероводорода, двуокиси углерода; количество растворенного кислорода; окисляемость; электропроводность;

окислительно-восстановительный потенциал Eh; содержание патогенных микроорганизмов.

Загрязнение воды является причиной изменения её химического или физического состава, биологических характеристик. Вследствие этого возникают ограничения при дальнейшем использовании этого ресурса.

Основные источники загрязнения воды: бытовые и промышленные источники; сельскохозяйственное производство; твёрдые отходы; промышленные аварии и техногенные катастрофы; атмосферные загрязнения; природные катаклизмы; тепловое загрязнение.

Проверка качества воды помогает выявить ее пригодность для конкретных целей использования.

Виды и методы исследования воды:

  1. Органолептический – оценивает качества, доступные органам чувств человека. Включает оценку цветности, запаха, прозрачности воды и ее вкуса.

  2. Физико-химический – исследует физические и химические показатели.

  3. Микробиологический и паразитологический – позволяет определить наличие различных бактерий и паразитов.

  4. Определение радионуклидов – проводится для определения радиационной безопасности воды.

  5. Состояние воды – это важный вопрос сохранения экологии. Оно способно изменить планету и сделать качество жизни совершенно другим. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, находятся под пристальным вниманием государственных и общественных организаций.


Проект «Сравнение водопроводной и бутилированной воды»

Уровень pH воды – это показатель концентрации ионов водорода. Если pH равен 0, это значит, что в растворе содержится большой процент кислоты, если же уровень pH составляет 14, это говорит о высоком содержании щелочи. Если величина pH выше 7,5, вода имеет плохой вкус.

Причины загрязнения воды нитратами и повышения их концентрации до высокого уровня могут быть связаны с утечкой септических ёмкостей, выщелачиванием на свалках, сельскохозяйственной деятельностью или утечкой опасных отходов из подземных хранилищ. Потребление нитратов в больших количествах может быть опасным для здоровья человека.

Нитриты используются в системах очистки водопроводной воды в квартирах в качестве ингибиторов коррозии и консервантов, а также для изготовления органических химикатов. Постоянное попадание нитритов в организм связывают с увеличением числа раковых заболеваний.

Жёсткость – это показатель содержания кальция и магния. Высокий уровень жёсткости воды увеличивает вероятность формирования камней в почках.

Хлор используется для дезинфекции бытовой воды. Он может усиливать запах и вкус содержащихся органических соединений. Раствор с более высокой концентрацией также используется в качестве сырья при изготовлении химических продуктов. Свободный хлор – это не вступившее в реакцию вещество, которое присутствует в воде. Общее содержание хлора представляет собой сочетание свободного хлора и вступившего в реакцию.

Основной источник железа в питьевой воде – старые ржавеющие трубы. Его потребление обычно не связывают с появлением нежелательных побочных эффектов. Однако оно придаёт неприятный вкус и запах.

Основной источник меди в питьевой воде – ржавеющие трубы. Повышенный уровень меди может вызвать ряд серьёзных проблем со здоровьем.

Цель – провести химический анализ воды и выяснить, отличается ли процент содержания различных загрязняющих примесей в водопроводной и бутилированной воде.

Оборудование и реактивы: водопроводная вода; питьевая вода в бутылках; комплект тестов (в наборе должны быть тесты для определения уровня pH, нитратов, нитритов, показателя жёсткости, содержания железа и меди).

Ход эксперимента:

  1. Налейте немного проточной воды в чистый стакан.

  2. Второй стакан заполните чистой питьевой водой из бутылки.

  3. Попробуйте образцы в обоих стаканах. Основываясь на вашем восприятии вкуса, сформулируйте гипотезу. Как вы считаете, чем отличается вода из разных источников?

  4. Следуя инструкциям, прилагаемым к тестовым полоскам, осуществите проверку качества проточной воды. Учитывайте различные свойства. Запишите полученные результаты после каждого этапа тестирования.

  5. По такому же методу оцените и бутилированную воду. Запишите полученные результаты.

  6. Сравните результаты двух образцов.

  7. Оцените свою гипотезу. Насколько верно вам удалось определить источник воды. Пересмотрите свою гипотезу, если нужно. Проведите дополнительные тесты при необходимости.

Вывод:

Какие существуют показатели качества воды? Чем качество питьевой воды отличается от воды с другим целевым назначением? Какие могут быть последствия загрязнения питьевой воды? Как измерить pН воды?


