СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Химия" авторская программа для 10-11 классов коррекционной школы VIII вида

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа по химии для 10-11 классов коррекционной школы VIII вида

Просмотр содержимого документа
«"Химия" авторская программа для 10-11 классов коррекционной школы VIII вида»

Программа курса "Химия" для 10 - 11 классов

коррекционной школы 8 вида

Сегодня не существует единой утверждённой программы по химии для коррекционных школ 8 вида. Более того, по новым ФГОСам в документе «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ни в 3 (12 лет), ни в 4 (13 лет) вариантах учебного плана, в обязательной части предмета химии нет, но есть часть, формируемая участниками образовательных отношений. Именно здесь и может быть, и должен быть этот предмет.

При составлении программы мною были изучены программы подобных курсов других коррекционных школ, находящиеся в свободном доступе сети Интернет. Таковых оказалось очень немного. Главное достоинство этих программ – попытка создать несуществующее. Но, на мой взгляд, главный их недостаток — отсутствие системного научного подхода и фактическое повторение тем предмета СБО. Например, в теме «Удаление пятен» рассматривается какие пятна, какими веществами можно удалять и т.п. без попытки даже элементарного объяснения химизма процесса. Таким образом, химия как наука здесь отсутствует. Поэтому, имея специальное образование и опыт преподавания химии в различных образовательных учреждениях (общеобразовательная школа, учреждения НПО, коррекционная школа 8 вида), я сделала попытку разработать программу с научных позиций.

На данный момент к программе мною разработано календарно-тематическое планирование, описание демонстрационных опытов и практических работ, собирается материал для учебника и рабочих тетрадей.



Представленная программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение элементарных знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях и законах;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в жизни людей и их профессиональной деятельности;

- развитие познавательных интересов в процессе приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

- материальное единство веществ природы;

- причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ;

- познаваемость мира и закономерностей химических процессов;

- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;

- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, который может быть отпущен на изучение предмета, и стремление соответствовать идеям коррекционно-развивающего обучения. Поэтому рассматриваемые теоретические вопросы максимально приближены к повседневной жизни учащихся.

Т.к. изучение предмета предполагается в старших классах, где ведущей деятельностью является профессиональное самоопределение, в программе учтена специфика изучения химии при овладении профессиями. Это отражено в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». В идеале этот компонент должен реализовываться в тесном сотрудничестве с учителями технологии.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями и практическими занятиями, которые подобраны таким образом, что требуют не слишком сложной подготовки и наличия химических веществ, которые есть в свободном доступе. Коллекции для демонстрации также предлагается использовать стандартные. Их можно приобрести готовые в специализированных магазинах.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Учебные элементы

10 класс


Введение

1

Предмет химии

2

Роль химии в нашей жизни

3

История развития химии. Алхимия

4

Известные русские учёные-химики

5

Закон сохранения массы веществ

6

Техника безопасности в кабинете химии

Демонстрации.

Горение спички.

Практическая работа №1 «Техника безопасности при работе в кабинете химии»

Межпредметные связи.

История нашей страны в XIX веке (история)

Профессионально значимые элементы содержания

Химия в профессии.

Знать/Понимать:

Что изучает химия;

Что такое алхимия.

Уметь/Использовать:

Объяснять значение химии в своей жизни (в быту и профессиональной деятельности).


Вещества. Изменения, происходящие с веществами

6

Вещества, физические тела

7

Атом – мельчайшая частица вещества

8

Свойства веществ (агрегатное состояние, цвет, вкус, запах)

9

Чистые вещества и смеси

10

Способы разделения смесей (отстаивание, фильтрование, действие магнитом, выпаривание)

11

Физические явления в химии

12

Химические реакции

13

Условия протекания химических реакций.

14

Признаки химических реакций

Демонстрации.

Коллекции веществ и физических тел из них.

Коллекции чистых веществ и смесей.

Образцы фильтров для воды и воздуха.

