Программа курса "Химия" для 10 - 11 классов
коррекционной школы 8 вида
Сегодня не существует единой утверждённой программы по химии для коррекционных школ 8 вида. Более того, по новым ФГОСам в документе «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ни в 3 (12 лет), ни в 4 (13 лет) вариантах учебного плана, в обязательной части предмета химии нет, но есть часть, формируемая участниками образовательных отношений. Именно здесь и может быть, и должен быть этот предмет.
При составлении программы мною были изучены программы подобных курсов других коррекционных школ, находящиеся в свободном доступе сети Интернет. Таковых оказалось очень немного. Главное достоинство этих программ – попытка создать несуществующее. Но, на мой взгляд, главный их недостаток — отсутствие системного научного подхода и фактическое повторение тем предмета СБО. Например, в теме «Удаление пятен» рассматривается какие пятна, какими веществами можно удалять и т.п. без попытки даже элементарного объяснения химизма процесса. Таким образом, химия как наука здесь отсутствует. Поэтому, имея специальное образование и опыт преподавания химии в различных образовательных учреждениях (общеобразовательная школа, учреждения НПО, коррекционная школа 8 вида), я сделала попытку разработать программу с научных позиций.
На данный момент к программе мною разработано календарно-тематическое планирование, описание демонстрационных опытов и практических работ, собирается материал для учебника и рабочих тетрадей.
Представленная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение элементарных знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях и законах;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в жизни людей и их профессиональной деятельности;
- развитие познавательных интересов в процессе приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:
- материальное единство веществ природы;
- причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ;
- познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, который может быть отпущен на изучение предмета, и стремление соответствовать идеям коррекционно-развивающего обучения. Поэтому рассматриваемые теоретические вопросы максимально приближены к повседневной жизни учащихся.
Т.к. изучение предмета предполагается в старших классах, где ведущей деятельностью является профессиональное самоопределение, в программе учтена специфика изучения химии при овладении профессиями. Это отражено в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». В идеале этот компонент должен реализовываться в тесном сотрудничестве с учителями технологии.
При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями и практическими занятиями, которые подобраны таким образом, что требуют не слишком сложной подготовки и наличия химических веществ, которые есть в свободном доступе. Коллекции для демонстрации также предлагается использовать стандартные. Их можно приобрести готовые в специализированных магазинах.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Учебные элементы |
10 класс |
| Введение |
1 | Предмет химии |
2 | Роль химии в нашей жизни |
3 | История развития химии. Алхимия |
4 | Известные русские учёные-химики |
5 | Закон сохранения массы веществ |
6 | Техника безопасности в кабинете химии |
Демонстрации. Горение спички. |
Практическая работа №1 «Техника безопасности при работе в кабинете химии» |
Межпредметные связи. История нашей страны в XIX веке (история) |
Профессионально значимые элементы содержания Химия в профессии. |
Знать/Понимать: Что изучает химия; Что такое алхимия. | Уметь/Использовать: Объяснять значение химии в своей жизни (в быту и профессиональной деятельности). |
| Вещества. Изменения, происходящие с веществами |
6 | Вещества, физические тела |
7 | Атом – мельчайшая частица вещества |
8 | Свойства веществ (агрегатное состояние, цвет, вкус, запах) |
9 | Чистые вещества и смеси |
10 | Способы разделения смесей (отстаивание, фильтрование, действие магнитом, выпаривание) |
11 | Физические явления в химии |
12 | Химические реакции |
13 | Условия протекания химических реакций. |
14 | Признаки химических реакций |
Демонстрации. Коллекции веществ и физических тел из них. Коллекции чистых веществ и смесей. Образцы фильтров для воды и воздуха. Фильтрование, выпаривание. Кипение, плавление с измерением температуры. Признаков химических реакций. |
Практическая работа №2 «Физические свойства веществ» Практическая работа №3 «Смеси и чистые вещества, используемые в быту и на производстве» Практическая работа №4 «Разделение смесей» |
Межпредметные связи Предметы и явления неживой природы (естествознание) Строительные смеси (трудовое обучение) Смешанные ткани (трудовое обучение) Физические явления (физика в быту) Русский язык и чтение в понятиях и определениях |
Профессионально значимые элементы содержания Чистые вещества, используемые в профессии; Смеси, используемые в профессии; Физические и химические явления в профессиональной деятельности; |
Знать/Понимать: Что такое вещество; Отличие чистого вещества и смеси веществ; Отличие физических и химических явлений; | Уметь/Использовать: Описывать физические свойства веществ; Отличать смеси от чистых веществ, пользуясь информацией на торговых этикетках; Разделять простые смеси; |
| Вода. Растворы |
15 | Вода в природе |
16 | Загрязнение природных вод промышленными и бытовыми отходами |
17 | Способы очистки воды |
18 | Свойства воды и её применение |
19 | Растворы |
20 | Растворимость веществ в воде |
21 | Зависимость растворимости от внешних условий |
22 | Жёсткость воды и способы её устранения |
23 | Минеральная вода, особенности её применения |
Демонстрации. Свойства воды (расширение при замерзании, поверхностная плёнка). Растворимость различных веществ в воде. Определение и устранение временной жёсткости воды подручными средствами. |
