Конспект урока истории в рамках требований ФГОС второго поколения:
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МОУ ООШ № 11 с. Александровского
Коваленко Л,Н,
Тема: «Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э.»
Класс: 5 «Б»
Предмет: история
Тип урока :комбинированный.
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: - дать общее представление о хозяйственном развитии Греции, рассказать о месте рабов в греческом обществе; продолжать развивать общеучебные навыки.
Основные задачи:
Предметные:
Формировать умение выявлять причины и следствия роста рабства в 5 веке до н.э.
Формировать представление о рабском труде в хозяйстве, на каменоломнях, в богатых семьях.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1. формировать умение ставить цель, принимать решение.
Коммуникативные УУД:
формировать умение учитывать разные мнения;
сравнивать разные точки зрения;
аргументировать свое мнение;
проводить взаимный контроль;
адекватно использовать речь;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Познавательные УУД:
формировать умение проводить анализ,;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию;
сравнивать, рассуждать;
структурировать тексты – выделять главное и второстепенное;
выстраивать последовательность событий.
Личностные УУД:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.
Основные понятия: раб, керамика, порт Пирей, Керамик.
Оборудование: учебник Ф.А.Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира», раздаточный материал, эталоны, презентация.
Ход урока:
Этапы урока | Планируемый результат в области | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы и приемы |
Организационный | Коммуникативный Регулятивный | Включаемость в коллективную работу Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил | Проверка готовности класса к уроку, наличия всего необходимого для урока Повествование о необычности урока (открытый), присутствии гостей. Пожелание всем успешной деятельности. Мотивация учеников к работе. Постановка целей и задач урока(сл.1) | Настраиваются на работу | Вербальный, наблюдение, беседа |
Актуализация | Метапредметные Предметные Коммуникативный | Способность решать простые задачи, способность регулировать свою деятельность Способность применять понятийный аппарат, выделение из общего частное, работать с учебником и историческим источником Учет позиции других людей, включение в коллективное обсуждение вопросов, умение отстаивать свою точку зрения | ЧС чего начнём наше путешествие? (С повторения.) - Почему начать надо с повторения? (То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания.) Повторение проводиться в виде игры «Покупка билета на самолёт». Раздаются небольшие листочки (билеты), задаются вопросы из презентации. Ученики в билетах записывают только ответ. | Отвечают на вопросы. Работают с заданиями на листе. | Проблемный вопрос, беседа Индивидуальная работа |
Изучение нового материала | Метапредметные Предметные Коммуникативный | Способность решать простые задачи, способность регулировать свою деятельность Способность выделение из общего частное, работать с учебником и историческим источником Учет позиции других людей, включение в коллективное обсуждение вопросов, умение отстаивать свою точку зрения. | Предлагает разделиться на группы. Выявление места и причины затруднения. - На какой вопрос вы должны были ответить? (Мы должны были сказать, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, и каково было их положение) Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, и каково было их положение.) Предлагает группам создать свой мини-проект. | Делятся по группам Отвечают все группы. Работают над составлением плана своего проекта. | Проблемный вопрос, фронтальная беседа. Групповая. |
Первичное закрепление (реализация проекта) | | | Заполняют «Дневник путешественника», который должны заполнить в процессе самостоятельной и групповой работы. | Работают с учебником, дополнительными источниками. | Индивидуально-групповая. |
Закрепление | Предметные Коммуникативные Метапредметные | Определять и объяснять свое отношение с точки зрения жителя Греции Умение отстаивать свою точку зрения Умение выделять тезисы «за» и «против» Способность регулировать свою деятельность | Дает задание группам: «Выделите положительные и отрицательные моменты хозяйственной жизни Греции». Самостоятельная работа. | Отвечают по группам. Работают с тестом. | Проблемный вопрос, беседа Индивидуальная. |
Задание на дом | | | Подводит итоги, собирает жетоны, выставляет оценки группам и отличившимся ученикам в группах(сл.13) | На выбор: составить ребусы или кроссворд на 15 слов по изученным ранее темам истории Греции. Всем- § 31. | |
Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)
- Сегодня мы снова отправляемся с вами в виртуальное путешествие. Вспомните, какое древнее государство вы изучаете? (Ответы детей.) ( Греция.)
- Сегодня вы продолжите изучение древнегреческого государства. И надеюсь, что урок пройдёт с пользой для вас.
- Мы будем с вами открывать новые знания. Как вы это будете делать? (Мы определим, что ещё не знаем и самостоятельно построим новые знания.)
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- С чего начнём наше путешествие? (С повторения.)
- Почему начать надо с повторения? (То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания.)
Повторение проводиться в виде игры «Покупка билета на самолёт». Раздаются небольшие листочки (билеты), задаются вопросы из презентации. Ученики в билетах записывают только ответ.
1. Слово «демократия» означает по-гречески …
1) «власть народа»;
2) «власть толпы»;
3) «власть избранных».
Начало демократии в Афинах положил …
Софокл;
Солон;
Перикл.
Остракизм - это вид голосования, при котором решался вопрос …
о начале войны;
о принятии в гражданство Афин;
об изгнании из города на 10 лет.
