СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика психического развития младшего школьника

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

1. Значение младшего школьного возраста в формировании личности

 

 

К сожалению, значение младшего школьного возраста как стадии развития человека недостаточно осознается и родителями, и воспитателями. Между тем, этот возраст вносят многие свои начала в личность будущего подростка и взрослого:

 

Первое - личность вступает в сознательную фазу.

Второе - именно в начальной школе нередко берут истоки неврозы.

Третье - закладывается фундамент будущих "трудных". Четвертое - из привычной обстановки (семья, детский сад) ребенок попадает в новую среду. Наблюдения говорят о том, что каков ребенок в учебе и жизни класса в первые годы пребывания в школе, таким зачастую он будет и во взрослой жизни.

Пятое - "формальное отбывание" учебного времени тоже начинается в младших классах. Известно, что дети оценивают друг друга в этом возрасте через призму успеваемости.  Следовательно,  неуспевающие  ребята теряют свои престиж, с ними перестают дружить. Они теряют веру в свои возможности, а при неправильной педагогической тактике утрачивают (иногда полностью) познавательный  интерес.  По  закону  компенсации некоторые из них становятся нарушителями дисциплины, классными "шутами".

     Кстати, скучно учиться бывает не только неуспевающим, слабым, но и детям с избыточной педагогической готовностью. Такие дети свободно читают, считают, пишут - им тоже скучно на уроке. Главная же опасность состоит в том, что при высокой педагогической готовности у них нередко обнаруживается недостаточная психологическая  готовность  (слабо  развиты  воля, усидчивость и т. д.). Привычка легко получать хорошие отметки (без серьезной систематической работы) заметна в третьем классе, когда у них снижается успеваемость.

Следовательно, создание программы развития познавательных интересов каждого конкретного ребенка в начальной школе – настоятельная проблема.

 

 

 

 

2. Некоторые особенности современного первоклассника

Нет сомнения в том, что социально-экономические условия заметно влияют на возрастные характеристики школьников.

    Современные дети рано проявляют самостоятельность и независимость. Младшие школьники хотят иметь по каждому вопросу свое мнение, которое они упорно отстаивают. Нередко дети поражают нас зрелостью своих суждений,   оценок.   Многие   ребята   достаточно информированы, приходят в школу грамотными, развитыми. У них зачастую возникает уверенность, что они  уже  все  знают не  хуже  старших.  Такая самоуверенность ведет к неоправданно высокой самооценке. А это почва для конфликтов со старшими.

     Наши дети растут в мире техники – самолетом, телефоном, компьютером их не удивишь. Для них это - "знакомые игрушки". Ребенок уверен, что в век техники человек может все. Это рождает здоровый оптимизм. А в итоге наши дети растут независимыми, гордыми; они не терпят насилия, неоправданного принуждения, не желают слепо повиноваться кому бы то ни было.

     В то же время у первоклашек еще очень мал жизненный опыт, они многого не знают и не умеют. Безусловно, наши дети нуждаются в руководстве со стороны старших. Однако методы, стиль этого руководства в наше время должны быть особыми. В их основу разумно положить уважительное отношение к личности маленького ученика:

понимать его желания, первые трудности, ошибки, переживания. Самое важное - научиться понимать успехи ребенка, пусть даже маленькие, и от души порадоваться вместе с ним.

     Чтобы лучше понимать маленького ученика, важно хорошо знать его анатомо-физиологические особенности.

3. Анатомо-физиологические особенности младших школьников

   Ни в каком другом возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем школьном.

    Итак, от 6-7 до 10-11 лет… Каковы наиболее характерные особенности анатомо-физиологического развития ребенка в  этот период жизни?

  Первое - если от шести до семи лет ребенок заметно "тянется" вверх и вес не поспевает за ростом, то с семи лет заметна равномерность в этом отношении.

    Второе - значительно увеличивается жизненная емкость

легких.

     Третье - костная система в основном крепче, чем у дошкольников, но еще много хрящей, окостенение позвоночника не завершено. Это относится и к тазовой области. Не завершено окостенение грудной клетки, конечностей. Об этом нужно помнить и заботиться о правильной осанке и походке детей. Не закончился процесс окостенения кисти руки, пальцев, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кист руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.

      Четвертое - в составе крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, что повышает сопротивляемость заболеваниям: возраст от восьми до десяти лет отмечается  самым  низким  процентом заболеваемости за все время от рождения до наступления зрелости.

Пятое - мышцы сердца (первоначально еще слабые) быстро растут, хорошо снабжаются кровью. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Однако недостаточное развитие сердечно-сосудистой системы требует осторожности при закаливании. Важно оберегать детей от перенапряжения, колебаний температуры.

    Шестое - вес мозга в младшем школьном возрасте к концу периода почти достигает веса мозга взрослого человека.

Если в семь лет он достигнет веса 1280 г., то к одиннадцати годам – 1350 г. Важно, что происходит функциональное совершенствование мозга (развивается аналитико-синтетическая  функция  коры,  изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения). Процесс торможения становится более сильным, но в целом преобладает возбуждение, потому младшие школьники в высокой степени возбудимы.

 

4. Некоторые вопросы адаптации к школе

     Адаптация к школе ("малый кризис") - нелегкий период для маленького ученика. Длительность его (с вариантами) –

от четырех до семи недель. В адаптационный период дети ведут себя по-разному. Одни шумно бегают по коридору, пытаются "улизнуть" со своего этажа, довольно смело ведут себя с учителями. Другие - робки, "зажаты", стараются держаться незаметно. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они капризничают; неожиданно возрастает интерес к играм, книжкам и игрушкам для самых маленьких. Все эти нарушения (функциональные отклонения)   вызваны   значительной   психической нагрузкой, изменением образа жизни. Можно указать основные трудности адаптации детей (как "домашних", так и "Садовских/'):

Первое - новый режим дня.

