СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Храмы Шарлыкского и Пономаревского района

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые ребята!

 Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья» в формате участия в виртуальных туристических маршрутах по православным святым местам Оренбуржья.

Сегодня мы начнем проходить маршрут «Храмы Шарлыкского и Пономаревского района» Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Храмы Шарлыкского и Пономаревского района»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель и автор курса Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья» в формате участия в виртуальных туристических маршрутах по православным святым местам Оренбуржья.

Сегодня мы начнем проходить маршрут «Храмы Шарлыкского и Пономаревского района» Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


Виртуальный туристический маршрут

Храмы Шарлыкского и Пономаревского района


  1. Михайло-Архангельский церковь (Шарлыкский района, с. Шарлык, ул. Советская, д.1А).



Село Шарлык Оренбургской области было создано в 1809 году крестьянами переселенцами из Рязанской губернии у реки Шарлык. В 1925 году село переименовали в Шарлык. Слово «шарлык» в переводе с башкирского языка «шар», означает труднопроходимую, болотистую местность. Вокруг села Шарлык всегда росло много лыка, из него местные крестьяне плели лапти. Строительство Михайло-Арханельской церкви в с. Михайловское (ныне с. Шарлык)1 Оренбургского уезда началось в 1818 г. и завершилось в 1830 г.2 Жители села купили для церкви иконы, ризы, одежду для священников, стихари, посеребренные сосуды, потир с позолотой, дискос, звезду, кадило, водосвятную чашу и другую утварь.

В результате перестройки Михайло-Архангельской церкви в с. Михайловское с 1888 г. по 1896 г. построено каменное здание, с каменной колокольней и оградой. В церкви три престола: главный (в среднем приделе) – во имя Святого Архистратига Божия Михаила (освящен в 1896 г.); второй (в правом приделе) – во имя Святого Чудотворца Николая (освящен в 1898 г.); третий (в левом приделе) – во имя Святого князя Александра Невского (освящен в 1901 г.). Старанием церковного совета, открытого в 1909 г. в с. Михайловское священником Александром Полотебновым, церковь была расписана внутри художником Дмитриевым3 из Оренбурга.

Причт по штату на 1912 г. состоял из двух священников и двух псаломщиков. Казенного жалования членам причта полагалось: 1-му священнику 141 рубль 12 копеек в год; 2-му священнику 96 рублей в год; 1-му псаломщику 35 рублей 28 копеек в год; 2-му псаломщику 48 рублей в год. Кружечных доходов за 1912 г. получено 2000 рублей. Четыре дома (один каменный, двухэтажный и три деревянных), построенных прихожанами для членов причта в период с 1886 г. по 1896 г., являлись собственностью общества. Усадебной, пахотной и сенокосной земли при Михайло-Архангельской церкви на 1912 г. во владении церкви находилось 160 десятин земли4.

На базарной площади с. Михайловское при Михайло-Архангельской церкви находилась часовня во имя Святого Преподобного Серафима Саровского и действовали школы: образцовая одноклассная церковно-приходская школа (1904 г. постройки) при второклассном церковно-приходском училище; женская одноклассная церковно-приходская школа. Училище и школы размещались в собственных зданиях5.

Табынская икона Божией Матери пребывала в с. Михайловское с 1869 г. по 1915 г. 14 раз.

Михайло-Архангельская церковь в с. Шарлык закрыта в 1932 г. Разобран центральный купол и колокольня, большая часть фресок замазана краской или соскоблена. Здание бывшей церкви подверглось капитальной перестройке, и с 1935 г. в нем расположился районный Дом культуры, в одной половине которого установили стационарный звуковой кинотеатр.

Жители с. Шарлык обратились в 1948 г. к уполномоченному Совета по делам РПЦ по Чкаловской области с ходатайством об открытии церкви, но получили отказ6.

Решение вернуть здание церкви с прилегающей территорией религиозному обществу РПЦ с. Шарлык принято администрацией Шарлыкского района в июле 1992 г.7 На основании приказа отдела культуры администрации Шарлыкского района 1 марта 1993 г. здание районного дома культуры безвозмездно передано Шарлыкской религиозной общине.

Первую службу в Михайло-Архангельской церкви провел 18 апреля 1993 г. настоятель Свято-Андреевского мужского монастыря схиархимандрит Серафим (в миру Томин Михаил Константинович). Первым настоятелем Михайло-Архангельской церкви после ее открытия 1 февраля 1994 г. назначен священник Анатолий Семенюк8, который служит до настоящего времени. Второй клирик храма на 2019 г. иерей Святослав Непотачев.

Фасад церкви отреставрирован в 1999 г. Основной купол выстроен в 2000 г. С возведением колокольни к 2001 г. восстановлен первоначальный облик церкви. ного купола освящен 19 ноября 2000 г., а 21 ноября, в престольный Шарлыкский праздник, на Михайлов день, установлены купол и маковка купола с крестом. Центральный придел церкви освящен 9 декабря 2012 г. полным архиерейским чином митрополитом Оренбургским и Саракташским Валентином.


Вид Михайло-Архангельской церкви, 1993 г.


  1. Церковь Параскевы Пятницы (Шарлыкский район, с. Кармалка, пер. Библиотечный, 2).



Село Кармалка Шарлыкского района было основано переселенцами из Рязанской губернии в 1830 году. Село расположено на реке Кармалка, притоке реки Шарлык. Речку Кармалку укрывали вязы, поэтому село и река получили название Кармалка, что в переводе с татарского означает вяз («карама»).

Параскевинская церковь в с. Кармалка Оренбургского уезда построена в 1901 г. усилиями прихожан9. Здание церкви каменное, с каменной колокольней и крышей, покрытой железом. Позже вокруг церкви построили каменную ограду с кованой решёткой. В церкви один престол – во имя святой мученицы Параскевы. Первым священником в 1901 г. назначен Дмитрий Федорович Руднянский. Церковный причт по штату на 1911 год состоял из священника и псаломщика. Казенного жалования членам причта полагалось 400 рублей в год. Во владении церкви находилось 40 десятин земли. Деревянные дома для священника и псаломщика являлись собственностью прихожан10.

Одноклассная церковно-приходская школа при Параскевинской церкви находилась в отдельном здании и содержалась за счет Оренбургского уездного отделения (360 рублей в год). От сельского правления на содержание школы выделялось 100 рублей в год. В 1911/1912 гг. в ней обучались 68 мальчиков и 14 девочек11.

Параскевинская церковь закрыта в 1931 г., в 1935–1936 гг. сняты купола, колокола и кресты. После закрытия здание церкви использовалась под зернохранилище12.

Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР (протокол № 7 от 24 июня 1989 г.) зарегистрировано религиозное общество Русской православной церкви в с. Кармалка Шарлыкского района Оренбургской области с передачей ему в пользование пустующего здания церкви для молитвенных целей. Инициатором восстановления церкви и образования общества был Николай Филиппович Хорошилов, ставший председателем исполнительного органа религиозного общества. В ноябре 1989 г. председателем религиозного общества, после смерти Н.Ф. Хорошилова, избрали Ивана Захаровича Гришаева. Восстановление церкви началось в 1990 г. Первым настоятелем храма великомученицы Параскевы после его открытия в сентябре 1990 г. стал отец Анатолий (Анатолий Константинович Семенюк)13.


Проект на постройку деревянной церкви во имя великомученицы

Параскевы в с. Кармалка Михайловской волости Оренбургского уезда.

1896 г. ГАОО. Ф. 11. Оп. 9 а. Д. 284. Л. 65.


Решением исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов № 158 от 2 июля 1991 г. здание церкви с. Кармалка Шарлыкского района было поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области14. Настоятель на 2019 г. протоиерей Анатолий Константинович Семенюк.

Иоанно-Предтеченская церковь (1902 г.) в с. Кармалка поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области решением исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов от 02.07.1991 г. № 158 (Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 16.09.1998 г. № 118/21-ПЗС; Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 29.12.2015 г. № 29884-р (561510393060005).



