СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хочу все знать!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мероприятии "Хочу все знать!" дети учатся работать с разными словарями. 

Просмотр содержимого документа
«Хочу все знать!»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28»







Библиотечный урок

Методическая разработк



Челябинская область

г.Коркино

п.Первомайский

2019 г.

Педагог-библиотекарь: Левицкая С.В.

тема урока: «Хочу все знать»

6 класс















Содержание:

  1. Введение

  2. Основная часть

2.1. вступление

2.2. Станция «Слово о словарях»

2.3. Станция «Толковый словарь»

2.4. Станция «Словарь иностранных слов»

2.5. Станция «Фразеологический словарь»

2.6. Станция «Словарь крылатых выражений»

2.7. Станция «Орфографический словарь»

2.8. Станция «Орфоэпический словарь»

2.9. Закрепление

2.10.Подведение итогов

3.Заключение

4.Выводы

5.Список использованной литературы

6.Приложение














1.Введение.

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и ее применения. Чтобы уметь правильно и красиво говорить и писать, необходимо знать значение слов, их правильное произношение,  написание, а также знать лексическое значение любого слова, значение фразеологизмов, уметь правильно их употреблять  в речи.

Для облегчения написания и произношения различных слов нам служат словари.

В последнее время дети почти перестали пользоваться печатными изданиями, все больше информации находят в интернете. Библиотечный урок «Хочу все знать» направлен именно на то чтоб обучающиеся попробовали, как же это интересно заниматься поискам, открывать словарь, искать нужное слово и читать его значение.

Форма работы: библиотечный урок (путешествие по библиотечным станциям).

Цель библиотечного урока: развитие умения обучающихся работать с различными видами словарей, быстро и точно находить нужную информацию.

Ожидаемые результаты:

1.Обучающиеся умеют работать с разными видами словарей, самостоятельно находят информацию, анализируют, используют в самостоятельной работе.

2.Применяют информацию, полученную из словарей на уроках и при подготовке к уроку.










2.Основная часть

Библиотечный урок «Хочу все знать»

Цель урока: развитие умения обучающихся работать с различными видами словарей, быстро и точно находить нужную информацию

Задачи урока:

- познакомить с разными видами словарей

- выработать умение пользоваться справочной литературой

- развивать навыки самостоятельной работы с книгой

- расширить кругозор учащихся

Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки, словари

конверты с заданиями, выставка словарей.

Книжная выставка « Вселенная в алфавитном порядке»:

1. Ушаков Д.Н. « Орфографический словарь»

2. Клюева В. И. «Краткий словарь синонимов русского языка»

3. Ожегов С.И. « Толковый словарь русского языка»

4. Львов М. Р. «Школьный словарь антонимов русского языка»

5. Одинцов В. В. «Школьный словарь иностранных слов»

6. Резниченко И.Л. «Орфоэпический словарь русского языка»

7. Тихонов А.Н. «Словообразовательный словарь русского языка

8. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»

9. Розенталь « Фразеологический словарь».

План проведения урока:

1. вступление

2. Станция «Слово о словарях»

3. Станция «Толковый словарь»

4. Станция «Словарь иностранных слов»

5. Станция «Фразеологический словарь»

6. Станция «Словарь крылатых выражений»

7. Станция «Орфографический словарь»

8. Станция «Орфоэпический словарь»

9. Закрепление

10.Подведение итогов


Ход урока

  1. Вступление.

Стихотворение к уроку:

«Всему название дано и зверю и предмету,

Вещей вокруг полным- полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз- над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас означено словами!»

А.Шибаев

Педагог- библиотекарь:

Приветствие.

Под музыку (песня Школьная страна)

- Ребята, давайте прочитаем стихотворение к уроку. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Верно. Сегодня мы будем говорить о словах, о книгах, которые помогают вам получать знания, расширять ваш кругозор.

А как называется книга, в которой слова расположены в алфавитном порядке?

Конечно же, словарь!

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и ее применения. И сегодня мы проведем экскурсию в мир слов.

Сегодня мы с вами познакомимся с многообразием словарей. И знакомство это пройдёт в форме библиотечного урока.

