СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика и структура образовательной ситуации в процессе образовательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.      

Просмотр содержимого документа
«Характеристика и структура образовательной ситуации в процессе образовательной деятельности»

Характеристика и структура образовательной ситуации в процессе образовательной деятельности

Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с традициями русского народа, предметами крестьянского быта и их назначением.

2. Воспитывать интерес к истории своего народа.

3. Обогащать словарный запас дошкольника.

Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательных ситуаций является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть, как и материальными (рассказ, рисунок, поделка, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Именно таким образом началось в нашей группе знакомство дошколят с народной культурой, традициями и бытом. Во время проведения Дня матери на мастер-классе с родителями ребятами была изготовлена кукла Крупеничка. Встал вопрос – где же она будет у нас жить, и какие раньше были дома? Решили обратиться в библиотеку и найти информацию на страницах книг и энциклопедий. Выяснили, что русский народный быт очень сильно отличается от современного, детям встретилось много незнакомых названий старинных предметов. Было решено поглубже познакомить детей с данной темой. Родители охотно поддержали нашу идею, и совместно с ними у ребят появился макет русской народной избы. Макет представляет собой комнату, обставленную в стиле крестьянского быта. Маркеры пространства: лавка, печь, стол, люлька, деревянная посуда, самовар, игрушки персонаж и – кукла, кот. У каждого атрибута в избе своя история появления: кукла приехала из Калининграда, кот – из Пощупова, сундук - из Питера! Т. е. воспитанники и их родители настолько прониклись нашей работой в данном направлении, что каждый хотел принять участие в обустройстве избы!

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, умения обобщать знания по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Далее у ребят возник вопрос: какие предметы быта окружали человека, и какие профессии были у людей. Для ответа на эти и другие вопросы педагогами группы был разработан и проведен цикл занятий, которые знакомили детей с историей русской печи, ложки, самовара, каши, лаптей и т.д. В качестве закрепления материала мы посещали музеи Рязани и области: музей сказки «Забава», МБУК «Музей Ивана Павлова», Касимовский музей денег «Монеточка» (ЗУМ). Параллельно ведется работа краеведческой направленности с экологическим парком «Мещера» (занятие «История ложки»), храмом ….

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность, в режимные моменты. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений через их применение в новых условиях, на проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

В свободное время детям предлагаются раскраски на данную тему, рассматривание иллюстраций и чтение книг, дидактические игры, логико-малыш, просмотр диафильмов и т.д.

В начале образовательная ситуация вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставится проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Важное место в этой работе занимает знакомство дошкольников с русскими народными праздниками: Рождество, Масленица, Жаворонки, Пасха, Красная горка, Медовый спас и т.д.

Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов оценки детских достижений. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Таким образом, образовательная ситуация – структурная единица конструирования образовательного процесса, которая помогает воспитателю решать образовательные задачи. Системное использование ситуаций дает возможность педагогу отойти от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создать условия раскрепощенности, снять излишнюю регламентацию, позволяет раскрыть свое внутреннее состояние и образ «Я» ребенка. Только такие условия определяют успешность использования такой педагогической технологии, как образовательные ситуации.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности и режимных моментах. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Вывод: Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!