Тема. Химический состав и молекулярная организация клеточных мембран.
Цель урока: показать роль мембран в клетке; сформировать представление о важнейших функциях мембраны: барьерной, транспортной и рецепторной.
Оборудование и материалы: схема строения цитоплазматической мембраны; схема фагоцитоза и пиноцитоза; схема, демонстрирующая рецепторную функцию мембраны.
Базовые понятия и термины: мембрана, мембранный транспорт, фосфолипиды, мембранные белки, жидкостно-мозаичная модель мембраны, натрий-калиевый насос, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз, рецепция.
Концепция урока: опираясь на знания школьников о липидах, показать, как может образовываться основа мембраны — билипидный слой. Рассказать о теориях строения мембраны и показать жидкостно-мозаичную модель строения мембраны. Затем выйти на основные функции мембран: барьерную, транспортную и рецепторную. Показать, как строение мембраны соответствует ее функциям.
Структура и содержание урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Какие соединения называют липидами?
2) Какими свойствами обладают липиды?
3) Какие молекулы называют гидрофильно-гидрофобными?
4) Знаете ли вы что-нибудь о фосфолипидах?
5) Как будут вести себя в жидких средах гидрофильно-гидрофобные молекулы?
6) Какими структурами должны быть отделены от окружающей среды клетки? Какими свойствами, на ваш взгляд, должны обладать эти структуры?
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Невозможно понять особенности функционирования каждой мембранной органеллы, если неизвестно строение мембраны. Поэтому урокам, посвященным органеллам клетки предшествует урок, на котором учащиеся знакомятся с принципиальным строением биологической мембраны и ее биологическими функциями.
Особенности клеточных мембран можно обсудить совместно с учащимися, тезисно формулируя их.
Особенности клеточных мембран
Клеточные мембраны отделяют клеточное содержимое от внешней среды;
регулируют обмен веществ между клеткой и средой;
обладают избирательной проницаемостью: одни вещества пропускают, а другие — нет;
делят клетку на отсеки, предназначенные для тех или иных процессов;
на мембранах протекают некоторые химические реакции (световые реакции фотосинтеза в хлоропластах или окислительное фосфорилирование придыхании в митохондриях);
на мембранах располагаются рецепторные участки для распознавания внешних стимулов, поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма;
обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах.
Строение клеточной мембраны
Строение мембраны соответствует ее функциям. В основе любой мембраны лежит двойной слой фосфолипидов. Привлекая схему, показать школьникам, почему гидрофильно-гидрофобные молекулы фосфолипидов располагаются именно таким образом: прячут внутрь слоя гидрофобные «хвосты» и разворачивают к воде гидрофильные «головки». Возможно, придется подробнее остановиться на фосфолипидах и их свойствах, если школьники не готовы к восприятию информации по билипидному слою.
На этом уроке впервые используются знания о молекулах с целью понимания строения и функций органелл клетки. Это и есть конкретизация перехода с молекулярного уровня живого на клеточный: молекулы проявляют свои природные свойства и образуют сложные структуры — органеллы.
Надо сразу оговорить, что билипидный слой — это еще не готовая мембрана, а только ее основа. С билипидным слоем должны связаться белки, которые называют мембранными белками. Именно мембранные белки определяют многие свойства мембран. Входят в состав мембран и углеводы, которые образуют комплексы с белками или липидами.
Затем можно перейти к обсуждению жидкостно-мозаичной модели строения мембраны, обращая внимание на то, что мембранные белки могут быть погружены в слой липидов, могут располагаться на его поверхности, а могут принизывать его насквозь. Модель была предложена в 1972 году Сингером и Николсоном. Согласно ей белковые молекулы плавают (более или менее свободно) в квазижидком липидном бислое, образуя своеобразную мозаику.
Функции клеточных мембран
1. Мембранный транспорт:
пассивный транспорт веществ из зоны с большей концентрацией в зону с меньшей концентрацией (на него не надо тратить энергию);
облегченный транспорт веществ из зоны с большей концентрацией в зону с меньшей концентрацией (ему способствует какой-нибудь переносчик или система переносчиков);
активный транспорт веществ из зоны с меньшей концентрацией в зону с большей концентрацией (для этого процесса необходима энергия) — обсуждение активного транспорта идет на примере натрий-калиевого насоса;
эндоцитоз — активный процесс транспорта различных веществ через мембрану в клетки: фагоцитоз — поглощение твердых частиц, а пиноцитоз — поглощение жидкого материала;
экзоцитоз — активный процесс транспорта различных веществ через мембрану из клеток.
2. Барьерная функция. Мембраны являются барьером, который предотвращает поступление в клетку разнообразных химических веществ и других агентов.
3. Рецепторная функция. Клеточная поверхность обладает большим набором рецепторов, делающих возможными специфические реакции с различными агентами. Роль многих клеточных рецепторов заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки.
4. Мембраны обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах.
Обсудив особенности биологических мембран, их строение и биологические функции, предложите учащимся подвести итог и дать определение: что такое мембрана.
III. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
1) Почему многие вещества не могут попасть внутрь клетки?
2) Является ли поверхностная клеточная мембрана абсолютным барьером для веществ, находящихся в окружающей среде?
3) Отличаются ли поверхностная мембрана (плазмалемма) и те мембраны, которые находятся внутри клетки (например мембраны эндоплазматической сети)?
4) Чем отличаются активный и пассивный транспорт через плазматическую мембрану?
5) Какая мембрана обладает рецепторной функцией?
6) Какие особенности фосфолипидов позволяют им формировать бислой?
7) Какие функции мембраны связаны с липидами, а какие с белками?
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
1) Как строение мембраны связано с ее функциями?
2) Благодаря чему мембраны могут выполнять довольно разнообразные биологические функции?
3) Какие функции могут выполнять те мембраны, которые располагаются внутри клетки?
4) Можно ли сказать, что жизнь началась благодаря мембранам?
5) Есть ли в клетке еще какие-нибудь структуры, биологические функции которых были бы похожи на биологические функции мембран?
6) В чем заключается рецепторная функция мембраны? Какие мембраны обладают рецепторной функцией?
7) Расскажите о жидкостно-мозаичной модели строения мембран. Кто и когда ее предложил? Почему она стала общепринятой? Что вы знаете о других моделях строения мембран?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.......................... 5 мин
Изучение нового материала.......................................................................................... 28 мин
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся....................... 10 мин
Домашнее задание........................................................................................................... 2 мин