Проект «Изучение качества бутилированной воды»

Бутилированная вода – это пищевой продукт, который соответствует государственным стандартам и гигиеническим требованиям, помещен в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком.

Производство питьевой бутилированной воды является мировой индустрией с многомиллиардным долларовым оборотом. Бытует мнение, что бутилированная вода полезнее (содержит меньше загрязнителей) по сравнению с водопроводной. Бутилированная вода также иногда обогащается витаминами и другими полезными элементами. Маркетинговые компании пытаются привлечь внимание покупателей, придумывая различные названия, например «Bon Aqua» или «Источник Сибири». Чаще всего жалобы относительно бутилированной питьевой воды, связаны с бутылками. Это отходы, не поддающиеся биологическому разложению. Уровень затрат на их утилизацию зашкаливает. Давайте узнаем больше о качестве такой питьевой воды и сопутствующих вопросах, связанных с переработкой упаковки.

С помощью этого проекта будет сделана оценка качества бутилированной воды и изучены различия между коммерческими брендами (если таковые имеются).

Цель:

  1. Провести анализ воды и изучить отличия разных брендов.

  2. Оказать содействие развитию новых и усовершенствованных методов утилизации мусора.

Оборудование и реактивы: компьютер с доступом в интернет; цветной принтер;цифровая камера;

обычные офисные инструменты (бумага, ручки, картон, клей и т.д.);микроскоп и дополнительные принадлежности (стёкла, пипетки, красители и т.д.);образцы коммерческой очищенной питьевой воды (разных фирм).

Ход эксперимента:

  1. Соберите образцы в бутылях разных брендов.

  2. Сфотографируйте их. Продолжайте делать фото в процессе проведения эксперимента.

  3. При помощи пипетки создайте промаркированные стекла для микроскопа с образцами разных брендов. Сделайте дополнительное стекло, используя профильтрованную проточную и обычную проточную воду.

  4. Изучите каждый образец под микроскопом. Подробно изложите свои наблюдения.

  5. Подготовьте эксперимент по дегустации вслепую. Пригласите 20 добровольцев. Это поможет вам узнать о предпочтениях участников.

  6. Проанализируйте полученные данные.

  7. Изложите полученные результаты в детальном отчёте.

При подготовке экспозиции для научной выставки включите интересные фотографии и образцы.

Вывод:

Чем коммерческие бренды отличаются друг от друга? Чем бутилированная вода отличается от обычной проточной? Чем фильтрованная вода отличается бутилированной? Какую обработку проходит вода, чтобы стать доступной для употребления? Каковы практические методы утилизации пластиковых бутылок?


Проект «Очищение воды от хлора»

Хлор – это химикат, который добавляется в процессе обработки воды для уничтожения микроорганизмов. Микроорганизмы – это маленькие живые организмы, такие как бактерии, вирусы и простейшие. Увидеть их невооружённым глазом невозможно. Причиной таких заболеваний, как холера, брюшной тиф и дизентерия, являются микроорганизмы. До того, как воду начали хлорировать, тысячи людей погибали вследствие заражения от нее.

Дезинфицирующее средство – вещество, которое убивает микроорганизмы. Одно из самых известных дезинфицирующих средств – мыло. Хлорамин – ещё одно обеззараживающее средство, которое часто добавляется в воду вместо хлора.

К сожалению, маленькие живые существа, особенно рыба, чувствительны к хлору и хлорамину. Хлор и хлорамин также могут вступать в реакцию с другими соединениями, образуя потенциально опасные новые вещества. Именно поэтому, если вы хотите установить аквариум с рыбками, очень важно очищать проточную воду от хлора и хлорамина.

Цель – выяснить, как очистить воду от хлора и хлорамина и какой способ очищения лучше всего.

Оборудование и реактивы: тестовые полоски для определения содержания хлора и хлорамина (их можно найти в зоомагазинах); водопроводная вода;вода из плавательного бассейна;дистиллированная вода;чистые неметаллические ёмкости для хранения образцов;плита;3 горшка;химические вещества, очищающие от хлора (также есть в зоомагазинах, чаще всего под названием «кондиционер для воды»);фильтр для очистки водопроводной воды.

Ход эксперимента:

Следуя инструкциям к тестовым полоскам, определите процент содержания хлора и хлорамина в воде. Убедитесь, что все образцы имеют одинаковую температуру. Составьте таблицу. В качестве примера можете воспользоваться таблицей, приведённой ниже.

