ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Учебник: Еремин В.В. Химия: Углублённый уровень: 11 класс: учебник / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – 10-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2023. – 478,[2] с.: ил. - (Российский учебник).
Тема урока: «Халькогены. Озон»
Тема урока | "Халькогены. Озон" |
Тип урока | Урок повторения и углубления, закрепления знаний. |
Цели урока | Создать условия для повторения и углубления знаний электронного строения , истории открытия, физических и химических свойств, биологического воздействия на организм, а так же применение халькогенов и озона. |
Задачи урока | 1. Развивать учебно-информационные навыки, самостоятельность в работе с информационным материалом. 2. Повторить электронное строение, аллотропные модификации, историю открытия, свойства, применение халькогенов, биологическое значение для организма. 3. Умение анализировать данные, логически мыслить, обобщать, делать выводы. 4. Формировать умение работать в коллективе, совершенствовать коммуникативные умения в ходе групповой работы. 5. Развивать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в решении проблемы, уметь определять задачу и пути ее решения, планировать время, распределять ресурсы. 6. Формирование навыков успешного публичного выступления. 7. Продолжить формировать у обучающихся необходимость привлечения науки химия к пониманию и описанию процессов в окружающем мире. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
| В познавательной сфере повторить: - положение халькогенов в ПСХЭ, электронное строение; - история открытия халькогенов; - физические свойства халькогенов; -химические свойства халькогенов; -биологическое значение халькогенов; -применение халькогенов. В ценностно-ориентационной сфере: -уметь создавать информационный проект. | Личностные: -умение обучающимися реализовывать теоретические знания на практике; -воспитывать чувство гордости за российскую химическую науку; -эмоционально-положительное отношение к сверстникам; -умение слушать, слышать противоположное мнение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; -признание права каждого на собственное мнение. Регулятивные: - постановка цели, анализ в ее достижении; -выдвижение версий для решения проблемы, выбирать из предложенных оптимальный вариант, искать самостоятельные средства достижения цели; -подбирать к каждой проблеме оптимальный вариант; - в ходе представления проекта давать оценку результатам; -самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные: -анализировать, сравнивать, обобщать понятия; -осуществлять логические цепи установления причинно-следственных связей; - создавать модели с выделением существенных характеристик, преобразовывать модели с целью выявления общих законов; -преобразовывать информацию из одного вида в другой, уметь выбирать удобную форму предоставления информации; -уметь использовать компьютерные и коммуникативные технологии для достижения своих целей. Коммуникативные: Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками- определение цели, функций, способов взаимодействия; -разрешение конфликтов, идентификация проблемы, поиск совместного решения проблемы; - умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникациями. |
|
Формы работы | Ресурсы | Межпредметные связи |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная, беседа. 1. Работа с информационными материалами. 2. Работа в группах. 3. Оформление результатов для презентации ответа. | Раздаточный материал, учебник, информационные материалы, таблицы, иллюстрационный материал, листы задания | Биология, история, медицина, физика, математика |
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия |
Первый этап "Организационный момент" |
Приветствие обучающихся, активизирует обучающихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность рабочего места обучающихся к работе. | Формулировка целей и задач. | Проверяют наличие источников информации. | Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения. | Восприятие информации учителя. | Адекватный настрой на урок, основы саморегуляции и эмоционального состояния. |
Второй этап "Актуализация знаний. Мотивационно- целевой этап урока" |
Постановка проблемы, распределение обучающихся по группам, актуализация знаний обучающихся, определение темы. | Организация рабочего пространства, эффективное распределение. Анализирование заданий для поставленной работы. | Работа с информационными ресурсами, информационными материалами. Разработка карточек. Повторение общей характеристики халькогенов, выделение существенного. | Сотрудничество учителя и обучающихся при формировании групп и дальнейшем распределении обязанностей. | Взаимодействие с одноклассниками, речевые средства общения. Умение аргументировать свою точку зрения, выслушать и принять противоположную. | Планирование путей для достижения своих целей. Умение управлять своей деятельностью, поведением, эмоциями. | Саморегуляция эмоционального состояния, адекватное оценивание возможностей для самостоятельной деятельности. |
Третий этап Постановка проблемы. Открытие новых знаний. Работа в группах. |
