Дата _______ класс ______ урок № ____ учитель Воронина В.А.
Тема. «Химический состав клетки. Органические вещества»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», электронное приложение к учебнику.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Технологическая карта урока.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели. (2 мин) | Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. | Приветствуют учителя, беседуют. Версии детей |
II. Актуализация знаний. (3 мин) | Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. 1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука? 2.Ученый открывший клетку. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? Процесс преобразования солнечной энергии в химическую. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. 6.Органоид, который является источником энергии в клетке. | Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся. Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их. |
III. Изучение нового (20 мин) | Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 56 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». вещества клетки  н  еоргю вещ-ва орг. вещ-ва   вода мин.соли белки углев. жиры Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Из чего состоят химические вещества? (Из атомов). Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические? Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов. Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических? Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт. Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Роль углеводов в клетке: Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения. Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений) Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке. Выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. | Знакомятся с текстом учебника, составляют схему. Отвечают на вопросы. Наблюдают за опытами (электронное приложение), делают выводы, записывают в тетрадь. |
IV. Закрепление нового (10 мин) | Самостоятельная работа в малых группах. Биологический диктант: 1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод) 2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар) 3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод) 4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал) 5.Общее название солей, содержащихся в клетке.(минер.) 6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры) 7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические) | ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут превращения, Названье таким превращеньям - явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. | Отвечают на вопросы учителя. |
VII. Д/з.(2 мин) | § 7. | Записывают д/з. |
1. Кроссворд. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
2.Ученый открывший клетку.
С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков.