СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Храмы Саракташского района

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые ребята!

 Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья» в формате участия в виртуальных туристических маршрутах по православным святым местам Оренбуржья.

Сегодня мы начнем проходить маршрут «Храмы Саракташского района» Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Храмы Саракташского района»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель и автор курса Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья» в формате участия в виртуальных туристических маршрутах по православным святым местам Оренбуржья.

Сегодня мы начнем проходить маршрут «Храмы Саракташского района» Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


Виртуальный туристический маршрут



  1. Церковь Покрова с. Студенцы.



В 1809 г. образовалось село Студенцы, по названию протекающей по селу реке Студенец. Первый молитвенный дом был построен в 1847 г. В 1861 г. началось строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы, освящена церковь 12 (25 ст.ст.) ноября 1864 года. Церковь холодная, с колокольней обнесена деревянной решетчатой оградой. Здание типа восьмерик на четверике с луковичным куполом (132 кв. м.), с боковыми притворами (1894 г.), небольшой трапезной и шатровой колокольней.

В 1921 году в селе выгорела большая часть домов, но церковь сохранилась. В 1936 г. церковь закрыта. В 1930-е годы активисты новой власти пытались его разрушить. Все жители села, от малого до старого, вышли на его спасение, заявляя со слезами: «Стреляйте в нас, а мы разрушить не дадим!». Иерей Алексей Капитонов осужденный тройкой НКВД по Оренбургской власти 10.10.1937 г. был расстрелян. Только в годы ВОВ в 1941-1945 гг. в церкви чуть больше года было зернохранилище. По распоряжению СНК СССР №10947-с от 20 мая 1944 г. она опять стала действующей, священником был Георгий Хлуденев1. В храме единственный исторический дореволюционный иконостас сохранившийся в Оренбургской области с обетными иконами казаков. Святыней храма является чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница» с частицами мощей.

В начале 50-х годов в церкви служил священник Фома Ветров, его жену звали матушка Елена. В 60-е годы – отец Федор и матушка Полина. В 70-80-е годы служил отец Павел и матушка Зоя. 25 октября 1994 г. по указу митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондарь) игумен Викторин (Радута) стал настоятелем Покровского храма в селе Студенцы. Из воспоминаний иеромонаха Викторина: «Примерно сто пятьдесят лет назад население с. Студенцы состояло из казаков и было числом около тысячи человек. Один из жителей села, находясь на войне, попал в такое тяжелое положение, что уповать оставалось лишь на чудо. Этот воин стал усердно молиться Богородице, взывая о заступлении, и дал обет: в случае спасения построить храм у себя на родине. Чудо произошло. Казак увидел явление Светоносной Жены. Она вывела воинов в безопасное место и, прощаясь, сказала, что будущая церковь простоит долго. Так, усилиями чудесно спасенного казака, в с. Студенцы возникла небольшая прямоугольная церковь, освященная в честь праздника Покрова Божией Матери в воспоминание Ее заступничества». При храме возникла монашеская община (двое иноков, одна инокиня, монах Софроний, иеромонах Венедикт, архимандрит Викторин). Община обрабатывает около 300 га земли, полностью обеспечивая себя сельхозпродуктами. Церковная сельскохозяйственная земля составляет более 300 гектаров. Для ее обработки имеется сельхозтехника – грузовые автомобили, пять тракторов, два крана, сеялки, культиваторы, сенокосилки, картофелесажалки и картофелеуборщик, зерногрузчики, зерноочиститель. Община выращивает зерновые культуры, которые потом идут на муку и корм для скота. На ферме общины: четыре десятка коров, 90 свиней, 200 овец, гуси, индюки, кролики. Построены совместными усилиями: четыре корпуса для жилья трудников (три по 450 кв. м, один 800 кв. м, подвалы общей площади 510 кв. м); складские помещения 550 кв. м; столярная и слесарная мастерские, столярный и электросварочные цеха, укомплектованные техникой; два коровника на сто голов; два свинарника на 300 голов; склад и омшаник для 150 пчелосемей; хоздвор площадью 10 га; ангар и навес для зерновых; гаражи для грузовых и легковых автомобилей.

Решением исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов №158 от 02.07.91 г. храм признан памятником культурного наследия.



2) Церковь св. ап. Иоанна Богослова (с.Черный отрог, ул. Ленинская, 23).