Мы будем путешествовать по библиотечным станциям.

А помогут нам в этом, мои помощники:

Сейчас мои помощники поделят вас на команды.

Каждая команда получит свой путевой лист, вы будите путешествовать по станциям, выполнять задания. В ваших путевых листах будут проставляться баллы. По наибольшему количеству баллов определится победитель.

Деление на команды.

Выбор капитана команды.


Педагог- библиотекарь: прежде чем вы приступите к путешествию, мы приглашаем вас всех на первую станцию.


2. Первая станция: « Слово о словарях»

Педагог- библиотекарь:

Казалось бы, что может быть скучнее, чем чтение словарей. На самом же деле, если найти верный ключ к этим кладовым слов, их изучение и чтение может порой оказаться увлекательнее любого детектива.

Сегодня мы поговорим о словарях, в которых собраны богатства нашего великого и могучего языка. Словарей таких существует множество.

Зачем же нужны человеку, для которого русский язык является родным, словари русского языка? Давайте разберёмся. А лучше пусть словари сами расскажут о себе.

Парад словарей русского языка.

Выходят ребята в костюмах словарей.

Я «Орфографический словарь». Я покажу, как правильно писать то или иное слово. Без меня не обходится ни один человек, стремящийся грамотно писать.

Я «Фразеологический словарь», словарь в котором собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы.

Я «Словарь иностранных слов». При чтении газет, журналов и книг вы часто встречаетесь со словами, пришедшими в наш язык из других языков мира, значение которых вам непонятно. Я с удовольствием вам помогу: объясню, что они означают, покажу, как правильно их писать и расскажу об их происхождении.

Я «Орфоэпический словарь». Я показываю человеку, как следует правильно произносить слова. Сомневаешься в произношении слова – загляни в меня и сразу получишь ответ.

Я «Словарь крылатых выражений». Из моего словаря вы можете получить сведения, о часто употребляемых так называемых крылатых фразах (фразеологизмы, идиомы, термины, пословицы, поговорки), не подозревая об их происхождении. Многие крылатые выражения стали настолько привычными, что нам даже в голову не приходит, кто сказал их первым. Однако у каждой крылатой фразы есть своя история.

А Я «Толковый словарь». Впервые такое определение дал мне Владимир Иванович Даль. Я могу объяснить вам значение любого слова, показать, как оно пишется, сколько значений имеет, какой оно части речи, и в какой грамматической форме употребляется. Я помогу тем, кто хочет лучше знать свой родной язык, богатить свой словарный запас.

Педагог-библиотекарь

Парад словарей русского языка можно было бы продолжить: ведь их существует множество, и все они востребованы.

А может ли человек знать все слова родного языка?

Учёные решительно заявляют: ни один человек в мире не знает всех слов своего родного языка. Даже значение слов литературного языка вряд ли знает один человек. Так словарь «Современного русского литературного языка» охватывает 150 тысяч слов, и публикация его потребовала 17 толстых томов.

Теперь, когда вы познакомились со словарями. Можно смело отправляться в путь!

3.Вторая станция «Толковый словарь»

Детей встречает помощник в костюме «Толковый словарь»:

Я словарь толковый,

И многим вам знакомый,

Меня вы спросите опять.

Как слово правильно писать,

Откуда родом это слово?

Что заменить его готово?

Послушайте мое задание.

С помощью толкового словаря С.И.Ожегова объясните значение слова «масса» в каждом предложении, которое я назову.

1 задание

*Масса у арбуза больше, чем у тыквы. (Одна из основных величин механики- величина, измеряющая количество вещества в теле)

* Над детской площадкой нависла масса высотного здания. (О чем- нибудь большом, сосредоточенном в одном месте- переносное: темная масса здания)

* На нас сразу же набросилась масса кровожадных комаров. (Множество большое количество кого-нибудь или чего- нибудь- разговорное масса народу, масса пыли)

* Очень важно вернуть книгу в массы, заинтересовать людей чтением. (Широкие, трудящиеся круги населения, народ: к5нигу в массы, воля масс.)

