СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия на военной службе (материалы для стенгазеты)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для стенгазеты "Химия на военной службе"

Стихи, рисунки и фрагменты биографии учёных. 

При оформлении этой газеты у нас ушло два ватмана, материалы распечатаны, вырезаны и наклеены. 

Просмотр содержимого документа
«Химия на военной службе (материалы для стенгазеты)»

Элемент №1. На энергии термоядерной реакции с участием изотопов водорода – дейтерия и трития, идущей с образованием гелия и выделением нейтронов, основано действие водородной бомбы. Водородная бомба превосходит по своей силе атомную.



Элемент № 2. Гелием наполняют дирижабли. Заполненные гелием летательные аппараты, в отличие от заполненных водородом, более безопасны.

Гелий необходим и подводникам. Аквалангисты дышат сжиженным воздухом. При работе на глубине 100 м. и более азот начинает растворяться в крови. При подъёме с большой глубины он быстро выделяется, что может привести к нарушениям в организме. Значит, подъём должен быть очень медленным. При замене азота гелием таких явлений не происходит. Гелиевый воздух использует морской спецназ, для которого главное – быстрота и внезапность.




Элемент № 6. Углерод входит в состав органических веществ, которые составляют основу горюче-смазочных, взрывчатых, отравляющих веществ. Уголь входит в состав пороха и используется в противогазах.



Элемент № 8. Жидкий кислород используют как окислитель топлива для ракет и реактивных самолётов. При пропитывании жидким кислородом пористых материалов получают мощное взрывчатое вещество – оксиликвит.



Элемент № 10. Неон – инертный газ, которым заполняют электролампы. Неоновый свет далеко виден даже в тумане, поэтому неоновые лампы применяют на маяках, в сигнальных установках различных типов.



Элемент № 12. Магний горит ослепительным белым пламенем с выделением большого количества теплоты. Это свойство используют для изготовления зажигательных бомб и осветительных ракет. Магний входит в состав сверхлёгких и прочных сплавов, используемых в самолётостроении.

Элемент № 13. Алюминий – незаменимый металл для производства лёгких и прочных сплавов, которые используются в самолёто- и ракетостроении.



Элемент № 14. Кремний – ценный полупроводниковый материал, при повышении температуры электропроводимость его усиливается, что позволяет использовать кремниевые приборы при высокой температуре.



Элемент № 15. Фосфор используется для изготовления напалмов и ядовитых фосфорорганических веществ.



Элемент № 16. С давних времён сера используется в военном деле как горючее вещество, она также входит в состав дымного пороха.



Элемент № 17. Хлор входит в состав многих отравляющих веществ.




Элемент № 22. Титан придаёт сталям твёрдость, эластичность, высокую коррозийную устойчивость. Эти свойства незаменимы для оборудования морских кораблей и подводных лодок.



Элемент № 23. Ванадиевая сталь, упругая, прочная на истирание и разрыв, стойкая к коррозии, используется для строительства небольших быстроходных морских кораблей, гидросамолётов, глиссеров.



Элемент № 24. Хром применяется для получения специальных сталей, изготовления орудийных стволов, броневых плит. Стали, содержащие более 10 % хрома, почти не ржавеют, из них делают корпуса подводных лодок.



Элемент № 26. В Античности и в Средние века железо изображали в виде бога войны Марса. Во время войны железо расходуется в огромных количествах в снарядах, бомбах, минах, гранатах и других изделиях.


Элемент № 29. Медь – первый металл, использованный человеком. Из него делали наконечники копий. Позже его стали называть пушечным металлом: сплав из 90 % меди и 10 % олова использовали для отливки орудийных стволов. И сейчас главный потребитель меди – военная промышленность: детали самолётов и судов, латунные гильзы, пояски для снарядов, электротехнические детали – всё это и многое другое делают из меди.



Элемент № 30. Цинк вместе с медью входит в состав латуней – сплавов, необходимых для военного машиностроения. Из него изготавливают гильзы артиллерийских снарядов.



Элемент № 33. Мышьяк входит в состав боевых отравляющих веществ.



Элемент № 35. Бром входит в состав слезоточивых отравляющих веществ – лакриматоров.




Элемент № 42. Молибденовые сплавы идут на изготовление сверхострого холодного оружия. Добавка 1,5 – 2 % этого металла в сталь делает броневые листы танков неуязвимыми для снарядов, а обшивку кораблей – химически устойчивой к действию морской воды.