Второе - адаптация к классному коллективу.

Третье – взаимоотношения с учителем.

Четвертое – изменение  домашней ситуации ребенка-школьника.                  

      Детскому практическому психологу в период адаптации целесообразно оставить класс "наедине с учителем" и вмешиваться в какие-то события лишь по просьбе учителя. Наиболее полезная форма работы психолога в этот момент - работа с родителями (выступления на собрании, консультации по вопросам адаптации и возрастных особенностей).

   Большинство детей адаптируется к школе довольно быстро, но у некоторых на первом году обучения полноценной адаптации не происходит (даже при хорошей успеваемости). Такие ребята часто болеют, нередко болезни  носят  психосоматический   характер.   Они составляют  "группу риска" для возникновения  школьных неврозов. Такие дети нуждаются в особом внимании (индивидуальный подход, внушение веры в свои силы).

5. Динамика отношения к  учению

    Маленькие будущие ученики, как правило, положительно относятся к школе. Говорят, что у детей есть своеобразная "школьная потребность". Но пока это еще не потребность в знаниях, а потребность стать школьником. Немалую роль играют в этом внешние атрибуты  учения - желание иметь форму, ранец, свой стол, полочку для книг, ходить в школу, как старшие, и возвыситься в главах маленьких.

     В первые дни детям в школе "больше всего" "нравится перемена", "как учились руки поднимать", "как ходили в буфет парами" и т. д. Но вот праздничная обстановка в школе сменяется будничной» проходит ощущение новизны, И вдруг оказывается, что учение - это труд, требующий воли и самоограничения. Если ребенок к этому не готов, то наступает разочарование. Очень важно, чтобы учитель, психолог (и родители) до наступления этого критического момента объяснили детям, что учение - это не праздник, а серьезная работа, хотя и  очень интересная.

     Сначала у первоклассников возникает интерес к самому процессу учебной деятельности. Так, в произношении звуков, написании элементов букв - очень многое от игры. Работает мотив: "Смогу ли я? Как это красиво получается у учителя! А получится ли у меня?" Затем формируется интерес к результату своей учебной деятельности (Мотив: "Смог ли я?") Радость от успеха не имеет границ. Саша впервые красиво написал букву "Щ". Учительница его похвалила. Он наклонился и с чувством расцеловал букву. Ребенок обязательно должен пережить радость успеха от результатов   своей   учебной   деятельности.   Затем формируется интерес к содержанию учебного предмета, потребность приобретать знания.

      Итак, формирование интереса к содержанию учения основано   на    переживании    ребенком    чувств удовлетворенности от своих достижении. А стимулировать это чувство, конечно, должен учитель, который умело, подчеркивает даже небольшой успех.

     Особо стоит вопрос об отметке в начальной школе. По своей "природе" младший школьник - бескорыстный ученик. Он может учиться ради самого процесса учебной деятельности. Отметка же для него (особенно в первом классе) - элемент школьной атрибутики. Но отметка быстро становится сильным психологическим фактором. Она может и убить веру в свои силы, и воспитать себялюбцев. Известно, что смог уйти от этого Ш. А. Амонашвили. Отметка как мера принуждения и поощрения была заменена творческим соревнованием в обстановке, лишенной нервозности и страха.

Думается, что категорически отрицать отметку в начальной школе не следует. К ней все привыкли. Но нужно помнить, что многое здесь зависит от учителя: от его тактичности, справедливости, определенной этапности введения отметки.

6. Отношений учителю

    Известно, что учительница в начальных классах, как правило, выступает для детей в качестве непререкаемого авторитета. Она оказывает очень большое воспитательное воздействие и формирует отношение к школе, к учению. Личностные особенности ее: культура, педагогические способности, отношение к детям, черты ее характера, стиль поведения, манера общения, - все становится фактором биографии учеников.         Параллельные классы в дальнейшем часто отличаются друг от друга именно в силу влияния различных учителей, обучавших их в начальной школе.

   Первая учительница как бы олицетворяет  собой школу с ее режимом и требованиями. При том она - лицо, очень близкое ученикам. К ней они привязываются, как к родному человеку. Авторитет родителей меркнет перед авторитетом учителя. Но это не означает, что учитель должен пользоваться своим непререкаемым авторитетом и не разъяснять, почему нужно поступать так, а не иначе. Авторитет учителя начальных классов - прекрасная предпосылка для обучения и воспитания. Правильно пользуясь им, можно сформировать у детей трудолюбие, положительное отношение к учебе, внимательность и дружелюбие, умение управлять своим поведением и многие другие положительные качества.

7. Развитие познавательных процессов

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте стимулирует развитие ощущений и восприятий (как процессов непосредственного отражения мира). Эти процессы тесно связаны, и их удобнее рассматривать вместе (т. е. как восприятие).

Восприятие младшего школьника отличается остротой, свежестью (в связи с преобладанием первой сигнальной системы). Дети с живым любопытством воспринимают все окружающее, которое ежедневно дает им что-то новое. Но в детском восприятии есть специфика, говорящая о некоторой возрастной недостаточности:              

а) Дети слабо дифференцируют сходные объекты • (смешивают сходные по написанию и произношению слова, буквы, изображения предметов). Это связано со слабостью аналитической функции при воспитании. В учебной деятельности, учитывая сказанное, рекомендуется чаще давать дифференцированные упражнения, обращать внимание на сходство и различие воспринимаемых объектов.