Фильтрование, выпаривание.

Кипение, плавление с измерением температуры.

Признаков химических реакций.

Практическая работа №2 «Физические свойства веществ»

Практическая работа №3 «Смеси и чистые вещества, используемые в быту и на производстве»

Практическая работа №4 «Разделение смесей»

Межпредметные связи

Предметы и явления неживой природы (естествознание)

Строительные смеси (трудовое обучение)

Смешанные ткани (трудовое обучение)

Физические явления (физика в быту)

Русский язык и чтение в понятиях и определениях

Профессионально значимые элементы содержания

Чистые вещества, используемые в профессии;

Смеси, используемые в профессии;

Физические и химические явления в профессиональной деятельности;

Знать/Понимать:

Что такое вещество;

Отличие чистого вещества и смеси веществ;

Отличие физических и химических явлений;

Уметь/Использовать:

Описывать физические свойства веществ;

Отличать смеси от чистых веществ, пользуясь информацией на торговых этикетках;

Разделять простые смеси;


Вода. Растворы

15

Вода в природе

16

Загрязнение природных вод промышленными и бытовыми отходами

17

Способы очистки воды

18

Свойства воды и её применение

19

Растворы

20

Растворимость веществ в воде

21

Зависимость растворимости от внешних условий

22

Жёсткость воды и способы её устранения

23

Минеральная вода, особенности её применения

Демонстрации.

Свойства воды (расширение при замерзании, поверхностная плёнка).

Растворимость различных веществ в воде.

Определение и устранение временной жёсткости воды подручными средствами.

Практическая работа №5 «Очистка воды»

Практическая работа №6 «Минеральные воды» (работа с этикетками мин. вод, продающихся в магазине)

Межпредметные связи.

Вода в природе (природоведение)

Солёная и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание)

Предметы и явления неживой природы (естествознание)

Растворы (трудовое обучение)

Русский язык и чтение в понятиях и определениях

Профессионально значимые элементы содержания

Загрязнение вод промышленными отходами;

Применение воды на производстве;

Растворимость веществ в воде;

Растворы в профессиональной деятельности.

Знать/Понимать:

Значение воды для жизни на Земле;

Причины загрязнения воды;

Значение воды в производственной деятельности;

Что такое минеральная вода, как она образуется.

Уметь/Использовать:

Объяснять значение воды для жизни на Земле;

Наводить растворы по инструкции;

Устранять временную жёсткость воды в домашних условиях;

Применять минеральные воды по назначению.


Металлы и сплавы

24

Металлы, их нахождение в природе

25

Физические свойства металлов

26

Железо

27

Алюминий

28

Медь

29

Сплавы

30

Сталь

31

Чугун

32

Бронза

33

Дюралюминий

34

Коррозия металлов и её предупреждение

35

Металлы в жизни человека

36

Тяжёлые металлы, их вредное воздействие на организм человека и окружающую среду

37

Техника безопасности при работе с тяжёлыми металлами

Демонстрации.

Коллекции горных пород и минералов.

Коллекции образцов металлов.

Коллекции образцов сплавов.

Горение металлов (бенгальские огни).

Образцы корродированных металлических предметов.

Скорости коррозии в разных условиях.

Практическая работа №7 «Физические свойства металлов»

Практическая работа №8 «Применение металлов (оформление планшета)»

Практическая работа №9 «Определение образцов металлов по их физическим свойствам»

Практическая работа №10 «Определение образцов сплавов по их физическим свойствам»

Межпредметные связи.

Полезные ископаемые (география)

Русский язык и чтение в понятиях и определениях

Профессионально значимые элементы содержания

Металлы в профессиональной деятельности;

Сплавы в быту и профессиональной деятельности;

Коррозия металлов;

Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды;

Способы защиты металлов от коррозии.