Село основано в 1827 г. казаками - переселенцами из Центральной России (Воронежской, Рязанской, Харьковской губернии) и изначально состояло из двух поселений (Кочубеевка и Чёрный Отрог). Храм во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был построен в 1848—1849 гг. на основании благословенной грамоты от 11.12.1846 г. Преосвященным Иоанникия, епископа Оренбургского и Уфимского на средства прихожан2. Деревянная холодная церковь с колокольней на каменном фундаменте построена в честь ознаменования поступления казаков станицы в Оренбургское казачье войско и освящена 2 ноября 1850 года3. Назван храм по просьбе жителей – переселенцев из сел Левая Россошь и Аношкино Воронежской губернии, где апостолу был посвящен престольный праздник. Трехколокольный храм Черноотрожского прихода имел сорок квадратных сажен земли, одновременно вмещал триста сорок прихожан. Согласно легенде, при освящении храма были посажены лиственницы, возле церкви самим архиепископом оренбургским.

Первый священник Борщев Иоанн Иоаннович, 1800 г.р., выпускник Пензенской семинарии. Отец Иоанн был награждён грамотой в 1849 году за «неутомимое ревностное прохождение пастырской обязанности во время холеры». Диаконом церкви 4 мая 1849 года был поставлен Григорий Иванович Романов, 1814 г.р., сын дьячка крепости Тоцкой. Пономарём был Василий Васильевич Боголюбов. Притч на 1873 г. состоял из священника, дьякона и псаломщика и жил с 1851 г. в собственных домах. В 1854 году священником в храме стал Венедикт Иванович Кибардин, дьякон Григорий Иванович Доманов и пономарь – Иван Дмитриевич Введенский4. С 1866 по 1902 г., почти сорок лет (до своей кончины, похоронен за алтарем) служил в храме Николай Васильевич Пикторинский, (1843 – 06.05.1905 г.), выпускник Уфимской Духовной семинарии. Награжден набедренником в 1874 г., скуфьею в 1891 г., камилавкой в 1900 г., серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III» в 1902 году. Второе надгробие за алтарем - священника храма Дмитрия Ивановича Введенского (1809 - 06.01. 1884 г.). С 1905 г. настоятель храма до 1930 г. Василий Николаевич Пикторинский (09.01.1874 г.р.). Псаломщик в храме с 29.11. 1903 г. Андрей Стефанович Воронцовский, сын диакона, 1842 г.р.



При храме с 1851 г. действовала воскресная школа с библиотекой. Состав прихода на 1868 г – 2278 человек5. В приходе открыто церковно – приходское попечительство в 1891 году. Церковная женская школа грамоты открыта 1 ноября 1898 года (22 девочки, учительница - Анна Леонтиевна Заикина). Священник вел Закон Божий в казачьих школах (мужской и женской).

Храм 23 мая 1935 г. закрыт комиссией при Президиуме Оренбургского облисполкома, в здании было зернохранилище, потом размещался райком партии. С 1932 по 1934 г. настоятель храма, иерей Вечерко Федор Леонтьевич, расстрелян 23 июля 1937 г.

26.10.1993 г. храм вновь освящен митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием (Бондарь). Настоятелем стал протоиерей Геннадий Корниенко, служащий в храме по настоящее время (2019).

Новое здание храм святого апостола и евангелиста Иоанна возведёно при непосредственном участии В.С. Черномырдина в 1996 году. Освящение храма 6 сентября 1996 года совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На колокольню были подняты и установлены одиннадцать колоколов из города Каменс-Уральска. Самый большой колокол имел массу 660 кг.


В 2005 году храм был расписан художниками-иконописцами из Свято-Успенской Киево-Печёрской лавры. Старое здание храма (ул. Ленинская, 23) стало после 1996 г. крестильной и для воскресной школы. В 2007 году храм посетил митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, нынешний патриарх Московский и вся Руси. Ктиторами храма является семья Черномырдиных. В 2006 году в храм был передан ковчег с 78-ю частицами мощей киево-печёрских святых, икона с частицами мощей святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, икона с частицами мощей оптинских старцев. С 2002 г. при приходе действует детский православный лагерь «Светоч», принимающий ежегодно более 300 детей.


  1. Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия п. Саракташ


Православная община в с. Саракташ начала действовать с 1943 г. В начале 1948 г. архиепископ Чкаловский и Бузулукский Мануил (Лемешевский, †1968) освятил молитвенный дом (ул. Ленина, 69), первый настоятель общины – протоиерей Феодот Безногов.