Распределяет обучающихся на 4 группы. Каждой группе выдается информационный пакет, содержащий информационный материал (приложения, возможность использования компьютерной презентации, или оформление работы на плакате-стенде, презентации). Необходимо создать информационный проект, представив его в виде компьютерной презентации, статьи, реферата, доклада, видеофильма. Информационный проект об одном из элементов -кислород, сера, селен, теллур, полоний по плану: 1. Положение в ПСХЭ, электронное строение. 2. История открытия. 3. Физические свойства. 4. Химические свойства. 6. Биологическое значение. 7. Применение. | Работа в группах, запись и фиксация результатов деятельности. Оформление проекта одним из удобных способов. Обсуждение результатов работы, исправление и корректировка недочетов. Обмен мнениями, правильный выбор нахождения и анализа информации. | Поиск информации, используя различные информационные источники. Умение делать выводы, логически строить цепочки строение-свойства-применение. | Обсуждение выполненного информационного проекта, оформление текста для выступления, выбор иллюстраций. | Коллективное принятие решений для эффективного решения выставленной проблемы. Умение сформулировать свою мысль. | Сотрудничество с одноклассником по группе, умение донести свою точку зрения, выслушать противоположную, адекватно воспринять. Уметь объяснить программу деятельности одногруппникам. | Точность выражения своих мыслей, ясность преподношения материала. Контроль и коррекция знаний. |
Четвертый этап Защита ответов на задания. |
Организация выступления обучающихся, помощь подачи материала, очередность представления материалов, презентаций. Организация обратной связи с обучающимися. | Умение выбрать нужную информацию, краткость, форма изложения. | Выделение главного при подачи информации для публичной защиты. | Выступление представителей одной из пяти групп (очередность) | Монологическая речь, диалог. | С помощью оценочного приложения оценить представленные информационные проекты. | Оценка деятельности групп по оценочным критериям. |
Пятый этап Рефлексия. Итоги урока. |
Обсуждение результатов работы. | Обобщение результатов деятельности для достижения поставленных задач. | Сравнение, обобщение, классификация. Умение выстраивать причинно-следственные связи. Оценка результатов деятельности. | Участие в обсуждении, задают интересующие вопросы, выражают собственное мнение по тому или иному пункту. | Участие в диалоге, обсуждении проблемы. Умение выслушать противоположную точку зрения. Оценка действий обучающихся, коррекция данных. | Анализ выполненной работы. | Осознание качества усвоенных знаний. Развитие волевых и эмоциональных способностей. |
Шестой этап. Домашнее задание |
Запись на информационной доске домашнего задания, необходимые комментарии к заданиям. Задания дифференцированные: 1) составить сиквейн по теме 2) Генетическая взаимосвязь веществ ( под таблицей) | Восприятие и фиксация информации. | Извлечение необходимой для обучающегося информации. | Слушают, задают вопросы для уточнения интересующих и непонятных моментов. | Выбирают нужный уровень домашнего задания. | Планирование прогнозирования результата деятельности. | |
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
KNO3 → O2 → Na2O2 → O2 → CO → CH3OH → CO2
↓↑
O 3
Приложение 5
Задания группам
1 группа
Состав группы: Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4
1. Сравните свойства озона и кислорода (стр.39 упр. 1).
2. Определите степени окисления в веществах (стр. 36 упр. 7).
Задания группам
2 группа
Состав группы: Ученик 5
Ученик 6
Ученик 7
Ученик 8
Работа с номенклатурой веществ и новыми понятиями.
Качественная реакция на озон (стр. 39 упр. 2).
Решение задачи (стр. 36 упр. 8).
Задания группам
3 группа
Состав группы: Ученик 9
Ученик 10
Ученик 11
Ученик 12
Дополнение материала к изученному (Составление новых слайдов к презентации урока).
Решение задач на стр.39 упр. 5,6
Задания группам
4 группа
Состав группы: Ученик 13
Ученик 14
Ученик 15
Ученик 16
Выполнение заданий ЕГЭ (задания 29, 30).
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми протекает гетерогенная окислительно-восстановительная реакция. Выделение газа в ходе реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: хлорид аммония, кислород, сульфид бария, гидроксид калия, оксид бария. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с выделением газа. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Задания группам
4 группа
Состав группы: Ученик 13
Ученик 14
Ученик 15
Ученик 16
Выполнение заданий ЕГЭ (задания 29, 30).
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает без видимых изменений. Выделение газа и выпадение осадка в ходе реакции не наблюдаются. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: сульфит натрия, пероксид водорода, сульфат калия, хлорид аммония, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Задания группам
4 группа
Состав группы: Ученик 13
Ученик 14
Ученик 15
Ученик 16
Выполнение заданий ЕГЭ (задания 29, 30).
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает без видимых изменений. Выделение газа и выпадение осадка в ходе реакции не наблюдаются. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: соляная кислота, хлорид олова (II), озон, гидроксид натрия, кремний, нитрат серебра. Допустимо использование водных растворов веществ и воды в качестве среды для протекания реакций.
Из предложенного перечня выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Задания группам
4 группа
Состав группы: Ученик 13
Ученик 14
Ученик 15
Ученик 16
Выполнение заданий ЕГЭ (задания 29, 30).
Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция с образованием осадка. В ответе запишите уравнение реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: азотная кислота, карбонат бария, пероксид водорода, гидроксид натрия, кремний, нитрат серебра. Допустимо использование водных растворов веществ и воды в качестве среды для протекания реакций.
Из предложенного перечня выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.