б) Младшие школьники нередко воспринимают и выделяют несущественные детали, а важное, существенное не замечают. В связи с этой особенностью рекомендуется чаще организовывать, наблюдение: ЧТО нужно увидеть на картинке, в таблице, на ЧТО обратить внимание.

     Для восприятия детей первых-вторых классов характерна повышенная   эмоциональность.   В   первую   очередь воспринимаются те предметы и их свойства, которые вызывают непосредственную  эмоциональную реакцию "Эмоционально нейтральное" детям в этом возрасте малодоступно. В процессе обучения восприятия младших школьников приобретает характер наблюдения: оно усложняется,   становится   более   анализирующим, дифференцирующим. Усиливается роль слова в этом процессе. Здесь, конечно, велика роль учителя, который учит не просто смотреть, но рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться, выделять существенные признаки, сравнивать.

      Произвольное внимание у детей младшего школьного возраста пока еще недостаточно развито (воля развита слабо, ограничена волевая регуляция). Значительно лучше развито непроизвольное внимание, которое становится концентрированным и устойчивым, если учебный материал вызывает   активное,    эмоциональное    отношение. Несомненно, велика роль наглядности в начальной школе.

       Учеников следует приучать быть внимательными не только к занимательному, но и к такой деятельности, которая особого восторга не вызывает. К. Д. Ушинский писал: "Конечно сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность". (Родное слово. - Собр. соч. в10т., Т. 6, М.-Л., 1949). Возрастной особенностью внимания является его небольшая устойчивость (особенно у учеников 1-II классов). Причина -   слабость тормозного процесса. Внимание детей легко отвлекается, поэтому они часто теряют темп и ритм  деятельности, пропускают буквы, слова и т.д.      

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Характеристика психического развития младшего школьника»

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В помощь детскому практическому психологу

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

_____________*_____________

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ

И АДАПТИРОВАННОСТИ К ШКОЛЕ


Выпуск I




Иркутск 1995












Данные рекомендации предназначены детским практическим психологам школ и дошкольных учреждений, слушателям курсов ИПКРО, студентам педагогических вузов.

Рекомендации подготовили:

Сибирякова В. Ф. , канд. психол. наук, зав. кафедрой

общей и специальной психологии ИПКРО

Пермякова В. А., доктор психол. наук, профессор ИПКРО Харченко В. Д., канд. психол. наук, доцент ИПКРО

Научный редактор: кандидат психологических наук Сибирякова В. Ф.















ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Известно, что начинающие детские психологи испытывают немало трудностей в своей работе. Наш первый выпуск "Ь помощь детскому практическому психологу" открывает специальную серию методических рекомендации, которые, мы надеемся, помогут Вам в решении некоторых психологических, задач.

Данный выпуск включает в себя два раздела:

I. Характеристика психического развития младшего школьника (подготовлен Сибиряковой В Ф. и Харченко В. Д.). Материал раздела можно использовать для бесед (лекций) с родителями и учителями.

II. Диагностика готовности и адаптированности к школе, где даны две психодиагностические методики:

а) Беседа на осведомленность (подготовлена Пермяковой В. А.), выявляющая умственное развитие ребенка. Методику рекомендуется использовать в дошкольных учреждениях и в школе.

б) Методика экспертной оценки адаптированности ребенка в школе (разработана Соколовой О. Л., Сорокиной О. В. и Чирковым В. И.).



I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


1. Значение младшего школьного возраста в формировании личности



К сожалению, значение младшего школьного возраста как стадии развития человека недостаточно осознается и родителями, и воспитателями. Между тем, этот возраст вносят многие свои начала в личность будущего подростка и взрослого:


Первое - личность вступает в сознательную фазу.

Второе - именно в начальной школе нередко берут истоки неврозы.

Третье - закладывается фундамент будущих "трудных". Четвертое - из привычной обстановки (семья, детский сад) ребенок попадает в новую среду. Наблюдения говорят о том, что каков ребенок в учебе и жизни класса в первые годы пребывания в школе, таким зачастую он будет и во взрослой жизни.

Пятое - "формальное отбывание" учебного времени тоже начинается в младших классах. Известно, что дети оценивают друг друга в этом возрасте через призму успеваемости. Следовательно, неуспевающие ребята теряют свои престиж, с ними перестают дружить. Они теряют веру в свои возможности, а при неправильной педагогической тактике утрачивают (иногда полностью) познавательный интерес. По закону компенсации некоторые из них становятся нарушителями дисциплины, классными "шутами".

Кстати, скучно учиться бывает не только неуспевающим, слабым, но и детям с избыточной педагогической готовностью. Такие дети свободно читают, считают, пишут - им тоже скучно на уроке. Главная же опасность состоит в том, что при высокой педагогической готовности у них нередко обнаруживается недостаточная психологическая готовность (слабо развиты воля, усидчивость и т. д.). Привычка легко получать хорошие отметки (без серьезной систематической работы) заметна в третьем классе, когда у них снижается успеваемость.

Следовательно, создание программы развития познавательных интересов каждого конкретного ребенка в начальной школе – настоятельная проблема.





2. Некоторые особенности современного первоклассника

Нет сомнения в том, что социально-экономические условия заметно влияют на возрастные характеристики школьников.

Современные дети рано проявляют самостоятельность и независимость. Младшие школьники хотят иметь по каждому вопросу свое мнение, которое они упорно отстаивают. Нередко дети поражают нас зрелостью своих суждений, оценок. Многие ребята достаточно информированы, приходят в школу грамотными, развитыми. У них зачастую возникает уверенность, что они уже все знают не хуже старших. Такая самоуверенность ведет к неоправданно высокой самооценке. А это почва для конфликтов со старшими.