Практическая работа №5 «Очистка воды» Практическая работа №6 «Минеральные воды» (работа с этикетками мин. вод, продающихся в магазине) |
Межпредметные связи. Вода в природе (природоведение) Солёная и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание) Предметы и явления неживой природы (естествознание) Растворы (трудовое обучение) Русский язык и чтение в понятиях и определениях |
Профессионально значимые элементы содержания Загрязнение вод промышленными отходами; Применение воды на производстве; Растворимость веществ в воде; Растворы в профессиональной деятельности. |
Знать/Понимать: Значение воды для жизни на Земле; Причины загрязнения воды; Значение воды в производственной деятельности; Что такое минеральная вода, как она образуется. | Уметь/Использовать: Объяснять значение воды для жизни на Земле; Наводить растворы по инструкции; Устранять временную жёсткость воды в домашних условиях; Применять минеральные воды по назначению. |
| Металлы и сплавы |
24 | Металлы, их нахождение в природе |
25 | Физические свойства металлов |
26 | Железо |
27 | Алюминий |
28 | Медь |
29 | Сплавы |
30 | Сталь |
31 | Чугун |
32 | Бронза |
33 | Дюралюминий |
34 | Коррозия металлов и её предупреждение |
35 | Металлы в жизни человека |
36 | Тяжёлые металлы, их вредное воздействие на организм человека и окружающую среду |
37 | Техника безопасности при работе с тяжёлыми металлами |
Демонстрации. Коллекции горных пород и минералов. Коллекции образцов металлов. Коллекции образцов сплавов. Горение металлов (бенгальские огни). Образцы корродированных металлических предметов. Скорости коррозии в разных условиях. |
Практическая работа №7 «Физические свойства металлов» Практическая работа №8 «Применение металлов (оформление планшета)» Практическая работа №9 «Определение образцов металлов по их физическим свойствам» Практическая работа №10 «Определение образцов сплавов по их физическим свойствам» |
Межпредметные связи. Полезные ископаемые (география) Русский язык и чтение в понятиях и определениях |
Профессионально значимые элементы содержания Металлы в профессиональной деятельности; Сплавы в быту и профессиональной деятельности; Коррозия металлов; Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды; Способы защиты металлов от коррозии. |
Знать/Понимать: Часто встречающиеся металлы и сплавы; Отличие чистых металлов от сплавов; Характерные свойства металлов; Применение металлов в быту и на производстве; Причины коррозии металлов и наносимый ею вред; Способы защиты от коррозии; Вред, наносимый тяжёлыми металлами в автомобильных выхлопах; | Уметь/Использовать: По внешнему виду различать часто встречающиеся металлы и сплавы; Защищать металлические предметы и инструменты от коррозии; Использовать наиболее важные металлы и сплавы в быту и профессии; |
| Неметаллы |
38 | Неметаллы, их нахождение в природе |
39 | Физические свойства неметаллов |
40 | Кислород. Проблема сохранения кислорода в природе |
41 | Воздух. |
42 | Топливо и способы его сжигания. |
43 | Реакция горения. |
44 | Углерод (уголь, графит, алмаз) |
45 | Неметаллы в жизни человека |
46 | Неметаллы в профессиональной деятельности |
Демонстрации. Коллекции горных пород и минералов, из которых получают неметаллы; Коллекции неметаллов; Коллекции «Топливо»; Адсорбция газов углём; Наблюдение за горящей свечой. Доказательство участия кислорода в реакции горения. |
Практическая работа №11 «Физические свойства неметаллов» |
Межпредметные связи Выработка кислорода зелёными растениями (биология) Полезные ископаемые (география) Русский язык и чтение в понятиях и определениях |
Профессионально значимые элементы содержания Неметаллы в профессиональной деятельности; Техника безопасности при работе с горючими и ядовитыми веществами; Пожарная безопасность на производстве. |
Знать/Понимать: Часто встречающиеся неметаллы; Характерные свойства неметаллов; Применение неметаллов в быту и на производстве; Причины пожаров, способы предотвращения и тушения пожаров. | Уметь/Использовать: Объяснять значение зелёных растений для жизни на Земле; Избегать возникновения пожара в быту и на производстве; Избегать возникновения пожара в быту и на производстве; Правильно вести себя при пожаре. |
11 класс |
| Основные классы неорганических соединений, их применение в быту и на производстве |
1 | Оксид. |
2 | Оксиды в природе и жизни человека (вода, углекислый газ, оксид кремния, оксид кальция) |
3 | Физические свойства изучаемых оксидов. |
4 | Применение оксидов в быту и на производстве. |
| Оксиды, представляющие опасность. |
5 | Кислота. |
6 | Главные неорганические кислоты: хлороводородная, серная, угольная, фосфорная. |
7 | Кислоты в природе и жизни человека. |
8 | Применение кислот в быту и на производстве. |
9 | Техника безопасности при работе с кислотами. |
10 | Щёлочь. |
11 | Физические свойства щелочей. |
12 | Применение щелочей в быту и на производстве. |
13 | Техника безопасности при работе с щелочами. |
14 | Соль. |
15 | Соли в природе и жизни человека. |
16 | Физические свойства солей. |
17 | Применение солей в быту и на производстве. |
18 | Правила техники безопасности при работе с солями |
Демонстрации Коллекция «Оксиды»; Действие кислот на индикаторы; Действие щелочей на индикаторы; Определение рН раствора; Доказательство того, что при дыхании человек выдыхает углекислый газ; Коллекция «Соли»; Знакомство с прибором «Нитратомер», определение нитратов в продуктах; Взаимодействие уксусной кислоты и соды; |
Практическая работа №1 «Определение рН растворов» |
Межпредметные связи Русский язык и чтение в понятиях и определениях |
