СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хлестаковщина как социально- психологическое явление

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по русской литературе для 10 класса. Дополнительная помощь

Просмотр содержимого документа
«Хлестаковщина как социально- психологическое явление»



Дата:

ФИО учителя :

Класс 10 а

Предмет: русская литература

Тема:  Хлестаковщина как социально- психологическое явление

Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского общения

Цели:

1) обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

2) определение понятия «хлестаковщина» как социального явления ,работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

3) формирование учебных действий и умений, связанных с развитием речи

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, , презентации; листы бумаги, маркеры для составления кластеров.

Ход урока

I. Организационный этап.

II.Мотивационный этап.

Уже не первый урок мы с вами изучаем комедию Н.В. Гоголя « Ревизор». Давайте кратко вспомним, о чём же мы узнали?

-Фронтальный опрос

1. Какое литературное произведение изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех? ( комедия)

2.Как называется разговор двух или более лиц?

3. Кому из героев комедии снились крысы?

4.Профессия героя, который берет взятки борзыми щенками ( судья)

5. В каком году Н. В. Гоголь написал комедию «Ревизор»?

.

6. Как звали ревизора Хлестакова?

7. Сколько лет главному герою комедии «Ревизор»?

8. Как звали слугу Хлестакова?

9. Кем был подарен сюжет комедии «Ревизор» Н. В. Гоголю?

III. Опрос домашнего задания « Жители уездного города»

Учитель:

Да, у страха глаза велики!.. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков – центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант: «...Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть, как следует «Ревизора»).

В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…

Составление кластера «Образ Хлестакова»

Как вы думаете, ребята, может ли быть «труднейший» образ героя, требующий таланта решительного актера, быть однозначным, то есть раскрываться в одном направлении? Конечно, нет. Что значит слово «неоднозначный»? Подберите синонимы.

Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества…

Стратегия « Линия событий» Ученики записывают события , которые происходят с Хлестаковым

Работа с высказываниями об образе Хлестакова. Работа по карточке

Речь героя

  1. К кому обращена речь?

  2. О чем говорит?

  3. Подбор слов?

  4. Характер предложений.

  5. Тон речи. Как говорит?

Путаница стилей.

Заимствование из литературы.

Отсутствие речи в сторону.

Хлестаков – дитя литературы и дитя литературщины. Литература и литературщина мешаются в его речах. Путаница – любимая героиня Гоголя.

Слова выскакивают из него непроизвольно. Начав врать, он ничего не боится. Хлестаков творит эту комедию (бессознательно, но вдохновенно). Свое красноречие, свои приемы он заимствует из романов и повестей «Библиотеки для чтения», а иногда даже и из более высоких образов литературы. Из Марлинского, а порой из Пушкина. Он сыплет образцами прозы Жуковского и Карамзина. Хлестаков говорит не своим, а чужим языком.

5.

Поступки. Развитие характера.

  1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.

  2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.

  3. Вранье Хлестакова. Роль эпизода.

Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше.

3. Рефлексия

Учитель: Какую сцену комедии можно считать кульминацией, самой главной для раскрытия характера нашего героя? Это сцена «вранья» Какие качества Хлестакова в ней заострены?

Ответы учащихся: легкомыслие, безудержность, завышенная самооценка…

Учитель: Да, актеру удалось подчеркнуть именно эти качества разнопланового характера героя. Как известно, комедия до сих пор с успехом идёт на многих сценах наших театров, она проиллюстрирована многими художниками и даже запечатлена в скульптуре (показ). А какие черты несут в себе эти «Хлестаковы»?

Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? И какие качества легли в основу хлестаковщины?

Обсуждение.

Что бы вы хотели узнать лично у главного героя. Ученики задают вопросы

Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?

4. Итог урока.

Вывод Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?

5.Домашнее задание:  Значение творчества Н. В Гоголя


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!