  1. Покровский мужской монастырь Салаватской епархии (Федоровский район, с. Дедово).



Разрушенный собор обители.


Обитель находится недалеко от села Дедова и деревни Новомихайловки. Образована обитель инициативой храмоздателей, местных помещиков Эннатских 30 сентября 1893 году. Высочайше утверждено определение Святейшего Синода об учреждении при селе Прасковьине (ныне д. Новая-Михайловка) Стерлитамакского уезда Дедовской волости учреждена была женская община в честь Покрова Пресвятыя Богородицы.


Надгробный памятник Эннатским — Дмитрию Васильевичу (1840-86) и Софии Владимировне (урожденной Россинской) (1849-99).


Первый деревянный храм появился здесь через год, Он был освящен 29 июня 1894 года епископом Уфимским и Мензелинским Дионисием (Хитровым) в память Святителя Николая Чудотворца.

В феврале 1898 г. община была обращена в женский монастырь, торжественно открытый 2-3 сентября епископом Иустином (Полянским). В 1912 г. освящен кирпичный Покровский собор.

В монастыре подвизалась Евдокия Яковлевна Суханова, приняла постриг в монахини с именем Евникия. Родилась и умерла в с. Сенцовка Шарлыкского района (1 марта 1820 - 1 марта 1935 г.). В 1919 году матушка Евникия приняла великую схиму с именем Зосима. В двух километрах от монастыря она ископала источник, от которого болящие стали получать исцеление. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней во имя Пресвятой Троицы. Причислена к лику местночтимых святых 11 июня 2006 года, святые мощи находятся в Покровском мужском монастыре.



В конце 1917 г. монастырский хутор был разграблен. В начале 1923 г. монастырь закрыт, имущество реквизировано и расхищено, обитель преобразована в «трудовую коммуну», тем не менее, до 1924 г. церковь продолжала действовать. В последующем (до 1952 г.) в зданиях размещались: склад, колония, ШКМ, школа трактористов, а во время ВОВ – детский дом для эвакуированных детей. Деревянные монастырские корпуса были разобраны и перевезены в Федоровку и Дедово под разные учреждения. В 1971-76 гг. на земле монастыря был построен пионерский лагерь «Ашкадар». По ходатайству епископа Никона 19 июля 2000 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было благословлено открытие на территории поруганной женской обители Покровского мужского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни. 1 января 2005 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия был назначен наместником Покрово-Эннатского мужского монастыря в с. Дедово игумен Николай (Чернышов).



В настоящее время в монастыре построены: надвратный храм в честь иконы Божьей Матери «Иверская», венчальный храм княгини Ольги, крестильный храм князя Владимира, большой трапезный храм Архангела Михаила, гостиница для паломников.



  1. Церковь Казанской Божьей Матери (Шарлыкский район, с. Зобово).




Деревянный Казанский храм в с. Зобово



Жители с. Зобово Оренбургского уезда просили епископа Оренбургского и Уфимского о постройке каменной церкви с 1816 г.; 6 сентября того же года Святейший Правительствующий Синод разрешил строительство15. Казанско-Богородицкая церковь в с. Зобово построена и освящена в 1826 г. усилиями местных жителей16. Здание церкви – каменное, с каменной колокольней и оградой. Престол в церкви один – во имя Казанской Божией Матери.

На церковной площади в 1889 г. построена часовня в память о чудесном спасении российского императора Александра III17. Причт по штату на 1900 г. состоял из священника, дьякона и двух псаломщиков. Пахотной и сенокосной земли причту отведено 25 десятин. Члены причта жили в деревянных общественных домах. Казенного жалования причту полагалось 224 рубля 40 копеек в год. Доходы от исполнения треб составляли до 700 рублей в год. Хлебная руга членам причта не полагалась18.


Рисунок и чертеж Казанской церкви в с. Зобово Оренбургского уезда, 1816 г. ГАОО. Ф. 173. Оп. 1. Д. 997. Л. 8 об-9.


