СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хохломская ложка.формирование художественного кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить художественными образами.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского»

Прохладненского муниципального района КБР

 

 

Учитель высшей квалификационной категории

Кирпа Ирина Михайловна

 

с.Прималкинское  2013

Тема: «Хохломская роспись ложки».

Цель: формирование художественного  кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить художественными образами.

Задачи:

1.Познакомить с хохломской росписью, историей возникновения промысла.

2.Совершенствовать навыки работы художественными средствами.

3. Учить рисовать элементы хохломской росписи.

4. Развивать творческую активность, художественный вкус.

5. Расширять кругозор, словарный запас учащихся.

6. Воспитывать уважение к рукотворному труду, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:  (Планируемые результаты)

  • Украсить ложки, подобрав композицию  орнамента и выполнить работу в цвете.
  • Познавательные  учебные действия
  1. Выполнять универсальные логические действия:

 

- выполнять анализ (выделение признаков);

- производить синтез;

- выбирать основания для сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

  1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
  • Регулятивные учебные  действия

      1.   Составлять план выполнения творческой  задачи;

      2.   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,               исправлять ошибки;

      3.   Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

  •          Коммуникативные действия
  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и     диалогической речи;
  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;
  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
  5. Предвидеть последствия собственных  решений.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Вид урока: урок-экскурсия

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Оборудование: проектор, шаблоны, пособие по росписи, учебные таблицы, таблицы анализа работы.

 Выставка хохломских изделий, краски,  кисти, цветные карандаши, фломастеры; подкладные листы; компьютер; экран, презентация, видеоролики.

Музыкальный ряд: народная музыка

 

Ход урока:

I. Организационный момент:

Музыкальное приветствие.

Слайд №1

Сегодня у нас необычный урок – мы идём на фабрику

II. Постановка учебной задачи:

- Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуете определить на какую фабрику мы идём и тему сегодняшнего урока:

Утром, вечером и днём Соберёмся за столом. Ждут нас каша, суп, окрошка. А поможет есть их    (ложка)

 

Слайд-2

Слайд-3

Итак, мы идём на фабрику «Хохломская роспись»!

 

Я расскажу  немножко, О деревянных ложках. Они в хозяйстве столь  нужны, Ведь  хохломой расписаны.

Деревянные ложки — Постучи-ка немножко. Хочешь — вальс играй, А хочешь — суп хлебай! 

 

Видео-ролик ЛОЖКАРИ

 

III. Планирование деятельности (модельный план).

Звучит русская народная музыка ( на экране ролик-2 предметов быта с хохломской росписью)

Учитель : ребята, сейчас вы посмотрели прекрасные изделия народного быта, расписанные  хохломскими художниками.

Хохлома Удивляя, Прорастая, Как-то празднично жива Молодая, Непростая, Чёрно-красная трава. Листья рдеют, Не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы.

Откуда появилось это чудо - Хохлома?

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю.

Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась  в поселке Хохлома, Нижегородской области. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом натирали серебристым порошком -лудили и по

этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь – так появлялся золотой цвет.

   Главный мотив хохломской росписи – травка- узор из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод.

Слайд-4

 

В мире интересного.

Фабрика "Хохломской художник" изготовила ложку длиной более 2 м для президента России Медведева.

Ложка изготавливалась 9 месяцев. Ложка сделана из березы. Сначала мастер вырезал ее, потом она несколько месяцев сушилась.

После этого ложка была приобретена у резчика и сушилась еще несколько месяцев уже на самой фабрике. Сушка проходила при определенной температуре и без вентиляции, так как древесина трескается, если воздух "гуляет туда-сюда". Затем  ложка была отдана на роспись.

Слайд-5

Цель нашего урока непростая: сегодня вы будете художниками хохломской росписи. На столе лежат шаблоны ложек. Вам надо обвести шаблоны и украсить ложки орнаментом так, чтобы они радовали своей красотой.

-  А для чего нужен орнамент в росписи ? 

 

( Орнамент оживляет предметы, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, орнамент служил оберегом – защитой от злых сил).

- Что такое орнамент? Обратимся к словарю:

 

Слайд-6

Орнамент  (от лат. — украшение)   -   узор, состоящий из ритмично  повторяющихся элементов; предназначается для украшения различных предметов (посуду,  одежду, мебель).

В нашем случае применяется растительный орнамент.

 

Слайд-7-8-9

На ваших столах лежат полоски с изображением элементов орнамента.

Рассмотрите образцы  и постарайтесь составить орнамент для украшения ложки. Часто в узорах используют сочетание растительных и животных мотивов.

-Проверим, правильно ли вы выполнили задание, сделаем вывод: (в соответствии со слайдами презентации) иотметкой в листе анализа работы.

 

Слайд-10

Физминутка.

«Цветки».

Действия учащихся

Наши алые цветы распускают лепестки

 Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают

Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо - влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки обоих рук. Развести локти и снова свести вместе.

 

 

Творческая практическая работа.