* Мам прекрасно готовит ватрушки с творожной массой. (Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь: древесная масса, сырковая масса.)

2 задание.

Слово «исследовать» в толковом словаре имеет два значения:

  1. подвергнуть научному изучению, например исследовать законы природы;

  2. осмотреть для выяснения, изучения чего- нибудь, например исследовать больного.

Ваша задача- сочинить несколько предложений с использованием слова «исследовать» в различных значениях.

4.Третья станция «Словарь иностранных слов»

Детей встречает помощник в костюме «Словарь иностранных слов»:

Я словарь иностранных слов. Как вы думаете зачем я нужен?

На самом деле в русском языке очень много слов, пришедших из других языков. Нужно знать точное их значение, форму употребления, иначе можно допустить ошибки. Именно для этого и существует словарь иностранных слов.

Найдите, пожалуйста, в словаре иностранные слова которые я вам назову, дайте их расшифровку и назовите языки из которых они пришли.

*Мадригал. (Из французского. Не большое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.); любезность, комплемент (устар.).)

* Инкогнито. (Из итальянского. Скрыто, тайно, не открывая своего имени; лицо обычно официальное, скрывающее (не с преступными целями) свое настоящее имя)

* Репродукция (Из латинского. Воспроизведения и размножение рисунков путем фотографии, клише и т.п.; картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом. Альбом с репродукциями картин известных художников; воспроизведение того, что удержано в памяти (психол.).)

* Клише. (Из французского. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.); шаблонное выражение, избитая мысль (книж.). )

* Резюме. (Из французского. Краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения.)

*Алиби. (Из латинского. Нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте как доказательство его невиновности.)

*Фойе (Из французского. В театре зал для прогулок во время антракта.)

5.Третья станция «Фразеологический словарь»

Детей встречает помощник в костюме «Фразеологический словарь»:

Мы порой не замечаем,

Как мы речь обогащаем:

В выраженьях не скупимся,

Фразами мы все гордимся.

Здравствуйте ребята, я фразеологический словарь.

Многие народные высказывания, а так же выражения классиков попали во фразеологический словарь. Эти выражения стали крылатыми, часто имеют переносное значение и употребляются без всяких изменений.

Сейчас я буду называть вам устойчивые выражения, а вы должны объяснить их значение с помощью словаря:

*Держать нос по ветру (В зависимости от обстоятельств беспринципно менять свои убеждения, свое поведение).

*Играть с огнем (Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно, не думая об опасных последствиях.)

*Камень на душе. (Испытывать тяжелое, гнетущее чквство.)

*Нести свой крест (Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжелую судьбу.)

* Переливать из пустого в порожнее (Бесполезно, бесцельно проводить время)

* Рубить с плеча (Действовать опрометчиво, прямолинейно, необдуманно.)

*Через пень колоду (Без усердия, небрежно и неумело, кое-как)

6.Четвертая станция «Словарь крылатых выражений»

Детей встречает помощник в костюме «Словарь крылатых выражений»

Здравствуйте ребята, я словарь крылатых выражений. Сейчас я дам вам несколько словарей, а вы найдете в них выражения из басен И.А. Крылова, которые я вам назову. Когда вы их найдете, выпишите значение этих выражений и басни из которых они взяты.

* А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!

(О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи. Цитата из басни «Квартет».)

*А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.

(Шутливо-ироническое порицание чьей- либо торопливости, а так же поверхностного, легкомысленного отношения к делу, которое требует мастерства и терпения. Цитата из басни «Трудолюбивый Медведь».)

*А жаль, что незнаком ты с нашим петухом…

(О тех, кто безапелляционно, бездумно судит обо всем, считая себя знатоком в любом деле, в любом вопросе. Цитата из басни «Осел и соловей».)

* А ларчик просто открывался.

(Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе. Цитата из басни «Ларчик».)

*Беда, коль пироги начнет печь сапожник,

А сапоги тачать пирожник.