Наши дети растут в мире техники – самолетом, телефоном, компьютером их не удивишь. Для них это - "знакомые игрушки". Ребенок уверен, что в век техники человек может все. Это рождает здоровый оптимизм. А в итоге наши дети растут независимыми, гордыми; они не терпят насилия, неоправданного принуждения, не желают слепо повиноваться кому бы то ни было.

В то же время у первоклашек еще очень мал жизненный опыт, они многого не знают и не умеют. Безусловно, наши дети нуждаются в руководстве со стороны старших. Однако методы, стиль этого руководства в наше время должны быть особыми. В их основу разумно положить уважительное отношение к личности маленького ученика:

понимать его желания, первые трудности, ошибки, переживания. Самое важное - научиться понимать успехи ребенка, пусть даже маленькие, и от души порадоваться вместе с ним.

Чтобы лучше понимать маленького ученика, важно хорошо знать его анатомо-физиологические особенности.

3. Анатомо-физиологические особенности младших школьников

Ни в каком другом возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем школьном.

Итак, от 6-7 до 10-11 лет… Каковы наиболее характерные особенности анатомо-физиологического развития ребенка в этот период жизни?

Первое - если от шести до семи лет ребенок заметно "тянется" вверх и вес не поспевает за ростом, то с семи лет заметна равномерность в этом отношении.

Второе - значительно увеличивается жизненная емкость

легких.

Третье - костная система в основном крепче, чем у дошкольников, но еще много хрящей, окостенение позвоночника не завершено. Это относится и к тазовой области. Не завершено окостенение грудной клетки, конечностей. Об этом нужно помнить и заботиться о правильной осанке и походке детей. Не закончился процесс окостенения кисти руки, пальцев, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кист руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.

Четвертое - в составе крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, что повышает сопротивляемость заболеваниям: возраст от восьми до десяти лет отмечается самым низким процентом заболеваемости за все время от рождения до наступления зрелости.

Пятое - мышцы сердца (первоначально еще слабые) быстро растут, хорошо снабжаются кровью. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Однако недостаточное развитие сердечно-сосудистой системы требует осторожности при закаливании. Важно оберегать детей от перенапряжения, колебаний температуры.

Шестое - вес мозга в младшем школьном возрасте к концу периода почти достигает веса мозга взрослого человека.

Если в семь лет он достигнет веса 1280 г., то к одиннадцати годам – 1350 г. Важно, что происходит функциональное совершенствование мозга (развивается аналитико-синтетическая функция коры, изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения). Процесс торможения становится более сильным, но в целом преобладает возбуждение, потому младшие школьники в высокой степени возбудимы.


4. Некоторые вопросы адаптации к школе

Адаптация к школе ("малый кризис") - нелегкий период для маленького ученика. Длительность его (с вариантами) –

от четырех до семи недель. В адаптационный период дети ведут себя по-разному. Одни шумно бегают по коридору, пытаются "улизнуть" со своего этажа, довольно смело ведут себя с учителями. Другие - робки, "зажаты", стараются держаться незаметно. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они капризничают; неожиданно возрастает интерес к играм, книжкам и игрушкам для самых маленьких. Все эти нарушения (функциональные отклонения) вызваны значительной психической нагрузкой, изменением образа жизни. Можно указать основные трудности адаптации детей (как "домашних", так и "Садовских/'):

Первое - новый режим дня.

Второе - адаптация к классному коллективу.

Третье – взаимоотношения с учителем.

Четвертое – изменение домашней ситуации ребенка-школьника.

Детскому практическому психологу в период адаптации целесообразно оставить класс "наедине с учителем" и вмешиваться в какие-то события лишь по просьбе учителя. Наиболее полезная форма работы психолога в этот момент - работа с родителями (выступления на собрании, консультации по вопросам адаптации и возрастных особенностей).

Большинство детей адаптируется к школе довольно быстро, но у некоторых на первом году обучения полноценной адаптации не происходит (даже при хорошей успеваемости). Такие ребята часто болеют, нередко болезни носят психосоматический характер. Они составляют "группу риска" для возникновения школьных неврозов. Такие дети нуждаются в особом внимании (индивидуальный подход, внушение веры в свои силы).

5. Динамика отношения к учению

Маленькие будущие ученики, как правило, положительно относятся к школе. Говорят, что у детей есть своеобразная "школьная потребность". Но пока это еще не потребность в знаниях, а потребность стать школьником. Немалую роль играют в этом внешние атрибуты учения - желание иметь форму, ранец, свой стол, полочку для книг, ходить в школу, как старшие, и возвыситься в главах маленьких.

В первые дни детям в школе "больше всего" "нравится перемена", "как учились руки поднимать", "как ходили в буфет парами" и т. д. Но вот праздничная обстановка в школе сменяется будничной» проходит ощущение новизны, И вдруг оказывается, что учение - это труд, требующий воли и самоограничения. Если ребенок к этому не готов, то наступает разочарование. Очень важно, чтобы учитель, психолог (и родители) до наступления этого критического момента объяснили детям, что учение - это не праздник, а серьезная работа, хотя и очень интересная.

Сначала у первоклассников возникает интерес к самому процессу учебной деятельности. Так, в произношении звуков, написании элементов букв - очень многое от игры. Работает мотив: "Смогу ли я? Как это красиво получается у учителя! А получится ли у меня?" Затем формируется интерес к результату своей учебной деятельности (Мотив: "Смог ли я?") Радость от успеха не имеет границ. Саша впервые красиво написал букву "Щ". Учительница его похвалила. Он наклонился и с чувством расцеловал букву. Ребенок обязательно должен пережить радость успеха от результатов своей учебной деятельности. Затем формируется интерес к содержанию учебного предмета, потребность приобретать знания.