Церковь в 1906 году перестроили. Церковь кирпичная, двухпрестольная: один престол освящен во имя Казанской иконы Божьей Матери, второй – во имя Димитрия Солунского. Строительством занимался назначенный в 1901 году выпускник Оренбургской духовной семинарии, молодой иерей о. Иаков Маскаев, служил в храме до 1923 года. 29 июля 1937 года, будучи архиепископом Барнаульским, Иаков (Маскаев) был расстрелян в органах НКВД и Юбилейным Собором 2000 года прославлен в лике святых новомучеников.

Казанско-Богородицкую церковь в с. Зобово закрыли в 1930 г. Сначала здание пустовало, позднее его приспособили под зернохранилище19.

26 марта 1948 г. решением уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Чкаловской области А. Черновалова ходатайство жителей с. Зобово 25 июня 1947 г. об открытии церкви снято с рассмотрения20.

Решением исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов от 2 июля 1991 г. № 158 церковь Казанской Божией Матери поставлена на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области21.



Восстановление церкви в с. Зобово началось в 1994 году. Заместитель председателя церковно-приходского совета Екатерина Ивановна Беломытцева организовала сбор средств среди жителей села. С помощью спонсоров стены церкви оштукатурили изнтри, восстановили крышу, возвели купола и колокольню, установили кресты. Восстановленную церковь и главный престол освятили в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Сохранился фрагмент росписи на внутренней западной стене храма. Также в храм внесли несколько спасенных местными жителями икон исторического иконостаса.


  1. Церковь свят. Николая Чудотворца (Пономаревский район, с. Пономаревка, ул. Коммунистическая, дом 49/1).




В южной части с. Пономаревка Бугурусланского уезда в 1871 г. построена Николаевская деревянная церковь22. Первоначально церковь приписана к Казанско-Богородицкой церкви с. Пономаревка. Здание церкви – холодное, деревянное на каменном фундаменте, с деревянной колокольней и крышей, покрытой железом. Вокруг церковь обнесена деревянной оградой. Позднее построена кирпичная, более вместительная церковь, освящённая 21 октября 1907 г.

По штату на 1902 г. церковный причт состоял из священника и псаломщика, содержание которого оценивалось как «достаточно хорошее»23.

Между прихожанами Николаевской церкви с. Пономаревка и Пономаревским волостным Советом рабочих и крестьянских депутатов 30 ноября 1920 г. заключен договор о надлежащем использовании церковного здания верующими жителями села. Согласно договору верующие «обязались беречь имущество церкви, использовать его только для отправления религиозных обрядов, составить подробную опись данного им имущества»24.

На заседании церковного совета Николаевской церкви с. Пономаревка 7 мая 1922 г. принято решение об оказании посильной помощи государству в борьбе с голодом и передаче части серебряной церковной утвари в Пономаревский волисполком25.

Николаевская церковь в селе Пономаревка закрыта решением общего собрания граждан в 1930 г., здание церкви передано для районного Дома культуры. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. здание церкви использовалось под зернохранилище. После войны здание освободили от зерна и приступили к ремонту для использования под Дом культуры26. Храм разобран частично в 1956 г.27. Храм стал восстанавливаться с 1991 г. На 2019 г. настоятель храма иерей Сергий Пашков.

Решением Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов № 158 от 2 июля 1991 г. и постановлением Законодательного Собрания области от 06.10.98 г. № 118/21- ПЗС здание бывшей Николаевской церкви с. Пономаревка Пономаревского района поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области28.



  1. Церковь Казанской Божьей матери в с. Пономаревка.



Казанско-Богородицкая церковь в с. Пономаревка Бугурусланского уезда построена в 1816 г. и освящена 26 августа 1816 г.29 в знак благодарности за Божественное заступничество в Отечественную войну 1812 года, в честь славной победы воинов России над Наполеоном. Здание церкви и колокольня каменные, с крышей, покрытой железом. Строительства церкви обошлось в 9000 рублей30.