Профессионально значимые элементы содержания Применение оксидов в быту и на производстве. Соли, кислоты, основания, используемые на производстве; Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Кислотные аккумуляторы. Щелочные аккумуляторы . Техника безопасности при работе с оксидами, солями, кислотами и основаниями, представляющими опасность. |
Знать/Понимать: Свойства и применение различных классов неорганических веществ; Влияние данных веществ на организм человека и окружающую среду; Понятие рН раствора. | Уметь/Использовать: Определять среду раствора, работать с индикаторами; Соблюдать правила техники безопасности и защищать себя и окружающую среду от вредных воздействий химических соединений; |
| Органические вещества |
19 | Органические вещества |
20 | Метан, пропан: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства (горение) |
21 | Применение метана и пропана |
22 | Техника безопасности на кухне при работе с природным и сжиженным газом |
23 | Каучук, резина: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства (химическая стойкость) |
24 | Применение каучука и резины |
25 | Спирты их разнообразие |
26 | Метанол, этанол: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства (горение) |
27 | Применение метанола и этанола |
28 | Глицерин, его физические свойства и применение |
29 | Органические кислоты, нахождение в природе, применение. |
30 | Уксусная кислота: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства |
31 | Применение уксусной кислоты |
32 | Жиры: нахождение в природе, классификация, физические свойства, химические свойства |
33 | Применение жиров, биологическое значение |
34 | Мыло, синтетические моющие средства |
35 | Эфирные масла |
36 | Углеводы |
37 | Сахароза: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение |
38 | Крахмал: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение |
39 | Целлюлоза: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение |
40 | Белки: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение |
41 | Нефть: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, производство нефтепродуктов их применение |
42 | Пластмассы и волокна |
Демонстрации Свойства каучука и резины; Коллекция «Органические кислоты»; Взаимодействие уксусной кислоты с металлами (алюминий) и пищевой содой; Коллекция «Жиры»; Коллекция «Мыла»; Сравнение свойств мыла и СМС; Коллекция эфирных масел; Горение эфирного масла; Коллекция «Углеводы»; Брожение сахарозы; Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие крахмала с йодом; Растворение белков в воде; Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне; Горение птичьего пера и шерстяной нити; Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании; Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов; Свойства нефти; Коллекция «Пластмассы»; Свойства полиэтилена Коллекция «Волокна». |
Практическая работа №2 «Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины» Практическая работа №3 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» Практическая работа №4 «Обнаружение эфирного масла в кожуре цитрусовых» Практическая работа №5 «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки» |
Межпредметные связи Белки, жиры, углеводы (биология); Мыло и СМС (СБО); Русский язык и чтение в понятиях и определениях |
Профессионально значимые элементы содержания Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним; Синтетические моющие средства; Молочнокислое брожение глюкозы; Кисломолочные продукты; Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Сбалансированное питание; Мыло и СМС; Натуральные, синтетические и искусственные ткани; Применение органических веществ в промышленности; Техника безопасности при работе с горючими и токсичными органическими веществами. |
Знать/Понимать: Свойства и применение различных органических веществ; Влияние данных веществ на организм человека и окружающую среду; Значение углеводов в природных экологических процессах, жизнедеятельности человека; Вещества, получаемые из нефти; Роль получаемых из нефти веществ в народном хозяйстве, их экологическое значение; Правила техники безопасности при работе с нефтепродуктами. | Уметь/Использовать: Применять знания об органических веществах в жизни и производственной деятельности; Проводить качественную реакцию на крахмал; Наблюдать, делать выводы из наблюдений; Аргументировать выживаемость человека, связанную с производством и потреблением пищевых продуктов. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула, газообразное, жидкое, твёрдое состояние вещества, растворы, скорость химической реакции;
- основные законы химии: сохранения массы веществ;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; водород, кислород; важнейшие оксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, хлорид натрия, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть: изученные вещества;
- определять: характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: общие физические свойства металлов, неметаллов, основных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость применения веществ от их свойств;
- выполнять химический эксперимент;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Использованная литература
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002.
Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2011.
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов,Под ред. А.И.Ермакова - М.: Интеграл-Пресс, 2006.
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.: АРКТИ, 2000.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Химия. Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. В 2-х частях/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: «Просвещение», 1986.
Энциклопедический словарь юного химика/ Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо. – М.: Педагогика, 1990.