СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристики славно-тюркского союза

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, характеризуемом высокой степенью культурно-политической турбулентности и неравновесности, сохранение евразийского цивилизационного единства является геополитической задачей Российской Федерации. Внутриполитической задачей является защита и укрепление  российской идентичности – полиэтничного единства российской нации, как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности страны.

Геополитические риски и глобальные вызовы современности ставят перед Россией историческую задачу – «собирание Евразии» как цивилизационный проект. Он включает в себя два евразийских цивилизационных кода: сохранение цивилизационной общности народов Евразии и российской полиэтничной нации в РФ, как ключевых факторов цивилизационной и национальной безопасности России.

Просмотр содержимого документа
«Характеристики славно-тюркского союза»

В результате проведенного комплексного анализа славяно-тюркского союза в России, основанного на использовании синтетической этнологической методологии и совокупности научных подходов (междисциплинарный, цивилизационно-геополитический, системный), были решены поставленные задачи в исследовании и получены следующие результаты.

1. Проведено обобщение современных российских научных исследований по теме славяно-тюркского союза и концептуализирован полученный научный опыт в аспекте понимания специфики славяно-тюркского союза как цивилизационной евразийской общности народов.

Рассмотрены три этнологических подхода к межэтническому образованию, которое представляет собой славяно-тюркский союз народов России: примордиализм, конструктивизм и прагматизм. Автор исследования придерживается синтетической методологии с акцентом на евразийский примордиализм (естественно-исторический характер цивилизационных и этнических общностей) в аспекте анализа общественной психологии этносов и акцентом на конструктивизм в сфере идеологического механизма собирания российской нации, понимаемого как реализацию евразийской государственной общегражданской идеологии. В основу методологии исследования положены идеи о российском евразийском суперэтносе Л.Н. Гумилева и идеи цивилизационной школы евразийцев.

Раскрыты сущность и содержание ключевых терминов исследования, даны их авторские определения:

Славяно-тюркский союз – это исторически сложившаяся форма социокультурного взаимодействия двух комплементарных равноправных этносов в России, обладающих государствообразующей функцией, составляющих основу российской нации и более широкой цивилизационной евразийской общности, включающей народы стран Евразии.

Российская нация – исторически сформировавшаяся полиэтничная гражданская общность людей на территории российского государства, осознающих свое гражданство, причастность к общей культуре и общенациональной идеологии, обладающей общей исторической судьбой и местом в мировом сообществе, характеризуемой высокой степенью социально-политической интеграции и единства, обладающей статусом международную правосубъектности как государствообразующий народ.

2. Проанализированы три этапа национальной политики России в качестве трех моделей (имперская, советская, либеральная) и составляющая их евразийская специфика. Обоснована перспективность евразийской модели национальной политики РФ и ее особенности: Россия как «месторазвитие», уникальная евразийская цивилизация; симфония всех культур, государства и религии. Взаимодополнение и синергия всех евразийских народов как равных в один суперэтнос; эксклюзивно-инклюзивный конвергентный синтез, диалектическое единство евразийских культур (единство при сохранении уникальности); географически-экономический принцип административно-территориального деления РФ без учета границ между этносами; национальные автономии и элиты не имеют политической суверенности; опора на евразийский менталитет народа России и формирование соответствующей культурной евразийской идеологии; моральный и гражданско-правовой консенсус между народами Евразии; общая историческая память и осознание общего этногенеза; цивилизационная евразийская идентичность как ключевая, целевая, все остальные идентичности (этнические, гражданские, религиозные, культурные) как средство этой цели; патерналистское идеократическое государство-цивилизация; институционализация евразийских гражданских институтов формирующих российскую нацию. Показаны идеологические, исторические и общественно-психологические предпосылки данной модели, три этапа институционализации национальной политики России.

3. Проведен анализ этнического состава славяно-тюркского союза в России, состоящего из трех славянских народов (русские, украинцы и белорусы) (111 млн. чел., 2010 г.) и 25 тюркоязычных этносов (татары, башкиры, чуваши и другие) (10,6 млн. чел.). Выявлена следующая историческая особенность. Кипчакская ветвь тюрок (татары, башкиры и др.) (20% всех тюрок) естественноисторически, как коренные народы России, вошли в цивилизационный ареал славян и составляют с ними евразийскую общность народов. Огузская ветвь тюрок (азербайджане, турки) (80% всех тюрок), хоть и не стали цивилизационно комплементарны славянам, но входят в состав «Большой Евразии», континентального единства народов, составляют основу континентально-территориального союза народов Европы и Азии.

