СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия 8 кл : «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии с использованием экспериментов и алгоритма расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

Просмотр содержимого документа
«Химия 8 кл : «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».»

Химия 8 кл

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

        1.Образоватетельные:1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

        2.Развивающие:1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать познавательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

        3.Воспитывающие:1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

ХОД УРОКА.

1.Организация начала урока (2 мин.).

Тема сегодняшнего урока:  «Уравнения химических реакций».

Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?

        Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

        А какие явления называются химическими?

        Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими  реакциями.

        Какие признаки химических реакций вы знаете?

  • Изменение окраски

  • Появление запаха

  • Образование осадка

  • Растворение осадка

  • Выделение газа

  • Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.

А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).

Сейчас  я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.

Опыт 1.Горение магния.

Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.

        Магний + кислород → оксид магния

Исходные вещества       продукт реакции

                  Mg+O2                →          MgO

Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части — продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).

Опыт  2. Получение углекислого газа

В пробирку положим кусочек мела, нальем 1—2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:

карбонат кальция + соляная кислота →

исходные  вещества

        СаСО3+ HCl→                                       

   хлорид кальция + вода +углекислый газ

продукты реакции

СаСl+ Н2О + СО2↑  

4.Усвоение нового материала .

Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

Задание 1 (для групп).  Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции.     1. Вычислите число атомов:

а) водорода: 8NH3, NaOH, 6NaOH, 2NaOH, НзРО4, 2H2SO4, 3H2S04,  8H2SO4;

6) кислорода: C02,  3C02,  2C02, 6CO,, H2SO4, 5H2SO4, 4H2S04, HN03.

 2. Вычислите число атомов: а) водорода:

 1) NaOH + HCl   2)CH4+H20      3)2Na+H2

б) кислорода:

1) 2СО 02       2) С02 + 2Н.О.   3)4NO2 + 2H2O + O2

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции

А1 + О2→ А12О       

         А1-1 атом    А1-2 атома

О-2 атома   0-3 атома

2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения

НОК = 6

4. Разделить НОК на число атомов этого элемента влевой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

6:2 = 3

Аl + ЗО2Аl2О3

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

6:3 = 2

А1 + ЗО22А12О3

6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

А1 + ЗО22А12О3

А1 — 1 атом    А1 — 4 атома

НОК = 4

4:1=4     4:4=1

4А1 + ЗО22А12О3

5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.). Формирование

. В левой части схемы два атома кислорода, а в правой — один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Подведем итог работы на уроке:

 1)2Mg+O→2MgO

 2) СаСО3+ 2HCl→ СаСl+ Н2О + СО2

Задание 2

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

Fe2O3 + А1  А12О3 + Fe;

Mg + N2  Mg3N2;

Al + S  A12S3;

 A1 + СA14C3;

Al + Cr203 Cr + A12O3;

Ca + PCa3P2;

С + H2CH4;

 Ca + ССаС2;

Fe + O2Fe3O4;

 Si + MgMg2Si;

Na + SNa2S;

 CaO + СCaC2 + CO;

Ca + N2 Ca3N2;

Si + C12 SiCl4;

Ag + SAg2S;

Упражнение (резерв)3.

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):

Н2 + С12  НС1;

N2+ O2NO;

СО2+ С СО;

HI → Н2 + 12;

Mg + НС1  MgCl2 + Н2;

FeS + НС1  FeCl2 + H2S;

Zn+ HC1  ZnCl2 + H2;

Br2+ KIKBr+ I2;

Si + HF(r)  SiF4 + H2;

HCl+Na2C03 C02+H2O+ NaCl;

KC1O3 + SKC1+ SO2;

C12+ KBr KC1 + Br2;

SiO2 + С  Si + CO;

SiO2 + С  SiC + CO;

Mg + SiO2  Mg2Si + MgO

Mg2Si + HC1 MgCl2 + SiH4

6.Подведение итогов(2 мин.).

Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.

Что такое уравнение химической реакции?

Что записывают в правой  части уравнения? А в левой?

Что означает знак «+» в уравнении?

Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?

7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).

Оценки за урок.

Раздаточный материал:


Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

Fe2O3 + А1  А12О3 + Fe;

Mg + N2  Mg3N2;

Al + S  A12S3;

 A1 + СA14C3;

Al + Cr203 Cr + A12O3;

Ca + PCa3P2;

С + H2CH4;

 Ca + ССаС2;

Fe + O2Fe3O4;

 Si + MgMg2Si;

Na + SNa2S;

 CaO + СCaC2 + CO;

Ca + N2 Ca3N2;

Si + C12 SiCl4;

Ag + SAg2S;

Упражнение 3*.

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):

Н2 + С12  НС1;

N2+ O2NO;

СО2+ С СО;

HI → Н2 + 12;

Mg + НС1  MgCl2 + Н2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!