  1. Организация рабочего места:
  • Правильно расположить предметы на столе;
  • Краски , кисти не брать в рот;
  • Не оставлять кисти в воде;
  • Вытирать кисти о салфетку;
  • Осторожно работать с цветными карандашами;
  • После работы убрать свое рабочее место и вымыть руки.

 

2. Составление плана работы :

  • Обвести шаблоны так, чтобы ложки были аккуратными;
  • Выбрать орнамент;
  • Подобрать цвета и раскрасить ложки красками;
  • На каждом этапе контролировать самостоятельную работу.

 

Слайд-11-12

 

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:

  • «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
  • «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
  • «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
  • «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
  • «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
  • «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

3. Выполнение учебной задачи.

Практическая работа детей. Роспись шаблонов ложек.

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую ложку в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны.

А пока вспомним очередность росписи ложек.

 

Видеоролик-2

 

(Индивидуальная помощь учителя)

Слайд-13

Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.

1. Что больше  всего запомнилось   вам на уроке?

2.  Понравилась ли вам  « Золотая хохлома»?

3.  Связана ли с природой  роспись в стиле «хохломы»?

4. Понравилось ли вам рисовать  узоры « хохломы»?

 

Слайд-14

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки.

Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями.  В этой ситуации человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе. Произведения , созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.

Критерии оценивания:

- продуктивность самостоятельной  деятельности оценивается по степени сходства узоров со схемой;

Уровни оценивания:

Низкий: в узорах преобладают явные различия или вообще нет сходства, неаккуратность в работе.

Средний: сходство частичное – отдельные признаки совпадают, но имеют и заметные различия.

Высокий: ложки украшены похожим узором. Работа аккуратная, чистая, нарядная.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Готовность к саморазвитию;
  • Формирование мотивации к учению и познанию.

Метапредметные:

  • УУД – основа умения учиться.

Предметные:

  • Учебная деятельность по получению новых знаний;
  • Преобразование и применение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица самооценки этапов работы над рисунком

№ этапа

Название этапа

работы

Правильно

С ошибками

Затруднения

1

Обведение трафарета ложки

 

 

 

2

Составить узор ложки из элементов росписи

 

 

 

3

Роспись ложки

 

 

 

 

 

 

4

Обоснование применения выбранных элементов росписи

 

 

 

 

Физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладному искусству

1

Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк. Вверх - вниз, вправо - влево Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала «каблучком». А потом по кругу ходит, Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз... Всё получится у нас!

Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски.

2

Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок!

Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Движения кистью руки по тексту. Кисточку держат вертикально. Выполняют тычки без краски на листе

3

«Курица с цыплятами» Вышла курочка-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки. Квохчет курочка: ко-ко, Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

4

«Конь» Конь меня в дорогу ждёт Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой Пышной, сказочной красивой. Быстро я в седло вскочу Не поеду - полечу Цок-цок-цок, цок-цок-цок Там, за дальнею рекой Помашу тебе рукой.

Постукивание пальцами рук по столу. Махи руками в стороны. Постукивание пальцами рук по столу Ритмичное сжимание кулачков обеих рук. Помахать ладонями обоих рук.

5

«Птички». Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами Руки вверх, все пальцы широко расставить. То же что и на первую строчку.

6

«Рисовали -1». Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали Наши пальчики встряхнем Рисовать опять начнем Руки вместе, руки врозь Заколачиваем гвоздь.

Ритмичное сжимание кулачков обоих рук. Встряхивание кистями рук Свести и развести ладошки рук. Имитировать забивание гвоздика.

7

«Утята». Встали как-то утром в ряд Десять маленьких утят. Посчитались, удивились, На две группы разделились. Перышки почистили, Головками повертели, Червячка склевали, К речке побежали.

Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу. Показать 10 пальцев указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят. Руки в стороны, пальцы растопыренные Щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки. Пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу.

8

«Цветки». Наши алые цветы распускают лепестки Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо - влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад.

9

«Рисовали - 2». Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали Пусть немного отдохнут Рисовать опять начнут Дружно локти отведем Снова рисовать начнем

Ритмично сжимать и разжимать кулачки обоих рук. Развести локти и снова свести вместе.

10

«Теремок». Стоит терем-теремок Между двух лесных дорог. В этом тереме тетери Захотели печь пирог. Если любишь пироги Заходи, заходи.

Сложить из ладоней «крышу» Протянуть руки вперед Помахать ладонями скрёстно 1-ми пальцами круговые движения «стряпать» хлопки

11

«Дом». На опушке дом стоит, На дверях замок висит, За дверями стоит стол, Вокруг дома частокол. Тук, тук, дверь открой! Заходите, я не злой.

«Домик» из ладоней Руки в «замок» Правый кулак накрыть левой ладонью Скрестить ладони перед собой Правым кулачком по левой руке Открыть «воротики» вертикально.

12

«Кузнец». Ой, кузнец-молодец Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять. Отчего не подковать. Вот гвоздь, вот подкова Раз, два и готово.

Зовем к себе руками Сжимать и разжимать 1-ый палец, кулачок сжат Стучать кулачками Круговые движения руками Выставить поочередно каждую ладошку хлопки

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!