Знать/Понимать:

Часто встречающиеся металлы и сплавы;

Отличие чистых металлов от сплавов;

Характерные свойства металлов;

Применение металлов в быту и на производстве;

Причины коррозии металлов и наносимый ею вред;

Способы защиты от коррозии;

Вред, наносимый тяжёлыми металлами в автомобильных выхлопах;

Уметь/Использовать:

По внешнему виду различать часто встречающиеся металлы и сплавы;

Защищать металлические предметы и инструменты от коррозии;

Использовать наиболее важные металлы и сплавы в быту и профессии;



Неметаллы

38

Неметаллы, их нахождение в природе

39

Физические свойства неметаллов

40

Кислород. Проблема сохранения кислорода в природе

41

Воздух.

42

Топливо и способы его сжигания.

43

Реакция горения.

44

Углерод (уголь, графит, алмаз)

45

Неметаллы в жизни человека

46

Неметаллы в профессиональной деятельности

Демонстрации.

Коллекции горных пород и минералов, из которых получают неметаллы;

Коллекции неметаллов;

Коллекции «Топливо»;

Адсорбция газов углём;

Наблюдение за горящей свечой. Доказательство участия кислорода в реакции горения.

Практическая работа №11 «Физические свойства неметаллов»

Межпредметные связи

Выработка кислорода зелёными растениями (биология)

Полезные ископаемые (география)

Русский язык и чтение в понятиях и определениях

Профессионально значимые элементы содержания

Неметаллы в профессиональной деятельности;

Техника безопасности при работе с горючими и ядовитыми веществами;

Пожарная безопасность на производстве.

Знать/Понимать:

Часто встречающиеся неметаллы;

Характерные свойства неметаллов;

Применение неметаллов в быту и на производстве;

Причины пожаров, способы предотвращения и тушения пожаров.

Уметь/Использовать:

Объяснять значение зелёных растений для жизни на Земле;

Избегать возникновения пожара в быту и на производстве;

Избегать возникновения пожара в быту и на производстве;

Правильно вести себя при пожаре.

11 класс


Основные классы неорганических соединений, их применение в быту и на производстве

1

Оксид.

2

Оксиды в природе и жизни человека (вода, углекислый газ, оксид кремния, оксид кальция)

3

Физические свойства изучаемых оксидов.

4

Применение оксидов в быту и на производстве.


Оксиды, представляющие опасность.

5

Кислота.

6

Главные неорганические кислоты: хлороводородная, серная, угольная, фосфорная.

7

Кислоты в природе и жизни человека.

8

Применение кислот в быту и на производстве.

9

Техника безопасности при работе с кислотами.

10

Щёлочь.

11

Физические свойства щелочей.

12

Применение щелочей в быту и на производстве.

13

Техника безопасности при работе с щелочами.

14

Соль.

15

Соли в природе и жизни человека.

16

Физические свойства солей.

17

Применение солей в быту и на производстве.

18

Правила техники безопасности при работе с солями

Демонстрации

Коллекция «Оксиды»;

Действие кислот на индикаторы;

Действие щелочей на индикаторы;

Определение рН раствора;

Доказательство того, что при дыхании человек выдыхает углекислый газ;

Коллекция «Соли»;

Знакомство с прибором «Нитратомер», определение нитратов в продуктах;

Взаимодействие уксусной кислоты и соды;

Практическая работа №1 «Определение рН растворов»

Межпредметные связи

Русский язык и чтение в понятиях и определениях

Профессионально значимые элементы содержания

Применение оксидов в быту и на производстве.

Соли, кислоты, основания, используемые на производстве;

Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Кислотные аккумуляторы. Щелочные аккумуляторы .

Техника безопасности при работе с оксидами, солями, кислотами и основаниями, представляющими опасность.

Знать/Понимать:

Свойства и применение различных классов неорганических веществ;

Влияние данных веществ на организм человека и окружающую среду;

Понятие рН раствора.

