Просмотр содержимого документа
«Характеристика культуротворческой школы»
Задача современной школы коренным образом изменилась! Не столько обучение новому, не столько труд наполнения «пустого сосуда» знаниями оказался актуальным теперь, на рубеже тысячелетий, в постмодернистском мире, сколько труднейшая и скрупулезная работа организации интеллектуальной сферы ребенка, упорядочение его эмоциональной и мыслительной деятельности. Только упорядоченность внутреннего мира позволит человеку адекватно ориентироваться и достойно действовать в современном социуме, защитит его от негэнтропйных воздействий социокультурной среды. (Из статьи Валицкой – данные могу прислать).
Модель КШ - один из путей решения этой задачи - предполагает эволюционный путь изменений, основанный
на осознании того, что происходит с ребёнком в современном информационном пространстве;
на вписывании в это пространство школьного образовательного процесса;
на сообщении необходимого объёма предметной информации, позволяющей молодому человеку выстроить в своём сознании целостный образ мира и человека в нём.
Образовательный процесс в нашей модели строится в логике становления личности, а личность современного школьника невозможно представить без стремления овладеть информационными технологиями.
Урок в культуротворческой школе – культурное событие, поскольку совершается в сфере культуры, является актом приобщения ребенка и учителя к культуре современности, а его результат – приращение общего опыта культурного строительства. При этом собственно педагогическая цель такого урока состоит в организации творческого познавательного диалога личности и культуры, ребенка и учителя. Содержательное поле урока-события конструируется в интеграции материала всех дисциплин учебного плана в каждом классе. В этом контексте информационная культура учителя и ученика является необходимой составляющей учебного процесса.
Безусловно, цифровизация современной школы – великое благо, но не панацея. Особенно важно – сохранить для ученика эмоционально-образный тип отношения к миру, способность ценностного переживания жизни и учебного материала, создавая альтернативу рационально-прагматической тенденции возрастного мировосприятия, опираясь на свойственный подросткам интерес к таинственному, стремление к независимости, самостоятельному волеизъявлению, с одной стороны, и желание принадлежать к социальной группе – с другой.
В ХХI в. образованность предполагает не только умение пользоваться компьютерными технологиями получения и обработки информации, но развитую способность эту информацию анализировать, оценивать, формировать — сознательно и ответствен-
но работать в информационном пространстве современного мира. Такую возможность имеет только человек, обладающий устойчивой системой мировоззренческих представлений, критериев выбора своего места в социуме, критериев оценки жизненной ситуации, духовно-нравственными ориентирами действия. Задача современной школы состоит в том, чтобы дать своему выпускнику такую систему.