В селе Пономарёвка Богородицкая церковь была возведена из калёного кирпича, снаружи и внутри оштукатурена. Строители вели тычковую кладку, когда на фасаде были видны тычки, короткие грани кирпичей. Уложены они таким образом, что все вертикальные швы перекрывались вышележащими кирпичами. Этот способ, применяемый в основном с XIX века, считался более сложным, но и более прочным. Тычковая кладка церкви обеспечивала не только возможность использования половинок кирпича, но и полностью провести штукатурку и внутри, и снаружи здания. Высота церкви вместе с колокольней, составляла 24 метра 14 см., наибольшая ширина 9 м. 23 см., высота до карниза 10 м. 65 см. Колокольня церкви располагалась в два яруса общей высотой до верха карниза 12 м. 78 см. Сверху здание было покрыто железом и венчалось одной главой с куполом. Внутри церкви имелся иконостас длиной 7 м. 81 см. и высотой 8 м. 52 см. Вокруг здания была выстроена невысокая каменная ограда. Общая оценка строения, включая колокольню и иконостас, составляла 5 тысяч рублей. Богородицкая церковь была построена в северной части села, к востоку от кладбища.

Церковный причт по штату 1816 г. состоял из священника, дьякона и двух причетников. В связи с увеличением прихода в 1823 г. открыт второй штат. Содержание причта оценивалось как достаточно хорошее. Земли для церкви отведено 132 десятины. Старший священник жил в доме, построенном прихожанами, младший священник в собственном доме, дьякон и причетники в общественных квартирах. Церковь располагала библиотекой в 213 томов. В 1840 году в Пономарёвке открывается церковно-приходская школа, в которой около 20 лет преподавал диакон церкви Варфоломей Фенелонов. В храме служили священники: Алексей Благовещенский, Алексей Сергиевский, Вениамин Архангельский, Пётр Леонидов, Павел Третьяков, Фёдор Лентовский, Павел Бирюков. В 1894 году вновь открывается одноклассная смешанная церковно-приходская школа, в которой стало обучаться 50 мальчиков и 19 девочек. В начале сентября 1895 года Преосвященный Гурий впервые посетил Пономарёвку, осмотрел Богородицкую церковь и одобрил желание прихожан строить новый более вместительный храм. Потребность в нём была большая: по первой переписи населения в России 1897 года в Пономарёвке проживало 5115 жителей, 98 процентов из них составляли православные христиане.

Новая кирпичная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построена в с. Пономаревка в 1900 г. и освящена 7 октября того же года. Большой вклад в строительство церкви внесла семья крестьянина Николая Александровича Рогачёва, изготовившая кирпич.

В с. Пономаревка действовала церковно-приходская школа, в которой по состоянию на 1902 г. обучались 47 мальчиков и 7 девочек31.

Проект на постройку каменной церкви в селе Пономаревка Бузулукского уезда. 1902 г. ЦГАСО. Ф. 1. Оп. 12.

Д. 4235. Л. 5-6.



Церковь в с. Пономаревка закрыта в 1930 г., здание использовалось под зернохранилище32. Чкаловский облисполком решением от 8 октября 1945 г. № 1284 отклонил ходатайство жителей об открытии церкви в с. Пономаревка33. Согласно решению Пономаревского райисполкома от 4 марта 1954 г. № 103 церковное здание передано райпищкомбинату под механическую мельницу. Здание церкви в 1962 г. использовалось Пономаревским райпотребсоюзом34.

Решением Оренбургского облисполкома № 158 от 2 июля 1991 г. здание Казанско-Богородицкой церкви с. Пономаревка Пономаревского района поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области35.

Храм начинается восстанавливаться с 1990 г. Вновь освящен великим освящением в 1996 году. Настоятелем храма на 2019 г. является протоиерей Василий Иванович Кибалюк, второй клирик иерей Сергий Бондаренко.


Практические занятия.