Уметь/Использовать:

Определять среду раствора, работать с индикаторами;

Соблюдать правила техники безопасности и защищать себя и окружающую среду от вредных воздействий химических соединений;


Органические вещества

19

Органические вещества

20

Метан, пропан: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства (горение)

21

Применение метана и пропана

22

Техника безопасности на кухне при работе с природным и сжиженным газом

23

Каучук, резина: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства (химическая стойкость)

24

Применение каучука и резины

25

Спирты их разнообразие

26

Метанол, этанол: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства (горение)

27

Применение метанола и этанола

28

Глицерин, его физические свойства и применение

29

Органические кислоты, нахождение в природе, применение.

30

Уксусная кислота: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства

31

Применение уксусной кислоты

32

Жиры: нахождение в природе, классификация, физические свойства, химические свойства

33

Применение жиров, биологическое значение

34

Мыло, синтетические моющие средства

35

Эфирные масла

36

Углеводы

37

Сахароза: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение

38

Крахмал: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение

39

Целлюлоза: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение

40

Белки: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, применение, биологическое значение

41

Нефть: нахождение в природе, физические свойства, химические свойства, производство нефтепродуктов их применение

42

Пластмассы и волокна

Демонстрации

Свойства каучука и резины;

Коллекция «Органические кислоты»;

Взаимодействие уксусной кислоты с металлами (алюминий) и пищевой содой;

Коллекция «Жиры»;

Коллекция «Мыла»;

Сравнение свойств мыла и СМС;

Коллекция эфирных масел;

Горение эфирного масла;

Коллекция «Углеводы»;

Брожение сахарозы;

Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие крахмала с йодом;

Растворение белков в воде;

Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне;

Горение птичьего пера и шерстяной нити;

Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании;

Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов;

Свойства нефти;

Коллекция «Пластмассы»;

Свойства полиэтилена

Коллекция «Волокна».

Практическая работа №2 «Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины»

Практическая работа №3 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

Практическая работа №4 «Обнаружение эфирного масла в кожуре цитрусовых»

Практическая работа №5 «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки»

Межпредметные связи

Белки, жиры, углеводы (биология);

Мыло и СМС (СБО);

Русский язык и чтение в понятиях и определениях

Профессионально значимые элементы содержания

Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним;

Синтетические моющие средства;

Молочнокислое брожение глюкозы;

Кисломолочные продукты;

Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним.

Сбалансированное питание;

Мыло и СМС;

Натуральные, синтетические и искусственные ткани;

Применение органических веществ в промышленности;

Техника безопасности при работе с горючими и токсичными органическими веществами.

Знать/Понимать:

Свойства и применение различных органических веществ;

Влияние данных веществ на организм человека и окружающую среду;

Значение углеводов в природных экологических процессах, жизнедеятельности человека;

Вещества, получаемые из нефти;

Роль получаемых из нефти веществ в народном хозяйстве, их экологическое значение;

Правила техники безопасности при работе с нефтепродуктами.

Уметь/Использовать:

Применять знания об органических веществах в жизни и производственной деятельности;

Проводить качественную реакцию на крахмал;

Наблюдать, делать выводы из наблюдений;

Аргументировать выживаемость человека, связанную с производством и потреблением пищевых продуктов.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула, газообразное, жидкое, твёрдое состояние вещества, растворы, скорость химической реакции;

- основные законы химии: сохранения массы веществ;

- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; водород, кислород; важнейшие оксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, хлорид натрия, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть: изученные вещества;

- определять: характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

- характеризовать: общие физические свойства металлов, неметаллов, основных неорганических и органических соединений;

- объяснять: зависимость применения веществ от их свойств;

- выполнять химический эксперимент;

- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Использованная литература

Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002.

Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002.

Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2011.

Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов,Под ред. А.И.Ермакова - М.: Интеграл-Пресс, 2006.

Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.: АРКТИ, 2000.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Химия. Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. В 2-х частях/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: «Просвещение», 1986.

Энциклопедический словарь юного химика/ Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо. – М.: Педагогика, 1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!