СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика процессов памяти

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика процессов памяти

Просмотр содержимого документа
«Характеристика процессов памяти»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Характеристика процессов памяти Выполнила: студентка 1 курса 172 гр. Колесникова А.В.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Характеристика процессов памяти

Выполнила:

студентка 1 курса 172 гр.

Колесникова А.В.

ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ Процессами памяти являются:  запоминание сохранение воспроизведение узнавание забывание

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Процессами памяти являются:

  • запоминание
  • сохранение
  • воспроизведение
  • узнавание
  • забывание
Запоминание  —  это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.  По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и п ред­намеренное (или произвольное).
  • Запоминание —  это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. 

По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и п ред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание   — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след в коре головного мозга. В отличие от непроизвольного запоминания  произвольное (или преднамерен­ное) запоминание  характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. 

Непреднамеренное запоминание   — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания  произвольное (или преднамерен­ное) запоминание  характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. 

Сохранение   — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.
  • Сохранение   — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.
Воспроизведение и узна­вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что  узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта .
  • Воспроизведение и узна­вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что  узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта .
Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное   —  это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.  Произвольное  воспроизведе­ние   — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. 

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное    это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.  Произвольное воспроизведе­ние   — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. 

Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий называется припоминанием . Припоминание является сложным умственным действием. Умению припоминать, так же как запоминать и сохранять в памяти, следует учиться. Успешность процесса припоминания зависит от того, насколько четко сознается содержание задачи по усвоению материала. Если при припоминании возникают трудности, то необходимо идти от широкого круга знаний к более узкому. Нужно использовать сопоставление, сравнение, ассоциации с тем, что следует воспроизвести.

Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий называется припоминанием .

Припоминание является сложным умственным действием. Умению припоминать, так же как запоминать и сохранять в памяти, следует учиться. Успешность процесса припоминания зависит от того, насколько четко сознается содержание задачи по усвоению материала.

Если при припоминании возникают трудности, то необходимо идти от широкого круга знаний к более узкому. Нужно использовать сопоставление, сравнение, ассоциации с тем, что следует воспроизвести.

Забывание  — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Впервые это явление исследовал немецкий психолог Герман Эббингауз. Основные факторы забывания — это время и степень активности использования имеющейся информации (т.е. забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).  Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.
  • Забывание  — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Впервые это явление исследовал немецкий психолог Герман Эббингауз.

Основные факторы забывания — это время и степень активности использования имеющейся информации (т.е. забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости). Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.

Забывание подразумевает потерю возможности воспроизведения, а иногда и узнавания раннее запомненного. Наиболее часто забывается не значимое. Забывание может быть частичным или полным . Частичное забывание — это невозможность воспроизвести информацию, но возможность узнать ее (информация кажется знакомой). Полное забывание — материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Так же забывание может быть временным или длительным. Забывание зависит от времени. Особенно интенсивно оно протекает сразу после заучивания, а потом оно замедляется.

Забывание подразумевает потерю возможности воспроизведения, а иногда и узнавания раннее запомненного. Наиболее часто забывается не значимое. Забывание может быть частичным или полным .

Частичное забывание — это невозможность воспроизвести информацию, но возможность узнать ее (информация кажется знакомой).

Полное забывание — материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Так же забывание может быть временным или длительным.

Забывание зависит от времени. Особенно интенсивно оно протекает сразу после заучивания, а потом оно замедляется.

Список использованной литературы https ://impsi.ru/general-psychology/pamyat-obshhaya-harakteristika-vidy-protsessy-i-mehanizmy / Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969

Список использованной литературы

  • https ://impsi.ru/general-psychology/pamyat-obshhaya-harakteristika-vidy-protsessy-i-mehanizmy /
  • Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!