(Иносказательно о непрофессионализме- каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать. Цитата из басни «Щука и Кот»)

7.Четвертая станция «Орфографический словарь»

Детей встречает помощник в костюме «Орфографический словарь»

Здравствуйте ребята, я орфографический словарь. Самый важный из словарей! Я помогаю определить правильную форму написания слова. Сейчас я выдам вам карточки с различными словами, в которых пропущены буквы. Вам нужно вписать недостающие буквы. Если в чем- то вы сомневаетесь, можете воспользоваться орфографическим словарем.

*Карточка 1

Арх_тект_р, бесчу_ств_н_ый, возвыш_н_сть, зах_лус_ный, к_ртоф_ль, не_быкн_ве_но. (Архитектор,бесчувственный, возвышенность, захолустный,картофель, необыкновенно.)

*Карточка 2

Опр_д_ление, стю_рдес_а, убеж_щ_, ц_ркуль, ак_ум_лят_р, ге_графия. (Определение, стюардесса, убежище, циркуль, аккумулятор, география.)

*Карточка 3

Усовершен_в_в_ние, чес_н_сть,э_ск_ват_р, ил_юстрац_я, наследс_в_н_ость, соб_ль. (Усовершенствование,честность,экскаватор,иллюстрация,

наследственность,соболь.)

8.Пятая станция «Орфоэпический словарь»

Детей встречает помощник в костюме «Орфоэпический словарь»

Здравствуйте ребята, я орфоэпический словарь, я помогая правильно произносить слова и расставлять ударения.

Сейчас я выдам вам карточки с различными словами, в которых нужно правильно проставить ударение.

*Карточка 1

Базилик (раст.), ветеринария, газопровод, дворянин, закупоренный, иконописец. (Базилик, ветеринария, газопровод, дворянин, закупоренный, иконописец.)

*Карточка 2

Заплесневевший, досыта, знахарка, каракурт, коклюш, лавровый. (Заплесневевший, досыта, знахарка, каракурт, коклюш, лавровый.)

*Карточка 3

Исподволь, йоркширский, компас, лакмус, линкольн (автомобиль), мельком. (Исподволь, йоркширский, компас, лакмус, линкольн, мельком )

После прохождения всех станций.

Капитаны команд отдают свои путевые листы помощникам. Подсчитывается количество балов.

9.Закрепление

Педагог- библиотекарь

Вот вы и познакомились с различными видами словарей.

С какими словарями вам сегодня наиболее сложно было работать?

Работать с какими словарями вам показалось наиболее легко?

Будите ли вы применять словари в дальнейшем. При подготовке к урокам или на уроках?

Теперь вы понимаете, что словари очень полезная вещь, и без них не обойтись человеку, который хочет хорошо знать свой родной язык.

10.Подведение итогов

А теперь давайте поздравим команду, которая оказалось сегодня быстрее и смекалистее остальных.

Поздравление победителя.

И закончу я сегодня наше мероприятие мудрыми словами великого мыслителя и писателя - Вольтера:

«Словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать эти слова из неё».

3. Заключение

В мероприятии «Хочу все знать» рассмотрены различные виды словарей, методы работы с ними. Умение учащихся работать в команде, уметь хорошо слушать, быстро и точно выполнять полученные задания. Библиотечный урок поможет учащимся в дальнейшей работе, пробудит интерес к изучению, поиску информации, пробудет у учащихся интерес к чтению.

Научить учащихся работать с книгой одна из основных целей работы педагога- библиотекаря. Нельзя забывать о том, что чем меньше мы будем детям говорить как прекрасен мир чтение, тем меньше у них будет интерес читать.













