Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16»
457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Куйбышева, дом 31 «А»,
8(35134)42659, 8(35134)44154
Характеристика профессиональной деятельности Сергеевой Светланы Николаевны
педагога-психолога
МБДОУ «Детский сад № 16»
участника городского заочного конкурса
профессионального мастерства
«Педагог-психолог»
г. Южноуральск, 2021
Характеристика профессиональной деятельности участника городского заочного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог»
Я, Сергеева Светлана Николаевна, с 2002 года работаю в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Детский сад № 16» города Южноуральска в должности «Педагог-психолог».
Работу строю согласно утвержденным федеральным, региональным и муниципальным нормативным документам, а также на основе разработанных локальных актов ДОУ. Непрерывно повышаю свое профессиональное мастерство: участвую в работе Педагогического совета ДОУ, являюсь постоянным членом Городского методического объединения педагогов-психологов, принимаю активное участие в вебинарах, семинарах и конференциях различного уровня по актуальным проблемам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Дата рождения: | 5 января 1967 года |
Образование: | высшее профессиональное педагогическое |
Общий трудовой стаж | 32 год 1 месяц |
Стаж работы педагогом - психологом | в занимаемой должности: 13 лет 5 месяцев |
Квалификационная категория: | высшая квалификационная категория |
1.Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании
| Название образовательной организации высшего образования (по диплому) и год окончания | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» 2007 год |
| Специальность, квалификация по диплому | диплом по специальности «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии» |
| Дополнительное профессиональное образование | Обучение на курсах, семинарах, вебинарах, способствующих повышению качества и результативности профессиональной деятельности: - удостоверение ГБОУ ДПО «ЧИППКРО» Курс «Содержание и методы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» (часов -72, 01.06.2018); - сертификат ГБУ ДПО РЦОКИО по программе «Информационно-коммуникационные технологии» вариативный учебный модуль «Эффективные приемы работы в Excel» (18 академических часов, серия № 0256/ИКТ от 28.03.2018 г.); - удостоверение ГБУ ДПО РЦОКИО по дополнительной программе «Обеспечение информационной безопасности организации» (16 часов № 016861 11.11.19 год), - сертификат за активное участие в областном семинаре-совещании Министерства образования и науки Челябинской области и Университета Российского инновационного образования «Оптимизация психоэмоциональных состояний педагогов-психологов. Основы стресс-менеджмента» от 26.01.2018 г.; - сертификат участника семинара «Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования средствами программно-методических комплексов издательства «Просвещение» от 23.10.2018 г.; - сертификат «Куклотерапия. Современные методики психологической коррекции детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» (серия ФК №3663 от 18.09.2019г.); - сертификат за участие в семинаре по теме: «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» (16 часов от 13.02.2020 г.) - сертификат о прохождении курса вебинаров «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»: «Реализация образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Реализация программ инклюзивного образования», «Реализация программ раннего возраста», «Компетентное развитие», «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Управление ДОО: современные требования» (общий объём 30 учебных часов №148772 от 01.03.2020 года); - сертификат за участие в семинаре: «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» (16 часов 03.03.2020 года) - сертификат за участие в семинаре по теме: «Современные подходы к воспитанию детей в условиях реализации ФГОС. Эффективное взаимодействие детского сада и семьи» (16 часов, от 10.11.2020 года) |
2. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог - психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н.
С учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и должностной инструкции педагога-психолога МБДОУ «Д/с № 16» ведущими трудовыми функциями моей деятельности являются:
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками.
Психологическая диагностика детей.
Психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса.
Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания).
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации ООП и АОП ДОУ выполнено через:
разработку и проведение игр и упражнений по улучшению процесса адаптации детей к условиям ДОУ: формирование и развитие у детей раннего возраста позитивной установки к детскому саду. Используется программа А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2- 4 года в период адаптации к ДОУ»;
участие в работе ППк ДОУ;
выявление детей «группы риска», разработка индивидуального коррекционно-образовательного маршрута детей с ОВЗ в ДОУ.
