Цель: требующие применения комплексных мыслительных операций. Образовательные задачи: сформировать у учащихся умения давать характеристику химическому элементу на основании положения его в Периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома на примере элемента неметалла – серы; применять полученные знания о физических и химических свойствах серы, нахождении в природе и применении соединений серы, химизме производстве серной кислоты; сформировать навыки решения расчётных задач. Методы и приемы: монологическое и диалогическое изложение материала, эвристическая беседа. Стратегия обучения: пояснительно-эвристическая, алгоритмическая. Тип учебной деятельности: репродуктивная, продуктивная, творческая. Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, коллекция минералов, учебная литература Ведущая роль: учитель – ученик. Оборудование и реактивы: образцы серы и её соединений ХОД УРОКА I. Организационный этап Готовность к уроку; Сообщение темы и целей урока II.– Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу: «Химия элементов – неметаллов» (слайд 1). Создание коллаборативной среды и деление на группы – Давайте вспомним еще несколько неметаллов с помощью загадок (слайд 3). Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.(йод) Белый, воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.(фосфор) Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград (слайд 2).(сера) Гость из космоса пришёл, в воздухе приют себе нашёл.(водород) Какой газ утверждает, что он – это не он?(неон) Какой неметалл является лесом?(бор) – Сегодня мы с вами познакомимся с неметаллом «Сера», Ребята скажите цель нашего урока? мы узнаем физические свойства серы, получение серы, нахождение в природе а также эффективность использования сырья. Вашему вниманию предлагаю план по которому ваши группы должны оформить постер и представить классу. Сера – химический элемент. – Мы вместе попробуем дать краткую характеристику химическому элементу – сера, по плану (слайд 4). Каков химический знак? В какой группе периодической системы находится? В каком периоде находится? Какой атомный номер? Какая относительная атомная масса? Сколько электронов в атоме? Как располагаются электроны на АО? Какая электронная формула серы? Какие низшая (в соединениях с водородом и металлами) и высшая (в соединении с кислородом) валентности серы? (Ответы этих вопросов записываются у доски и в тетрадях). При оценивании постеров учитывайте критерии на слайде №5
– Мы познакомились со строением химического элемента серы, а сейчас узнаем, какими физическими свойствами обладает сера. Сера обладает следующими физическими свойствами (учащиеся знакомятся с образцами серы): Твёрдое кристаллическое вещество желтого цвета, без запаха. Как и все неметаллы плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Порошок серы всплывает в воде. Сера в природе практически не растворяется. Температура плавления 120°С (слайд 8). Для того чтобы вы имели представления о химических свойствах серы предлагаю посмотреть видео о взаимодействии серы с медью. Серу применяют для производства серной кислоты, вулканизации каучука, как фунгицид в сельском хозяйстве и как сера коллоидная – лекарственный препарат. Также сера в составе серобитумных композиций применяется для получения сероасфальта, а в качестве заместителя портландцемента – для получения серобетона (слайд 11).
III. Закрепление изученного материала А сейчас каждая команда получает задание , которое необходимо выполнить в течении 5 минут, и отправить спикера в соседние группы, чтобы поделиться своими знаниями. 1. Стихотворение «Сера» (слайд 9): Сера, сера, сера, эс. Тридцать два – атомный вес. Сера в воздухе сгорит, Мы получим ангидрид. Ангидрид её с водой Станет серной кислотой. Скажите сколько хим. Реакций в данном стихотворении .Запишите уравнения химических реакций, о которых идёт речь в стихотворении. IV. Рефлексия Учащимся предлагается продолжить фразу “Уходя с урока, я хочу сказать…”. Также проводится оценивание работы учащихся на уроке. И повесить ваш стикер на поле на доске ( понял, не понял, понял, но не всё) V. Домашнее задание (слайд 18) выполнить задание
|