Образец

Первоначальное содержание хлора

Первоначальное содержание хлорамина

Обычная проточная



Дистиллированная



Из бассейна



  1. Теперь, когда у вас есть некоторое представление о различных способах очищения от дезинфицирующих веществ, можете попробовать очистить проточную воду.

  2. Налейте проточную воду в открытый контейнер и оставьте на 24 часа.

  3. Протестируйте ее на наличие дезинфицирующих веществ. Запишите результаты.

Проточная вода

Конечное содержание хлора

Конечное содержание хлорамина

Отстаивание



Кипячение



Химическое очищение



Угольный фильтр



  1. Прокипятите воду в течение 15 минут. Остудите.

  2. Протестируйте ее на наличие дезинфицирующих средств. Запишите полученные результаты.

  3. Попробуйте очистить проточную воду в третьем контейнере при помощи химических средств для устранения обеззараживающих веществ.

  4. Протестируйте образец воды на наличие хлора и хлорамина. Запишите данные.

  5. Проведите фильтрацию воды в четвёртом контейнере через угольный фильтр.

  6. Протестируйте последний образец. Запишите результаты.

Дальнейшие исследования: если до этого вы проводили эксперимент, используя проточную воду, теперь возьмите воду из бассейна. Достаточно ли отстаивания и кипячения для извлечения дезинфицирующих веществ? Вы также можете выяснить, какое качество воды в вашем городе. Откуда она поступает? Какие обеззараживающие средства добавляются? Посмотрите, есть ли соответствия между данными, представленными управлением водными ресурсами, и результатами, которые вы получили в ходе проведения экспериментов?

Вывод:

Вероятность того, что вы найдёте хлор или хлорамин в дистиллированной воде, ничтожно мала. Скорее всего, эти вещества обнаружатся в воде из бассейна, так как применяются для очистки водопроводной воды. Также вполне вероятно, что вы обнаружите содержание хлора и хлорамина в проточной воде. Если вам это не удалось, постарайтесь найти проточную воду из другого источника, чтобы в ней содержались такие химические соединения. Или же проведите эксперимент, используя воду из бассейна.

Если был обнаружен хлор, его концентрация значительно уменьшиться после отстаивания в течение 24 часов или кипячения. Однако хлорамин останется. Такие методы обработки, как химическое очищение и использование бытовых фильтров, помогают устранить хлор и хлорамин. Почему? В процессе отстаивания газообразный хлор выходит в воздух. Кипячение ускоряет процесс его выхода. Однако хлорамин остаётся даже после кипячения или отстаивания. Чтобы очистить воду от хлора и хлорамина, рекомендуется применять метод химического очищения или бытовые фильтры для очистки водопроводной воды.


Проект «Сравнение различных методов измерения мутности воды»

Цветность и мутность воды возникают при наличии в ней подвешенных твёрдых частиц, рассеивающих свет, который проходит через ее толщу. Высокий уровень мутности в водоёмах наносит вред рыбам, поскольку им сложно найти пищу.

Прозрачность воды очень важна для жизни в водоёме. Подводная растительность, как и наземные растения, нуждается в свете для фотосинтеза. Это процесс, посредством которого растения получают пищу. Если нет света, фотосинтез не происходит, что приводит к сокращению подводной растительности. А ведь именно она является начальным звеном для многих пищевых цепочек. Она служит источником питания для мелкой рыбы, которая, в свою очередь, является пищей для более крупной рыбы, необходимой для человека.

Считается, что прозрачность и мутность – абсолютно разные понятия, которые нельзя сравнивать. Мониторинг применяет оба термина, в зависимости от того, какой метод используется, чтобы определить качество воды.

Существует три способа измерения уровня мутности воды. Диск Секки используется, если дно водоёма нельзя увидеть из-за помутнений, а тест или колориметр применяются в тех случаях, когда дно можно рассмотреть. Диск Секки измеряет прозрачность воды и помогает определить, до каких пор предмет остаётся в пределах видимости. Колориметр и тест-комплект измеряют мутность воды.

Цель: проверить, соответствуют ли данные, полученные при помощи спектрофотометра, диска Секки и тест-комплекта на мутность воды. Какой метод наиболее точен? Если тест проведёт другой человек, удастся ли получить такие же результаты?