Элемент № 53. Йод входит в состав поляроидных стёкол, которыми оснащены танки. Такие стёкла позволяют водителю видеть поле битвы, гася ослепляющие блики пламени.



Элемент № 82. С изобретением огнестрельного оружия свинец стал расходоваться в больших количествах на изготовление пуль для ружей и пистолетов, картечи для артиллерии. Свинец защищает от губительного радиоактивного излучения.



Элементы № 88, 92 и др. Соединения радиоактивных элементов радия, урана и их собратьев – сырьё для изготовления ядерного оружия.



Кто про химика сказал: «Мало воевал»?

Кто сказал: «Он маловато крови проливал»?

Я в свидетели зову химиков-друзей,

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто с армией родной шёл в одном строю,

Тех, кто грудью защитил Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей,

Сколько полегло на них молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне.

Слава химикам живым!

Павшим – честь вдвойне!

(З.И.Барсуков).







«22 июня 1941 года».

Казалось бы холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(С. Щипачёв).


У каждого была своя война,

Свой путь вперёд,

Свои участки боя, и каждый был

Во всём самим собою,

И только цель

У всех была одна.

(М.Алигер).



«1418 дней»

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней…

Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней.

Стали поколению наивысшей пробою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Сколько горя вынесло наше поколение,

Каждый день теряли мы фронтовых друзей…

Нами было сделано всё во имя Родины,

Всё теперь под силу нам, если нами пройдены

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

(А.Николаев.).



















Академик Александр Ерминингельдович Арбузов – основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Его деятельность была неразрывно связана с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. физик - оптик С.И.Вавилов писал Арбузову:

« Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в вашей лаборатории 15 г. 3,6 - диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора». Препарат был изготовлен, его использовали при изготовлении оптики для танков. Это имело большое значение для обнаружении врага на далёком расстоянии. В дальнейшем А.Е.Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.



С именем академика Николая Дмитриевича Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Ещё в Первую мировую войну он создал противогаз. В период 1941 – 1945 гг. Н.Д.Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.



Химик - технолог Семён Исаакович Вольфкович исследовал соединения фосфора, был директором НИИ удобрений и инсектицидов. Сотрудники этого института создавали фосфорно - серные сплавы для бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки для бойцов, дозорных, разрабатывали необходимые санитарной службе средства против обморожений, ожогов, другие лекарственные препараты.



Вклад академика Николая Николаевича Семёнова в обеспечение победы определялся разработанной им теорией цепных разветвлённых реакций, которая позволяла управлять химическими процессами: ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. В начале 40-х гг. Н.Н.Семёнов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты этих исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнемётов. Результаты исследований, посвящённых вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах, были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.





Академик Александр Евгеньевич Ферсман не раз говорил, что его жизнь – история любви к камню. Первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов, он с первых дней войны активно включился в процесс переведения науки и промышленности на военные рельсы. Он выполнял специальные работы по военно - инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок.



Профессор Военной академии химической защиты Иван Людвигович Кнунянц разработал надёжные средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. За эти исследования в 1943 г. он был удостоен Государственной премии СССР.



Ещё до начала Великой Отечественной войны профессор Военной академии химической защиты Михаил Михайлович Дубинин проводил исследования сорбции газов, паров и растворенных веществ твёрдыми пористыми телами. М.М.Дубинин – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.



С самого начала войны перед учёными была поставлена задача: разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, переносчиками которого являются вши. Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста, а также различных антисептиков для деревянных самолётов.



Академик Александр Наумович Фрумкин – один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель школы электрохимиков. Изучал вопросы защиты металлов от коррозии, разработал физико - химический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели.



Академик Сергей Семёнович Намёткин – один из основоположников нефтехимии, успешно работал в области синтеза новых металлоорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Во время войны занимался вопросами химической защиты, развитием производства моторных топлив и масел.




Исследования Валентина Алексеевича Каргина охватывали широкий круг вопросов физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Во время войны В.А.Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.



Профессор, начальник Высшей академии химической защиты и начальник кафедры аналитической химии Юрий Аркадьевич Клячко организовал из состава академии батальон и был начальником боевого участка на ближайших подступах к Москве. Под его руководством была развёрнута работа по созданию новых средств химической обороны, в том числе исследования дымов, антидотов, огнемётных средств.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!