СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ХИЛЬКО С. Г. Урок "Обобщающий урок по теме «Словообразование»", РЯиЛ 2019-9

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ХИЛЬКО С. Г. "Обобщающий урок по теме «Словообразование»"

Просмотр содержимого документа
«ХИЛЬКО С. Г. Урок "Обобщающий урок по теме «Словообразование»", РЯиЛ 2019-9»


С. Г. Хилько, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 3 г. Наровли» Гомельской области

Тема. Обобщающий урок по теме «Словообразование»

Цели урока: способствовать формированию навыков правописания гласных в разных морфемах слова, отрабатывать навыки морфемного и словообразовательного анализа слова; обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; содействовать развитию и совершенствованию у учащихся орфографической зоркости; воспитывать интерес к русскому языку.

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок-путешествие с использованием активных форм работы.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый.

Формы работы: словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игра, комментирование.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок — урок-путешествие в страну «Словообразование».

  1. Постановка целей урока.

  • Мы с вами заканчиваем изучение большого раздела русского языка. Давайте вспомним, как он называется. (Морфемика и словообразование.)

  • Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Ответы учащихся.)

  1. Работа по теме урока.

  • Словообразование — один из важнейших разделов русского языка. Это источник пополнения словарного запаса. Благодаря словообразованию слова рождаются, живут, исчезают. Многие орфографические правила опираются на словообразование, поэтому, чтобы понять суть правил, необходимо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

  • Ребята, а что же такое морфема? (Морфема — это наименьшая значимая единица языка.)

  • Перед вами путевые листы с заданиями.

Задание 1. Станция «Повторение».

  • Чтобы купить билет и отправиться в путешествие, вам необходимо выполнить задания.

1-я группа: разгадать кроссворд.

  1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

  2. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

  3. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

  4. Часть слова без окончания.

  5. Изменяемая часть слова.

  6. Морфема, которая стоит после окончания или формообразовательного суффикса.

  1. я группа: вставить буквы в слова.

Пор.хлъ, заск..чить, соб..рать, выр.хли,

пл..вец, приложить, заст..лать, пост..литъ, л.житъся, тв.ритъ, заг..ретъся, з..ря, промокать, ур..внение.

Проверка (устно).

  1. я группа: разобрать по составу шесть слов на выбор (на доске).

  • Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями. Билеты у вас в руках, и мы отправляемся в путешествие. Знаете ли вы, что в русском языке существует 4,5 тысячи корней, других морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний? Поэтому мы и допускаем больше всего ошибок именно в корнях слов. Скажите, какие вы знаете способы образования слов? (Ответы учащихся.)

Задание 2. Станция словообразовательная.

  • Определите, как образованы следующие слова.

Развесёлый, овражек, подсвечник, двухэтажный, птицефабрика, нижеуказанный.

  1. Развесёлый приставочный способ).

  2. Овражек суффиксальный).

  3. Подсвечник приставочно-суффиксальный).

  4. Двухэтажный сложение + суффиксальный).

  5. Птицефабрика {сложение).

  6. Нижеуказанный {слияние).

  • Есть ещё один способ словообразования — сложение сокращённых слов. Откройте учебник, найдите упр. 156 и ознакомьтесь с таблицей.

Пять слов учащиеся записывают в тетради, остальные разбирают устно.

МАЗ — Минский автомобильный завод.

МТЗ — Минский тракторный завод.

ГАИ — Государственная автомобильная инспекция.

Профсоюз — профессиональный союз.

Юннат — юный натуралист.

Физкультминутка

  • Вы, наверное, устали? Представьте, что ваш нос превратился в длинную указку, напишите на доске слово морфема.

Задание 3. Станция «Найди ответ».

  • Ответьте на вопросы в путевых листах.

Ученики заполняют карточки «Запиши правильный ответ».


Вопрос

Ответ

Какая гласная всегда пишется в приставках по-, от-, со-, про-, под-?

о

Какое окончание в слове договорилась?

а

Укажите способ образования слова юго-запад.

сложение

Перед звонкими согласными в приставке пишется з или с?

3

С помощью какого суффикса образовано слово охотник?

-ник-

Выделите корень в слове маленький.

мал-

Слово белизна образовано способом

суффиксальным

Каким способом образовано слово подоконник?

приставочно-суффиксальным




Взаимопроверка.

Задание 4. Игра «Составь слово».

— Давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в образованных словах.

  1. От глагола понёс взять приставку, от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось? (Подарок.)

  1. От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс, от прилагательного синий окончание.

(Беленький.)

  1. Слова

    е

    и

    Пр. .образователь

    +


    Пр..школьный


    +

    Пр.. вращение

    +


    Пр..тормозить


    +

    Пр.. красный

    +


    Пр..рвать

    +


    Пр..остановить


    +

    Пр.. одолеть

    +


    Пр..колоть


    +

    Пр.. бежать


    +


    От глагола пришёл взять приставку, от глагола улетел взять корень, от глагола бежит окончание. (Прилетит.)

  • Вспомним правописание приставок.

Задание 5. Станция «Заполни таблицу».

  • Самостоятельно заполните таблицу, поставив + в нужной колонке.

— Наше путешествие подходит к концу. Соберите свои путевые листы.

  1. Подведение итогов урока.

  • Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? (Основные способы словообразования, морфемный и словообразовательный разборы, орфографические правила (правописание пре-/при-, чередование корней ), проследили, как словообразование связано с другими разделами.)

  • Какой можно сделать вывод? (Словообразование — важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.)

  1. Рефлексия.

  • Выберите крылатое выражение, которое говорит о вашем состоянии на уроке.

  1. Повторение — мать учения.

  2. Корень учения горек, да плод его сладок.

  3. Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

  4. Если за день ничему не научился — зря прожил день.

  1. Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!