Классный час «Холокост: память и предупреждение»
06.11.2015год.
Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
Цель: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи:
- учебный аспект
- развивающий аспект
- воспитательный аспект
- Что такое Холокост? (слайд 1)
Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение». Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом, «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством.
- Черты Холокоста
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;
Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;
Уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами);
Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;
Тотальное истребление чернокожих граждан Германии;
Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных ;
Истребление около 9 тысяч гомосексуалов
Разработка систем и способ массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании;
Грандиозные, межнациональные масштабы истребления людей вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами холокоста. (http://ru.wikipedia.org)
Холокост (автор Фридрих Золотковский)
Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост –
не только для евреев…
В полях, и в ямах, и в лесах,
и в лагерях, и в гетто,
в нацистских газовых печах
терзали нас…
Не спета
была ни песнь из древних книг,
ни слово сказано, ни стих…
Но в шуме ветра и знамён,
где путь прошел армейский,
в могилах братских погребён
и мой народ еврейский…
И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!
Века об этом говорим,
а всюду кровь, и смерть, и дым…
Подтверждение тому, что холокост был являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные... (слайды 3-6)
Исторические факты
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года. .В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.
На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В самом большом Варшавском гетто в Польше каждый месяц умирало около 1% населения. Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте. В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
Мама, мне страшно… (Автор Корюкина Валерия, 16 лет)
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь! Я умру храбрецом!”
Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел.
В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
Слайд (советские военнопленные)
Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.
Просмотр документального фильма «Бухенвальд»
(Холокост. Бухенвальд / The Holocaust. Buchenwald concentration camp [2005, документальный, SATRip] VO / Вторая мировая война Открытый торрент трекер - RUS-MEDIA.ORG)
Бухенвальд Звучит красиво - Бухенвальд,* Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах - кровавая завеса.
Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах - сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу - волшебный Веймар.
Там - Гете "Фауста" писал, Здесь - пламя смерти бушевало Там - "Люди гибнут за металл", Здесь - люди гибнут от металла.
Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах, Там - Кранах, сказочен и ярок. Здесь - пулеметы на столбах И пасти лютые овчарок.
Там - жил великий Ференц Лист, Воспевший музыкой свободу. Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист, Людей сгоняя на работу.
Там - грациозный Бельведер, Там - дух искусств здоров и пылок. А здесь - фашистский офицер С ухмылкой целится в затылок.
Там - Музы вышли на парад, Здесь - всюду смерти изваянье. Звучит красиво - Бухенвальд?! Какое жуткое названье! Слайд ( карта) |
Учитель: Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
В начале 21-го века официально было объявлено, что таких учреждений нацисты создали порядка двадцати тысяч. К таким выводам во время исследований пришли сотрудники и ученые Мемориального музея Холокоста, который находится в Вашингтоне. Спустя десять лет этот же музей объявил, что нашел новые места дислокации подобных лагерей смерти, которых, по их подсчетам, в Европе было около 42,5 тыс. Известно, после окончания войны мировая общественность охарактеризовала действия нацистов как преступление против мира и человечности и приняла решение судить тех, кто остался.
Учитель: И Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост» песня «Бухенвальдский набат»
Практическая часть- (работа по группам). Двадцать первый век стал кульминацией террористических атак.
Вспомнить и написать теракты в 21 веке по всему миру.
11 самых больших террористических актов в 21 веке
Террористический акт – позор для всего человечества. История помнит много жестоких убийств и кровопролитных войн, но с жестокостью и беспощадностью организаторов и исполнителей этих происшествий не сравниться не одна война. Весь мир живет в страхе, даже сейчас, когда ситуация стабилизировалась.
Кроме общепринятой статистики смертей и травм, никто не берётся оценивать социальное и психологическое воздействие на людей, которые стали свидетелями ужасных событий. Люди, которые пережили посттравматический шок, всю жизнь видят кошмары с воспоминаниями о пережитых событиях.