Составление схемы маршрута с указанием исторических и архитектурных особенностей храмов:

  1. Михайло-Архангельский церковь (Шарлыкский района, с. Шарлык, ул. Советская, д.1А);

  2. Церковь Параскевы Пятницы (Шарлыкский район, с. Кармалка, пер. Библиотечный, 2);

  3. Покровский мужской монастырь Салаватской епархии (Федоровский район, с. Дедово);

  4. Церковь Казанской Божьей Матери (Шарлыкский район, с. Зобово);

  5. Церковь Николая Чудотворца (Пономаревский район с. Пономаревка, ул. Коммунистическая, дом 49/1);

  6. Церковь Казанской Божьей матери (Пономаревский район с. Пономаревка).


Ответьте по выбору на контрольные вопросы:

  1. Откуда происходит название «Шарлык»?

  2. Сколько раз была чудотворная Табынская икона Божией Матери в с. Михайловское? Расскажите о крестном ходе с иконой.

  3. Расскажите о небесном покровителе храма в с. Кармалка Оренбургского уезда - святой мученицы Параскеве?

  4. В каком мужском монастыре находятся мощи преп. Зосиме Эннатской? Какие чудеса происходили по молитве святой?

  5. В каком храме Шарлыкского района с 1901 по 1923 г. служил свщмуч. Иаков (Маскаев), оренбургский архиерей (1924-1925 гг.)?

  6. Какие чувства испытывали верующие, посещая церковь свят. Николая Чудотворца в с. Пономаревка, который с 1930 по 1991 г. использовался как Дом культуры?

  7. В честь какого события освящена Казанско-Богородицкая церковь в с. Пономаревка Бугурусланского уезда?



Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1


1 Православные исторические храмы Оренбуржья. / сост. В.А. Рубин и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2019. – С.432-434.

2 РГИА. Ф. 796. Оп. 98. Д. 1259. Л. 1 об – 2.

3 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1528. Л. 193 – 200 об.

4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1528. Л. 194.

5 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1701. Л. 2 – 10.

6 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 128. Л. 87.

7 Архивный отдел администрации Шарлыкского района. Ф. 131. Оп. 1. Д. 4. Л. 32.

8 Храните свои сердца… //Ведомости Оренбургской митрополии. 2016. № 8 (авг.). С.12.

9 Православные исторические храмы Оренбуржья. / сост. В.А. Рубин и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2019. – С.444 - 445.

10 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1656. Л. 146 – 152.

11 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1701. Л. 187 – 193.

12 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 349. Л. 100.

13 Архивный отдел администрации Шарлыкского района. Ф. 131. Оп.1. Д. 9. Л. 29 – 37.

14 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 2433. Л. 137 – 140.

15 РГИА. Ф. 796. Оп. 97. Д. 835. Л. 1, 20 – 22.

16 Православные исторические храмы Оренбуржья. / сост. В.А. Рубин и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2019. – С.425-427.

17 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1528. Л. 332 об.

18 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1528. Л. 332.

19 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 349. Л. 99.

20 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 80. Л. 25.

21 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 2433. Л. 137 – 140.

22 Православные исторические храмы Оренбуржья. / сост. В.А. Рубин и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2019. – С.335-336.

23 ЦГАСО. Ф. 356. Оп. 1. Д. 367. Л. 15 об.

24 ГАОО. Ф. Р. 910. Оп. 1. Д. 378. Л. 73 – 74.

25 ГАОО. Ф. Р. 910. Оп. 1. Д. 378. Л. 65 – 65 об.

26 ГАОО. Ф. Р. 617. Оп. 1. Д. 3. Л. 103.

27 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 78. Л. 1 – 32.

28 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 2433. Л. 137 – 140.

29 Православные исторические храмы Оренбуржья. / сост. В.А. Рубин и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2019. – С.327-329.

30 РГИА. Ф. 796. Оп. 98. Д. 140. Л. 2 об.

31 ГАОО. Ф. 173. Оп. 7. Д. 1089. Л. 1 – 10.

32 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 101. Л. 61.

33 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 3. Л. 63 – 65.

34 ГАРФ. Ф. Р. 6991. Оп. 2. Д. 349. Л. 110.

35 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 2433. Л. 137 – 140.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!