4.Приложение


ПУТЕВОЙ ЛИСТ № 1

СТАНЦИЯ «СЛОВО О СЛОВАРЯХ»




СТАНЦИЯ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»


СТАНЦИЯ «СЛОВАРЬ ИННОСТРАННЫХ СЛОВ»

СТАНЦИЯ «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»



СТАНЦИЯ «СЛОВАРЬ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ»

СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ»

СТАНЦИЯ «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»





ПУТЕВОЙ ЛИСТ № 2

СТАНЦИЯ «СЛОВО О СЛОВАРЯХ»




СТАНЦИЯ «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»


С ТАНЦИЯ«ОРФОРГАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»






С ТАНЦИЯ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»

СТАНЦИЯ «СЛОВАР ИНОСТРАННЫХ СЛОВ»

СТАНЦИЯ «СЛОВАРЬ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ»


Раздаточный материал:

СТАНЦИЯ «СЛОВО О СЛОВАРЯХ»

Я «Словарь иностранных слов». При чтении газет, журналов и книг вы часто встречаетесь со словами, пришедшими в наш язык из других языков мира, значение которых вам непонятно. Я с удовольствием вам помогу: объясню, что они означают, покажу, как правильно их писать и расскажу об их происхождении.



Я «Орфографический словарь». Я покажу, как правильно писать то или иное слово. Без меня не обходится ни один человек, стремящийся грамотно писать.



Я «Орфоэпический словарь». Я показываю человеку, как следует правильно произносить слова. Сомневаешься в произношении слова – загляни в меня и сразу получишь ответ.


--------------------------------------------------------------------------------------------

Я «Словарь синонимов», словарь который обогащает нашу речь, даёт возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Знайте: умелый подбор синонимов придаёт языку яркость и выразительность.

_____________________________________________________________


Я «Словарь строения слов». Из моего словаря вы можете получить сведения, из каких значимых частей (морфем) состоит слово и его производные, при помощи каких частей можно образовать новые.

__________________________________________________________


А Я «Толковый словарь». Впервые такое определение дал мне Владимир Иванович Даль. Я могу объяснить вам значение любого слова, показать, как оно пишется, сколько значений имеет, какой оно части речи, и в какой грамматической форме употребляется. Я помогу тем, кто хочет лучше знать свой родной язык, богатить свой словарный запас.

Задания на станциях

СТАНЦИЯ «Толковый словарь»

*Масса у арбуза больше, чем у тыквы.

* Над детской площадкой нависла масса высотного здания.

* На нас сразу же набросилась масса кровожадных комаров.

* Очень важно вернуть книгу в массы, заинтересовать людей чтением.

* Мам прекрасно готовит ватрушки с творожной массой.


СТАНЦИЯ «Фразеологический словарь»

*Держать нос по ветру (В зависимости от обстоятельств беспринципно менять свои убеждения, свое поведение).

*Играть с огнем

*Камень на душе.

*Нести свой

* Переливать из пустого в порожнее

* Рубить с плеча

*Через пень колоду


СТАНЦИЯ «Словарь крылатых выражений»

.

* А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!


*А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.


*А жаль, что незнаком ты с нашим петухом…


* А ларчик просто открывался.


*Беда, коль пироги начнет печь сапожник,

А сапоги тачать пирожник.


СТАНЦИЯ «Орфографический словарь»

*Карточка 1

Арх_тект_р, бесчу_ств_н_ый, возвыш_н_сть, зах_лус_ный, к_ртоф_ль, не_быкн_ве_но

*Карточка 2

Опр_д_ление, стю_рдес_а, убеж_щ_, ц_ркуль, ак_ум_лят_р, ге_графия.

*Карточка 3

Усовершен_в_в_ние, чес_н_сть,э_ск_ват_р, ил_юстрац_я, наследс_в_н_ость, соб_ль.



СТАНЦИЯ «Орфоэпический словарь»

*Карточка 1

Базилик (раст.), ветеринария, газопровод, дворянин, закупоренный, иконописец.

Карточка 2

Заплесневевший, досыта, знахарка, каракурт, коклюш, лавровый.

*Карточка 3

Исподволь, йоркширский, компас, лакмус, линкольн (автомобиль), мельком













5.Список использованной литературы


1.Большой словарь иностранных слов. А-Я.-М:Полюс: Центрополиграф, 2006

2.Кирсанова А. Толковый словарь крылатых слов и выражений.- М: Мартин 2006

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.- М.: НТИ Технологии 2006г.

4. Резниченко И.Л.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение.- М: Астрель: АСТ, 2005Г.

5.Татьяниченко Н.Ф. Фразеологический словарь русского языка для школьников.- М: Диалог 2001




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!