СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хочу поделиться с коллегами - секреты развития критического мышления на уроках

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки по технологии критического мышления строятся по особому сценарию. И один из важнейших этапов урока по ТРКМ — этап вызова. Рассмотрим подробнее, что такое стадия вызова критического мышления, в чем ее особенности и какие приемы используются на этой стадии.

Особенности критического мышления

Прежде, чем говорить о стадии вызова, вспомним кратко, в чем заключаются особенности критического мышления. Критическое предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное. То есть ученик должен научиться не воспринимать информацию как самодостаточную, а относится к ней критически: анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Ничто не воспринимается на веру — все ставится под сомнение, но при этом ребенок остается открытым для нового знания.

Еще один важный момент: концепция технологии развития критического мышления исключает пассивность учащихся. Они оказываются максимально вовлеченными в процесс обучения. А роль учителя стала сводиться к роли координатора, который помогает, подсказывает направление, но никак не преподносит готовое знание.

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:

Сегодня мы поговорим об этапе вызова на уроке.

Стадия вызова на уроке

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:

  • вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока. Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже "перед фактом".

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Приемы для стадии вызова на уроке

Приемы разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для активизации всех учеников в классе.

Важное условие всех приемов стадии вызова: никакой критики и никакого анализа!

Ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться. На данном этапе идет простой набор всех идей и предложений. А все ошибки, неточности будут исправляться уже в ходе урока. Именно это позволяет учащимся самим увидеть свои недочеты, научится строить логические цепочки от "старого к новому" видеть взаимосвязь уже изученного и нового, учит использовать накопленный опыт для решения новых задач.

Нажмите на ссылку на названии приема, чтобы получить более подробную информацию и примеры.

  • Верно — не верно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
  • Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
  • Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
  • Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
  • Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?
  • Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.
  • Таблица "ЗХУ". Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу:

Я это знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

 

 

 

На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.

Таблицу ЗХУ легко использовать уже в начальной школе. Для облегчения систематизации знаний учитель может задавать наводящие вопросы.

Например, на уроках чтения:

Какие произведения этого писателя вы знаете?

Что интересного в его рассказах?

Что вы хотите узнать о нем? И т.д.

  • Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.
  • Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения — какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.
  • Мозговой штурм — один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные по версии учащихся идеи.
  • Корзина идей — в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.
  • Перепутанные цепочки. Учитель предлагает ряд перепутанную последовательность событий, действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность.
  • Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.
  • Бортовой журнал. Учащиеся заполняют таблицу:

Что я знаю по теме

Что я узнал нового

Это осталось непонятным

 

 

 

Прием рассчитан на весь урок, на стадии вызова заполняется только первая колонка.

  • Отсроченная догадка. По названию темы или по ключевым словам учащиеся высказывают предположение: какой вопрос будет главным на уроке. К догадке возвращаются в конце урока, проверяя правильность предположений.
  • Круги по воде. Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.

Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТРКМЧП выполняет сразу несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным. 

Просмотр содержимого документа
«Хочу поделиться с коллегами - секреты развития критического мышления на уроках»

1


Развитие критического мышления с помощью информационных технологий



Основные перспективы развития всей России связаны с использованием новейших технологий и с людьми, способными не только их применять, но и продуцировать. В начале ХХI века человечество вошло в новую стадию своего развития: ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Уже сейчас в готовом продукте более 80% затрат обусловлено новыми идеями и технологиями. Труд становится более емким интеллектуально.

  • Развитие навыков письменной речи c помощью технологии «критического мышления»

  • Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. Приемы технологии развития критического мышления

  • Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы

Яндекс.Директ

Свидетельство публикации учителяПубликации педагогов. Без рекламы. Без регистрации! Сертификат за 5 минут!ОпубликоватьАкция «Лучшая цена»Методический кабинетuchsovet.ru

Конкурсы для педагогов 2016!Международные конкурсы для учителей и воспитателей! Всероссийские конкурсы!uspeh-konkurs.ruАдрес и телефон

Свидетельство о публикацииПубликация учебных материалов педагогов. Свидетельство сразу! Ждём Вас!Опубликовать работуПолучить свидетельствоdlyapedagoga.ru


Обсудить статью (уже 9 коммент.)
Опубликовать свой материал

Школа как учреждение, призванное удовлетворять  социальные запросы государства, должна соответствовать современным требованиям. Поэтому новая реформа образования направлена в первую очередь не на усвоение готовых предметных знаний, а на их творческую переработку и самостоятельное использование, на развитие способности оценивать свою деятельность. Принципиально важным становится не только конкретный результат в виде объема полученных знаний, а, прежде всего сам процесс, сознательный выбор деятельности, реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта.