Протоиерей Феодот Безногов


В 1949 г. молитвенный дом забрали под школу. С 1958 г. по 1961 г. в Саракташе действовал храм праведного Симеона Верхотурского (ул. Победы, 43), изъятый под детские ясли. В 1989 г. верующим вернули здание, которое в забирали под школу. В октябре 1990 г. – здание, где были ясли. Архиепископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь, †1999) направляет в Саракташ священника Николая Стремского, который служит в Покровском молитвенном доме.


Храм св. прав. Симеона Верхотурского, 1958 г.

С ноября 1990 г. начинает действовать воскресная школа. 17 апреля 1991 г. был учреждён Дом Милосердия как структурное подразделение Свято-Покровского прихода (количество подопечных к 1995 г. выросло до 25 человек). 25 сентября 1992 г. освящен храм Симеона Верхотурского и построено начальной общеобразовательной церковноприходской школы. В 1992 году в семью были приняты 15 малышей-сирот в возрасте от полутора до семи лет, оставшихся без опеки родственников. Число детей постепенно стало насчитывать 70 человек (26 усыновлены, остальные – находятся или находились под опекой). При приходе начинает действовать пекарня, швейная мастерская, подсобное хозяйство с домашней живностью. Осенью 1994 г. освящены Дома Милосердия в честь святителя Николая и целителя Пантелеимона. Весной 1996 г. в Обители был воздвигнут памятный Крест, на подножии которого размещены мраморные таблички с именами священнослужителей, монахов и мирян, пострадавших за православную веру в Оренбургской области в годы советской власти.

Обитель посетили: 6 сентября 1996 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


17 августа 2006 г. в Свято-Троицкой Обители Милосердия состоялся монашеский постриг и образуется женская монашеская община. 31 августа 1997 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием были освящены: трёхэтажное здание Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского (120 учебных мест), 8 сентября 1997 г. освящение домовой церкви во имя святителя Николая Чудотворца; в 1998 г. освящение семейного детского жилого корпуса, 16 декабря 1998 г. освящён Богоявленский храм.

17 сентября 1999 года было завершено сооружение колокольни в память 2000-летия Рождества Христова. 30 сентября 1999 г. Покровский приход п.Саракташ получил статус Свято-Троицкой Православной благотворительной Обители Милосердия.

При этом главный престол нижнего храма освящён в честь святого праведного Симеона Верхотурского. Первую Литургию здесь 25 сентября 2002 года совершил архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин. Нижний храм Свято-Троицкого собора был освящён митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином 9 апреля 2006 года, а полностью собор – 10 января 2010 года.




Сейчас при Обители действуют: Православная гимназия и воскресная школа; образованы сестричество, община монашествующих, имеются швейная мастерская, просфорня, небольшое подсобное хозяйство, ведётся издательская деятельность.

23 апреля 2007 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Губернатор Оренбургской области Юрий Александрович Берг вручил отцу Николаю и матушке Галине Стремским государственные награды – Ордена «Родительская слава».


Семья Стремских


В 2012 г. завершилось строительство надвратного храма преподобного архимандрита Вадима Персидского, торжественное открытие которого было приурочено к 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года и состоялось на день Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября). В боковых колоннах храма, которые образуют Святые врата – новый главный вход в Обитель Милосердия – расположены: иконописная мастерская, иконная лавка, просфорня, выпекающая не только просфоры, но также хлеб для насельников Дома Милосердия и детей семьи Стремских, православная библиотека, которая открыта для всех жителей Саракташа. Завершилась также роспись водосвятной часовни-купальни в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (освящена 6 мая 2012 года, на праздник Георгия Победоносца). В 2017 г. освящен храм в честь святых Царственных страстотерпцев и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской.



  1. Церковь Михаила Архангела при Свято-Андреевском мужском монастыре в селе Андреевка.



Деревня Андреевка основана в 1780 гг. поручиком Петром Дмитриевичем Крашенинниковым (1759–1819), сыном заседателя оренбургского совестного суда, и получила своё название по имени первенца основателя – сына Андрея Петровича (1780–1812).

Писатель В.И. Даль сделал графический рисунок андреевского поместья Крашенинниковых-Циолковских.