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками:
коррекция нарушений развития эмоционально-волевой сферы с помощью различных методов психокоррекционной помощи (формирование и развитие навыков и умений дифференцировать свои и чужие эмоции; осознание своего собственного «Я» и т.д.);
использование психогимнастики (специальные занятия, этюды, игры, упражнения), направлено на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально – личностной сферы;
коррекция нарушений развития коммуникативных навыков с помощью игровых сеансов с использованием песочной терапии (индивидуальная и подгрупповая работа). В процессе работы ребенок обогащает навыки коммуникации и сотрудничества, находит позицию в малой группе;
применение метода релаксации в условиях сенсорного уголка помогает снять психическое напряжение, достигнуть полного сосредоточения на себе, своих переживаниях и ощущениях, отключение от неприятных мыслей. Специальные упражнения в стихотворной форме и под музыкальное сопровождение, т. е. применение в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) помогают каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации;
развитие и социализация воспитанников с ОВЗ, подготовка и проведение интегрированных коррекционно - развивающих занятий у воспитанников с нарушениями речи совместных с учителем-логопедом, в соответствии с темой недели. Это позволяет детям узнавать пройденный материал в новой игровой форме, чувствовать себя более уверенно.
Психологическая диагностика воспитанников осуществляется на основе:
запроса родителей (законных представителей);
запроса педагогов и специалистов ДОУ;
Психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса реализовано путем:
подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) вновь поступающих в ДОУ (вопросы адаптации, культурно-гигиенические навыки, режим дня);
подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по результатам проведенных диагностических исследований и по запросу;
выступления на родительских собраниях и ознакомление родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития детей в каждой возрастной группе с целью обеспечения поддержки семейного воспитания;
индивидуальные консультации с родителями (законными представителями) по принятию или возможной коррекции особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка (в соответствие с запросом);
индивидуальные и групповые консультации для педагогов с целью повышения эффективности воспитательной деятельности и повышения уровня психолого-педагогической компетентности в развитии и социализации воспитанников ДОУ (реакция на нежелательное поведение воспитанников, психологический климат в группе и т.д.);
методическое обеспечение психологической литературой и раздаточным материалом всех участников образовательных отношений
Психологическая профилактика реализована путем:
выступление на Педагогических советах по результатам анализа адаптации детей к ДОУ и по запросу;
разработка и проведение групповой работы с детьми по профилактике социальной дезадаптации; подготовка семинаров по актуальным темам и годовым задачам ДОУ;
подготовка психологических рекомендаций для всех участников образовательных отношений с целью повышения психологической компетентности по актуальным темам.
3. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности педагога-психолога
Владею системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, и навыков, необходимых для осуществления профилактической, диагностической, коррекционно-развивающей и консультационной работы с субъектами образовательного пространства.
Активно использую современные психолого-педагогические технологии:
здоровьесберегающие (сохранение и стимулирование здоровье, обучение здоровому образу жизни, коррекционные технологии);
тренинговые технологии: применение элементов тренинговых занятий в рамках профилактики психоэмоционального выгорания у педагогов («Я – педагог и у меня есть чувства», «Развитие эмоциональной устойчивости педагогов»);
информационно-коммуникационные технологии (обучающие и развивающие игры и задания на развитие внимания, диагностические методики, использование ИКТ);
личностноориентированные технологии (раскрытие индивидуальности ребенка, работа в группе);
психолого-педагогическое сопровождение (индивидуальный маршрут воспитанников с ОВЗ, повышение мотивации, технология сотрудничества «взрослый-ребёнок»)
В своей работе применяю различные диагностические методики, используемые при обследовании воспитанников дошкольных возрастных групп:
Методики исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста: методика «Установление последовательности событий» А.Н. Бернштейна, методика «Предметная классификация» Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник.
Методики исследования эмоционально личностной сферы, детско-родительских отношений: методика «СОМОР» (аналогия теста Р.Жиля), методика «Страхи в домиках» А.И. Захаров
Методики исследования познавательной сферы: «Экспресс диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
Методики изучения особенностей личности дошкольников: тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
В своей деятельности успешно реализую программы:
коррекционно-развивающие занятия «Психологическая подготовка детей к школе» (Автор-составитель В.Л. Шарохина);
индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с ОВЗ (дошкольный возраст) (Автор Белова Ж.В.);
программа «Психологическая компетентность детей старшего дошкольного возраста» (Автор-составитель Алексеева А.Е.);
цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет (Автор-составитель В.Л. Шарохина);
программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». (Авторы: Н.Ю. Куражева, Н.В. Варяева и др.)