Итак, формирование интереса к содержанию учения основано на переживании ребенком чувств удовлетворенности от своих достижении. А стимулировать это чувство, конечно, должен учитель, который умело, подчеркивает даже небольшой успех.

Особо стоит вопрос об отметке в начальной школе. По своей "природе" младший школьник - бескорыстный ученик. Он может учиться ради самого процесса учебной деятельности. Отметка же для него (особенно в первом классе) - элемент школьной атрибутики. Но отметка быстро становится сильным психологическим фактором. Она может и убить веру в свои силы, и воспитать себялюбцев. Известно, что смог уйти от этого Ш. А. Амонашвили. Отметка как мера принуждения и поощрения была заменена творческим соревнованием в обстановке, лишенной нервозности и страха.

Думается, что категорически отрицать отметку в начальной школе не следует. К ней все привыкли. Но нужно помнить, что многое здесь зависит от учителя: от его тактичности, справедливости, определенной этапности введения отметки.

6. Отношений учителю

Известно, что учительница в начальных классах, как правило, выступает для детей в качестве непререкаемого авторитета. Она оказывает очень большое воспитательное воздействие и формирует отношение к школе, к учению. Личностные особенности ее: культура, педагогические способности, отношение к детям, черты ее характера, стиль поведения, манера общения, - все становится фактором биографии учеников. Параллельные классы в дальнейшем часто отличаются друг от друга именно в силу влияния различных учителей, обучавших их в начальной школе.

Первая учительница как бы олицетворяет собой школу с ее режимом и требованиями. При том она - лицо, очень близкое ученикам. К ней они привязываются, как к родному человеку. Авторитет родителей меркнет перед авторитетом учителя. Но это не означает, что учитель должен пользоваться своим непререкаемым авторитетом и не разъяснять, почему нужно поступать так, а не иначе. Авторитет учителя начальных классов - прекрасная предпосылка для обучения и воспитания. Правильно пользуясь им, можно сформировать у детей трудолюбие, положительное отношение к учебе, внимательность и дружелюбие, умение управлять своим поведением и многие другие положительные качества.

7. Развитие познавательных процессов

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте стимулирует развитие ощущений и восприятий (как процессов непосредственного отражения мира). Эти процессы тесно связаны, и их удобнее рассматривать вместе (т. е. как восприятие).

Восприятие младшего школьника отличается остротой, свежестью (в связи с преобладанием первой сигнальной системы). Дети с живым любопытством воспринимают все окружающее, которое ежедневно дает им что-то новое. Но в детском восприятии есть специфика, говорящая о некоторой возрастной недостаточности:

а) Дети слабо дифференцируют сходные объекты • (смешивают сходные по написанию и произношению слова, буквы, изображения предметов). Это связано со слабостью аналитической функции при воспитании. В учебной деятельности, учитывая сказанное, рекомендуется чаще давать дифференцированные упражнения, обращать внимание на сходство и различие воспринимаемых объектов.

б) Младшие школьники нередко воспринимают и выделяют несущественные детали, а важное, существенное не замечают. В связи с этой особенностью рекомендуется чаще организовывать, наблюдение: ЧТО нужно увидеть на картинке, в таблице, на ЧТО обратить внимание.

Для восприятия детей первых-вторых классов характерна повышенная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те предметы и их свойства, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию "Эмоционально нейтральное" детям в этом возрасте малодоступно. В процессе обучения восприятия младших школьников приобретает характер наблюдения: оно усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим. Усиливается роль слова в этом процессе. Здесь, конечно, велика роль учителя, который учит не просто смотреть, но рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться, выделять существенные признаки, сравнивать.

Произвольное внимание у детей младшего школьного возраста пока еще недостаточно развито (воля развита слабо, ограничена волевая регуляция). Значительно лучше развито непроизвольное внимание, которое становится концентрированным и устойчивым, если учебный материал вызывает активное, эмоциональное отношение. Несомненно, велика роль наглядности в начальной школе.

Учеников следует приучать быть внимательными не только к занимательному, но и к такой деятельности, которая особого восторга не вызывает. К. Д. Ушинский писал: "Конечно сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность". (Родное слово. - Собр. соч. в10т., Т. 6, М.-Л., 1949). Возрастной особенностью внимания является его небольшая устойчивость (особенно у учеников 1-II классов). Причина - слабость тормозного процесса. Внимание детей легко отвлекается, поэтому они часто теряют темп и ритм деятельности, пропускают буквы, слова и т.д.

К слабым сторонам внимания младшего школьника нужно отнести небольшой объем (узость) и недостаточную распределённость.

В силу преобладания первой сигнальной системы у младших школьников больше развита наглядно - образная память. Поэтому дети лучше запоминают конкретные сведения, предметы, факты, лица, чем определения и объяснения. Первоклассники и второклассники склонны к механическому запоминанию (они еще не умеют организовывать материал для запоминания), но постепенно развивается смысловая память.

По данным психологов, прочность запоминания у детей возрастает особенно в период от второго до пятого класса, а от пятого класса к восьмому этот процесс замедляется.

Безусловно, у младших школьников сильно выражено непроизвольное запоминание, однако интенсивно развивается и произвольное. Учителю необходимо обучать маленьких учеников приемам запоминания: смысловой группировке, составлению плана, выделению главного, связыванию отдельных частей и т. д. Эффективным приемом запоминания является чередование чтения и попыток воспроизвести материал с элементами самоконтроля. Полезно сформировать у детей и приемы припоминания, иначе развитие их памяти задерживается.

