СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хабаровский процесс 1949 года: историческое значение и современные вызовы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт изучения исторического события - Хабаровского процесса 1949 года - учёными, сотрудниками краевого архива, музея, библиотеки, преподавателями и школьными учителями  Хабаровского края. Презентация журнала "Преподавание истории в школе", №, 2022г. Ссылка на журнал присутствует

Просмотр содержимого документа
«Хабаровский процесс 1949 года: историческое значение и современные вызовы»

Содержание журнала № 3 2022 Преподавание истории в школе

https://konkyrs27.wixsite.com/nashe-budushee/%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B7%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4-%D0%B8%D0%B7-2021-%D0%B3






Актуальная тема: Хабаровский процесс 1949 года: историческое значение и современные вызовы

О.Ю. Стрелова. Хабаровский процесс 1949 года: потенциал исторического события в гуманитарном образовании школьников и профессиональном развитии педагогов.

Социально-педагогические аспекты программы и резолюции международного форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы» проанализированы как предпосылки для профессионального развития учителей-гуманитариев и подготовки тематического номера журнала «Преподавание истории в школе». Намечена программа его использования в учебно-воспитательной и методической работе со школьниками и педагогами.

История и обществоведение

С.В. Сливко. Хабаровский процесс 1949 года в освещении советской и американской прессы.

Статья посвящена отражению Хабаровского процесса в советской и американской периодической печати 1949-1950 гг. В ней выявлены различные подходы к освещению Хабаровского процесса, рассмотрены приемы формирования общественного мнения о процессе, изучен информационный контекст, в который включены материалы о суде над японскими военными преступниками, проанализирован состав публикаций и выявлена степень их достоверности в освещении хода процесса и его содержания.


А.В. Самохин. Отряд № 100 и бактериологическая война против СССР: по материалам Хабаровского судебного процесса 1949 года.

На основании материалов процесса, проходившего в Хабаровске в декабре 1949 г., автор рассматривает деятельность отряда № 100 Квантунской армии. В отечественной историографии практически нет публикаций, посвященных этой теме. Тем не менее, деятельность этого подразделения Квантунской армии в подготовке бактериологической войны представляется не менее важной, чем деятельность отряда № 731.


Д.А. Ляхов. Материалы Хабаровского процесса в фондах Государственного архива Хабаровского края.

В статье рассматриваются уникальные документальные материалы из фондов Государственного архива Хабаровского края, посвященные Хабаровскому процессу 1949 г. над японскими военными преступниками и связанным с ним темам.


Т.В. Кирпиченко. Отряд № 731: обзор документальной и научной литературы.

Статья знакомит с литературой, посвящённой окончанию Второй мировой на территории советского Дальнего Востока, разгрому Квантунской армии, капитуляции Японии и судебному процессу 1949 г., проходившему в Хабаровске над японскими военными преступниками, разрабатывавшими бактериологическое оружие.


А.Н. Аверина. Тема Хабаровского процесса в музейном пространстве.

В статье статье проанализированы практики представления в федеральных и региональных музеях России событий на Дальнем Востоке в августе 1945 г., сформулированы причины отсутствия в современном музейном пространстве темы «Хабаровский процесс 1949 г.», выявлены проблемы ее музеефикации, в том числе психолого-педагогического характера.

Ключевые слова: Хабаровский процесс 1949 г., музейное пространство, экспозиция.


Л.В. Корнева. Музей преступлений отряда № 731 — самый печальный музей в Харбине: впечатления человека и музееведа.

Автор статьи делится впечатлениями о своем участии в международном Форуме «Российско-китайский красный туризм и повторное возвращение русских иммигрантов и их потомков на вторую родину, в провинцию Хэйлунцзян» (октябрь 2015 г.), в рамках которого, по программе «красного туризма», состоялось посещение музея «Отряд 731».


М.И. Романова. Кинообразы Войны на Тихом океане и проблемы формирования исторической памяти молодежи о Второй мировой войне.

Статья посвящена проблемам формирования исторической памяти о Второй мировой войне у современного поколения. Эти проблемы во многом определяются тем, что у молодых людей потеряна коммуникация с данным событием в силу его отдаленности во времени. Оно воспринимается как мифологизированный и модернизированный образ исторической памяти. Важную роль в формировании этого образа играет кинематограф. На примере фильмов, посвященных Войне на Тихом океане, предпринята попытка показать, как кино трансформирует восприятие образа войны в сознании молодого поколения.


А.П. Лавренцов. Записки краеведа.

В статье реконструирована история отряда № 731, вскрыты обстоятельства подготовки и проведения судебных процессов в Токио и Хабаровске, прослежена судьба осужденных и впоследствии амнистированных японских преступников, поставлен вопрос об отношении современной Японии к деятельности по разработке и испытанию на людях бактериологического оружия в годы Второй мировой войны.


Методика

В.О. Мельник, М.Н. Головина. Хабаровский процесс 1949 года в зеркале Международного гуманитарного права (урок-размышление).

Предложен творческий подход к изучению Хабаровского процесса 1949 г. в форме интегрированного урока-размышления. В контексте системно-деятельностного подхода к изучению обществознания и истории школьники в экспертных группах анализируют исторические документы и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., оценивают значение и выявляют смыслы обращения к событиям прошлого в современном мире.


Е.А. Сливко. «Мои преступления были направлены против человечества»: документально-методический комплекс.

Автор статьи разработала комплекс вопросов и заданий для анализа карикатур В.В. Павчинского как источника по истории Хабаровского процесса 1949 г. и дискуссии о его нравственных уроках для современности.


Н.М. Карамышева. «Нюрнберг на Амуре»: из опыта педагогического сопровождения учебного проекта, посвящённого Хабаровскому судебному процессу.

В статье рассматривается опыт педагогического сопровождения учебного информационно-творческого проекта, посвящённого событиям Хабаровского судебного процесса 1949 г. Автор характеризует цели, задачи, планируемые результаты, этапы работы над проектом, особое внимание уделяет самостоятельной работе учащихся, роли учителя и осмыслению итогов проектной деятельности.


Ж.Б. Кирьянова, Е.Е. Шипикова. (Не)забытое зло: комплекс заданий на развитие и диагностику читательской грамотности по теме «Хабаровский процесс 1949 года: память и предупреждение».

Разработка включает в себя комплекс заданий на формирование и диагностику уровня сформированности читательской грамотности школьников, а также критерии их проверки, в основе которого источники по мемориализации жертв отряда № 731.


А.С. Перфильева. От памятника — к памяти (квест-мотиватор).

Квест нацелен на приобщение старшеклассников к изучению локального факта истории и культуры, но в контексте истории России и международных отношений второй половины ХХ — начала XXI вв. Комментарии и рекомендации сделаны автором разработки в процессе ее апробации и корректировки.


С. Костюк, Ж.Б. Кирьянова. Хабаровский процесс 1949 года: взгляд из 2021 года (коллективный творческий проект: от замысла до воплощения).

Старшеклассница и педагог школы № 3 пос. Хор описали многообразный опыт погружения школьников в историю Хабаровского процесса 1949 г., знакомства с местами памяти о нем, в том числе на территории своего поселка, и последовавшей за этим театральной постановки. В творческом проекте реконструкция исторического события сочетается с размышлениями о нем школьников XXI в.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!