То есть школа должна способствовать не только накоплению количественных знаний, но и самостоятельно, критически оценить их. Речь идет о развитии у школьников критического мышления с помощью информационных технологий.

Что такое критическое мышление? Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для  конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.

 

Люди, мыслящие критически, должны лучше справляться с решение проблем реальной жизни. Эти навыки должны обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий критического мышления, которые впереди у большинства из нас.

Появление компьютерного класса меняет технологии, методику проведения уроков. В течение прошедшего учебного года все учителя математики, физики, часть учителей русского языка прошла подготовку по овладению компьютерной грамотностью в технологическом центре НР-ОRT при МОУ СОШ № 55, в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области по проблеме «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».

Для учителей школы учитель информатики Болоболкин В.И. провел консультации, цель которых для части учителей - знакомство с работой на компьютере, для другой части предусматривалась программа, направленная на углубление имеющихся знаний и умений.

Первыми стали использовать компьютерные технологии в обучающем процессе учителя МХК, русского языка и литературы, математики, английского языка.
Сегодня мы представляем их скромный опыт работы с использованием информационных технологий.
Учитель МХК Дрыгина А.К. на уроках развивает критическое мышление учащихся, проводит интегрированные уроки МХК и информатики.
Одной из важнейших задач теории и практики преподавания Мировой художественной культуры (МХК) в школе является развитие эстетических вкусов учащихся. Применение на уроках МХК технологии критического мышления в синтезе с компьютерными технологиями открывает новые возможности в решении поставленной задачи.

Анализ современного образовательного процесса позволяет сделать выводы, что в образовательной области «Искусство» сложился авторитарный, просвещенческий метод обучения. В его основе - накопление количественных знаний. Ученые А. Шеншин, М.М. Рубинштейн, Б.В Асафьев, Б.Т. Лихачев и др. подчеркивали, что эстетический вкус - это не только накопление знаний, но и самостоятельная, критическая, оценочная деятельность учащихся. Близка позиция В. Болотова, который утверждает, что критическое мышление - это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы сформировать свое мнение, суждение, оценку. На уроках с применением технологии развития критического мышления запоминание информации не является конечным результатом. Количественные знания служат основой для анализа, синтеза, оценки и рефлексии. Это позволяет учащимся самостоятельно ориентироваться в стремительно растущем потоке информации. Принципы, лежащие в основе технологии развития критического мышления, позволяют учителю решить ряд задач по развитию эстетических вкусов учащихся.

Это прежде всего:

  • поощрение плюрализма мнений, суждений, оценок;

  • развитие коммуникативной культуры;

  • отказ от шаблонных ответов;

  • организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Результат - расширение кругозора учащихся, приобретение навыков самостоятельной оценки стилей, жанров, направлений искусства.

Уроки МХК имеют свою специфику, так как предполагают изучение большого количества иллюстративного материала. Это и памятники архитектуры, и живописные полотна, и скульптура. Как объять необъятное? Большие возможности открываются перед учителем, владеющим компьютерными технологиями. С их помощью в короткий срок (в течение одного урока) учащиеся могут совершать виртуальные экскурсии, внимательно   рассматривать   произведения   живописи   и   архитектуры.
  
Для этого Алла Константиновна располагает на рабочем столе компьютера текст и иллюстрации к теме. Учащиеся в группах по 2-3 человека за компьютером изучают предложенный материал и готовят презентацию в программе РоwегРоinт. По желанию презентацию  показывают и озвучивают с помощью мультимедийных ресурсов в классе на большом экране.

Преимущества использования компьютерной поддержки:

  • презентация     готовится     с     использованием     максимального     количества иллюстраций, расширяет границы поиска нужного материала;

  • дизайн презентации зависит от темы урока.

Например, тема «Классицизм» предполагает создание презентации с использованием сочетания двух цветов в соответствии с законами классического стиля. В презентации, посвященной творчеству Феофана Грека, учащиеся использовали любимые цвета: мастера - желтый и все оттенки коричневого. В темах «Модерн», «Импрессионизм» - более яркая цветовая гамма. В оформлении слайдов присутствует полет фантазии, нестандартные решения, использование эффектов анимации и возможностей WordArt.

Работа над презентацией включает несколько целей:

  • привлечение учащихся к самостоятельной оценке произведений искусства;

  • создание условия для творчества.

Освоение мирового культурного наследия, безусловно, важная и нужная задача. Актуальность развития эстетических вкусов учащихся в современном мире возрастает, так как средства массовой информации навязывают свои «ценности».

Организация уроков с применением технологий критического мышления в синтезе с информационными технологиями способствует формированию навыков самостоятельного, независимого мировоззрения.

Учитель русского языка и литературы Табунникова Е.Е. при подготовке к ЕГЭ использует обучающие тесты, как для самостоятельного изучения, так и для проверки своих знаний.