Оборудование и реактивы: тест-комплект для определения уровня прозрачности воды; диск Секки; колориметр/спектрофотометр; трубка колориметра; таблица данных;4 л дистиллированной воды;образцы воды;

карандаш; салфетки; стальной бак 120 л;инструмент для перемешивания; калькулятор.

Ход эксперимента:

Подготовка

  • Заполните стальной бак, объёмом 120 л, водой.

  • Добавьте глину, чтобы дно исчезло из зоны видимости.

  • Размешайте глину, чтобы крупные комки растворились.

  • Промойте все контейнеры дистиллированной воды перед использованием.

Ход эксперимента с диском Секки:

Привяжите верёвку к диску Секки.

Возьмите линейку и нанесите отметки на верёвке через каждые 5 см, чередуя жёлтый и чёрный цвет. Лучше всего наносить их при помощи иголки и ниток.

Плавно опустите диск в воду. Продолжайте погружать его до тех пор, пока он не исчезнет из зоны видимости. Посмотрите, на какой отметке остановился уровень воды.

Поднимайте диск до тех пор, пока не увидите его и зафиксируйте показатель. Сравните два показателя.

Ход эксперимента с колориметром:

Промойте чистую трубку для колориметра дистиллированной водой. Хорошо высушите её при помощи салфетки. Налейте 10 мл дистиллированной воды.

Включите колориметр, выберите «Все тесты», а затем «Мутность».

Вытрите внешнюю сторону трубки и вставьте внутрь прибора. Выберите режим «Нулевое сканирование».

Возьмите воду для образца и заполните трубку (до отметки 10 мл).

Вытрите внешнюю сторону трубки, вставьте в устройство и включите режим «Сканирование образца». Запишите полученные данные.

Задача 1 – Оценить соответствие результатов, полученных в процессе проведения двух тестов.

Каждый тест повторите 15 раз. Используйте разные образцы.

Чтобы получить разные образцы, добавьте в воду глину.

Если вы получили очень высокие показатели, вылейте воду и заполните ёмкость чистой водой с глиной.

Запишите полученные данные.

Упорядочьте полученные результаты. Внесите их в таблицу. Для каждой переменной постройте точечную диаграмму.

После проведения эксперимента оборудование нужно тщательно вымыть дистиллированной водой и подсушить бумажным полотенцем.

Аккуратно сложите все приборы.

Вывод:

Самое высокое стандартное отклонение было отмечено в случае с тест-комплектом, 9,3. Это вполне логично, поскольку на результат эксперимента может повлиять человеческий фактор. Колориметр показывает самую низкую погрешность, 5,1, поскольку человек не может повлиять на результаты. Диск Секки располагается посередине, 5,3. Это весьма разумно. Поскольку момент исчезновения диска в мутной воде сложно оспорить. Значения Диска Секки, колориметра и тест-комплекта составляют 30, 18,8 и 16 соответственно. Стандартные отклонения разных наборов данных нельзя сравнить, поэтому было найдено процентное соотношение стандартного отклонения. В результате подсчётов было обнаружено, что диск Секки – наиболее точен, а тест-комплект – наименее точен. Колориметр располагается посередине. Колориметр – это машина. Он должен быть наиболее точным. Однако количество воды весьма незначительное, а самые маленькие изменения способны привести к большим различиям. Причиной изменений может стать, например, проникновение света сквозь подвешенные частицы. Диск Секки предполагает использование большого количества воды, поэтому погрешность становится меньше. Тест-комплект подвержен влиянию человеческого фактора. Результаты могут меняться в зависимости от того, кто проводит эксперимент.


Проект «Определение идеальной воды для растения»

Растения, которые живут на улице, зачастую получают дождевую воду. Комнатные растения поливают проточной водой. Вода, наряду с почвой и светом, является одной из трёх важных составляющих, в которых нуждаются растения.

Для полива и выращивания растений могут использоваться только дождевая и проточная вода. Так какая же из них подходит больше всего? Некоторые виды воды способны повредить стебель, корень или семена, в то время как другие обеспечивают растение важными витаминами и другими питательными элементами, необходимыми для хорошего роста. Тестирование различных типов воды поможет вам выяснить, какую из них лучше вообще не использовать, чтобы не нанести вред растениям, а какая поможет получить высокую и пышную растительность, а также свежие овощи и красивые цветы.

Цель: провести анализ воды и определить, чем лучше всего поливать растения.