Прогностически проанализированы геополитические сценарии развития тюркского мира и его взаимодействия со славянским миром. Позитивный сценарий – «цветущая сложность» (термин К. Леонтьева) – возникает при евразийском цивилизационном развитии этносов, когда они образуют при сохранении этнокультурного многообразия единую сильную российскую нацию как государствообразующий полиэтничный народ России. Четыре негативных сценария: националистический (автохтонный), основанный на культурно-политической изоляции народа, на чувстве национального превосходства; пантюркистский, предполагающий объединение всех тюркских культур Евразии в одно целое геополитическое пространство и в перспективе – в сверхдержаву; атлантистский сценарий, как вхождение тюрков в мировую западную цивилизацию в качестве обезличенной части; панисламисткий сценарий, проводимый при потере тюрками своей национальной самобытности в рамках наднациональной, но фактически арабской, исламской цивилизации. При реализации негативных сценариев славяно-тюркский союз народов России распадается и возникает возможность серии локальных межэтнических и глобальный межцивилизационный конфликт между славянской и исламской цивилизациями. Следовательно, грамотная и взвешенная евразийская внутренняя и этноконфессиональная политика во избежание негативных сценариев является актуальной задачей органов исполнительной власти РФ всех уровней.

4. В результате проведенного историко-хронологического анализа становления и развития славяно-тюркского союза как цивилизационной евразийской общности выявлены исторические предпосылки, факторы и факты данного межэтнического взаимодействия, показан общий этногенез славянских и тюркских народностей, их влияние на традиции российской государственности. На первом историческом этапе как противоборствующие и союзнические стороны рассмотрены взаимотношения: Киевской Руси и Хазарского каганата, а также с половцами и печенегами; славян в татаро-монгольской империи. На втором этапе выявлено культурное и политическое взаимодействие между славянами и тюрками в составе единой многонациональной Российской империи: вхождение в империю тюрок Казанского и Астраханского ханств, Поволжья и Сибири, Крыма и Кавказа, Средней Азии. Третий исторический этап в составе СССР стал апогеем взаимодействия, который стал периодом интернационального советского единства всех братских социалистических республик. Четвертый период связан с эпохой становления и развития гражданских наций постсоветских государств, формирования в России уникальной полиэтничной евразийской гражданской нации. Все эти исторические периоды взаимодействия славянских и тюркских народов России (доимперский, имперский, советский, постимперский) и, в целом, – Евразии, стали этапами создания уникальной по своей мировой значимости полиэтничной российской нации и евразийской цивилизационной общности народов Евразии. Исторически российская нация в своем евразийском единстве показала свою жизнеспособность на протяжении всей драматической истории России: в годы Смутного времени начала XVII века, в Отечественную войну 1812 г., в эпоху гражданской войны начала XX века, в Отечественную войну 1941 – 1945 гг., при распаде СССР в 1991 г. Исторические вызовы, с которыми столкнулась российская нация в начале XXI в. – глобализация и терроризм, не разрушили это единство, а стали факторами дальнейшей консолидации евразийских народов в могучий государствообразующий российский народ.

5. Раскрыты механизмы формирования российской нации в аспекте укрепления евразийского единства народов России.

Правовой механизм, где приняты руководством РФ нормативно-правовые акты в сфере этнической государственной политики по укреплению единства российской нации. По поручению президента РФ В.В. Путина Федеральное агентство по делам национальностей готовит проект федерального закона «О российской нации в РФ».

Экономический механизм, который нацелен на формирование интернациональной региональной экономики стран ЕАЭС, основанной на равноправии народов Евразии и их общих интересах, в отличие от транснациональной экономики Запада (узкие интересы мондиализма) и национальных экономик государств Востока, основанных на ресурсном эгоизме национальных элит. Важнейшей перспективой укрепления евразийской общности государств, этносов и народов становится задача формирования эффективной постиндустриальной «цифровой» экономики на основе высокотехнологичных производств с высокой степенью региональной и международной кооперации, способной стать основой создания международной державы – Евразийского союза государств.