Елена Евгеньевна использует программу «Репетитор 1С «Русский язык» обучающую программу «Электронный репетитор».

Их можно использовать после извлечения анимационной части и группировки по соответствующим разделам русского языка, что позволяет более наглядно раскрыть материал практически по всем вопросам фонетики, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса, лексики и фразеологии, проверить знания учащихся по орфографии и пунктуации, разделу «Речь».

В процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку использование таких обучающих компьютерных программ целесообразно, так как тестовые задания максимально приближены по типу, структуре и уровню сложности к реальным экзаменационным задачам, компьютерные программы выгодно отличаются от печатных пособий тем, что в них постоянно отслеживаются все изменения в структуре и содержании тестов ЕГЭ.

Например, программа «Электронный репетитор» предоставляет возможность работы в режимах тестирования и обучения, возможность контроля за временем выполнения каждого задания и всего теста в целом.

Облегчает работу учителя и учащегося автоматический вызов справки при выборе ошибочного ответа. Учащиеся сразу видят свою ошибку и имеют возможность ее исправить, воспользовавшись справочным материалом.
Существенным достоинством программ является обнаружение «технических ошибок» при выполнении заданий типа «В», правильность заполнения.

Также в компьютерные программы включены  критерии оценки сочинение (часть «С») и комментарии к данным критериям.

Учителя математики Шепарова Г.В. и Шепарова Л.В. используют компьютер на всех этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

    Примеры:

1.    Объяснение нового материала.
При изучении новой темы проводится урок-лекция с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Объявление темы урока сопровождаю демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи.

После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Сочетание устного лекционного  материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся  на особо значимых моментах учебного материала.

2.    Решение текстовых задач.
На данном этапе урока  отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, т.к. задачи являются неотъемлемой частью изучения математики.

    Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.

3.    Контроль знаний.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «Выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «Напиши правильно ответ».
    Организация теста по принципу «Выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, т.к. не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи  ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

Рассмотрим применение компьютерных технологий на одном из уроков математики в 10 классе по теме «Призма. Площадь поверхности призмы». Урок закрепления и повторения знаний проводится по методу проекта.

В ходе урока учащиеся должны создать проект – компьютерную презентацию по определенной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам.

Теоретики подбирают теоретический и исторический материал, создают слайд. Практики работают по карточкам, решают вычислительные задачи по рассматриваемой теме.
Технические редакторы работают на компьютере, выбирают макет, шаблон оформления, набирают текст.
В конце урока группы защищают созданные проекты, обосновывая при этом выбор тех или иных компьютерных программ.
Во время защиты каждый ученик в классе активно участвует в оценивании результатов работы, выставляя от 0 до 5 баллов по следующим пунктам:

 

  • содержание теоретического материала;

  • наличие дополнительного материала, углубление по выбранному вопросу;

  • наличие исторического материала;

  • количество и уровень представленных задач;

  • эстетичность оформления;

  • проведение защиты.

   Результаты ребята заносят в свои таблицы, подсчитывают итоговый балл и во время обсуждения дают советы и рекомендации одноклассникам.
   
Небольшой опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, развивает критическое мышление.

Учитель английского языка Нохрин А.Ю. использует компьютерные технологии на уроках английского языка. Алексей Юрьевич считает, что компьютер взывает к действиям со стороны обучаемого.

Экран компьютера позволяет работать над задачей одновременно нескольким ученикам.

Компьютеры развивают творчество. Звук, картинки, анимация, видео и текст могут соединяться различными способами, чтобы сделать истории более убедительными, а объяснения более понятными.

Ученики должны четко осознавать, что работа на компьютере имеет определенную структуру и подчинена определенной цели. Учеников нужно поощрять в том, что они делали различного рода записи в тетрадях, словарях при работе с различными программами.

Хотим мы этого или нет, компьютеры должны занять свое место в обучении. И учителя ответственны перед своими учениками за то, чтобы показать им возможности, которые несет в себе использование высоких технологий в процессе обучения. И с этой точки зрения компьютеры могут помочь учителям в саморазвитии и самообразовании.

Педагогический коллектив школы готов с целью развития критического мышления учащихся использовать компьютерные технологии в преподавании других предметов учебного плана, а также к использованию информатики в дополнительном образовании и внеклассной работе.

Так, в новом учебном году будет работать кружок для учащихся 10-11 классов «Создание презентаций в программе PowerPoint».

Сергеева М.В.
заместитель директора по УВР
МОУ-СОШ №62 г.Тулы

Читайте также:

  • Развитие навыков письменной речи c помощью технологии «критического мышления»

  • Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. Приемы технологии развития критического мышления

  • Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!