В развитии воображения младших школьников заметны значительные изменения (по сравнению с дошкольниками). Хотя дети по-прежнему любят сказки, но сказочные образы все больше уходят в сторону, давая место более реальным представлениям. Совершенствуется воссоздающее воображение; активно развивается творческое воображение (дети пишут сочинения, рассказы, стихи, рисуют).

Стоит обратить внимание на одну особенность детского воображения, которую неправомерно принимают за лживость. Дет 7-8 лег иногда, увлеченно рассказывая какие-нибудь событие, непроизвольно, неумышленно вносят и него дополнение "от себя". Причем ребенок сам в это очень верит.

Ребенок невинно фантазирует, когда хочет вызвать интерес взрослого к своему рассказу или испытывает потребность, в самоутверждении. Делая замечание ребенку в подобной ситуации (если будет необходимость), поправляя его, нужно быть очень чутким и тактичным.

В мышлении младшего школьника происходят очень большие изменения. Еще Л. С. Выготский отмечал, что если восприятие и память к началу обучения уже проделали значительный путь развития, то интенсивное развитие интеллекта происходит именно в младшем школьном возрасте. Важную роль в этом процессе, безусловно, играет учитель. При разной организации учебного процесса можно получить совершенно разные характеристики мышления детей. Приходит в первый класс ученик, имея в основном конкретное мышление. Под влиянием обучения постепенно происходит переход от познания внешних свойств предметов к познанию их сущности. Ребенок обобщает, сравнивает, пользуется умозаключениями. На этой основе формируются понятия, в том числе научные. Так, ученики третьего класса способны к довольно высокому уровню обобщения: устанавливают иерархию понятий, выделяют более широкие и более узкие, находят связи между родовыми и видовыми понятиями. Дети овладевают приемами классификации, приобретают умения доказывать, аргументировать.

Если ученики первого-второго классов часто подменяют аргументацию простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию, то в третьем классе заметно обоснованное доказательство (развернутая аргументация, дедуктивные умозаключения).

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна (находится на стадии наглядно-действенного анализа). Освобождение анализа от практического действия происходит по мере накопления знаний, умений, навыков. Так, ученики второго класса уже могут анализировать предмет, не прибегая к практическим действиям. Но "мышление руками" остается еще долго в "резерве" у детей (даже у подростков) и используется, когда задачу трудно решить в уме. На понимании роли практического действия как начальной ступени процесса развития всех высших форм мышления, как известно, построена концепция П. Я. Гальперина.

"Экспериментальное обучение показало, что при определенном содержании и организации обучения у младших школьников можно сформировать достаточный уровень владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).

Однако нужно помнить, что приобретение знаний» в этом возрасте (как и к любом другом) неотделимо от качественных особенностей обучаемости. Часто приходится сталкиваться с тем, - отмечает Н. С. Лейтес, - что дети могут быть замечательными собеседниками взрослого, поразительна их способность к умозак­лючениям. Но их возрастная наивность состоит в том, что:

1) они не расположены задумываться о сложностях, расположенных за пределами их мирка; 2) не осознают ограниченности своих высказываний. В их отношении к окружающему и к знаниям многое идет от игры. Наивно -игровое отношение к окружающему, - подчеркивает Н. С. Лейтес, - как бы особая форма существования детского ума. Это необходимый этап детского развития, который позволяет безболезненно и даже весело овладевать новым опытом и приобщаться к взрослой жизни, не замечая и не боясь трудностей (10).

Сделаем несколько замечаний о развитии речи младшего школьника. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас. Но уточняется значение слов, развивается связная речь, заметно совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека. Учителю, психологу нужно обращать, внимание на недостатки речи детей, отражающие особенности ближайшей языковой среды: вульгаризмы, жаргонные слова, диалектизмы. Важно отметить, что с поступлением в школу в речи ребенка что-то утрачивается. Живой, яркий, образный язык дошкольника становится более точным, грамотным, но вместе с тем - сухим и казенным, шаблонным. Вот этого надо избегать и всеми мерами сохранять живость, яркость, непосредственность детского языка.

8. Достоинства обучаемости и новообразования в

младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст - это период "впитывания, накопления знаний, период усвоения но преимуществу" (Н. С. Лейтес), Этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей данного возраста:

Первое - самый послушный возраст.

Второе - доверчивое подчинение авторитету учителя.

Третье - расположенность к школе, учению, к учителю.

Четвертое - повышенная восприимчивость, впечатлительность; легкость пробуж­дения умственной активности.

Пятое - наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем дети сталкиваются (в том числе, к учебе). В младшем школьном возрасте каждая из отмеченных особенностей выступает главным образом положительной стороной. И в этом неповторимое свое­образие возраста.

Новообразования в младшем школьном возрасте

Первое - произвольность психических процессов.

Второе - формируется внутренний план действия (умение планировать, обдумывать, решать в уме).

Третье - формируется рефлексия (самооценка, начало самоаналиэа).


II. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ К ШКОЛЕ

1. Беседа на осведомленность (Диагностика готовности первоклассников к школе)

Одной из основных задач обучения детей является их умственное развитие, которое определяется, во-первых, ЗНАНИЯМИ (с их содержанием и объемом), во-вторых, всей МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (с ее видами, формами, операциями, качествами ума), Знания - это сведения об окружающем мире, без них не может быть умственного развития. Но не всякие знания способствуют умственному развитию, а только те, которые обобщены и показывают, что ребенок при восприятии предметов, явлений, событий способен ориентироваться на такие характерные признаки, которые позволяют ему провести анализ, отличить один предмет от другого. Эти умения начинают формироваться уже в младшем дошкольном возрасте, однако первоначально ребенок выделяет яркие, несущественные и часто случайные признаки. Но уже к четырем годам ребенок может обобщать одним словом и группу предметов по общим и наиболее важным признакам. К началу школьного обучения у ребенка уже есть (если он развивается нормально) определенная осведомленность.

Осведомленность - это первые обобщенные знания ребенка о предметах и явлениях окружающею мира, доступные его возрасту. Вот почему первое знакомство с уровнем возрастного умственного развития должно начинаться с индивидуальной БЕСЕДЫ НА ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.

Примерный перечень вопросов индивидуальной беседы может быть следующим:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество. Если ребенок не понимает вопроса, просят назвать его имя, имя папы и т.д.

2. Назови свой адрес. Если ребенок затрудняется ответить, спросить о городе, как называется улица, номер дома и квартиры.

3. Назови всех членов семьи. Если нет ответа, спросить отдельно, как зовут папу, маму, сестер, братьев и т. д. Какой у них возраст (сколько лет)?

4. Назови профессии мамы и паты. Если ребенок затрудняется, спросить, кем и где они работают.

5. А какие ты знаешь профессии? (Здесь можно предъявить картинки, отражающие профессии, и спросить, человек какой профессии изображен на каждой картинке?)

6. Наш город - Иркутск, а какие города ты еще знаешь?

7. Какой город у нас самый главный? Почему он главный? А как называются все главные города?

8. Как называется наше государство?

9. Какие государства ты знаешь еще?

10. Какие времена года ты знаешь? Какое время года сейчас? Какое следует за ним? А дальше? Какие признаки есть у зимы, весны, лета, осени? (Здесь можно использовать картинки времен года и добиться более полного названия признаков. Рекомендуем подсчитать количество признаков и установить ОСНОВАНИЯ для их выделения).

11. Как называются дни недели? Какой сегодня день недели? Какой за ним? Дальше? Какой день недели -первый? Какой день - день отдыха?

12. Каких животных ты знаешь? Кикие из них - домашние? Дикие? Хищные?

13. Какие природные явления ты знаешь? Когда они бывают?

14. Какие цвета ты знаешь? Назови их. Подбери такие же (Здесь раскладывают цветные полоски всех цветов спектра и их оттенков. И такой же подбор полосок дается ребенку. Он должен разложить и назвать цвет).

15. Как понимать "НАД" (покажи), "ПОД" (покажи), "ЗА" (покажи), "ОКОЛО" (покажи) и т. д.

Перечень вопросов (соответственно программам детского сада) можно продолжить, но главное в том, чтобы включить в каждый вопрос операции сравнения, анализа и синтеза, обобщения и посмотреть, как их ребенок выполняет. Если он пока с ними не справляется, не надо торопиться с выводами, а ввести элемент обучения и выявить, как ребенок использует помощь психолога (учителя) - легко, с трудом, не справляется совсем. Например, при ответах на вопросы о животных, растениях необходимо попытаться дать ребенку возможность освоить РОДОВЫЕ ПОНЯТИЯ рыбы, птицы, деревья, кустарники и т. д. , а затем выделить, ВЫДОВЫЕ ПОНЯТИЯ: среди рыб - окунь, щука, карась; среди птиц - ласточка. ворона, воробей, голубь и т. д. В каждой из них ребенок должен увидеть признак, присущий всем птицам, и выделить характерную особенность, которая отличает каждый вид.

При таком подходе психолог узнает не только, с каким объемом осведомленности ребенок пришел в школу и на какой уровень знаний должен опираться учитель, но и выявить его обучаемость - степень легкости, быстроты и продуктивности усвоения знаний.

2. Методика экспертной оценки адаптированности ребенка в школе

Адаптация – это приспособление организма и психики ребенка с приходом в школу к новым требованиям жизни, к новому стилю общения со взрослыми и сверстниками.

Бытует мнение, что посещавшие детский сад дети не нуждаются в особой адаптации. Это не так: таким детям тоже нужно в школе адаптироваться. С приходом в школу у них наблюдаются колебания вегетативных функций (возможны нарушения сердечных ритмов, сна, аппетита, снижение артериального давления). Все это сказывается на состоянии внимания, восприятия, памяти, мышления.

Есть дети, переболевшие до школы и пока не восстановившие здоровья полностью. Им на адаптацию к школьной жизни требуется больший срок, поэтому она (на момент обучения) может оказаться неполной (субнормальной). Однако это не препятствует школьному обучению.

Есть дети, которые к периоду школьного обучения не достигли необходимого уровня возрастной зрелости. Поэтому требования школьной жизни оказываются им малодоступны. С первых дней они будут "выпадать" из процесса обучения и потребуют к себе особого внимания учителя, психолога и врачей - педиатра, невропатолога. Мы предлагаем вам "Методику экспертной оценки адаптнрованности ребенка в школе" (15), которая позволит получить сведения о ребенке, но двум схемам:

I. Схема изучения социально -психологической адаптации детей к школе (предлагается учителю).

II. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (предлагается родителям).

Схема I включает четыре критерия адаптированности и семь характеристик (шкал) для их оценки. В качестве критериев выступают следующие параметры:

1. Эффективность, учебной деятельности.

2. Усвоение школьных норм поведения.

3. Успешность социальных контактов.

4. Эмоциональное благополучие.

Схема II включает шесть характеристик (шкал):

1. Успешность выполнения школьных заданий.