Назовите имя человека, о котором говорили:
«Будучи знатного происхождения, примкнул к демосу, дабы не заподозрили его в стремлении к тирании. 14 лет подряд побеждал на выборах и оставался первым стратегом. Даже его противники признавали его огромный авторитет. Превратив Афины в богатейший город, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое ему оставил отец. Нарушая афинские обычаи, разрешал жене Аспасии выходить к гостям и принимать участие в спорах. Время его правления вошло в историю Греции как «золотой век».
Патрокл;
Перикл;
Писистрат.
Метеки - это...
рабы;
военнопленные;
свободные люди, не имевшие афинского гражданства.
Проводится проверка по образцу и в соответствии с результатами решают в самолёте на местах какого класса летят учащиеся:
5 правильных ответа – бизнес класс,
4 правильных ответа – 1 класс,
3-2 правильных ответа – эконом класс.
- Что мы сейчас повторили? ( мы повторили как зарождалась демократия в Афинах)
- А когда происходил расцвет афинской демократии? ( во время греко-персидских войн).
- Греко-персидские войны еще привели к росту рабства в Греции, особенно много рабов было в Афинах. И пока мы с вами туда летим, попробуйте ответить на вопросы:
Кто мог быть рабом в Греции? Как становились рабами? Где применялся рабский труд? Каково было положение рабов? Слайд 9
- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? ( не можем ответить, кто мог быть рабом, где применялся рабский труд, как становились рабами, каково было положение рабов)
- У кого есть ответ? Вы уверены в его правильности? В чём ваши затруднения? (Мы не уверены, что правильно определили, мы не можем обосновать свой ответ.)
- У вас возникло затруднение, как к нему надо относиться? (К затруднению надо относиться спокойно, надо остановиться и подумать, почему оно возникло.)
Выявление места и причины затруднения.
- На какой вопрос вы должны были ответить? (Мы должны были сказать, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, и каково было их положение)
Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, и каково было их положение.)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Узнать, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, каков было их положение)
- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Рабство в Древней Греции в 5 веке до н.э.)
- Чем вы можете воспользоваться, т.е., какие средства вы можете использовать при достижении цели? (учебник, интернет, энциклопедия, спросить учителя.)
Сегодня я хочу, чтобы вы попытались использовать один из методов открытия нового знания - это работа с текстом.
У каждого из вас есть эталоны, как это правильно сделать.
Итак, каков же наш план действий? (Составляют самостоятельно план, после чего он выходит в презентации).
Выяснить, кто мог быть рабом в Греции?
Как становились рабами?
Узнать где применялся труд рабов?
Каково было положение рабов?
Реализация построенного проекта.
Работа проводится в парах, читают учебник, обсуждают, каждая пара получает «Дневник путешественника», который они должны заполнить в процессе самостоятельной работы.
Дневник путешественника
1. Греко-персидские войны привели к______________________________________
2. Росту рабства способствовали _______________,____________ и____________
3. Раб выполнял_________________________________________________________
4. Рабы добывали мрамор в ______________, а металл в _____________________
5. Особенно широко рабский труд применялся в ____________________________
6. В Афинах целый район назывался ____________________________________
7. Но расписывали посуду только _________________, раб же занимался лишь_________________________________________________________________
8. Особенно ценились____________________________________________________
9. Труд рабов использовался меньше _____________________________________
10. Рабу доверяли только ________________________________________________
11. Хозяин раба не нес ответственности за__________________________________
12Лишь немногие рабы имели семью и собственное имущество, но должны были хозяину за это _________________________________________________________
13. В этот порт с причерноморских колоний доставляли рабов________________
14.Из Греции же вывозили_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Демонстрация дневников путешественника.
- Вы достигли поставленной цели?
- Вы справились с затруднениями?
Вы много потрудились, побывали в Греции, узнали положение рабов. Теперь нужно заработать на обратный билет.( заполняют билет путешественника, вписывая только правильные ответы).
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Росту рабства в Греции в 5 веке до н. э. способствовало:
греко-персидские войны;
морское пиратство;
оба утверждения верны.
Слово "Керамик" означает …
глиняная посуда;
сухая глина;
район города, где жили гончары.
Главным портом Афинского государства в 5 веке до н. э. считался …
Фалер;
Пропилеи;
Пирей.
Товары, которые вывозили из Афин, - это …
расписная керамика, оливковое масло, вино, оружие;
рабы, зерно, оливковое масло;
зерно, мед, шкуры животных.
Кто имел право расписывать и лепить посуду?
Свободные люди
Рабы
Метеки
Проверка по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Мы вернулись из виртуального путешествия. Что нового вы узнали на уроке?
Какую цель ставили перед собой?
Вы достигли поставленной цели?
Как вы достигли цели?
С какими затруднениями встретились на уроке?
Как вы выходили из затруднения?
Учащиеся оценивают свою работу
Что необходимо сделать тому, кто достиг поставленной цели на уроке?
Нужно ли дома работать тому, кто не достиг поставленной цели? Зачем?
Запишите домашнее задание: §. 31 ответы на вопросы после параграфа (устно), по желанию подготовить сообщение «Жизнь раба в Греции ».