СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основании проделанного анализа возможных теоретических подходов к проблеме и длительных эмпирических наблюдений над объектом и предметом исследования мы сформулировали гипотезу, включающую в себя следующие положения:

1. Воспитание детей в хореографическом коллективе осуществляется не средствами танца - в этом случае танец рассматривался бы как формализованный инструмент, а дети - как объект механического воздействия на них. Воспитание же осуществляется в среде танца, в процессе не только обучения хореографическим навыкам, но и собственно танцевания. Гармонизирующее воздействие на личность, присущее танцу, его способность приводить в системное единство телесные, физиологические свойства человека и его духовные проявления, - вот что позволяет говорить о жизнетворчестве и вот что обуславливает несомненную и непреходящую эффективность эстетического нравственного воспитания детей в хореографических коллективах.

2. Несомненно важным, определяющим пути решения проблемы, поставленной в нашем исследовании, является представление не просто о хореографии как значимом для воспитания личности виде искусства, но о хореографическом коллективе. Предметом нашего исследования не является сопоставление личностных характеристик детей, занимающихся бальными танцами или танцами народными. Но даже на уровне эмпирических наблюдений можно утверждать существенные различия в характерах и поведении тех и других детей: амбициозность, эгоизм, неуживчивость, склонность к самолюбованию присуща детям, занимающимся бальными танцами - и, напротив, психологическая комфортность, дружелюбие, эмоциональная открытость характерна для детей, занимающихся в коллективах народного танца.

3. Понятие жизнетворчества в нашем случае имеет далеко не академический смысл. Ибо для детей любая творческая акция есть инвариант их повседневной жизни, а течение жизни - пусть на бессознательном, неотрефлектированном уровне - есть постоянное творчество, созидание отношений, понятий, предметов.

Самодеятельность - это своего рода синоним жизнетворчества. публичное созидание самих себя и самораскрытие, причем подчас - в большей мере, чем в профессиональном искусстве. Для детей важен акцент: само-деятельность, вне которой бытие ребенка ни в одной из сфер жизненного пространства немыслимо. Художественная среда с особой отчетливостью и с особым разнообразием выявляет те формы жизни, которые характерны для подлинно развивающейся, формирующейся личности. Эта же среда способствует активизации личности как саморазвивающейся системы, творящей не только ценности культуры, но и самое себя.

Вот почему мы предполагаем, что в детском хореографическом коллективе жизнетворчество осуществляется и на уровне обучения детей специальным навыкам, и на уровне общения детей с педагогом и друг с другом. Причем сферой, где жизнетворчество осуществляется, является сфера, традиционно определяемая как «прекрас-ное».

Просмотр содержимого документа
«Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания»

На основании выдвинутой нами гипотезы определились объект и предмет исследования.



Объект исследования: жизнетворчество детей в хореографическом коллективе.

Цель исследования двояка, и заключается она в том, чтобы: определить смысл прекрасного как основы жизнетворчества; установить особенности жизнетворчества в детском хореографическом коллективе.

Конкретные задачи исследования, решение которых позволило доказать гипотезу: проанализировать аксиологию эстетического и нравственного в мировой и русской культурной традиции; выявить художественную ценность танца как сферы прекрасного; определить педагогические аспекты работы детского хореографического коллектива; установить социально-нравственную специфику развития ребенка в хореографическом коллективе.

Методологическую базу исследования составили: философские традиции в области аксиологии, выраженные в признании общечеловеческих ценностей - Красоты, Добра, Истины -основой духовно-нравственного и эстетического развития личности (античные мыслители, Кант, Гегель, Соловьев, Чернышевский, Сартр, Лосев); теория эстетического воспитания, развивающаяся от французских просветителей, мыслителей XVIII века в Германии - Ф. Шиллер - и России - Я.Козельский, М.Ломоносов до России XX в. (Н.Киященко,



JI. Столович) и нашедшая отражение в рамках понимающей социологии (Г.Померанц, Л.Ионин); психолого-педагогические представления о ребенке как творце, субъекте и объекте творчества (Л.Выготский, З.Фрейд); эстетические и искусствоведческие позиции в отношении танца как сферы жизнетворчества (Ф.Ницше, М.Каган, В.Ванслов). Указанные методологические принципы в полной мере адекватны объекту исследования и позволяют применить интегративный научный подход к проблеме исследования.



Новизна исследования состоит в том, что был поставлен вопрос о жизнетворчестве применительно к конкретному детскому хореографическому коллективу и исследована нравственно-эстетическая проблематика его деятельности. Кроме того, новизна связана с обращением -впервые после достаточно длительного перерыва - к проблематике самодеятельного художественного творчества в условиях современной России.



Теоретическая значимость определена постановкой вопроса о жизнетворчестве в аспекте аксиологии прекрасного и решением этого вопроса путем выявления сложных связей между локальными идеями ученых разных эпох относительно специфики танца (пластика, ритм, жест), самодеятельного творчества и места ребенка в субъектно-объектных связях искусства.



Практическая значимость заключается в том, что впервые обобщены нравственно-духовные, художественно-эстетические и социальные результаты деятельности старейшего детского хореографического коллектива г. Ярославля - образцового ансамбля «Радость» Дома культуры ОАО «Красный Перекоп». Проделанное в ходе подготовки диссертации исследование может быть полезно своим эмпирическим материалом педагогам (как хореографам, так и работникам сферы общего образования), работающим с одаренными и всеми остальными детьми. Воссоздание социокультурной ситуации детского творчества в хореографическом коллективе может быть также полезно для понимания перепектив создания олагоприятных условии самореализации детей в художественной сфере.



На защиту выносятся следующие положения: классические принципы человечества, имеющие аксиологическую природу и включающие в себя Красоту, Добро, Истину, способные актуализироваться в современных условиях на материале детского художественного творчества; жизнетворчество проявляется в многообразных культурных явлениях и может быть понято как системная целостность целей, поступков, способов самореализации мысли. Жизнетворчество в эстетической сфере может рассматриваться и как созидание эстетических ценностей, и как актуализация личности творца и личности реципиента. Особую результативность подобное жизнетворчество обретает тогда, когда в качестве его субъекта выступает ребенок; для современной культуры, в соответствии со сложившейся традицией, характерно понимание созидательной силы искусства как не просто инструментального набора умений или предмета наслаждения, но как процесса жизнетворчества; одним из решающих условий осуществления процесса жизнетворчества в детском художественном коллективе является обращение к классическому хореографическому наследию, в частности к фольклорным народным формам; любительские художественные объединения, не без труда сохраняющиеся в новых социально-экономических условиях, способны включать ребенка в отношения взаимного участия и взаимной заинтересованности. Таким образом, они осуществляют своего рода компенсаторную функцию, восполняя дефицит общения и положительных эмоций у детей. Дети обретают нравственно и эстетически мотивированное целеполагание, осуществляя сотворчество в пространстве танца и одновременно - сотворчество в социуме, каковым является для них хореографический коллектив.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!