2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий.

3. Самостоятельность ребенка при выполнении заданий.

4. Настроение, с которым ребенок идет в школу.

5. Взаимоотношения с одноклассниками.

6. Общая оценка адаптирован и ости. Порядок использования схем:

.Использование схем может осуществляться различными способами. При одноразовом их применении учителей и родителей в каждом критерий просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент. (Каждое утверждение имеет свой балл). Сумма полученных баллов по каждой схеме позволяет получить оценки адаптированности ребенка к школе.

При многоразовом применении оценщики (учителя и родители) в бланке протокола отмечают номера утверждений, соответствующих наиболее часто встречающимся формам поведения и учебной деятельности. На основании этих данных получают суммарный показатель адаптированности ребенка и составляют график динамики процесса адаптации за определенный период.

При обоих способах применения схем полученные оценки сравниваются с нормами:

Схема 1

22-35 баллов - зона нормальной адаптации;

15-21 баллов - зона субнормальной (неполной) адаптации;

0-14 баллов - зона дезадаптации.

Схема II

19-30 баллов - зона нормальной адаптации;

13-18 баллов - зона субнормальной (неполной) адаптации;

0-12 баллов - зона дезадаптации.

СХЕМА N1 ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

(заполняется учителем)

пермый критерий;

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I Шкала. Учебная активность

5. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.

3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

2. Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

I. Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем. Часто переписывает готовое с доски.

0. Учебная активность отсуттствует (не включается в учебный процесс).

II Шкала. Усвоение знаний (успеваемость)

5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл успеваемости 5-4, 6).

4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5-4).

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой (средний балл 3, 9 - 3, 6).

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов; обилие ошибок (средий балл по этому предмету 3, 5 и ниже).

1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий; много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже).

0. Плохое усвоение программного материала по всем предметам; грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3, 5.

ВТОРОЙ КРИТЕРИЙ:

УСВОЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

III Шкала. Поведение на уроке

5. Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

4. Выполняет требования учителя, но иногда (на короткое время) отвлекается от урока.

3. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

I. Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0. Не выполняет требований учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

IV Шкала. Поведение на перемене.

5. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

4. Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры.

3. Активность. ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).

2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой.

1. Пассивный, движения скованные, избегает контактов с другими.

0. Часто нарушает нормы поведения: мешает детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой).

ТРЕТИЙ КРИТЕРИЙ:

УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ

V Шкала, Взаимоотношения с одноклассниками

5. Общителен, легко контактирует с детьми..

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними и контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает оставаться один (другие дети равнодушны к нему).

0. Проявляет негативизм но отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят).

VI Шкала. Отношение к учителю

5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

4. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращаемся к нему за помощью.

3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам.

2. Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним старается быть незаметным.

I. Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.

0. Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.

ЧЕТВЕРТЫЙ КРИТЕРИЙ:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

VII Шкала. Эмоции

5. Хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4. Спокойное эмоциональное состояние.

3. Эпизодически проявляется сниженное настроение.

2. Отрицательные эмоции:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

1. а)отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин;

б) агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос;

0. а) преобладание депрессивного настроения;

б) агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем.

СХЕМА N II ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

(заполняется родителями)

I Шкала. Успешность выполнения школьных задании

5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II Шкала. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения.

I. Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

III Шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных задании

5. Ребенок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращается к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

2. Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает их делать с помощью взрослого.

1. Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV Шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу

5. Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

6) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

V Шкала. Взаимоотношения с одноклассниками

5. Общителен, инициативен, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;

б) инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.

VI Шкала. Общая оценка адаптирован ноет ребенка

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности ребенка,

2. Уровень адаптированности ниже среднего.

1. Низкий уровень адаптированности.





































Рекомендуемая литература:

1. Асеев В. Г Возрастная психология. Иркутск, 1989

2. Бардин К. В. Ваш ребенок не хочет учиться. М. . 1980.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. , 1968.

4. Бурменския Г. В. . Карабанова О. А. , Лидере А Г. Возрастно-психологическое консультирование. МГУ, 1990.

5 Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.

6. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М. , 1985.

7. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип умственного развития детей. М , 1976.

8. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости. // Швайцара Й. и колл. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

9. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. //Вопросы психологии, 1984, N 4.

10. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. , 1971.

11. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника М., 1977.

12. Матюхина Н. В. Мотивация учения младших школьников. М.,1984.

13. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

14. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. В. И. Дубровиной.М. , 1991.

15. Соколова О. Л. , Сорокина О. А. . Чирков В. И. Методика экспертной оценки адаптированности ребенка в школе. //Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка в школе. Ярославль.-НПЦ "Психодиагностика". ЯГУ, 1992.

16. Сибирякова В. Ф. Дет учат иностранный язык. //Семья и школа, 1976. N I.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ...........................................................................................3

1. Значение младшего школьного возраста в формировании

личности………………………………………………………………………..3

2. Некоторые особенности современного первоклассника……………4

3. Анатомо-физиологические особенности младших школьников…..5

4. Некоторые вопросы адаптации к школе…………………………….…..7

5. Динамика отношения к учителю...........................................................8

6. Отношение к учителю .......................................................................... 9

7. Развитие познавательных процессов............................................... 10

8. Достоинства обучаемости и новообразования в младшем школьном возрасте...................................................................................................15

II. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ К ШКОЛЕ………………………………………………………………………....16

1. Беседа на осведомленность……………............................................ 16

2. Методика экспертной оценки адаптированности ребенка в школе........................................................................................................ 18

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:.........................................................27



28


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!