Политический механизм, который предполагает конституционную легитимацию и институционализацию евразийской идеологии как основы Евразийского Союза, формирование интернациональных элит стран ЕАС, проводящих политику евразийства, создание евразийского гражданского общества на основе развитых евразийских политических институтов.

Социокультурные механизмы формирования российской нации: переориентация средств массовой информации на трансляцию и популяризацию общероссийских традиционных евразийских ценностей коренных народов России; эффективная культурная, языковая и образовательная политику РФ в целях обеспечения динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, на основе единства коллективных традиционных ценностей и системы прав и свобод личности; достижение морального и гражданско-правового консенсуса в славяно-тюркском обществе; защита культурного суверенитета России; создание средств предупреждения и профилактики межэтнических конфликтов. Социокультурными механизмами формирования российской нации являются все общественные институты, объединенные единой общегражданской идеологией: государство, образование, культурные организации, политические партии, семья, средства массовой информации и другие. В РФ из 220 тысяч НКО около 6 тысяч имеют в своих уставных целях этнокультурное содержание, что говорит об институционализации евразийского гражданского общества. В результате этих проводимых системных мер на основе целостной евразийской идеологии в России будет создан прочный фундамент для развития и укрепления государствообразующей гражданской общности – российской нации.

6. Выявлено отношение студенчества к состоянию и перспективам славяно-тюркского союза народов. В рамках проведенного анкетного опроса в январе 2018 г. студентов г. Оренбурга о славяно-тюркском единстве и результатов аналогичного студентов г. Уфы (2016) показана положительная динамика позитивного отношения студентов к славяно-тюркскому взаимодействию, высокая степень межэтнической толерантности. 89% уфимских студентов и 57% оренбургских студентов уверенно ответили, что тюркская культура является неотъемлемым элементом российской культуры. Почти одинаково, около 65% студентов из обоих городов России ответили утвердительно, что славяно-тюркский союз является важным механизмом формирования российской нации, а пятая часть респондентов о том, что – он является частью евразийской общности стран ЕАЭС. Опрос позволил выявить высокую степень межэтнической славяно-тюркской общности респондентов, особенности молодежного восприятия национальной проблематики в России.

7. Выявлены перспективы укрепления славяно-тюркского союза в аспекте национальной безопасности РФ на современном этапе. Обоснована на широком научном материале идея формирования российской идентичности как ключевом факторе национальной безопасности РФ. Раскрыты пять сценариев евразийской межэтнической интеграции народов (межцивилизационный, внутрицивилизационный, общегражданский, федеративно-региональный, институциональный) и их перспективы. Обосновывается цивилизационный сценарий укрепления славяно-тюркского союза народов России в аспектах международной, цивилизационной, национальной, политической, культурной и духовной безопасности РФ. Международная безопасность предполагает усиление роли России как глобального геополитического игрока, имеющего евразийскую двустороннюю политическую стратегию и международную роль. Цивилизационная региональная безопасность сохраняет евразийскую цивилизационную общность народов Евразии, обеспечивает их целостность и самобытность культурно-политического развития как основу интеграции стран ЕАЭС. Национальная безопасность, подчинена защите государственного и культурного суверенитета страны. Общественная безопасность обеспечивает поддержку культурных идентичностей народов России, сохранение своеобразия национальной и этнической культуры, институтов общества. Духовная безопасность направлена на защиту целостности евразийской ментальности народов России, сохранению традиционной духовности и ценностей. Таким образом, общегосударственная задача построения и укрепления российской полиэтничной нации является условием национальной, макрорегиональной (евразийской) и международной безопасности России.

В современном мире, характеризуемом высокой степенью культурно-политической турбулентности и неравновесности, сохранение евразийского цивилизационного единства является геополитической задачей Российской Федерации. Внутриполитической задачей является защита и укрепление российской идентичности – полиэтничного единства российской нации, как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности страны.

Геополитические риски и глобальные вызовы современности ставят перед Россией историческую задачу – «собирание Евразии» как цивилизационный проект. Он включает в себя два евразийских цивилизационных кода: сохранение цивилизационной общности народов Евразии и российской полиэтничной нации в РФ, как ключевых факторов цивилизационной и национальной безопасности России.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!