Оборудование и реактивы: 6 растений одинакового размера и формы; 4 л дождевой воды; 12 л проточной воды (разделить по 4 л); 4 л воды из природного источника (ручья); 4 л дистиллированной воды; 1 стакан сахара; 1 стакан соли; лейка; липкая бумага для маркировки; линейка; блокнот; карандаш; маркер.

Примечание: Если вы не можете самостоятельно собрать дождевую воду, свяжитесь с местными фермерами. Возможно, у них есть запасные бочки. Если не удастся, не используйте ее в данном проекте.

Ход эксперимента:

  1. Подумайте о растениях, которые вы видите за окном каждый день. Как вы думаете, какая вода помогла им вырасти? Как насчёт растений вокруг вашего дома? Они настолько же высокие, как и те, которые расположены вдали? Запишите свои наблюдения в блокнот.

  2. Подумайте, какие типы воды вы будете использовать. Выскажите предположения. Как вы думаете, какая из них подходит для полива больше всего. Возьмите карандаш и запишите свои предположения. Это называется гипотезой. Также попробуйте определить, какая вода остановит или замедлит рост растений.

  3. Добавьте один стакан сахара на 4 л проточной воды. Хорошо перемешайте, чтобы сахар растворился. Поставьте в сторону.

  4. Добавьте один стакан соли в отдельную ёмкость (тоже 4 л). Хорошо помешайте. Отставьте солёную воду в сторону.

  5. Перед тем, как измерить результаты и сделать выводы, поставьте растения в ряд в таком месте, где они будут получать одинаковое количество солнечного света. Например, на подоконнике или во дворе, подальше от крупных объектов.

  6. Возьмите маркер и напишите название каждого типа воды на маленьких клейких листочках бумаги.

  7. Приклейте каждый ярлык на горшки с растениями. Маркировка поможет вам запомнить, какой водой поливались растения в разных горшочках.

  8. Каждый день поливайте растения одинаковым количеством воды (приблизительно половину стакана). Используйте воду разных типов для полива растений в соответствующих горшочках. Продолжайте эксперимент в течение 4 недель.

  9. Через неделю посмотрите, есть ли какие-либо изменения. Если да, запишите свои наблюдения в блокнот. Вы можете зарисовать или описать то, что видите. Возможно, какое-то растение начало искривляться? Если да, какой водой вы его поливали? Или какие-то растения оказались выше и ярче по цвету, по сравнению с остальными? Какой водой их поливали?

  10. Повторите шаг 9 в конце второй, третьей и четвёртой недели. Сравните свои записи. Вы видите какую-то определённую тенденцию? Вы можете много узнать о влиянии каждого типа воды, всего лишь на основе своих наблюдений.

Вывод:

Дождевая вода и вода из ручья замечательно подходят для полива, а сладкая и солёная наносят вред. Проточная и дистиллированная вода может повредить растениям. Вероятно, вы заметили, что растения, которые поливали дистиллированной и проточной водой, не настолько высокие, как те, которые получали дождевую воду и воду из источника. Почему? Чтобы понять, какой тип воды больше всего подходит для растений, важно знать, что содержится в ней. Проточная и дистиллированная вода помогает расти, однако она содержат химические вещества, такие как йод и хлор, которые замедляют рост.

С другой стороны, дождевая вода и вода из ручья взяты из природных источников. В них не содержится дополнительных ингредиентов, которые могли бы нанести вред растениям. Большое содержание сахара и соли могут убить растение. Листья растения, которое поливалось такой водой, приобретают желтый оттенок.

Однако на этом исследования не прекращаются! Подумайте, какие жидкости еще можно было бы протестировать. Как вы считаете, какие из них принесут вред, а какие пользу? Как насчет яблочного сока? Молока? Выскажите предположения и проведите эксперименты. После этого попробуйте протестировать различные виды почвы и посмотрите, в каких случаях побеги растения появятся быстрее. Используйте землю со своего двора, специальную горшечную почву, глину, песок, мягкий грунт.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О.С. Аранская, И.В. Бурая Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

Журнал «Гигиена и здоровье», 2016 год., № 2.

Загорский В. О результатах химического мониторинга. Химия и жизнь – 1991.№3

Интернет-ресурсы: http://ru.wikiquote.org/wiki/

voda.uu.ru/content/view/114/26/

sdelanounas.ru/blogs/9227/

https://school-science.ru/5/13/35803

Т.Г. Мухаметшина. Практическая работа «Определение качества водопроводной и бутилированной воды». Химия в школе.№ 7.2009 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!