Перечень разработанных педагогом-психологом локальных и/или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др. с указанием сведений об апробации и обсуждении в профессиональном сообществе (публикации, утверждение педагогически и/или управляющим советом организации и т.д.);
Программы, разработаные участником Конкурса | Член рабочей группы по разработке ООП МБДОУ «Д/с № 16» (утвержденной приказом заведующего МБДОУ «Д/с №16» № 62/4 от 31.08.2018 г.); Член рабочей группы по разработке и формированию компонентов АОП МБДОУ «Д/с № 16» (утверждена приказом заведующего МБДОУ «Д/с №16», № 62/4 от 31.08.2018 г.) |
Авторские методики | Методические разработки: - Проект «Волшебная страна песка» (старший дошкольный возраст) (диплом № ST 616-78532); - Методическая разработка в области психологического сопровождения образовательного процесса «Имеем Право» (диплом I степени /82 б./ ЕВ № 6234 от 17.12.2019) - член творческой группы авторской разработки городского «Фестиваля национальных культур Южного Урала» (приказ № 141/ 3 от 23.10.2019 г.); - Практикум для педагогов «Оказание психологической поддержки близким, воспитанникам, коллегам» согласовано в годовом плане педагога-психолога на 2020-2021 учебный год (педсовет -протокол № 1 от 31.08.2020); - Консультационный кейс «Критерии готовности ребенка к школьному обучению» для родителей (законных представителей); |
Перечень разработанных Конкурсантом локальных и/или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др. | - Разработка Положения о психолого - педагогическом консилиуме МБДОУ «Д/с №16» (приказ № 130/2 от 29.08.2019 г.); - Разработка Индивидуального коррекционно-образовательного маршрута детей с ОВЗ в ДОУ» (приказ № 69/2 от 21.09.2020 г.); - Разработка «Рабочая программа педагога - психолога МБДОУ «Д/с № 16» (приказ № 62/4 от 31.08.2020 г.) Публикации: - Опубликована методическая разработка «Рабочая программа педагога- психолога МБДОУ «Д/с № 16» на сайте infourok.ru свидетельство № ДВ-190518 от 25.11.2019; - Публикация учебно-методического материала «Педагогический батл» ко всемирному дню прав ребенка с участием родителей ДОУ (сертификат №СП 62252 от 05.12.2019); -«Профилактика синдрома эмоционального выгорания» опубликована в сборнике «Методических разработок и педагогических идей» (Свидетельство DO № 0017746 от 22.10.2020 адрес интернет публикации https://ped-up.ru/sbornik ; -Тренинг «Островок безопасности» с педагогами ДОУ по профилактике детского дорожного транспортного травматизма в ОУ опубликовано в электронном журнале издания «Альманах педагога» сертификат №ФС № 2444 от 16.10.2019; Созданные медиапродукты: - Рубрики на личной страничке на официальном сайте «Мультиурок» https://multiurok.ru/ssn6767/files ; - личная страничка на официальном сайте «Инфоурок» https://infourok.ru/user/sergeeva-svetlana-nikolaevna4 - Создание видеороликов в социальной сети «ВКонтакте» в группе «МБДОУ «Д/с № 16» https://vk.com/club183097722 Разработанные проекты: - Проект «Волшебная страна песка» номинация «Проект, проектная деятельность» участие в Х Всероссийском конкурсе «Свобода творчества » (диплом № ST 616-78532); |
Обобщенные итоги профессиональной деятельности педагога-психолога за последние три года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения.
