СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства алканов: галогенирование, дегидрирование, термическое разложение, крекинг как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства алканов: галогенирование, дегидрирование, термическое разложение, крекинг как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе.»

Цель урока Образовательная: изучение химических свойств алканов, опираясь на их строение.  Развивающая: продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций, умений анализировать, сравнивать делать собственные выводы. Воспитательная: воспитание патриотизма на примерах значительных вкладов в химическую науку русских и советских ученых, показать использование алканов и их производных в мирных целях

Цель урока

  • Образовательная: изучение химических свойств алканов, опираясь на их строение.
  • Развивающая: продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций, умений анализировать, сравнивать делать собственные выводы.
  • Воспитательная: воспитание патриотизма на примерах значительных вкладов в химическую науку русских и советских ученых, показать использование алканов и их производных в мирных целях
Изучить важнейшие химические свойства алканов и показать их зависимость от особенностей строения предельных углеводородов. Совершенствование составления структурных формул гомологов, изомеров, уравнений химических реакций. Раскрыть важнейшие области практического применения алканов
  • Изучить важнейшие химические свойства алканов и показать их зависимость от особенностей строения предельных углеводородов.
  • Совершенствование составления структурных формул гомологов, изомеров, уравнений химических реакций.
  • Раскрыть важнейшие области практического применения алканов
  CO 2 + 2H 2 O  C 5 H 12 + 8O 2   –– пламя   5CO 2 + 6H 2 O  " width="640"

Горение

При поджигании на воздухе алканы горят, превращаясь в двуокись углерода и воду и выделяя большое количество тепла.

  CH 4 + 2O 2   –– пламя   CO 2 + 2H 2 O  C 5 H 12 + 8O 2   –– пламя   5CO 2 + 6H 2 O 

 Реакции замещения - это  реакции алканов, идущих с разрывом С _ Н связей.

Реакции замещения - это

реакции алканов, идущих с разрывом С _ Н связей.

СН 4 + Cl 2 hv CH 3 Cl + HCl  Хлорметан, или  Хлористый метил  СН 3  Cl – газ, легко сжижается и при последующем испарении поглощает большое количество теплоты. Применяется в холодильных установках

СН 4 + Cl 2 hv CH 3 Cl + HCl

Хлорметан, или

Хлористый метил

СН 3 Cl – газ, легко сжижается и при последующем испарении поглощает большое количество теплоты. Применяется в холодильных установках

 СН 3 Cl + Cl 2  hv  CH 2 Cl 2 + HCl    Дихлорметан,  или хлористый  метилен  СН 2  Cl 2 – применяется как растворитель, для  склеивания  пластиков

СН 3 Cl + Cl 2 hv CH 2 Cl 2 + HCl

Дихлорметан,

или хлористый

метилен

СН 2 Cl 2 – применяется как растворитель, для

склеивания

пластиков

 СН 2 Cl 2 + Cl 2  hv  CHCl 3 + HCl   Трихлорметан  или хлороформ  СН Cl 3 – хлороформ, бесцветная летучая жидкость с эфирным запахом и сладким вкусом используется:  при производстве фреонового хладагента;  в качестве растворителя в фармакологической промышленности;  для производства красителей и пестицидов

СН 2 Cl 2 + Cl 2 hv CHCl 3 + HCl

Трихлорметан

или хлороформ

СН Cl 3 – хлороформ, бесцветная летучая жидкость с эфирным запахом и сладким вкусом используется:

  • при производстве фреонового хладагента;
  • в качестве растворителя в фармакологической промышленности;
  • для производства красителей и пестицидов
 СНCl 3 + Cl 2  hv CCl 4 + HCl Тетрахлорметан, ( четыреххлористый углерод ) С Cl 4   - применяется как растворитель (жиров, смол, каучука);  для получения фреонов, в медицине. Являлся стандартным наполнителем переносных огнетушителей  для советской бронетехники

СНCl 3 + Cl 2 hv CCl 4 + HCl

Тетрахлорметан,

( четыреххлористый

углерод )

  • С Cl 4 - применяется как растворитель (жиров, смол, каучука);
  • для получения фреонов, в медицине.
  • Являлся стандартным наполнителем переносных огнетушителей для советской бронетехники
 При нагревании алканов до 140°С с разбавленной (10%-ной) азотной кислотой под давлением осуществляется реакция нитрования – замещение атома водорода нитрогруппой (реакция М.И.Коновалова).  СН 4 + HO-NO 2 = CH 3 -NO 2 + H 2 O

При нагревании алканов до 140°С

с разбавленной (10%-ной) азотной

кислотой под давлением

осуществляется реакция нитрования –

замещение атома водорода

нитрогруппой (реакция М.И.Коновалова).

СН 4 + HO-NO 2 = CH 3 -NO 2 + H 2 O

 Под влиянием катализаторов при нагревании углеводороды нормального строения подвергаются изомеризации - перестройке углеродного скелета с образованием алканов разветвленного строения.   CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH 3 AlCl3   CH 3 -CH-CH 3   CH 3  n- бутан 2-метил пропан

Под влиянием катализаторов при нагревании углеводороды нормального строения подвергаются изомеризации - перестройке углеродного скелета с образованием алканов разветвленного строения.  

CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH 3 AlCl3 CH 3 -CH-CH 3

CH 3

n- бутан 2-метил пропан

 При нагревании до температуры выше 500° в молекулах алканов происходит разрыв связей между атомами углерода.  C 10 H 22  C 5 H 12 +C 5 H 10  C 10 H 22  C 4 H 10 + C 6 H 12  Этот процесс называется термическим крекингом (от англ. tocrack – «колоть, расщеплять»).

При нагревании до температуры выше 500° в молекулах алканов происходит разрыв связей между атомами углерода.

C 10 H 22 C 5 H 12 +C 5 H 10

C 10 H 22 C 4 H 10 + C 6 H 12

Этот процесс называется термическим крекингом (от англ. tocrack – «колоть, расщеплять»).

 При увеличении температуры можно достичь такой степени протекания реакции, при которой органические вещества – углеводороды – полностью разлагаются на углерод и водород. Такой процесс называется пиролизом.  СН 4   С+2Н 2

При увеличении температуры можно достичь такой степени протекания реакции, при которой органические вещества – углеводороды – полностью разлагаются на углерод и водород. Такой процесс называется пиролизом.

СН 4   С+2Н 2

  При пропускании нагретого алкана над платиновым или никелевым катализатором может отщепиться водород. Этот процесс называется дегидрированием  C 3 H 8 C 3 H 6 + H 2

При пропускании нагретого алкана над платиновым или никелевым катализатором может отщепиться водород. Этот процесс называется дегидрированием

C 3 H 8 C 3 H 6 + H 2

 СН 4 +Н 2 O CO +3 H 2 Так называют взаимодействия алканов, из которых чаще всего используют природный газ с парами воды. При высокой температуре около 1000   образуется смесь оксида углерода – угарного газа и водорода. Эту смесь называют синтез- газ. Часто ее не разделяют, а используют для получения разных органических веществ.

СН 4 +Н 2 O CO +3 H 2

Так называют взаимодействия алканов, из которых чаще всего используют природный газ с парами воды. При высокой температуре около 1000   образуется смесь оксида углерода – угарного газа и водорода. Эту смесь называют синтез- газ. Часто ее не разделяют, а используют для получения разных органических веществ.

В какие реакции вступают алканы?  Выберите правильные ответы неверно верно пиролиз присоединения неверно верно гидрирование замещения верно неверно полимеризации  конверсия
  • В какие реакции вступают алканы?

Выберите правильные ответы

неверно

верно

пиролиз

присоединения

неверно

верно

гидрирование

замещения

верно

неверно

полимеризации

конверсия

Кто из учёных по словам соотечественников сумел оживить «мертвецов»? неверно неверно Н.Н. Семёнов Н.Н. Зинин верно неверно М.И. Коновалов А.М. Бутлеров
  • Кто из учёных по словам соотечественников сумел оживить «мертвецов»?

неверно

неверно

Н.Н. Семёнов

Н.Н. Зинин

верно

неверно

М.И. Коновалов

А.М. Бутлеров

По желанию можно выполнить одно из двух заданий: 1. Составить генетическую цепь, используя полученные знания по химическим свойствам (3-4 звена). 2. Какой из галогензамещённых алканов применяли как анестезирующее средство? (используя справочную литературу подготовить сообщение)
  • По желанию можно выполнить одно из двух заданий:
  • 1. Составить генетическую цепь, используя полученные знания по химическим свойствам (3-4 звена).
  • 2. Какой из галогензамещённых алканов применяли как анестезирующее средство? (используя справочную литературу подготовить сообщение)
Использованные источники http://school-collection.edu.ru/catalog/res/76f609e3-5da6-7559-4264-68d3548bb069/view/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8d7caa13-f7f5-c3db-3f7d-a504e7456d96/00119627250504103.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5838e73f-fd71-188f-d53c-b3903cc3a965/00119627348768537.htm http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5e8f612a-b762-9f6b-de63-c5dc1d3e64c5/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/47cbac0d-2c6b-46bc-d57f-4b250cfa0e07/view/  htthttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/47cbac0d-2c6b-46bc-d57f-4b250cfa0e07/view/ p://www.youtube.com/watch?v=CnJnT9tXzaQ http://www.youtube.com/watch?v=CnJnT9tXzaQ

Использованные источники

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/76f609e3-5da6-7559-4264-68d3548bb069/view/
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8d7caa13-f7f5-c3db-3f7d-a504e7456d96/00119627250504103.htm
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5838e73f-fd71-188f-d53c-b3903cc3a965/00119627348768537.htm
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5e8f612a-b762-9f6b-de63-c5dc1d3e64c5/view/
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/47cbac0d-2c6b-46bc-d57f-4b250cfa0e07/view/
  • htthttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/47cbac0d-2c6b-46bc-d57f-4b250cfa0e07/view/
  • p://www.youtube.com/watch?v=CnJnT9tXzaQ
  • http://www.youtube.com/watch?v=CnJnT9tXzaQ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!