Постройка церкви началась в 1898 г. на средства губернского секретаря Михаила Алексеевича Чистозвонова (староста храма до 1906 г.) по плану, утверждённому в губернском строительном отделении, и окончена постройкой 30 августа 1901 г., 24 сентября освящена с благословения Преосвященнейшего Владимира, епископа Оренбургского и Уральского благочинным священником Александром Гумилевским в сослужении трех священнослужителей6.

Снаружи теплый каменный храм с колокольней выложен обливным кирпичом двух цветов (белого и шоколадного). Куполы церкви и колокольни выкрашены нежной небесно-голубой краской, а верхние маленькие куполы посеребрены. Храм расписан стенной росписью. Иконостас работы Оренбургского иконостасного мастера Овсянникова выкрашен бледно-фиолетовой и белой краской с позолоченной резьбой. Иконы писаны московскими мастерами и представляют собой копии с икон известных мастеров. Церковный двор окружён красивой оградой с чугунными колоннами и железной решёткой, основание её сделано из облицовочного кирпича. 19 сентября 1905 г. Чистозвонов сделал крупное пожертвование – 15 000 руб. церкви и 5000 руб. в пользу местного причта – «вечным вкладом в банк для пользования процентами с их капиталов»7.

Храмоздатель обеспечив церковь достаточной утварью, ризницей, капиталом. Пожертвовал для причта 40 десятин земли (усадьба - 2 десятины, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, школьной - 4 десятины), выстроил для священнослужителей каменные дома с надворными деревянными строениями, построил каменное здание для мужской и женской церковно-приходских школ, придав ей четыре десятины земли. На горе за храмом была построена часовня во имя святителя Николая. В 1909 г. построен деревянный дом для просфорни. Церковная библиотека насчитывала 95 томов. При церкви были две церковноприходские школы - мужская и женская и смешанная одноклассная в деревне Марьевке. На школу отпускалось в 1917 году 705 рублей уездных денег от епархиального училищного совета, в ней училось - 58 мальчиков, 49 девочек. Старостой в 1916 году был крестьянин Осип Николаевич Кузнецов.

Священником церкви с 13.04.1914 г. служил Борис Андреевич Гудков, закончивший курс Оренбургской духовной семинарии. Псаломщик-диакон Андрей Алексеевич Надеждин, закончивший Оренбургское духовное училище в 1875 году. В просфорной работала с 1904 года вдова священника Серафима Виссарионовна Покровская, 48 лет. В с. Андреевка на 1917 год насчитывалось 125 дворов, мужчин 404, женщин 414. Количество прихода с прилежащими деревнями - 2304 человека8.

В воскресные и праздничные дни по окончанию вечерней службы проводились духовные чтения для народа. М.А. Чистозвонов удостоен был архипастырского благословения и ордена св. Анны 3-й степени, похоронен за алтарём у стен храма.


Священник Михаило-Архангельской церкви Григорий Комаров с семьёй,

начало ХХ века


Службы шли в храме до 1930 г, когда священник Григорий Комаров был арестован и расстрелян. На восточной стороне от храма, на горе, сооруженная часовня св. Николая в память спасения от железнодорожного крушения царя Александра II была взорвана. Церковь приспособили под колхозный зерносклад.

В 1992 г. благочинный Саракташского округа протоиерей Николай Стремский остановил разрушение храма и начал восстановительные работы. Михаило-Архангельский приход в селе Андреевке был зарегистрирован 23 апреля 1992 года.

Когда владыка Леонтий впервые приехал в Андреевку, то перед въездом в село остановился, вышел из машины, поднял руки к небу и воскликнул: «Боже мой, какая красота! Оказывается, у меня в епархии все святые места сошлись: вот гора Афон, Елеон, Фавор, Ермон». Так, с лёгкой руки владыки, и до сих пор называют эти Андреевские сопки.

Во время своего посещения Оренбургской епархии в сентябре 1996 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер, †2008), благословил преобразовать основать в с. Андреевка мужской монастырь. С 10 сентября 1996 г. начались ежедневные службы Свято-Андреевской иноческой общины схиархимандрита Серафима (Томина, 21.11.1923–20.01.2013).



Оренбургский областной музей изобразительных искусств пожертвовал Свято-Андреевскому монастырю две старинные иконы: «Глава Иоанна Предтечи» и Божией Матери «Утоли моя печали» афонского письма. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил обитель иконой апостола Андрея Первозванного греческого письма с частицей мощей святого. В братском корпусе, в бывшем доме священника в селе Андреевка была освящена домовая церковь во имя святаго апостола Андрея Первозванного.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 1998 года монашеская община была преобразована в Свято-Андреевский мужской монастырь.


