Тема «Ходовая часть автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»
Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц ходовой части, приобрести первоначальные навыки в их разборке-сборке, смазке и регулировке.
Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 3.1—3.6.
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — монтажные передние и задние балки в сборе с рессорами и амортизаторами для автомобилей ГАЭ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, стенд, тиски, комплект инструментов, приспособление для разборки- сборки рессор, специальный ключ с двумя штифтами для разборки амортизатора, ступичные ключи для гаек, насос для накачки шин, оправка, манометр, монтировки из набора инструмента, съемник для снятия ступицы колеса, коловорот, разрезы амортизаторов, ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А.
Перечень работ при выполнении задания — далее приводится описание в общем виде последовательности выполнения отдельных этапов задания с рассмотрением операций разборки-сборки.
На монтажных балках внимательно рассмотреть расположение и крепление рессор, амортизаторов и колес. Изучить устройство ходовой части на примере подвесок автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ- 130, КамАЗ-5320 (см. рис. 3.1—3.3), запомнить названия деталей.
Разобрать рессору ходовой части автомобиля ГАЭ-53А, в частности, снять нижние крышки крепления рессоры к раме, отсоединить стремянки крепления рессоры к балке. Снять рессору и установить ее на специальный стенд или закрепить в тисках, отвернуть гайку центрального болта, снять стяжные хомуты, разъединить листы рессоры, продефектировать их, смазать графитной смазкой, одновременно уяснить, каким образом предотвращается взаимное смещение в поперечной плоскости листов рессор.
Собрать рессору ходовой части автомобиля ГАЗ-53А, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Разобрать рессоры ходовой части автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, для чего отсоединить узлы крепления рессоры к раме
Подвески автомобиля ГАЗ-53А:
а — передняя; б — задняя; 1, 3, 6— кронштейны; 2 — лонжерон; 4 — шарнир; 5 — амортизатор; 7, 12 — обоймы концов коренных рессорных листов; 8, 13 — верхние и нижние опоры; 9 — буфер; 10 — стремянка; 11 — двойной коренной лист; 14 — торцовый упор; 15, 25 — крышки соответственно переднего и заднего кронштейнов; 16, 17 — нижняя и верхняя обоймы переднего конца рессоры; 18 — опора дополнительной рессоры; 19 — накладка; 20 — стремянка задней рессоры; 21 — дополнительная рессора; 22, 24 — центральные болты; 23 — подкладка; 26, 27 — верхняя и нижняя обоймы заднего конца рессоры; 28 — основная рессора; 29 — подкладка стремянок
и передней балке, разъединить листы рессоры. Продефектировать листы, смазать их графитной смазкой. Уяснить, что для предотвращения взаимного перемещения листов рессоры предусмотрен специальный выштампованный профиль. Запомнить названия деталей крепления рессоры (для автомобиля ЗИЛ-130 — ушко, сухарь). Учесть, что задняя подвеска автомобиля КамАЭ-5320 балансирная, имеет рессоры перевернутого типа.
5. Собрать рессоры ходовой части автомобилей ЗИЛ-130 и КамA3-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Подвески автомобиля ЗИЛ-130:
а — передняя; б — задняя; 1, 25 — передние кронштейны; 2, 12, 27, 35 — стремянки; 3 — передняя рессора; 4 — фиксатор накладки; 5, 8 — буфера рессоры; 6, 28— накладки; 7— амортизатор; 9 — обойма; 10, 33— проставки; II, 32 — задние кронштейны; 13, 36 — подкладки ушек рессор; 14, 37 — ушки рессор; 15, 38 — втулки ушек; 16, 40 — пальцы рессор; 17, 39 — масленки; 18 — резиновая втулка; 19 — палец амортизатора; 20, 41 — сухари; 21, 42 — пальцы сухарей; 22, 43 — вкладыши; 23, 44 — втулки стяжных болтов; 24, 45 — стяжные болты; 26 — кронштейн дополнительной рессоры; 29 — дополнительная рессора; 30 — промежуточный лист; 31 — задняя рессора; 34 — подкладка стремянок
Балансирная подвеска промежуточного и заднего мостов автомобиля КамАЗ-5320:
1, 5— штанги; 2 — рессора; 3 — стремянка; 4, 6, 8 — кронштейны; 7— ось; 9 — шаровой палец; 10 — сферический вкладыш; 11 — подшипник; 12, 14— гайки;
13 — шайба; 15 — башмак; 16 — накладка
Изучить устройство телескопического амортизатора, используя учебный плакат и рис. 3.4. Запомнить название деталей и их взаимное расположение, сравнить с разрезом на стенде.
Разобрать телескопический амортизатор следующим образом (см. рис. 3.5):
закрепить амортизатор в тисках за нижнюю проушину;
вытянуть шток до отказа и специальным ключом отвернуть гайку;
тонкой отверткой приподнять обойму вместе с резиновым сальником штока и сальником обоймы на 35...40 мм;
извлечь из рабочего цилиндра шток в сборе с поршнем, направляющей штока и кожухом резервуара;
вынуть из резервуара рабочий цилиндр в сборе с перепускным клапаном и клапаном сжатия;
при помощи оправки выпрессовать из рабочего цилиндра корпус в сборе с перепускным клапаном и клапаном сжатия.
Рис. 3.5. Разборка телескопического амортизатора:
а — отвертывание гайки резервуара; 6 — выпрессовка корпуса в сборе с клапанами сжатия и впускным; в — корпус в сборе с клапанами сжатия и выпускным; / — верхняя проушина; 2— кожух; 3 — гаечный ключ; 4— резервуар; J— нижняя проушина; 6 — тиски; 7— гайка
Собрать амортизатор, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.