Результаты психологических исследований готовности к обучению в школе воспитанников МБДОУ «Детский сад №16 » апрель 2018-2019 учебного года
| Психологическое качество | Высокий уровень | Хороший уровень | Средний уровень | Слабый уровень | Низкий уровень |
1 | Информационный компонент | |
1.1 | Мнемические процессы: | |
1.1.1 | механическая память | 2 (11,6%) | 4(23,6 %) | 9(53%) | 2 (11,6%) | 0 |
1.1.2 | кратковременная зрительная память | 3(17,6%) | 6(35,3%) | 7(41,1%) | 1(5,8%) | 0 |
1.2 | Внимание: | |
1.2.1 | произвольность | 2 (11,6%) | 5(29,4%) | 7(41,1%) | 3(17,6%) | 0 |
1.2.2 | устойчивость | 5(29,4%) | 7(41,1%) | 5(29,4%) | 0 | 0 |
1.2.3 | переключение | 6(35,3%) | 10(58,8%) | 1(5,8%) | 0 | 0 |
1.3 | Восприятие: | |
1.3.1 | фигурно-фоновые отношения | 7(41,1%) | 6(35,3%) | 4(23,6 %) | 0 | 0 |
2 | Произвольность | |
2.1 | Общая способность к обучению | 3(17,6%) | 8(47%) | 6(35,3%) | 0 | 0 |
3 | Личностно-мотивационный компонент | |
3.1 | Знания о школе | 10(58,8%) | 4(23,6 %) | 3(17,6%) | 0 | 0 |
Результаты психологических исследований готовности к обучению в школе
воспитанников МБДОУ «Детский сад №16» март 2020-2021 учебного года
| Психологическое качество | Высокий уровень | Хороший уровень | Средний уровень | Слабый уровень | Низкий уровень |
1 | Информационный компонент | |
1.1 | Мнемические процессы: | |
1.1.1 | механическая память | 2(10,5%) | 4(21%) | 11(57,9%) | 2(10,5%) | 0 |
1.1.2 | кратковременная зрительная память | 3(15,8%) | 6(31,6%) | 9(47,4%) | 1(5,2%) | 0 |
1.2 | Внимание: | |
1.2.1 | произвольность | 2(10,5%) | 5(26,3%) | 9(47,4%) | 3(15,8%) | 0 |
1.2.2 | устойчивость | 5(26,3%) | 7(36,8%) | 7(36,8%) | 0 | 0 |
1.2.3 | переключение | 6(31,6%) | 10(52,6%) | 3(15,8%) | 0 | 0 |
1.3 | Восприятие: | |
1.3.1 | фигурно-фоновые отношения | 7(36,8%) | 6(31,6%) | 6(31,6%) | 0 | 0 |
2 | Произвольность | |
2.1 | Общая способность к обучению | 3(15,8%) | 7(36,8%) | 9(47,4%) | 1 | 0 |
3 | Личностно-мотивационный компонент | |
3.1 | Знания о школе | 14(73,6%) | 2(10,5%) | 3(15,8%) | 0 | 0 |
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране диагностика на конец учебного 2020 года не проводилась, т.к. воспитанники находились дома на самоизоляции
Анализ выраженности готовности воспитанников
подготовительных групп, поступающих в школу
| 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 |
Начало года | Конец года (прогнозируемый результат) | Начало года | Конец года (прогнозируемый результат) самоизоляция | Начало года | Конец года (прогнозируемый результат) |
достаточный | 25,4% | 48,7% | 30,2% | - | 35,7% | 43,5% |
удовлетворительный | 72,6% | 51,3% | 68,8% | - | 63,6% | 56,5% |
недостаточный | 2% | - | 1% | - | 1% | - |
График сравнительного анализа сформированности познавательных процессов
у детей старшего дошкольного возраста, исследуемых в МБДОУ «Детский сад № 16»
Таким образом, портрет типичного выпускника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №16» следующий: воспитанники владеют в достаточной степени понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т. е. обеспечивается базисный минимум, заложенный в программе
В развитии познавательных психических процессов прослеживается положительная динамика, по сравнению на протяжении трех лет. Причиной положительной динамики является слаженность в работе педагогического коллектива ДОУ( активное участие специалистов и воспитателей подготовительных групп в образовательном процессе): оптимальное сочетание различные форм и методов коррекционного воздействия привело к положительной динамике качественного и количественного изменения психических процессов; разработка плана мероприятий по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ; тесное взаимодействие специалистов ДОУ; информирование родителей по вопросам развития детей. Это видно графика сравнительного анализа сформированности познавательных процессов исследуемых 2018-2019 и 2020-2021 учебного года в МБДОУ «Детский сад №16»
Достижению поставленных целей в период пандемии способствовало своевременное внесение корректировки в планирование деятельности по всем направлениям, путем введения новых онлайн форм ведения коррекционно-развивающей, профилактической, просветительской, консультативной работы.
9