Духовником монастыря до своей кончины состоял схиархимандрит Серафим, похоронен на территории монастыря, за алтарём храма Архангела Михаила.

За время существования обители был полностью отреставрирован храм Архистратига Божия Михаила, построен новый двухэтажный деревянный братский корпус на 15 келий с вместительной трапезной, сооружены надворные постройки, осуществлён капитальный ремонт зданий бывшей церковно-приходской школы, дома священника и игуменского корпуса, подведён газ, построена новая ограда монастыря, завершено строительство объездной дороги, построена столярная мастерская, завершена роспись нового иконостаса Андреевского храма. С 2008 г. наместник монастыря - игумен Евлогий (Савин). Андреевский монастырь – одно из наиболее посещаемых паломниками мест оренбургской земли.

Постановлением Законодательного Собрания области от 06.10.98 г. № 118/21 – ПЗС храм с прилегающим комплексом строений (дом священника, палатки, школа) является памятником культурного наследия.


5. Спасская церковь села Спасского


Фото Спасского храма (1933 г.)



Всего один храм в Оренбургской области имеет статус историко-архитектурного памятника федерального значения – это храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Спасском Саракташского района согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 624 от 04 декабря 1974 г.

Село Спасское основано сподвижником А.В. Суворова генерал-майором Павлом Дмитриевичем Мансуровым, которому «за оказание многих услуг Отечеству»9 высочайше были пожалованы земли в Оренбургском крае. Разрешение на строительство храма было получено по Указу императора Александра I и Святейшего Синода только 23.06.1804 года по ходатайству генерал-лейтенанта Александра Павловича Мансурову.

Строительство храма длилось на протяжении десяти лет и закончено в 1814 г. уже женой А.П. Мансурова Анной Николаевной и дочерью Софьей Александровной. Первую службу в храме отслужили, когда Наполеон брал Москву 2 (14) сентября 1812 г., когда народ молился о победе русского оружия против французов10.

15 июля 1815 г. храм был освящен благочинным протоиереем Стефаном Львовым, и был выдан антиминс священнику Якову Анциферову 28 июня 1815 г.

Спасская церковь стоит у главной дороги и обращена к нему северным фасадом. Здание церкви расположено в центре села Спасское, на пересечении главной сельской дороги и ул. Заречной. Возле северного фасада растут столетние сосны и лиственница середины XIX, которые являются живыми свидетелями событий XX века, разрушения и восстановления храма. Согласно архивным данным: каменное здание церкви длиной в 16 саженей (1 сажень – 213,36 см.), высотой до карниза в 3 сажени и высотой колокольни в 7 саженей,(12) она была обеспечена всей необходимой церковной ризницею и серебряною утварью, иконостасом, книгами. Придел в храме один в честь Нерукотворного Спаса Христова, престольный праздник 16 (29) августа. Церковь «изрядно украшена, благолепна по обычаю греко-российской Святой Церкви». Обнесена она была деревянною оградой. В 1816 г. выполнена роспись. Первоначально церковь не отапливалась, и лишь к 1859 г. были устроены три кирпичные печи с дымоходами. Дома для церковнослужителей были построены на территории помещичьей усадьбы, за неимением церковной земли. Вокруг церкви был посажен прекрасный сад, обнесенный кованной изгородью. Для церковно-священнослужителей была построена усадьба. Рядом находилась сторожка. Колокольня располагалась с правой стороны, в ней находился один огромный колокол (набатный), два больших (баса), два средних (альты) и два маленьких (дисконты), что создавало прекрасное созвучие колокольного звона при богослужениях. Церковь состояла из храма, алтарной части, трапезной и колокольни с притворами. Здание храма выполнено в русском классическом стиле зодчества.

Сохранившаяся часть памятника представляет собой четверик, алтарь и трапезную с общими размерами в плане 24,4x10,3, увенчанные куполом со шлемовидной главкой на цилиндрическом барабане. С западной стороны сохранились фундаменты колокольни и трапезной. Центральная часть представляет собой симметричный двусветный объем в виде четверика, на северном и южном фасадах которого расположены четырехколонные портики дорического ордера. Четверик переходит в барабан четырехскатной кровлей. На барабане расположены 12 окон с полуциркульными перемычками и обрамлением. По верху барабана проходит тянутый антаблемент. Барабан завершается деревянным куполом, увенчанным маленькой шлемовидной главкой на цилиндрической шее.

С западного и восточного фасадов находятся трапезная и алтарная части, чуть суженные по отношению к четверику. Алтарная часть с восточного фасада декорирована четырехколонным портиком дорического ордера на клинчатых кирпичных перемычках по железным полосам. Трапезная, симметричная по объему с алтарной частью, с западной стороны продолжалась узким переходом, решенным в виде колоннады с четырьмя круглыми дорическими пилястрами ¾. В основе плана композиции церкви – квадрат, описанный вокруг проекции купола. Четверик с барабаном и куполом вписываются в прямоугольник со сторонами равными удвоенному квадрату четверика. Карниз подкупольного барабана делит высоту храма в отношении золотого сечения. Это же соотношение наблюдается между радиусом и высотой барабана. В свою очередь расстояние от верха креста до основания главки делится в соотношении золотого сечения верхом подкрестного шара. Таким образом, пропорции золотого сечения присутствуют в композиции храма от построения объемного решения до проработки архитектурных деталей.

Церковь по всему периметру выложена блоками из песчаника. Оконные и дверные проемы по четверику, трапезной и алтарной части объединены в два яруса неглубокими нишами. В окнах установлены металлические решетки – верхнем уровне – крещатого рисунка звеньев, в окнах второго уровня – квадратными ячейками. Обрамление окон образовано рамочными тянутыми наличниками. Окна перехода из основной части храма к колокольне решены с полуциркульной перемычкой. Круглые гладкие колонны завершаются белокаменными капителями. На четверике за фронтами южного и северного фасадов и над скатами кровли над трапезной и алтарной частью расположены прямоугольные вытянутые по горизонтали ширники.

Внутренняя поверхность барабана разделена на два яруса широким тянутым поясом. Барабан завершает антаблемент с гладким фризом и карниз с мутулами. Профилированная, окрашенная в белый цвет тяга обрамляет прочную часть проема барабана и продолжается по простенкам, образуя замкнутый криволинейный пояс. В центре купола храма – изображение голубя в окружении золотистого сияния, символизирующего Святого Духа, спускающегося на молящихся в храме. Ниже по куполу восемь фигур Архангелов на фоне неба (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил). Простенки между окнами барабана расписаны фигурами двенадцати апостолов, учеников Христа в реалистической манере иконописи, над ними лики ангелов. На нижней части барабана с северной стороны – фреска, изображающая Рождество Христово. Над западной аркой, со стороны храма – изображение апостола Иоанна Богослова и Богородицы с левой стороны от него. Остальные фрески в настоящее время малоразличимы.

Утраченная колокольня, завершающая композицию церкви со стороны западного фасада, состояла из четырех ярусов и завершалась небольшим куполом. Нижний ярус имел трехчастную структуру, боковые крылья которой завершаются фронтонами под двускатной кровлей. Четверик колокольни переходит в барабан через четырех скатную кровлю и восьмерик. На световом барабане колокольни – восемь оконных проемов с полуциркульной перемычкой. Таким образом, можно перечислить архитектурно-художественные особенности Спасской церкви как памятника истории и культуры: соответствие архитектурных форм храма православной символике и традициям византийско-русского зодчества; применение как главного принципа золотого деления в архитектуре храма; фресковая живопись храма; историческая судьба храма и захоронения; включенность храма в природный ландшафт.

Библиотека в храме была открыта в 1820 г. (96 томов). Прихожан на 1898 г. числилось 3125 человек, включая крестьян деревень – Андреевка, Бурунча, Сокулак, Орловка, Новоселки11.

Первым священником храма в августе 1808 г. назначен Стефан Быстрицкий. С августа 1815 г. в ней служил священник Симеон Васильев Тимашев. Священник вел с 1816 г. метрические книги, где записывались все рождения, венчания, смерти в вверенном ему приходе. Священникам по указу Анны Николаевны Мансуровой положено было денежного жалования 250 руб. в год. Одним из выдающихся священников храма на протяжении ХIХ в. стал Иоанн Иоаннович Пономарев священнический сын. В Спасскую церковь назначен 21 февраля 1864 г. На протяжении 30 лет он один крестил, венчал и отпевал свой приход, насчитывавший около полутора тысяч человек. За свое служение он был награжден: набедренником (6 августа 1855 г.), бронзовым крестом на Владимирской ленте в память Крымской войне 1853 – 56 гг., архипастырской благодарностью с похвальным листом за деятельное участие в образовании крестьянских девочек (21 апреля 1861 г.), благословением Святейшего Синода (19 июля 1861 год), бархатною фиолетовою скуфьею (1864 г., 1877 г.), наперсным крестом от Священного Синода (15 апреля 1878 г.), орденом Святой Анны третьей степени (15 мая 1883 г.), архипастырским благословением за ревностное исполнение пастырских обязанностей Преосвященным Епископом Макарием (3 марта 1887 г.), грамотой Священного Синода (10 апреля 1880 г.), Архипастырским благословением Преосвященного епископа Макария с выдачей свидетельства (9 апреля 1889 г.), возведен в сан протоиерея Преосвященным Макарием, епископом Оренбургским и Уральским в Софийской церкви Оренбургского епархиального женского училища (17 сентября 1889 г.)12.


Священно-церковнослужители Храма Спаса Нерукотворного Образа.


Священники храма

Годы служения

Стефан Быстрицкий

1808 -

Семеон Васильев Тимашев (1787 г.р)

1815 — 1833

Андрей Георгиев Албанов (1800 г.р)

1833 – 1839

Матвей Алексеев Соколов (1808 г.р)

1839 — 1852

Василий Андреев Пальмов (1828 г.р)

1852 — 1864

Иоанн Иоаннович Пономарев

1864 — 1905

Порфирий Моисеевич Кожевников

1905 – 1914

Сергей Константинович Вознесенский (1879 г.р.)

1905 – 1913

Семен Александрович Страхов (1879 г.р.)

1913 – 1914

Симеон Георгиевич Беляев

1914 – 1916

Владимир Петрович Горизонтов

1916 – 1926

Диаконы храма


Пармен Дмитриев (1776 г.р)

1818 — 1844

Иван Васильев Лапидовский(1814 г.р.)

1844 — 1862

Николай Захарович Круглополов

1862 — 1886

Григорий Никифоров

1886 -

Иоанн Григорьевич Хилков


Дьячки храма


Филлип Иванов

1815 — 1824

Василий Михайлов Соколов

1824 -

Иван Васильев Полканов

1849 -

Василий Васильев Косогоров

1861-


Для контроля и обеспечения жизни церкви было открыто 3 ноября 1891 г. церковно-приходское попечительство, в котором состояли: священник, два псаломщика-диакона, а также волостной старшина Спасской волости, церковный староста, два сельских старосты и восемь человек прихожан. После пожара 1880 г. на церковные средства был выстроен священнический дом с надворными постройками, у псаломщиков дома были общественные, деревянные, крытые соломой. В 1908 г. был построен на церковные средства дом для диакона.

В 1886 г. было построено при церкви на церковные средства церковно-приходская школа, с отдельною квартирою для учителя, а также дом для просфорни. На 1893 г. в ней обучалось 42 мальчика и 22 девочки, начало занятий было с октября. 4 сентября 1891 года наставницей Епархиального Училищного совета была определена окончившая курсы прогимназиии при Оренбургской Духовной семинарии Елена Ксенократова. В селе Спасском было две школы – церковно-приходская и земская. В церковно-приходской школе учились на 1916 г. 45 мальчиков и 15 девочек. Каждый пятый крестьянский ребенок в селе Спасском был обучен грамоте согласно переписи 1897 г.

Храм закрыли в 1930 г., была разрушена колокольня, крест с которого так и не смогли снять. В 1974 г. крест снесло молнией. Такие же случаи невозможности снять крест трактором имели место в селе Андреевка Саракташского района и в селе Черноречье Оренбургского района в 1933 г. Иконы часть сожгли, часть использовали для свинарника как доски, могилы у алтаря осквернены, чугунная ограда разобрана, часть которой удалось сохранить до настоящего времени. Была утрачена половина росписей в храме и иконостас.

Последним священником до закрытия церкви при Советской власти в 1930 году был Горизонтов Владимир Петрович. Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским он был возведен в сан диакона 10 мая 1916 г. к Спасской церкви, а 31 мая 1916 г. Преосвященнейшим Леонтием, епископом Кустанайским в сан священника. С 1916 г. по 1921 г. служил в с. Спасском. С 1926 г. в с. Ново-Петровском Петровского района, где и был арестован в 1928 г., повторно 13 января 1931 г. Обвиненный в контрреволюционной деятельности, он не признал ложное обвинение на себя и отказался дать показания на других лиц.

Отец Владимир пострадал вместе со священномучеником Макарием Квиткиным, который канонизирован в 2000 г. Архиерейским собором РПЦ [13]. Заседанием тройки при ПП ОГПУ СВК от 26 марта 1931 г. он осужден к расстрелу по ст. 58 -2 УК. Они были расстреляны вместе с 33 священниками и монахами, по числу лет Христа, в Великую Пятницу перед Пасхой 5 апреля 1931 г. в 04 ч. 25 мин. и погребены в безвестной братской могиле рядом с вечным огнем на проспекте Победы на старом кладбище г. Оренбурга. Таким образом, понятным становится духовная роль священства в воспитании молодого поколения, которому показывает пример героического служения обществу, нравственный пример веры и трудолюбия.

Храм в советское время использовался под зерносклад. Реставрационные работы по заказу Министерства культуры Оренбургской области проводились с 2011 по 2014 г. (к 200 летнему юбилею храма). 8 ноября 2012 г. в храме прошел молебен на освящение крестов над храмом, который совершали благочинный Саракташского округа протоиерей Николай Стремский13.

Настоятель храма, иерей Александр Геннадьевич Мельников, служит в с. Спасском с 2008 г. в молитвенном доме, а также окормляет храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в поселке Покурлей. Службы в храмах ведет по неделям поочередно в субботу и воскресенье, в случае церковных праздников, службы ведутся среди недели. Во время праздников количество прихожан в селе Спасское значительно возрастает за счет приезжающих из соседних сел и деревень.


Современный вид храма, 2016 г.


На сегодня экскурсия окончена. Предлагаю закрепить материал и ответить на вопросы!


Практические занятия.

Составление схемы маршрута с указанием исторических и архитектурных особенностей храмов:

1) Церковь Покрова (1864 г.) (с. Студенцы);

2) Церковь св. ап. Иоанна Богослова (1850 г.) (с. Черный отрог);

3) Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия п. Саракташ;

4) Церковь Михаила Архангела (1901 г.) (с. Андреевка);

5) Спасская церковь (1812 г.) (с. Спасское).


Ответьте по выбору на контрольные вопросы:

  1. В каком деревенском храме сохранился единственный исторический дореволюционный иконостас в Оренбургской области?

  2. Какую роль играли обетные иконы казаков, приведите исторический пример.

  3. Кто является ктитором нового храма св. ап. Иоанна Богослова в с. Черный отрог, кто его освящал в 1996 г.?

  4. Какая самая большая семья в России, сколько в ней детей?

  5. Какие социальные функции выполняет Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия п. Саракташ?

  6. В каком храме находится Патриаршья икона греческого письма святаго апостола Андрея Первозванного, первого крестителя Руси. Что вы знаете о житии апостола?

  7. Какой храм построил М.А. Чистозвонов и где он похоронен?

  8. Перечислите архитектурные особенности Спасской церкви как памятника федерального значения. Перечислите пропорции золотого сечения в композиции храма от построения объемного решения до проработки архитектурных деталей.

  9. Когда была отслужена первая служба в Спасском храме и о чем молились прихожане?



Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1




1 ГАОО. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 98. Л. 308.

2 ГАОО. Ф.173, Оп. 9, Д.275. Л.2.

3 РГИА. Ф.796. Оп.127. Д.2079-33. Л.1.

4 Булатова Р.С., Рахимова Н.И. и [мн. др.]. Летопись земли Саракташской. – Оренбург, 2016. –С. 234.

5 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 635. Л. 9.

6 ГАОО. Ф.172. Оп.9. Д.1843. Л.2.

7 Баклыков В. Свято-Андреевский мужской монастырь. // Край Оренбургский: стопами Православия. – Оренбург, 2006. – С.192.

8 ГАОО. Ф.172. Оп.9. Д.1768. Л.78.

9 Чумаков М.М. История села Спасского. Рукопись в школьном музее села Спасского.

10 ГАОО. Ф.173, Оп.1. Д. 868, Л. 15.

11 ГОАА. Ф.173. Оп.9.Д.635.Л.37 об.

12

13 Новости с сайта Оренбургской митрополии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.oepress.ru/krestyi_nad_hramom_12.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!